Рефераты. Россия в условиях буржуазной модернизации (конец XIX века – 1917 год) - (реферат)

p>Все эти процессы и события свидетельствовали, что Россия находится накануне потрясений. Оценивая ситуацию в стране в 1904–начале 1905 годов политики разной ориентации предсказывали революцию, хотя, с точки зрения большинства населения, предпочтительнее был бы путь глубоких, радикальных реформ, способных продвинуть Россию на новую ступень цивилизации, приблизить ее к уровню более развитых европейских стран. В условиях самодержавного строя возможность такой альтернативы во многом зависела от позиции и воли императора Николая II.

Трудящиеся массы России проявляли исключительное терпение. До норы до времени они мирились со своим положением. И хотя у рабочего класса сложились уже определенные традиции революционной борьбы, так же как и крестьяне разных губерний нередко протестовали против невыносимых условий жизни, все-таки в широких слоях населения существовала вера в добрые намерения царя, надежда, что он улучшит положение народа. Именно эти вера и надежда побудили рабочих Петербурга обратиться 9 января 1905 года к императору Николаю II с петицией. Содержание этой петиции, так же как и составленные в 1905 – 1906 годах, наказы крестьян депутатам Государственной думы, “приговоры”сельских сходов дают возможность узнать и понять устремления и потребности трудящихся, составлявших большинство населения страны.

Для рабочих были желательны следующие важнейшие преобразования: объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, собраний, совести в деле религии;

созыв учредительного собрания на основе всеобщего равного избирательного права с тайным голосованием для принятия конституции страны;

отмена выкупных платежей, предоставление крестьянам дешевого кредита и постепенная передача им земли;

    свобода профсоюзов;
    ограничение рабочего дня 8 часами.

Рабочие не выступали против монархии, они лишь хотели получить возможность участвовать в управлении страной. Обращаясь к Николаю II, они писали: “Разрушь стену между тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой”.

В обобщенном виде требования крестьянских наказов и решений сходов были отражены в разработанном крестьянскими депутатами I Государственной думы аграрном законопроекте (“Проект 104-х”). “Проект 104-х”исходил из того, что земля должна стать общенародной собственностью и передаваться в пользование тем, кто ее обрабатывает своим трудом. В общенародный земельный фонд должны были войти все казенные, удельные, кабинетские, монастырские и церковные земли. В этот же фонд должны были войти принудительно отчужденные у помещиков земли. У частных владельцев мог быть сохранен лишь надел, соответствующий трудовой норме. Проект предусматривал возмещение государством частным землевладельцам ущерба, нанесенного изъятием у них земли. Выражая пожелание крестьян, авторы проекта предполагали запретить свободную куплю-продажу земли. Для проведения аграрной реформы предлагалось учредить на основе равных и свободных выборов губернские, уездные и волостные комитеты.

В этих пожеланиях рабочих и крестьян указывались важнейшие направления социально-экономических и политических преобразований, осуществление которых могло бы привести к модернизации российского общества и государства. В значительной мере чаяния рабочих и крестьян находили отражение в программных требованиях РСДРП и Партии социалистов-революционеров. Ряд общеполитических требований рабочих и крестьян совпадал с устремлениями либеральной буржуазии, о чем свидетельствуют документы“Союза Освобождения”и возникшей на его основе в 1905 году Конституционно-демократической партии. Если бы Николай II действительно заботился о благе народа и процветании Отечества, он бы осуществил эти требования. Допустимость таких преобразований, причем при сохранении и даже укреплении позиций монархии, подтверждается тем, что многие из них были проведены в 1905– 1912 годах.

Однако в начале 1905 года стало ясно, что надеждам на их добровольное осуществление правительством не было суждено сбыться.

9 января 1905 года многотысячные колонны рабочих Петербурга направились к царскому Зимнему дворцу, чтобы вручить Николаю II свою петицию. Однако по мирному шествию рабочих был открыт ружейный огонь. Шедших с верой в царя рубили саблями, секли нагайками. Кровью мужчин, женщин, детей обагрились улицы и площади столицы Российской империи. По неполным данным, было убито и ранено 4600 человек. Оскорбленные чувства и праведный гнев народа побудили его ответить на насилие насилием. Таким образом, царизм начал войну против своего народа. События 9 января 1905 года стали началом первой революции в России. Революция продолжалась два с половиной года. Её окончание обычно связывают с событиями 3 июня 1907 года, когда царским указом была разогнана II Государственная дума и обнародован новый, более реакционный избирательный закон. Эти годы включили в себя многообразие политических событий: от либеральных банкетов, на которых звучали оппозиционные правительству речи, до вооруженных восстаний, от бурных крестьянских сходов до кровавых расправ полиции и верных правительству воинских частей над участниками революции. За 1905–1907 годы произошло более 22600 стачек, в которых участвовало, более 4600000 человек. В вооруженных выступлениях только гражданского населения участвовало до 50 тысяч боевиков-дружинников. В течение двух с половиной лет произошло не менее 25 тысяч крестьянских выступлений. Состоялось более 270 антиправительственных выступлений и бунтов солдат и матросов. За эгоистическую приверженность к привилегиям правящих классов, держащих народ в кабале, пришлось расплачиваться всем, в том числе и самим угнетателям. Только по 24 губерниям Европейской России в течение 1905 года было разгромлено около 3 тысяч помещичьих имений. Общая сумма убытков от этого превысила 47 миллионов руб. Убытки несли и российские предприниматели.

