Рефераты. Россия в археологическом отношении - (реферат)

p>Курганы разных областей представляют вариации в своем устройстве и в обстановке погребений; можно различать, например, курганы древлянские, северянские и т. д. Некоторые, впрочем - например, полянские (по Антоновичу), с погребениями на коне, - приписываются иногда тюркским народностям, например, печенегам (по Бранденбургу), хотя обычай погребать воина с его лошадью был распространен, по-видимому, у многих народов. Н. И. Веселовский встретился с ним особенно в курганах северного Кавказа, где найден один большой курган с сотнями конских скелетов. Замечательна еще наличность во многих славянских могилах следов трупосожжения, двумя способами: при одном труп полагался в одежде, с оружием, украшениями и т. д. , на костер, который сожигался, и на кострище этом насыпался курган; при другом сожжение происходило в особом месте, с которого собирался потом пепел и останки вещей и полагались в погребальную урну, которая и хоронилась, иногда с другими сосудами (с пищей? ). Первый способ обнаружен в больших черниговских (княжеских) курганах, раскопанных господином Самоквасовым; он нашел там, между прочим, большой железный меч с серебряной насечкой на рукояти (скандинавского типа), железные шлемы, среднюю часть щита, удила, стремена, два турьих рога с серебряной окладкой, на которой вычеканены любопытные сцены охоты, две византийских монеты IX века и т. д. В Гнездовских курганах Смоленского уезда, раскопанных В. И. Сизовым, найдены, между прочим, большие скорлупчатые фибулы (скандинавско-балтийского типа), железная кольчуга, шлем умбо щита, меч, арабские монеты X века и т. д. Могилы с погребальными урнами находят в Польше и вообще в бассейне Вислы. Обычай трупосожжения появился в западной Европе в отдаленные времена, несомненно - в бронзовую эпоху, и продолжался в железном веке, в эпоху славянских курганов, но здесь лишь местами, в меньшем числе случаев и притом в сравнительно древних могилах (X век); иногда его следы находят рядом с могилами, заключающими в себе погребения (скелеты), причем и там и тут оказываются вещи одинакового характера. С принятием и распространением у славян христианства обычай хоронить под курганами мало-помалу прекратился и заменился погребением при церквах, на кладбищах. Поэтому курганы позднейших веков (XII - XVI столетий), встречающиеся в южной России, приписывают обыкновенно тюркским кочевникам; весьма вероятно, что им же должны быть приписаны и некоторые более древние курганы (например с остатками коней). Кроме курганов, остатки древнеславянской культуры встречаются на многих городищах (см. ), в слоях разных отбросов и т. д. , а также в кладах ценных вещей, зарытых особенно в эпоху татарского нашествия (в XIII веке) и найденных, например, в Киеве, Чернигове, Владимире, Старой Рязани, в Каневском уезде, в Гнездове и т. д. Чем далее на север, тем славянские могилы труднее отличаются от могил литовских и финских. Более древние финские могильники, V VIII веков (например, в губерниях Рязанской, Тамбовской, Витебской), отличаются отсутствием курганных насыпей, т. е. представляют не курганы, а кладбища; кроме того, в них не встречается некоторых видов украшений и, наоборот, изобилуют разные более или менее массивные, шумящие (т. е. снабженные висящими лапками, колокольчиками, бубенчиками) подвесками. Главное культурное влияние на эту эпоху шло здесь с востока, вверх по Волге, вместе с распространением восточной торговли. В эпоху Сасанидов эта торговля распространяла в бассейне Камы и Вятки, а отчасти и за Уралом, серебряные блюда, кувшины и т. п. , часто с характерными изображениями животных, охотничьих сцен и т. д. ; таких изделий много в Императорском Эрмитаже. Под влиянием этих сношений с Востоком в Поволжье развился местный торговый и культурный центр, Болгары (в Казанской губернии), распространявший произведения своей промышленности по всей средней России, даже до Балтийского моря, откуда шло другое, западное влияние. Курганы, раскопанные графом Уваровым во Владимирской и Ярославской губерниях, были приписаны им мерянам; финскими считаются также курганы в губерниях Московской, Тверской, Костромской, Петербургской. Различить курганы финские и славянские трудно потому, что в их обстановке мы находим много сходного, равно как в характере и стиле вещей (украшений), распространявшихся повсюду в России из одних и тех же торговых центров. Кроме Болгар, на Волге такие центры существовали на юге, особенно в Корсуне, а затем в Киеве.

