Рефераты. Российское общество 19-20 веков - (реферат)

p>Человек, который предается старцу, связан святым послушаниемна всю жизнь. Старчество состоит в искреннем духовном отношениидуховных детей к своему духовному отцу или старцу. Преподобные Каллист и Игнатий сформулировали пять признаковтакого искреннего духовного отношения :

1) Полная вера к своему наставнику и предстоятелю. 2) Истина, - говорить правду перед ним всегда и везде, не лгать ни словом, ни делом. 3) Не исполнять ни в чем своей воли, а стараться во всем ее отсекать; то есть ничего не делать по своему желанию, а всегда и во всем искать совета своего наставника и пред стоятеля. 4) Не прекословить и не спорить, так как "прекословие и спор- ливость бывают от рассуждения с неверием и высокомудрием". 5) Совершенное и чистое исповедание грехов и тайн сердечных. Св. Кассиан Римлянин говорит: "Невозможно впасть в бесовскуюпрелесть тому, кто живет не по своему хотению и разумению, а понаставлению старцев. Не может лукавый враг посмеяться над неопы-тностью того, кто не привык по причине ложного стыда скрывать всевозникающие в его сердце помышления" (Собеседование 2-е о рассу-ждении, глава 10). О важности этого послушания повествуют многие древние случаии легенды.

В Прологе 15 октября повествуется: "В ските был монах, который в продолжение многих лет был послушлив своему отцу; нако-нец, по зависти бесовской отпал от послушания, и без всякой бла-гословной причины ушел от старца презрев и заперещение; ибо онимел от старца запрещение на непослушание. Пришедши в Александ-рию, он был схвачен тамошним князем и принуждаем был отречься отХриста, но остался непоколебим в твердом исповедании веры и заэто был мучен и предан смерти. Христиане того града взяли телонового мученика, положили в раку, и поставили оную в святой храм, но в каждую литургию, когда дьякон возглашал: "елицы оглашенныеизыдите", рака с телом мученика, к удивлению всех, невидимою си-лой выносилась на паперть, а по окончании литургии сама собоюпоставлялась опять в храме. Один Александрийский вельможа молилсяо разрешении этого недоумения, и ему открыто было в видении, что - 7 -замученный монах был ученик такого-то старца, и за непослушаниебыл связан от него; как мученик, он получил венец мученический, акак связанный запрещением старца не может оставаться при соверше-нии Божественной службы, пока связавший не разрешит его. Тогда жеотыскан был и старец, который пришел в Александрию и разрешилсвязанного от запрещения. С того времени рака уже никогда не тро-галась со своего места. " Путь старческого "окормления" во все века христианства приз-нан всеми великими пустыннослужителями, отцами и учителями Церквисамым надежным и удобнейшим из всех, какие были известны в Хрис-тианской Церкви. Старчество процветало в древних египетских и па-лестинских киновиях (общежительных монастырях), впоследствии на-саждено на Афоне, а с востока перешло и в Россию. Но вскоре, привсеобщем упадке веры и подвижничества, оно понемногу стало прихо-дить в забвение, так что многие даже стали отвергать его как нео-фициальный, а значит, незаконный, еретический придаток церкви.

