Рефераты. Россия в археологическом отношении - (реферат)

p>С Урала медные изделия проникли и в бассейн Камы и Вятки, где найдено несколько древних могильников (Ананьинский, Котловский, Пьяноборский) с положенными при костяках бронзовыми орудиями (цельтами, боевыми топорами, кинжалами и т. д. ), но также и с оружием из железа. Медная промышленность соединялась в Сибири и с золотой, как то доказывают происходящие оттуда золотые украшения, характеризуемые тем же стилем (изображениями животных), но относящиеся уже, по-видимому, к более поздней эпохе. Этот стиль украшений, достигший также высокого развития в Передней Азии и на Кавказе, оказал впоследствии (в эпоху великого переселения народов) значительное влияние на художественную промышленность Западной Европы и отчасти России, проявившись в так называемом "зверином орнаменте" многих памятников зодчества и мелких изделий. Древнейшие основы этого стиля надо искать в странах присредиземного Востока, откуда он распространился, подвергаясь самостоятельной обработке, как в Греции, так и на Кавказе. Доисторические древности Кавказа обратили на себя внимание всего лет 20 тому назад. В конце 70-х годов Байерн сделал любопытные находки в могильнике Самтавро, близ Мцхета, а Г. Д. Филимонов произвел замечательные раскопки близ ст. Казбек и в Кобаньском могильнике, в Осетии. Здесь были открыты следы оригинальной культуры в положенных при умерших оружии и украшениях, главным образом, бронзовых. Скорченные (т. е. лежащие на боку с согнутыми в коленях ногами) костяки имеют при себе красивые, изящно изогнутые топорики, иногда украшенные орнаментом и изображениями животных, плоские кинжалы, пояса с бронзовыми аграфами, большие дугообразные фибулы (брошки) для застегивания одежды, большие лопатковидные булавки около головы, разнообразные привески с изображениями горных баранов и козлов, оленей, лошадей и т. д. , спиральные наручники, массивные браслеты, разнообразные бусы, глиняные орнаментированные кувшины и горшки и т. д. Эти замечательные могильники, бывшие предметом исследования графа Уварова, Антоновича, Вирхова, Шантра и других, выказывают отчасти следы глубокой древности, уходящей, по Вирхову, Шантру, Монтелиусу до X - XIII-го веков ранее нашей эры; в других случаях они принадлежат к более поздним эпохам - первым векам нашей эры и даже к VI - VII векам. В некоторых могильниках Закавказья найдены следы культурного влияния из стран Евфрата и Тигра; открытые в долине Аракса клинообразные надписи указывают на распространение сюда ассирийской культуры через посредство народа страны Урарту, в VIII - VII веках до нашей эры. С другой стороны, эта кавказская культура испытала также известное влияние со стороны черноморских греческих колоний. На севере она распространялась до Донской области, где найдены подобные же изогнутые топорики, хотя уже позднейших типов, отчасти из железа, и где жили некогда те же аланы, предки нынешних осетин, что и на Кавказе. Железный век в некоторых частях России сменил, по-видимому, непосредственно век каменный (некоторые следы бронзового века найдены и в средней России, например в губерниях Владимирской и Калужской). В южной России железный век начался, несомненно, много раньше, чем на севере; жившие здесь в VI - VII веках до нашей эры скифы были уже знакомы с железом. Кто были эти скифы, в точности неизвестно; по-видимому, это название было у греков общим для нескольких живших здесь варварских народов, отчасти кочевых, отчасти земледельческих. Судя по некоторым дошедшим до нас изображениям этого народа, он не представлял монгольских черт и носил бороду; судя по некоторым собственным именам, в среде его был иранский элемент. Высказывалось мнение, что в скифах можно видеть предков позднейших германцев и славян. О нравах и обычаях этого народа наиболее подробные сведения сообщил греческий историк Геродот, посетивший северные берега Черного моря в V веке до нашей эры. В это время на входившем ныне в пределы России черноморском побережье уже процветали греческие колонии, основанные малоазийскими ионическими греками, главным образом из Милета Ольвия (при устье Днепра), Пантикапея (на месте нынешней Керчи), Фанагория (против Пантикапеи), Тирос, Танаис и др. Это были небольшие республики, занимавшиеся торговлей хлебом и снабжавшие им Аттику.