Корсунь (древний Херсонес) приобрел особенно важное значение в византийскую эпоху, так как отсюда шло, главным образом, распространение христианства, его символов (крестов, образков и т. д. ), а равно и других произведений византийской промышленности. Исследуемые в последние десятилетия развалины Херсонеса могут быть сравниваемы с развалинами Помпеи, и хотя уступают последним по количеству найденных предметов (потому что Помпеи были засыпаны пеплом Везувия в короткое время, а Херсонес разграблялся и опустошался в течение нескольких веков), но превосходят их разнообразием представленных эпох, от скифско-греческой (за 4 и более веков до Рождества Христова) до византийско-славянской. Здесь найдены остатки жилищ, храмов и несколько этажей могил, относящихся к разным эпохам, на пространстве 14 - 15 веков. Будущим исследователям предстоит выяснить в подробностях особенности древней славянской, финской и тюркской культуры в пределах России, в связи с переживавшимися ими влияниями из стран, более подвинувшихся вперед в гражданском, промышленном и художественном отношении. Принимая, однако, во внимание, что финская и тюркская культуры в России оказались неспособными к дальнейшему развитию и должны были уступить культуре русско-славянской, создавшей русское государство, мы можем говорить, начиная с IX-го века, уже о культуре русской, постепенно распространявшейся из Киева, Смоленска, Новгорода и сложившейся затем в новый великорусский центр во Владимире, Суздале, Рязани, Твери, Москве. Первоначальному развитию этой культуры способствовали те влияния, которым она подвергалась, главным образом со стороны Востока и Византии. Влияние Востока особенно усилилось в эпоху Великого переселения народов. Они занесли в Европу новые вкусы и обычаи, выразившиеся, между прочим, в характере украшений, в так называемом зверином стиле, давшие толчок к новым архитектурным формам и т. д. Позже южная Русь становится областью торгового обмена и оживленных сношений между Востоком и Западом, между греко-восточной промышленностью, - сбывавшей свои изделия через Кавказ и Крым и доставлявшей их по Волге в Болгары, и западной, - шедшей из Варяг и из средней Европы. В великокняжескую эпоху в пределах России существуют обширные и богатые рынки: Корсунь, Болгары, Итиль, Кафа, Киев и др. Найденные клады вещей XII - XIII веков указывают на сравнительно высокое развитие промышленного искусства, имевшего, по-видимому, уже русских мастеров. Татарское нашествие затруднило, но не прекратило торговые сношения с Востоком и Византией. При недавних раскопках (для постановки памятника Александру II) в московском Кремле найдены обломки различных восточных изделий XIV - XV веков, например, арабо-египетских стеклянных, с эмалевым и золоченым орнаментом, персидского фаянса, сосудов сарайского типа и т. д. , указывающие на продолжавшийся обмен с Востоком. Литература. Граф А. Уваров, "Археология России и каменный век" (2 тома, Москва, 1881); А. Иностранцев, "Человек каменного века на побережье Ладожского озера" (Санкт-Петербург, 1882); Нидерле, "Человечество в доисторические времена" (перевод под редакцией Анучина, 1898); Aspelin, "Antiquites du Nord finno-ougrien" (Гельсингфорс, 1877 - 84); "Memoires de la Soc. finno-ougrienne" (ib. , статья Heickel'я и др. ); "Antiquites du Bosphore Cimmerien" (1854, red. p. S. Reinach, Париж, 1892); граф Толстой и Кондаков, "Русские древности в памятниках искусства" (5 