Вконце XVIII столетия старчество было уже практически искоренено вРоссии вследствие тяжелых гонений на старцев, которые, как нистранно, были. Забытое как проявление высокой духовной жизни Церкви, "венецдуховных подвигов" ее, старчество возродилось в России, и главнымобразом в Оптиной Пустыни, под влиянием великого старца, архи-мандрита молдавских монастырей Паисия Величковского (1722-1794) иего учеников. Паисий родился в России, учился в Киевской Академии. Он дол-го искал духовного руководства на Украине, перешел во Валахию, наАфон и, затем, в Молдавию. Под его влиянием возродилось в правос-лавии стремление к внутреннему подвигу и непрестанной молитве. Онс великим трудом собрал на Афоне и перевел с греческого языка наславянсий творения аскетических писателей, в которых содержитсяучение о монашеском житии вообще, и, в особенности, о духовномотношении к старцам. Паисий Величковский воспитал множество под-вижников, которые принесли его заветы и в Россию. В России старчеством прославились следующие обители: Саровс-кая Успенская пустынь, Флорищева Успенская пустынь, Голгофо-Ра-пятский скит Соловецкого монастыря, Валаамский Спасо-Преображенс-кий монастырь, а также скиты Троице-Сергиевой Лавры и Смоленская - 8 -Зосимова пустынь (в ней старчество укоренилось тоже благодаря со-действию митрополита Филарета Московского) В чиноположении своем относительно иноческого жития Козель-ская Введенская Оптина пустынь, вместе с немногими пустыннымирусскими монастырями, имеет ту особенность, что в ней, по примерудревних обителей и Афонских киновий (общежительных монастырей), снекоторого времени ведено старчество.... XVIII век был очень трудным для всего русского народа и дляЦеркви тоже. Последняя четверть этого века может быть по справед-ливости названа периодом настоящего оскудения обители. В течениеэтого периода число братии, населявшее Пустынь, не только не пре-вышало положенных по штату семи, а даже порой не доходило до не-го. К 1770 году в монастыре остались лишь 2 монаха, а иеромонахбыл "невидящий глазами". О трагическом состоянии Пустыни говорити тот факт, что всего за несколько лет у обители сменилось четыренастоятеля - ни один из них не видел возможным поднять на ногиобнищавший монастырь, который еле мог совершать Божественнуюслужбу. Вскоре Оптина Пустынь понесла еще одну потерю: преставил-ся белый священник, и сам настоятель был вынужден отправлять свя-щеннослужение без чреды. Эти события были уже последними свидетельствами упадка и ос-кудения Оптиной обители. В 1795 году Бог смилостивился над пус-тынью: высокопреосвященный Платон, митрополит Московский и Ка-лужский, обратил свой отеческий взор на нужды обители. Говорят, что ему очень понравились леса, окружающие Оптину. Красота этогоместа помогает человеку на его пути к Богу, возбуждает в немстремление к уединению и молитве. Историю Оптиной Пустыни после обновления можно разделить напять периодов.

1796-1829 "В 1796 году преосвященный митрополит Московский Платон, по-сещая пустынь сию, признал место сие для пустынно-общежительствавесьма удобным; почему и решился оное тут учредить, по образуПесношского монастыря. А дабы сколько можно успешнее провестипредположение сие в самое исполнение, то просил он у Песношскогонастоятеля строителя Макария дать ему для сего способного челове- - 9 -ка, каковым и признан иеромонах Авраамий. Он, пришед на местосие, застал тут несколько монашествующих, а строение, кроме со-борной церкви, все деревянное, и то обветшалое и т. д. " (Из Исто-рии Российской Иерархии). Этот самый иеромонах о. Авраамий, до своего назначения быв-ший огородником, ввел в обители примерный внутренний порядок, чемснискал себе уважение и почтение всего окрестного населения. Помере увеличавшихся от того средств, занялся и материальным ус-тойством обители, при помощи пожертвований Боголюбивых граждан. Авраамий был вместе и учредитель, и зодчий. В 1801 году "за отличные услуги обители к общей пользе", Ав-раамий произведен в игумена Лихвинского Покровского Доброго мо-настыря, с управлением в то же время и в Оптиной. Но вскоре не-мощь, а также и опасение, чтобы не нарушилось заведенное им в Оп-тиной благоустройство, заставили о. Авраамия отказаться от новогодостинства. Преосвященный удовлетворил его просьбу, и он по преж-нему был оставлен начальствовать только в одной Оптиной Пустыни, но уже в игуменском сане. 1797 год был достопамятен для всех русских обителей милости-вым вниманием к ним императора Павла Петровича. По указа от 18декабря, Оптина Пустынь, в числе прочих, получила по 300 рублей вгод "на вечные времена". Сверх того пожалована Пустыни мукомоль-ная мельница и пруд. Эта царская милость не мало способствоваланачальному благоустойству обители.

Шли годы. Авраамий, будучи уже даже в преклонном возрасте, не оставлял своего доброго дела. По ходатайству преосвященногоФеофилакта, епископа Калужского, благочестивый монарх (теперь ужеАлександр Павлович) согласился на прошение отца Авраамия. С 1764года в Оптиной не разрешалось содержать более семи человек, ноэта священная обитель привлекала много богомольцев. По указу Свя-тейшего Синода, Пустыни разрешено прибавить еще двадцать три че-ловека. Восполнив такми образом главнейший недостаток в Оптиной Пус-тыни, Авраамий не ослабевал, а трудился и трудился, приумножаябогатства его обители. Еще больше возрастало заслуженное им рас-положение калужских архипастырей. Епископы Евлампий и Евгенийоказывали особенное благоволение к Оптиной пустыни. ПреосвященныйЕвлампий даже желал провести в обители остаток своих дней, и спе - 10 -циально для него была построена особая келья. Бог судил о. Авраамию насладится плодами своих начинаний итрудов. После достопамятного 1812 года, когда он еще раз проявилсебя замечательным настоятелем, достойным игуменского звания, о. Авраамий прожил еще несколько лет, любимый и уважаемый всеми вобители. Занявшие его место не менее о. Авраамия заботились о благо-состоянии и духовной жизни этой обители. С каждым годом монастырьвсе разрастался и разрастался. Росло и его влияние в миру. Очень важной вехой в истории Оптиной пустыни был приход квласти митрополита Филарета, который поддерживал установлениестарчества в монастыре.