В обмен на хлеб, а отчасти и на другие продукты, они снабжали окрестное население произведениями греческой промышленности и искусства - медными и железными орудиями, глиняными амфорами, золотыми и серебряными украшениями, тканями и т. д. Ольвия уже в III - II веках до Рождества Христова стала подвергаться опустошениям и окончательно пала в III веке по Рождеству Христову. Пантикапея сделалась центром богатого Босфорского царства, также начавшего падать со II века нашей эры. От всех этих городов остались теперь только немногие развалины, а главным образом: гробницы, отчасти в виде высеченных в скале катакомб или камер со сводами, отчасти в виде ям в земле, с насыпанными над ними курганами. Эти греческие могилы оказываются часто богато украшенными; умершие помещались в богатых саркофагах, в одеждах, убранных золотыми блестками: мужчины - в шлемах, с оружием, женщины - с золотыми диадемами, ожерельями, браслетами, перстнями, иногда и с золотыми масками. Вообще могилы эти дали наибольшее количество золотых украшений, изящной художественной работы V - III веков до нашей эры; наиболее полное представление о ювелирных произведениях лучшей поры греческого искусства дают коллекции санкт-петербургского Эрмитажа. Кроме того, здесь были находимы скульптурные произведения, мраморные статуи и барельефы, глиняные статуэтки и маски, многочисленные надписи на мраморных досках, изящные терракоты, амфоры и т. д. Эти произведения греческого искусства распространялись и среди скифов, особенно среди их вождей и знатных лиц, снабжавших этими вещами и своих умерших. Предпочитались варварами предметы более им понятные, и греческие художники умели, по-видимому, приспособляться к этому, изготовляя, например, предметы конского убора, бляхи для налучьев, с изображением оленей и других животных, золотые и серебряные сосуды с изображением скифов, прекрасные филигранные ожерелья и серьги для женщин и т. д. Скифские курганы встречаются иногда рядом с греческими, и различать их не всегда легко: ближайшие к городам скифы были, вероятно, сильно эллинизированы, а греческие поселенцы усваивали себе постепенно некоторые скифские обычаи и вкусы. Но вообще в скифских могилах встречается более предметов варварского стиля, а большие курганы так называемых скифских царей указывают на особые, не свойственные грекам обычаи погребения. В этих курганах погребальная камера лежит на значительной глубине и соединенной с боковыми камерами; в главной камере погребался царь с его женой, а в боковых воины и кони, все с дорогими украшениями, оружием, металлическими и глиняными сосудами и т. д. При кончине царя, очевидно, убивались также его жена, слуги, лошади, для сопутствования ему на тот свет, и полагались, вместе с одеждами, оружием, украшениями, запасами пищи и т. д. , в обширную могилу. Очень часто главная камера в таких курганах оказывается ограбленной, но боковые иногда уцелели от расхищения, и в них-то обыкновенно и находят ценные вещи. Кроме следов греческого влияния, в скифских могилах, именно в характере и стиле некоторых предметов, находили аналогии с сибирскими древностями. По всей вероятности, уже тогда существовали сношения между Черноморьем и Приуральем, чем можно объяснить, между прочим, и богатство скифско-греческих могил золотом. Скифы господствовали в нынешней южной России до II столетия до Рождества Христова, когда они подпали под власть тоже пришедших из Азии сарматов, живших во времена Геродота еще к востоку от Дона. Сарматы были арийским племенем; об отношении их к скифам не известно ничего определенного. Древние писатели часто смешивают названия этих племен и переносят данные об одном на другое; вообще, по-видимому, нравы их представляли много сходного, хотя, кажется, сарматы были народом оседлым и занимались земледелием. Ввиду того, что среди сармат также распространялись произведения греческого искусства и промышленности и устраиваемые ими курганы выказывают сходную со скифскими обстановку погребений, различать те и другие весьма трудно, почему некоторые исследователи и пользуются общим названием курганов "скифо-сарматских". Единственная точка опоры в этом случае дается характером греческих художественных изделий, оценка которого может быть, однако, предметом споров. Чертомлыцкий курган (в 20 верстах к северо-западу от Никополя, на Днепре), раскопанный И. Е. Забелиным, ранее, например, всеми признавался скифским, а в последнее время профессор Н. П. Кондаков отнес его к II - I векам до нашей эры и признал сарматским. Подобное различие взглядов