Реформа регламентировалась рядом законодательных актов, принятых в 60—70 годы XIX века. Согласно “Положению” 1864 г. общественным организациям и частным лицам разрешалось открывать начальные народные училища. В сельской местности несколько позже они стали называться церковно-приходскими школами с 3-летним сроком обучения. В них обучали детей из народа чтению, письму и счету. Большое внимание уделялось изучению закона божьего и церковному (хоровому) 'пению.
В среднем звене образования (средняя школа) существовали 'платные гимназии, они делились на классические и реальные. Реальные гимназии затем были преобразованы в реальные училища.
В классических гимназиях большое внимание уделялось изучению греческого и латинского языков, гуманитарных дисциплин. Они готовили молодежь для поступления в университеты. Сначала срок обучения в них был семилетний, а с 1871 года — восьмилетний. В реальных училищах, наоборот, предпочтение отдавалось изучению естественных и технических дисциплин. Они готовили молодежь для поступления в технические вузы.
Формально в гимназии был открыт доступ для детей всех сословий. Но высокая плата за обучение являлась серьезной преградой для детей простых людей, особенно крестьянских. В 60-е годы было положено начало женскому образованию. В этих целях создавались женские гимназии и высшие женские курсы в Петербурге, Москве, Киеве, Казани. В 1863 году был принят новый Устав для университетов. Он предусматривал восстановление упраздненной Николаем I автономии. Непосредственное руководство университетами возлагалось па совет профессоров, который изби 12
рал ректоров, деканов факультетов и преподавательский состав. Но автономия не исключала возможности надзора, а порой и вмешательства со стороны министра народного образования или попечителя (куратора) округа. Студенческие организации в университетах не разрешались.
В середине 60-х годов, (1865 г. ) правительство вынуждено было ввести некоторые послабления и в сфере печати. При печатании книг значительного объема (10—20 п. л. ), а также для периодических изданий отменялась цензура. Но она сохранялась для литературы массового характера. Правительство также сохраняло за собой право на меры воздействия за нарушения закона. Могло запретить розничную продажу, временно приостановить периодическое издание или совсем его закрыть, а в некоторых случаях привлекать к судебной ответственности владельцев типографий, редакторов, авторов статей и брошюр.
Реформы 60—70-х годов, несмотря на их ограниченность и половинчатость, стали мощным импульсом для ускорения темпов экономического роста и изменения всего уклада российской жизни. Благодаря им Россия встала на общую дорогу развития мировой цивилизации. Однако движение по этой дороге было неровным, а иногда и натужным, из-за колдобин и завалов старой крепостнической системы. 2. Александр III и его внутренняя политика.
В начале 80-х годов процесс реформирования страны замедлился, а в политической и духовной сферах начался и откат назад. Связано это было в первую очередь с убийством народовольцами 1 марта 1881 года Александра II. Случилось то, что не раз бывало в истории: благие намерения и действия революционеров не привели к тем результатам, на которые они рассчитывали. На смену царю-реформатору на престол взошел его сын Александр III — человек консервативных взглядов, которому был ближе и понятнее старый уклад жизни, а не новые реальности и явления, связанные с развитием в стране капиталистических отношений. характерного для всего послереформенного периода. А с 1888 года кривая промышленного роста вновь стала неуклонно и сильно подниматься вверх. Нельзя не отметить, что в период царствования Александра III началась и деятельность выдающегося российского реформатора С. Ю. Витте, сначала в качестве министра путей сообщения, а с 1892 года — министра финансов. Александр III и правительство не могли не считаться и с 'реальностями, сложившимися в деревне после земельной реформы. Движение назад могло стать самоубийственным шагом. Но у царя не было желания и решимости последовательно идти вперед по пути ликвидации помещичьего землевладения. А поэтому правительство и ограничивалось полумерами, мелкими уступками, более рассчитанными на создание видимости заботы о крестьянах, чем на решение действительно важных и насущных для них вопросов. Так. В декабре 1881 г. был принят Закон о повсеместном прекращении временнообязанных отношений бывших крепостных крестьян. Согласно этому закону помещики должны были до 1 января 1883 года перевести на выкуп всех крестьян, не совершивших выкупных сделок. Этим же законом было произведено незначительное снижение размеров выкупных платежей: в великорусских губерниях — на один рубль с душевого надела, а в украинских — на 16 процентов. В 1882 году было положено начало отмене ненавистной для крестьян подушной подати, но делалось это опять-таки нерешительно и непоследовательно. Закон входил в силу лишь с 1 января 1884 года и распространялся только на крестьян, совершенно лишенных земли, для всех же остальных она уменьшалась лишь на 10 процентов. Окончательная же отмена подушной подати (с заменой ее другими налогами) была 'произведена только 1в 1885 году. Для возмещения ущерба казне, нанесенного отменой 'подушной подати, на обязательный выкуп земли были переведены 10 млн. крестьянских хозяйств — бывших государственных крестьян. Сумма выкупных платежей, установленная правительством для государственных крестьян2, превышала
1 Ко времени издания закона временнообязанных крестьян оставалось еще не менее 11—15% всех “освобожденных”. 2 Государственные крестьяне — это вторая то численности категория крестьянства России. 16
сумму взимавшейся с них подушной подати почти на 50 процентов. Таким образом за счет фактического повышения налогов на бывших государственных крестьян казна получила значительную компенсацию.