Как любитель безмолвной пустынной жизнион весьма много покровительствовал пустынной обители Оптиной, не-редко посещая ее, проживая иногда (во время постов) по целым не-делям. Именно он основал в 1821 году при пустыни скит во имя Св. Иоанна Предтечи, первого "новоблагодатного" пустынножителя. Фила-рет позвал туда отшельников их Рославльских лесов - Моисея и Ан-тония, а также трех других монахов. Это были праученики ПаисияВеличковского, который видел в старчестве важнейший способ воз-рождения душ человеческих. В 1829 году старчество было введено ив Оптиной, при содействии ее тогдашнего настоятеля, о. Моисея. Оптина пустынь была последней обителью, где ввели старчество. Иименно в этой пустыни оно пережило свой расцвет. Оптина Пустынь знаменита своей заботой о неимущих, сиротах, приемом паломников, своими школами и госпиталями. Богослужения вобители дились по 8 часов, что состовляло по словам о. СергияЧетверикова "университет для русского народа". Но от бесчисленно-го множества таких же монастырей Оптину отличает именно исключи-тельное влияние ее старцев. Старчество в Козельской Введенской Оптиной пустыни было вве-дено позже всех перечисленных выше старческих обителей.

Нам из-вестны имена, наверное, всех старцев, живших в Оптиной за всю не-долгую ее историю: иеросхимонах Лев (Наголкин; ум. 1841), иерос-химонах Макарий (Иванов; ум. 1860), схиархимандрит Моисей (ум. 1862), иеросхимонах Амвросий (Гренков; ум. 1891), иеросхимонахИосиф (Литовкин; ум. 1911), схиархимандрит Варсонофий (Плеханков; ум. 1913), иеромонах Анатолий (Зерцалов; ум. 1894), иеромонах - 11 -Анатолий (Потапов; ум. 1922), иеромонах Нектарий (ум. 1928). В наши дни их подвиг продолжал живший в Караганде схиархи-мандрит Севастиан (Фомин; умер он 19 апреля 1966 года). 1830-1861 Это период истинного расцвета Оптиной во всех отношениях. Материальное достояние Пустыни значительно поправилось. К 1862году Оптинское братство простиралось уже до 150-ти человек, в томчисле одних иеромонахов было 20. Но не об одном внешнем устроенииобители и численности братий заботился о. архимандрит Моисей, бывший пустынножитель Рославльских лесов.