вып. , 1889 - 98); Кондаков, "Русские клады. Исследование древностей великокняжеского периода" (I, Санкт-Петербург, 1896); "О научных задачах истории древнерусского искусства" (1899); "Труды археологических съездов": I в Москве (1869), 2 т. и атлас; II - в Петербурге (1872), 2 т. и атлас; III - в Киеве (1875), 2 т. и атлас; IV - в Казани (1878), 2 т. ; V - в Тифлисе (1881), 2 тома; VI - в Одессе (1884), 4 тома; VII - в Ярославле (1887), 3 тома; VIII - в Москве (1890), 4 тома; IX - в Вильне (1893), 2 тома; X - в Риге (1896), 2 вып. подг. , и 2 т. "Материалы по археологии Кавказа" (издание Московского Археологического общества, выпуски 1 - 7); "Материалы по археологии восточных губерний" (изданные им же, выпуски 1 - 3); "Древности" (изданы Московским Археологическим обществом, тома I - XV, 1865 1894, и "Труды" его восточной и других комиссий); "Археологические Известия и Заметки", 1893 - 99; Отчеты Императорской Археологической Комиссии, за года 1859 - 1896; "Материалы по археологии России" (изд. Императорской Археологической комиссии, № 1 - 21); "Записки Русского (Санкт-Петербургского) Археологического Общества" (т. I - XI); "Известия" того же Общества, тома I X; новая серия, том I - VIII; "Труды Восточного Отделения" того же Общества (20 томов); "Записки Восточного Отделения" (9 томов); "Записки Отделения Славянской и Русской Археологии" (4 тома) и много отдельных изданий, например: "Киевский Софийский Собор" (4 вып. ); Савваитов , "Описание старорусских утварей, одежд, оружия и прочего" (новое издание, 1896); Бранденбург, "Старая Ладога" (1895) и др. ; граф Бобринский , "Курганы у м. Смелы" (2 тома); "Древности Российского Государства" (роскошное каз. издание, folio); "Древности Геродотовой Скифии" (издание Императорской Академии Наук); Вельтман , "Московская Оружейная Палата"; "Альбом фотографий с предметов московской Оружейной Палаты" (составлен под руководством Филимонова); "Материалы по истории русской одежды и прочего" (издано по Высочайшему повелению Прозоровым 1881, и сл. , несколько выпусков); Забелин, "Домашний быт русских царей и цариц". Сочинения по нумизматике: восточной - Савельева, Френа , Тизенгаузена, русской - Черткова и Орешникова . Каталоги отдельных собраний: графа Уварова, Поля, Киевского Университетского Музея (монет), Московской антропологической выставки 1879 г. , Московской археологической выставки 1890 г. , Рижской археологической выставки 1896 г. , Леопардова, Ханенко , Щукина , Лемма , Московского Исторического Музея, Санкт-Петербургского Эрмитажа, Минусинского, Томского музеев и др. "Труды" обществ: Общества Любителей Естествознания, особенно Антропологического его отдела, Московского Общества Истории и Древностей, Новороссийского Истории и Древностей, Киевского Нестора Летописца , Казанских - Естествоиспытателей и Археологии, Истории и Этнографии, Уральского Любителей Естествознания, Географического и его сибирских отделов, Кавказского Общества Археологии и др. Труды по древнему русскому зодчеству, издания памятников, труды Даля, Павлинова , Султанова , Суслова . Труды по иконописи и народному искусству - Буслаева , Филимонова, Ровинского , Покровского и др. ; по орнаменту - Стасова и т. д. Иностранные издания: Virchow, "Grabfeld v. Roban"; Chantre, "Le Caucase" (5 т. ); Martin, "L'age du bronze du Musee de Minoussinsk"; статьи bar. de Baye, Grempler, Heger. А. Анучин.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.