Революционная борьба стоила и народу огромных жертв, напряжения духовных сил. Ему противостояли жестокая власть, мощные репрессивные силы. Не ограничиваясь мерами полицейского воздействия, правительство широко использовало против народа армию. В 1905–1906 годах гражданские власти 6484 раза вызывали войска для подавления революционных выступлений. Общее число участвовавших в этих акциях солдат составляло 5175 тысяч (численность армии чуть превышала миллион солдат), а это значит, что некоторые воинские части многократно участвовали в карательных действиях. В 1907 году войска вызывались 15678 раз. Эта была настоящая война правительств против народа. И, как во всякой войне, в ней были жертвы с обеих сторон. С июля 1904 по июнь 1909 года от разного рода репрессий (от обысков до расстрела) пострадало 1, 5 миллиона человек. Только в ходе вооруженных выступлений рабочих и солдат было убито 14 тысяч человек. За участие в вооруженных выступлениях 75 тысяч человек было заключено в тюрьму. За 1904–1907 годы было предано суду 127 тысяч военнослужащих, в том числе несколько сотен офицеров. Карали не только за участие в революционных выступлениях, но и за“недостаточную твердость”в их подавлении. В ходе революции несли немалые потери и защитники правительства: полиция, воинские части.

Острейшее политическое противоборство в 1905 –1907 годах поколебало привычный уклад жизни. Революция при всех ее издержках и жертвах мощно ускорила ход модернизации всех сторон общественной жизни. Важнейшими проявлениями модернизации политическою строя стали ограничение самодержавия и устранение полного политического бесправия народа. Под давлением всероссийской политической стачки в октябре 1905 года, проходившей под лозунгом“Долой самодержавие! ”, император Николай II был вынужден 17 октября подписать Манифест. Он “даровал”неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов. Манифест подтверждал ранее данное обещание созвать представительный орган–Государственную думу, причем было установлено как незыблемое правило, что никакой закон не мог вступить в силу без одобрения Государственной думой. Был расширен круг лиц, допускаемых к выборам.

Провозглашение политических свобод открыло простор для формирования политических партий. В дополнение к РСДРП, Партии социалистов-революционеров, возникших ранее вопреки запретам, в 1905–1906 годах оформляются Конституционно-демократическая партия, Союз 17 октября, Союз русского народа, Русская монархическая партия и другие партии. Их организации и отделения стали действовать почти по всех губерниях и областях: РСДРП– в 79, социалистов-революционеров – в 76, монархических союзов и партии в 66, конституционных демократов – в 44, Союза 17 октября –в 37 и т. д. Создание политических партий, постепенное складывание системы взаимодействия их между собой в с правительством привели к возникновению определенного политического механизма, через который реализовывались и взаимно корректировались интересы различных социальных и политических сил. Для России это был громадный шаг вперед по пути формирования гражданского общества. Революционная борьба и давление на правительство со стороны либеральной оппозиции обусловили начало превращения самодержавия в конституционную монархию. Важнейшим проявлением этого стала деятельность Государственной думы. Выборы в I Государственную думу состоялись в феврале–марте 1906 года, а первое ее заседание открылось 27 апреля 1906 года. В составе депутатов было 179 кадетов, 16 октябристов, 18 социал-демократов, 63 автономиста (представители буржуазно-помещичьих кругов Польши, Украины, Прибалтики, других национальных регионов), 97 членов трудовой крестьянской группы, 105 беспартийных. Тон в Думе задавали кадеты. Дума намеревалась заняться законотворческой деятельностью, решать насущные вопросы жизни общества, через законодательство влиять на политику правительства. Однако выдвижение в Думе радикальных требований по агарному вопросу, негативная реакция депутатов на правительственную декларацию встревожили царя, и 8 нюня того же года он распустил Думу, хотя она была избрана на 5 лет. Недолго (около трех с половиной месяцев –с 20 февраля по 2 июня 1907 года) просуществовала и II Государственная дума, показавшаяся царю еще более“левой” и тоже разогнанная им.

I и II Государственные думы не успели принять сколько-нибудь существенных законов. Их заседания использовались для пропаганды позиций разных политических сил. Но, тем не менее, начало парламентаризму в России было положено. Государственная дума превратилась в элемент политической системы. Правительство начало учиться использовать Думу в своих целях. В процессе формирования парламентаризма было по-новому определено и место Государственного Совета в системе власти. До 1906 года он был совещательным органом при царе и не играл существенной роли. В 1906 году он был преобразован в верхнюю палату парламента, с правом отклонять законы, одобренные Думой. Часть членов Государственного Совета назначалась царем, часть–избиралась без соблюдения демократических принципов. Совет стал фильтром, преградой на пути законопроектов, поступавших из Думы на утверждение императора.

Революционные события вынудили царя осуществить и другие преобразования в государственном устройстве. В частности, было реорганизовано правительство, ранее действовавшее под непосредственным руководством императора. Существовавшая должность председателя Комитета министров не была сколько-нибудь значительной. С 1906 года стал действовать Совет Министров во главе с председателем, полномочия которого были весьма значительны. Революция оказала глубокое воздействие на социально-экономическое развитие страны. Она ударила по прибылям предпринимателей, но при всех потерях рабочих от забастовок привела к улучшению положения рабочего класса. В 1905–1907 годах рабочие во многих местах явочным порядком устанавливали восьмичасовой рабочий день. И хотя это их завоевание сохранить не удалось, продолжительность рабочего дня сократилась до 9–11 часов. В ходе острых столкновений рабочих с владельцами предприятий последние пришли к выводу, что для смягчения конфронтации целесообразно пойти на повышение зарплаты. Если в 1904 году средний заработок фабрично-заводского рабочего в Европейской России составлял 214 рублей в год, то в 1905– 1906 годах –258 рублей в год. После революции зарплата рабочих уже никогда не опускалась ниже уровня 1900–1904 годов. На некоторых предприятиях владельцы согласились на заключение коллективных договоров с рабочими. Такие факты были единичными, но прецедент был создан. Следствием борьбы рабочих явилось введение их социального страхования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.