Благочиние и продолжи-тельность церковных служб, все внешние и внутренние порядки Опти-ной Пустыни, весь теперешний ее духовный строй - все это устано-вилось и утвердилось в настоятельство о. Моисея. Введением стар-чества о. Моисей упрочил и на будущие времена благоустройство иблагосостояние Оптиной пустыни. Первым старцем Оптиной был иеросхимонах Леонид (в схиме Лев, ум. 1841). С 1839 года Оптина Пустынь начала заниматься изданием обще-полезных духовных книг, в особенности свято-отеческих писаний (вславянском и русском переводах). Первыми потрудившимися в Оптинойнад изданием таких сочинений были жившие в Оптином ПредтечевомСкиту, иеросхимонах Иоанн и монах Порфирий Григоров. Иеросхимонах Иоанн, который до этого принадлежал к сообщест-ву раскольников, и потому подробно знавший все их рассуждения, стараясь искупить свой грех, за десять (1839-1849) лет написал ииздал шесть книг. обличавших неправоту раскольнических "мудрство-ваний". Одновременно с иеросхимонахом Иоанном, другой Оптинскийинок, о. Порфирий Григоров издал жизнеописания некоторых замеча-тельных духовных лиц: схимонаха Феодора, настоятеля Синаксарскойобители Феодора Ушакова, Петра Алексеевича Мичурина, Пустынножи-теля Вассилиска и других; помимо того письма Задонского затворни-ка Георгия, имевшего уже несколько изданий. Но самая активная издательская деятельность началась спустясемь лет, с 1846 года, под руководством знаменитого старца о. Ма-кария (Иванов, ум. 1860). И опять же, за этим Богоугодным деломстоит замечательный русский политик и священнослужитель - митро- - 12 -полит Филарет Московский. Иеросхимонахи Леонид и Макарий были учениками учеников вели-кого старца Паисия Величковского, игумен Антоний и архимандритМоисей имели духовное общение с его учениками. Поэтому издатель-ские труды Оптиной начались именно с этого знаменитого молдавско-го старца. Были изданы его жизнеописания, а затем и многочислен-ные его переводы, а также собственные сочинения. Но, с разрешения митрополита Филарета, братия Оптиной Пусты-ни занималась не только изданием переводов Паисия Величковского, но также переводила сама и издавала знаменитые творения "великихврачевателей душ человеческих": преп. Варсонофия Великого и Иоан-на Пророка, аввы Дорофея, Петра Дамаскина, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Феодора Студита, Анаста-сия Сунаита, святителя Иоанна Златоуста. Книгами, изданными оп-тинскими старцами, руководствовались в своей духовной жизни мно-гие поколения русских людей. Митрополит Филарет Московский (Дроздов) и профессор Московс-кой Духовной Академии протоирей Феодор Голубинский, бывший цензо-ром оптинских изданий, дали высокую научную оценку этим трудамстарцев Оптинской обители. По мнению автора, издательская деятельность Оптиной была да-леко не менее значительной, чем духовная деятельность ее старцев. В наше время, да и тогда уже, люди не способны отправиться в па-ломничество, бросить все и уйти ради спасения своей души. Поэтомутак важны в нашем духовном образовании книги, тем более, такихвеликих и опытных людей. К тому же, разговор, даже со старцем -явление временного действия, а книги, - они, как ни смотри, посравнению со словами, вечные. 1862-1891 Управление игумена Исаакия и, в Скиту, - старчество иеросхи-монаха о. Амвросия, духовное влияние которого распространилось повсей России. Этот замечательный старец являет собой лучший примерверующего, старца и, просто, настоящего человека. О. Амвросий, вернее Александр Михайлович Гренков, родился в1812 году в духовной семье в селе Большая Липовица Тамбовской Гу-бернии. Он окончил духовное училище и духовную семинарию городаТамбова. Он очень хорошо учился, веселый был, живой, за что его и лю- - 13 -били все окружающие. Естественно, что о монашестве Александр вдетстве и не думал. Но в предпоследнем классе семинарии будущийо. Амвросий тяжело заболел. Врачи были неумолимы в своем диагно-зе: этому молодому человеку ничего больше не светило в этой жиз-ни. Александр знал, что он умирает, что болезнь его неизлечима. Аумирать ему не хотелось. Отчаявшись, он с просьбой к Богу: далобет, что, если победит болезнь Божьей милостью, то посвятит емуспасенную его жизнь - уйдет в монастырь. И, как уважаемый чита-тель уже догадался, он поправился наперекор всем словам врачей. Окончил семинарию и имел несколько дальше путей в жизни. Онмог выполнить свое священное обещание, мог продолжить учебу в Ду-ховной Академии или получить хороший приход своей епархии. Алек-сандр Гренков был человеком этого мира и не хотел класть на плахуголову своей светской жизни и свободы. Он поступил домашним учи-телем в помещичью семью, прожил в ней два года. За этот долгийсрок он хорошо изучил нравы и обычаи различных слоев общества, что помогло ему в его дальнейшей жизни, дав богатый материал дляразмышлений и осознания смысла и устройства жизни. В 1838 году Александр Михайлович получил место преподавателяв Липецком Духовном Училище и скоро познакомился со всем неболь-шим и гостеприимным населением этого городка, где его полюбили завеселый характер, глубокий, ясный ум и обаяние. Приглашения наобеды сыпались на молодого учителя, и у него было очень мало лич-ного времени.