В 1882 году был принят “Закон об учреждении Крестьянского поземельного 'банка”, 'который оказывал кредитную помощь крестьянам при условии, если они в состоянии были покрыть часть выкупной цены на приобретаемую землю из собственных средств. Создатели банка делали ставку на крестьян-собственников. И не случайно поэтому приобретение крестьянами земли через Крестьянский банк шло очень слабо. Открытие этого банка еще более способствовало повышению цен на землю, что могло быть выгодно только крупным землевладельцам, продававшим землю через банк. Приобретение же земли для трудового крестьянства становилось все менее доступным.
Крестьянские наделы после 1861 года постепенно мельчали, и одной из причин этого был рост числа семейных разделов. Новый закон 1886 года должен был воспрепятствовать этому. Утверждая старые начала “патриархальности”, закон рассматривал крестьянскую семью как “рабочую семью”, как .... “союз родственников, подчиняющихся главенству старшего члена и трудящихся в общую пользу”. Это была попытка правительства сделать крестьянскую семью и крестьянскую общину опорой своей политики в деревне. Если раньше для раздела требовалось лишь согласие большинства сельского схода, то теперь требовалось также согласие родителя или старшего в семье. Среди помещиков не было единодушия во взглядах на крестьянскую общину. Часть из них были сторонниками сохранения общины и видели в ней основное средство против обезземеливания крестьянства. Они рассматривали общину и как своеобразное полицейско-фискальное учреждение, разрушение которого ослабило бы государство. Другие считали 17 общину главным препятствием к развитию купечества и
крепких крестьянских хозяйств, в которых видели опору государственной власти, Результатом таких противоречивых взглядов на общину стал новый закон, принятый в июне 1893 года. Он не запрещал переделов, но обусловил их проведение длительным сроком (12 годами), а также согласием схода, земского начальника и уездного съезда. По-иному выглядела политика правительства в политической и духовной сферах жизни российского общества. Здесь сразу вполне определенно наметилась и с каждым годом стала усиливаться тенденция к ревизии законов времени Александра II. Откат назад был явным. Первыми жертвами наступающей реакции стали печать и школа. Назначенный в мае 1882 года министром внутренних дел Д. А. Толстой уже в августе провел через кабинет министров новый закон о печати в виде“временных правил”. Согласно этим правилам, периодические издания, приостановленные после третьего предупреждения, при возобновлении своего выхода должны были представлять очередные номера в цензуру накануне выхода к 11 часам вечера, и цензор мог задерживать номер по своему усмотрению. “Правила”фактически предусматривали запрет на публикации революционеров и эмигрантов, поскольку по требованию Министерства внутренних дел редакции были обязаны сообщать имена авторов статей, помещенных под псевдонимом. В результате такой политики уже в 1883—1884 годах перестали выходить все радикальные и значительная часть либеральных изданий. Даже выпуск таких, вполне лояльных к правительству буржуазных изданий, как газеты“Голос”, “Телеграф”, “Курьер”, журнал “Русская мысль” приостанавливался на длительные сроки. В апреле 1884 года был закрыт демократический журнал “Отечественные записки”. Наряду с печатью удары реакции были направлены и на школу. В ноябре 1882 года Министерство народного просвещения издало специальный циркуляр, в котором отмечалось, что за последнее время в средней школе произошли “крупные коллективные беспорядки”, а отдельные ученики 18
поддались “влиянию преступной пропаганды”. В связи с этим предписывалось строго выполнять все распоряжения по дисциплинарной и воспитательной части, что предполагало усиление надзора за учащимися. Вся сеть церковноприходских школ была передана непосредственно в ведение Синода. Были приняты меры для ограничения доступа в среднюю школу детям трудящихся и евреев. 5 июня 1887 года был издан циркуляр, получивший тогда в кругах прогрессивной общественности название циркуляра о “кухаркиных детях”. Он рекомендовал принимать в гимназии и прогимназии .... “только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними дотошном надзоре”. Это должно было, по замыслу авторов, затруднить доступ в среднее звено образования “.... детям кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат”. С этой же целью была повышена и плата за обучение. В тиски полицейского режима зажималась и высшая школа. Новый университетский указ 1884 года полностью ликвидировал автономию университетов и отдавал их во власть министра и попечителя учебного округа. Все выборные по уставу 1863 года должности — ректора, деканов и профессоров — подлежали замещению по назначению, причем при назначении того или иного лица учитывались не только профессиональные качества и заслуги, но и политическая благонадёжность. Соответственно сужались права ученых коллегий, советов и факультетских собраний. Ближайшим помощником ректора в организации и проведении внутреннего режима выступал инспектор, призванный наблюдать за поведением студентов не только в здании университета, но и вне его. Введение специальной формы облегчало 'наблюдение за ними. 1 См. : История СССР, часть вторая, раздел I, Россия в период промышленного капитализма. М. , , 196й, с. 146. 19
ное, буржуазно-либеральное и революционно-демократическое. Консерваторов представляла значительная часть дворянства, главным образом его аристократическое крыло, а также высшая чиновная бюрократия. Эти силы выступали против реформ, которые, на их взгляд, были слишком радикальными. Московское дворянство, например, вообще выступало за сохранение жалованной грамоты Екатерины II 1785 года, по которой дворянству устанавливались сословные привилегии.
Страницы: 1, 2, 3