Этот курс осуществлялся по следующим основным направлениям: - ликвидация военной организации Советского Союза; - создание национальных российских Вооруженных Сил; - реформа армии на основе смешанного комплектования; - роспуск Организации Варшавского Договора; - значительное сокращение вооруженных сил и вооружений; пересмотр военной доктрины; - ориентация на сближение с НАТО. После второй мировой войны военная организация Советского Союза создавалась в качестве противовеса военной организации капиталистических государств во главе с США. К 90-м годам друг другу противостояли внушительные армии, вооруженные смертоносным ракетно-ядерным оружием. В Европе у НАТО имелось 94 боеготовых дивизии, у Варшавского Договора - 78, численность войск достигала почти по 5 млн. человек у каждой из сторон. 5 (*)
В январе 1986 года М. С. Горбачев выступил с заявлением о программе взаимного сокращения вооружений НАТО и ОВД, однако оно было встречено прохладно на Западе. Продолжалось выполнение программ, развернутых в начале 90-х годов. Тогда в декабре 1988 года М. С. Горбачев с трибуны Организации Объединенных Наций объявил об одностороннем разоружении и сокращении Вооруженных Сил Советского Союза. Начался вывод советских войск из зарубежных государств, в том числе из Афганистана. В 1990 году была распущена Организация Варшавского Договора, военно-политический блок европейских социалистических государств, просуществовавший 35 лет. Призывы к одновременному роспуску НАТО не нашли ответа.
Рубежным этапом советской военной политики явился 1991 год. Распад Советского Союза означал ликвидацию военной организации СССР. Вместо одной ядерной державы - СССР - возникло четыре: Россия, Казахстан, Украина и Белоруссия. Новые суверенные государства потребовали пропорционального раздела Вооруженных Сил и вооружений, соответствующей военной инфраструктуры, что и было произведено. Рухнула когда-то единая система противовоздушной и противоракетной обороны, создававшаяся десятки лет.
В течение 1992 года каждая из бывших союзных республик сформировала собственный аппарат управления войсками, в мае 1992 года указом Президента России Б. Н. Ельцина были созданы российские вооруженные силы. Они создавались в новых условиях, когда было ликвидировано руководство КПСС Вооруженными Силами и вновь остро стал вопрос о внутренней функции армии, то есть об использовании для подавления выступлений внутри страны и в "горячих точках". Укрепляются внутренние войска, создаются части специального и особого назначения. Непопулярные действия войск во внутренних конфликтах вызвали нежелание молодежи служить в армии, уклонения от службы, выросло дезертирство. Правительство было вынуждено перейти на смешанный принцип комплектования армии, то есть наряду с призывом прохождение службы по контракту. Добровольцы-контрактники направлялись в "горячие точки", использовались в специальных мероприятиях по охране общественного порядка.
Углубляющийся экономический кризис и изменение предназначения вооруженных сил, отказ от политики конфронтации с Западом ускорил сокращение армии и вооружений. С Соединенными Штатами был подписан договор о сокращении обычных вооружений, несколько тысяч танков, артиллерийских систем и самолетов были отправлены на слом, проходило значительное сокращение личного состава. Политическое руководство избрало путь на сближение с НАТО, были выведены из боевого дежурства и перенацелены ракетно-ядерные средства, подписан договор об ограничении стратегических вооружений ОСВ-3. В июне 1992 года президенты России и США подписали Вашингтонскую хартию о дружбе. Россия подписала договор с НАТО о присоединении к программе "Партнерство ради мира". Военная доктрина России была пересмотрена. В ней указывалось, что в нынешних условиях у российского государства нет врагов, вооруженные силы будут строиться для оборонительных задач.
Однако бывшие военно-политические противники Советского Союза и его правопреемника - России сделали немного в области сокращения вооружений и вооруженных сил. Блок НАТО продолжал укрепляться и провозгласил программу расширения на Восток за счет присоединения восточно-европейских государств. Задачу обеспечения внешней безопасности новому российскому руководству решить не удалось. Она продолжает оставаться актуальной в силу того, что достаточных средств на реформирование и перевооружение армии не имеется, сохраняется внутренняя нестабильность в обществе, не гаснут конфликты в "горячих точках". Избрав стратегический курс на сближение с развитыми капиталистическими странами Запада, российское политическое руководство круто изменило внешнюю политику ... В области внешнеполитической деятельность государства осуществлялась по следующим направлениям: - отказ от сотрудничества с бывшими социалистическими странами, роспуск Совета Экономической Взаимопомощи; - пересмотр союзнических обязательств со странами "третьего мира"; - разрыв с международным коммунистическим и рабочим движением; - сближение с западными капиталистическими странами, курс на вхождение в мировой капиталистический рынок; - активное участие в акциях под эгидой ООН; - восстановление отношений с Китаем. Курс на сближение с капиталистическими странами означал разрыв с прежними социалистическими союзниками. По своим масштабам такой крутой поворот явился событием всемирно-исторического значения. Социалистическая система в лице 15 социалистических стран выпускала около 40% мировой промышленной продукции, имела треть населения земного шара. С 1991 года, когда руководство СССР объявило об отказе от прежних форм экономического сотрудничества и переходе к прямой торговле на конвертируемую валюту, начался быстрый распад социалистического содружества. Был распущен Совет Экономической Взаимопомощи, ставший ненужным. Восточноевропейские социалистические страны оказались в кризисном состоянии, к власти там пришли правительства капиталистической ориентации, эти страны устремились на европейский рынок. Осенью 1990 года произошло воссоединение Германии, Бывшая Германская Демократическая Республика влилась в состав ФРГ: социалистическая система распалась.