Но, оставаясь наедине со своими мыслями, он страдалот угрызений совести и чувства невыполненного долга. В 1839 году в селе Троекурово старец Илларион сказал Алек-сандру: "Иди в Оптину и станешь опытным". Никого в городе не пре-дупредив и никому не сказав ни слова, он исчез. Прибыл в обитель8 сентября 1839, все еще терзаемый могучими сомнениями, от кото-рых его избавил только оптинский старец о. Леонид. Гренков остал-ся в обители, отрезав себе дорогу обратно тем, что не вернулся доназначенного ему училищем срока. В 1840 году он был принят в число официальных послушников. Через год он поступил по руководство великого старца Макария. Этого обаятельного человека любили оба старца и вся братия Опти-ной. В 1842 пострижен в мантию, наречен Амвросием, посвящен в ие-родиаконы, а в 1844 предоставлен к возведению в сан иеромонаха. О. Амвросий стеснялся, не хотел этого повышения, скромно считаясебя недостойным его. Он был очень мягким, податливым, и убедитьего не стоило тогда никакого труда. Хиротония состоялась в Калугев декабре месяце. Возвращаясь в Пустынь иеромонах простудился, заболел желудком. С тех пор он так и не смог поправиться. Свышепятидесяти лет до самой смерти его мучил ряд болезней. Образованные люди в то время были довольно редки, так чтоследущие 16 лет о. Амвросий помогал старцу Макарию подготовить кпечати труды Паисия Величковского. Время старчества Амвросия совпало с зарождением в России ин-теллигенции, попавшей под влияние рационалистических и материа-листических идей (напр. нигилизм), которые ставили своей цельюдостижение справедливости и счастья людей путем изменения полити-ческого и социального строя страны. Многие ищущие истину людискоро разочаровались в этих идеях. О. Амвросий умел заполнитьпустоту в душах этих людей, он мог разбирать самые запутанныесостояния человеческой души, мог дать человеку надежду и смыслжить снова. Народ просто тянулся в Оптину. В этой благословенной обителиполучили творческий импульс самые видные люди русской литературы, политики, духовенства. В 1877 году приехал Ф. М. Достоевский. Ок-ружающая природа, беседы со старцами и атмосфера любви и гостеп-риимства, царившие в этой обители, побудили его написать "БратьяКарамазовы". Он писал: "Сколь много в монашестве смиренных икротких, жаждущих уединения и пламенной в тишине молитвы. На сихменьше указывают и даже обходят молчанием вовсе, и сколь подиви-лись бы, если скажу, что от сих кротких и жаждущих уединения вый-дет, может быть еще раз спасение земли русской! "

Сказал онпо-древнему, не очень понятно, но ясно, в чем, по его мнению, бы-ла надежда русской земли. Также был у старца и известный русский философ Владимир Со-ловьев, но они не сошлись: их понимание духовных истин было раз-ным, старец не одобрял пути Соловьева, но убедить его не смог. Как не смог и философ: о. Амвросий был уже не таким податливым, как в молодости, его вера была сильна (а, может, сила воли). Костантин Леонтьев был почитателем старца и много временипроводил в Оптиной ради него. Трижды был там и Толстой. Русскийграф как-то пришел туда в лаптях и с котомкой за плечами. Жаль, - 15 -неизвестно, что на это сказал о. Амвросий. Он отнесся к этомускептически - показная внешность без внутреннего содержания неприближает человека к нравственному совершенству. Последний раз вОптиной Толстой был с семьей в 1890 году, за год до смерти стар-ца. Оптина благословила и помогла найти верную дорогу архиманд-риту Леониду (Кавелин; ум. 1891), замечательному российскому ар-хеографу, начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, потомнастоятелю Новоиерусалимского Воскресенского монастыря и намест-ника Троице-Сергиевой Лавры; а также священнику Павлу Флоренскому(ум. 1943) - великому православному философу и богослову. Старец Амвросий принимал посетителей до позднего вечера, кроме перерыва на чай и обед, не отдавая предпочтения посетителямиз-за их общественного положения. Такой образ жизни старец велсвыше тридцати лет. Многие его высказывания достойны публикации. Автор приведеттолько те немногие, что я смог найти, хотя наверняка за о. Амвро-сием , как и за Толстым ходили и ловили каждое слово, записывали. "Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть од-ой точкой касается земли, а остальным стремиться вверх; а мы какзаляжем, так и встать не можем". Вот именно встать людям и помо-гал этот старец, что я считаю наиглавнейшей задачей Церкви и свя-щенников с одной стороны и нас, простых и глупых грешных людей, сдругой. "Смиряться нужно перед всеми и считать себя хуже всех. Еслимы не совершили преступления, какие совершили другие, то это, мо-жет быть, потому что не имели к этому случая, обстановки и обсто-ятельства были другие. Во всяком человеке есть что-то хорошее идоброе; мы же обыкновенно видим в людях только пороки, а хорошегоне видим". У старца, конечно же было очень много почитателей, и один изних написал о нем: "Любить ближнего именно так, чтобы желать емувсякого счастья, благословляемого Господом, и стараться доставитьему это счастье было его жизнью и его дыханием". С самыми грешными из людей святой Амвросий (по некоторым мо-им сведениям, он был впоследствии канонизирован) говорил на рав-ных, давая этим им надежду возродиться. К старцу приходили больные не только душой, но и телом. Чаще - 16 -всего он посылал в Тихонову пустынь помолиться угоднику Божию Ти-хону Калужскому или советовал таинство елеосвящения, а иногдаврачевал и своей молитвой. Сохранились и многочисленные упоминания о даре прозорливостистарца. Многие великие старцы, столпы отечественного христианс-тва, православия, основывали женские монастыри: о. Иоанн-Кронш-тадский, о. Варнава, о. Герасим из Тихоновой Пустыни. О. Амвросийподтверждает эту закономерность. Он создал Шамординский Казанскийженский монастырь, где и провел последние полтора года своей жиз-ни, укрепляя созданную им обитель и наставляя сестер в монашескомслужении. Старец болел. 10-го ноября 1891 года старец о. Амвросий, в простонародьеласково называвшийся просто "батюшка Абросим", умер. Тысячи горю-ющих людей провожали его тело обратно в Оптину Пустынь, взращен-ную им обитель добра и любви. 1892-1923 Это был период, когда к религии, православию относилисьскептически, даже враждебно; поэтому Оптина Пустынь как бы отошлав тень, о ней забыли, что позволило большевикам уничтожить этуБогоугодную обитель без особого политического вреда для себя.