проявлялось и относительно находившегося близ Керчи Куль-обского кургана, давшего массу ценных предметов. Между прочим, в обоих курганах найдено по сосуду, в Куль-обском - золотой (или, точнее, из электрона - справа золота с серебром), в Чертомлыцком - серебряный, с весьма любопытными изображениями на них скифов и сарматов. Греческие изделия распространялись, вероятно, и за пределы обитания собственно скифов: они были находимы в некоторых курганах губерний Киевской и Черниговской, в областях Донской и Кубанской. В предгорьях Кавказа эта древняя культура, с ее своеобразными, богато обставленными курганами, продолжала бытовать, по-видимому, и после того, как в Новороссийском крае она уже уступила место другим наслоениям. Во II-м веке нашей эры на северных берегах Черного моря появилось германское племя готов, перешедших сюда из своих прежних поселений у Балтийского моря, и господствует здесь до IV века, когда оно было вытеснено на запад гуннами. Ранее еще началось влияние римлян, которые в 64 г. до Рождества Христова, по смерти царя Митридата, овладели Босфорским царством. С развитием торговых сношений римлян началось распространение в нынешней России римских императорских монет II - IV веков. Масса кладов с такими монетами найдена в Юго-западном крае, а отчасти и далее, во внутренней России. Изделия, приписываемые готам, часто встречаются совместно с предметами римского искусства и промышленности. Готы усвоили себе многие характерные черты азиатского художественного стиля, передав его отчасти и другим германцам. В готских древностях мы видим любопытное сочетание западных форм, - например, мечей, фибул, - с варварскими, богатыми, но пестрыми, азиатскими украшениями, из драгоценных камней, гранатов, цветного стекла (красной эмали) и т. д. Предметы этого так называемого "готского" стиля находили в Крыму, на берегах Азовского моря и даже во внутренней России (например, в Калужской губернии). Типичные готские могилы в России, однако, указать трудно, и обыкновенно в классификации русских древностей за скифо-сарматской эпохой ставят непосредственно славянскую, начиная ее с V-го или VI-го века. Древнейшие могилы славян, однако, различать трудно, тем более, что мы не знаем, когда собственно поселились славяне в России. Легенда о приходе славян с Дуная, которую некогда думали приурочить, по времени, к эпохе распространения в России кладов римских императорских монет первых веков нашей эры, не выдерживает критики; подобные клады были находимы в северной Германии, Скандинавии, Галлии, и распространение их объясняется торговыми сношениями, как и последующее распространение византийских и восточных монет. Есть основание думать, что славяне жили в юго-западной России со времен незапамятных, может быть, с эпохи каменного века, но не выступали как господствующее племя и были известны под другими названиями. Хорографическая и топографическая номенклатура не противоречит такому допущению, тогда как далее к северу и востоку мы встречаемся уже с инородческой номенклатурой, на севере с финской, на востоке - с тюркской, свидетельствующей о первоначальном инородческом заселении этих областей. Несомненные славянские могилы обозначаются в Р. лишь в более позднюю эпоху, в IX - XI веках. Некоторые ученые, избегая этнографических названий, предлагали называть эту эпоху византийской, по характеризующим ее следам византийского влияния. Признаками славянских могил (курганов) является их относительная бедность: золото встречается очень редко, серебро чаще, но обыкновенно плохого достоинства, также бронза; оружие железное - топоры, реже мечи, наконечники копий и стрел, кольчуги, реже железные шлемы и щиты (или точнее, средняя часть щитов, итва; остальной щит был из кожи); обычны также железные ножики; из украшений характерны височные кольца (серебряные или бронзовые), обыкновенно с загнутым S-образно одним концом, заплетавшиеся по нескольку в волоса на висках или прикреплявшиеся к головному убору; шейные разомкнутые обручи или гривны (сплошные, витые, цепотчатые); серьги (серебряные, иногда золотые), из колечка с нанизанными на нем тремя, часто шиповатыми или гранеными, шариками; браслеты, перстни; вместо фибул - простые пряжки; горшки довольно грубой работы, с простым орнаментом из прямых или волнистых, поперечных линий; огнива, оселки, пряслицы, костяные гребешки, железные серпы, остроги, удила и стремена; бусы разного вида и состава; иногда византийские и восточные монеты, крестики и образки.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.