Изменилась политика по отношению к освободившимся странам. Были прерваны союзнические связи с такими странами, как Ирак, Эфиопия, Ливия, Ангола, Мозамбик, Йемен и другими. Полностью были прекращены связи с коммунистическими и рабочими партиями западных стран.
После того, как Россия стала правопреемницей Советского Союза в Совете Безопасности ООН, российское внешнеполитическое ведомство все чаще стало поддерживать инициативы США, совместно выступать в международных акциях ООН, в том числе военных. В ответ на это России было обещано место в семерке ведущих капиталистических государств. В 1995 году Россия вошла в Совет Европы, международную парламентскую организацию, объявила о поддержке ее Устава. Все эти новые внешнеполитические акции преследовали одну цель: вхождение в мировой капиталистический рынок. России были представлены кредиты Международного валютного фонда, правда, в сравнительно небольших размерах. Западный мир с настороженностью следил за развитием событий в бывшем Советском Союзе. Экономика России была признана экономикой переходного периода, что означало предоставление некоторых льгот. Однако западные державы не торопились вкладывать свои капиталы в новую российскую экономику. За период с 1991 по 1996 год иностранные инвестиции в России составили всего лишь несколько миллиардов долларов. Если в 1995 году в экономику Китая поступило иностранных инвестиций на 70 млрд. долларов, то в российскую экономику - всего 2 млрд. Процесс сближения с Западом шел медленно.
Позитивным актом внешней политики России явилась попытка преодолеть прежний разрыв в отношениях с Китаем. Визиты М. С. Горбачева, а затем Б. Н. Ельцина в Китай, подписание договоров о сотрудничестве, шаги навстречу в разрешении пограничных споров благоприятно сказались на развитии российско-китайских отношений.
Таким образом, новый внешнеполитический курс не стал широкой столбовой дорогой. Призывы российского руководства к тесному сближению с Западом зачастую оказывались без адекватного ответа. Настойчивые стремления к расширению НАТО на Восток, к границам России служат существенным препятствием на пути к сближению. Не совсем гладко складывались отношения с мусульманскими странами, которые выступили с протестом против военных акций российских войск в Чечне. Внешняя торговля значительно замедлилась, так как экономический кризис больно ударил по промышленности. Международные политические, экономические, военно-политические отношения продолжают оставаться сложными.
Оценивая современный период развития нашего Отечества, можно сделать следующие выводы: . 1. К концу 80-х годов советское государство вступило в период глубокого экономического, политического, национального, духовного кризиса. Попыткой выхода из кризиса явилась перемена стратегического курса, поворот к тесному сближению с развитыми капиталистическим странами. 2. Современный период является переходным. Он знаменует собой переход общества от социализма к капитализму. Генеральная линия развития - создание рыночной капиталистической экономики, вхождение в мировой капиталистический рынок. 3. Главные задачи переходного периода: - в области экономической . - преодоление кризиса, обновление экономики на современной технологической базе, создание конкурентноспособной экономики мирового уровня; - в области политической . создание демократического правового государства; - в области социальной . - не допустить социального взрыва; - в области военной . - сохранить обороноспособность государства, избежать большой войны. 4. Переходный период сопровождается острым противоборством различных политических и социальных сил, болезненными процессами в жизни общества, но является неизбежным и необходимым этапом на пути к возрождению могучего, процветающего государства. З А К Л Ю Ч Е Н И Е
История России - это история государства, раскинувшегося между Европой и Азией, и история народа, собравшего воедино многие народы, объединившихся с русскими. В этой истории было немало славных и трагических страниц, когда страна буквально возрождалась из пепла. Вспомним некоторые из них. 1240 г. . После татаро-монгольского нашествия самое крупное европейское государство - Киевская Русь - лежала поверженной. От 60 городов остались одни пепелища, оставшиеся в живых немногочисленые люди бродили по лесам. Вслед за татаро-монголами западные районы русского государства подверглись польско-литовской оккупации, продолжавшейся около 300 лет. Казалось, с Древнерусским государством было покончено.
Однако в междуречьи Оки и Волги вокруг Московского княжества площадью всего лишь 6000 кв. км собралась новая Русь. Спустя 140 лет войско Московского князя Дмитрия Донского разбило на Куликовом поле почти 200-тысячную армию татарского хана Мамая. Ещё через 100 лет татаро-монгольское иго было сброшено, территория русского государства достигла 500 тыс. кв. км, а спустя ещё столетие - около 3 млн. кв. км. Возродилось из малого княжества Русское государство. 1612 г. . Великая смута в Российском государстве, широкомасштабные народные восстания вккупе с иностранной польско шведской интервенцией. Польский гарнизон расположился в столице России - Москве. Ждут на царство польского королевича Владислава. Судьба государства Российского предрешена. Но в глубине государства Российского собирается народное ополчение. Патриоты земли русской во главе с Козьмой Мининым и Дмитрием Пожарским изгоняют чужеземцев из столицы, а затем из пределов страны. Российское государство возрождается вновь. Спасён народ, его культура и вера.
1812 г. . Москва вновь в руках чужеземного полководца императора французов Наполеона Бонапарта. Но непокорный народ не сдаётся. Вновь, как и 200 лет назад, собирается ополчение, пополняется русская армия, в оккупированных врагом районах растёт и ширится партизанское движение. Горит земля под ногами захватчиков, жалкие остатки огромной французской армии, завоевавшей всю Европу, спасаются бегством. Спасена Москва, спасена Россия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6