В 1987 году Оптина пустынь была возвращена Русской Правос-лавной Церкви, и мы можем сказать, что начался новый период в ис-тории этого замечательного монастыря. Братия Оптиной продолжаетБогоугодную деятельность своих предшественников, в том числе ииздание Богословской литературы. Издательская деятельность Оптиной Пустыни имела большое зна-чение не только для академических трудов богословов Русской Пра-вославной Церкви, но и для широких общественных кругов России. Соприкоснувшись с живым святоотеческим преданием ПравославнойЦеркви, нашли свой путьв философии русские религиозные философы("богословы в миру"): И. В. Киреевский (ум. 1856), А. С. Хомяков(ум. 1860), Ю. Ф. Самарин (ум. 1876), И. С. Аксаков (ум. 1886), К. Н. Леонтьев (в монашестве - Климент; ум. 1891) и многие другиемыслители и славянофилы. Они содействовали национальному возрож-дению самосознания и культуры славян, в том числе и на Балканах. Оптина Пустынь способствовала возрождению не только в среде - 17 -монашества, но и в миру делания непрестанной умной молитвы. Стар-цы Оптиной воспитали многих опытных духовников Русской Церкви. Расцвет Оптиной совпадает с расцветом богословской науки в духов-ных школах (академиях и семинариях), чему способствовала самоот-верженная научная деятельность ученого монашества и лучших предс-тавителей духовенства.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    1. Русская Православная Церковь 988-1988;
    Очерки истории I - XIX вв. , Вып. I;
    Издание Московской Патриархии, 1988.
    2. Православный журнал "Вечное";
    Март 1986, "Великие Старцы Оптиной Пустыни".
    3. Собранiе писемъ блаженныя памяти оптинскаго
    старца iеросхимонаха Макарiя;
    Iзданiе Козельской Введенской Оптиной Пустыни,
    Москва, 1862.
    4. Сергей Нилус
    -"Великое въ маломъ. Записки православнаго"
    -"Сила Божия и немощь человеческая"
    -"На берегу Божьей реки"
    Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992.
    5. "Оптина Пустынь (По книге Концевича "Оптина пустынь
    и ее время")"; Издание Свято-Введенской
    Оптиной Пустыни.
    6. "Историческое описание Козельской Введенской
    Оптиной Пустыни"; Репринтное издание
    Свято-Введенской Оптиной Пустыни.
    7. "Полный Православный Богословскiй Энциклопедический
    Словарь" (соотв. тома),
    Репринтное издание концерна "Возрождение", 1992.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.