Рефераты. Создание новой военной техники накануне великой отечественной войны - (реферат)

p>простых отечественных артиллерийских систем. Гаубица хорошо зарекомендовала себя в ходе Великой Отечественной войны. Она успешно подавляла и уничтожала живую силу и огневые средства противника как на открытой местности, так и в укрытиях, разрушала сооружения полевого типа и вела борьбу с артиллерией и даже танками.

В предвоенные годы, конструкторским бюро генерал-майора инженерно-артиллерийской службы И. И. Иванова, проектировались орудия особой мощности. Главным назначением этих крупнокалиберных орудий было разрушение долговременных укреплений врага и поражение важных объектов в глубине его обороны. В 1939 г. поступила на вооружение Красной Армии 210-мм пушка БР-17, которая по боевым возможностям превосходила орудия аналогичного калибра, использовавшиеся в немецко-фашистской армии. Конструкция БР-17 включала три главные детали - основание, станок и ствол, которые перевозились отдельно на специальных повозках.

Техническое переоснащение Вооруженных Сил нашей страны накануне Великой Отечественной войны также затронула и зенитную артиллерию. Примером может служить 37-мм автоматическая зенитная пушка образца 1939 г. , которая применялась для борьбы с низколетящими воздушными целями. Это был большой творческий успех коллектива конструкторов под руководством М. Н. Логинова и Л. А. Локтева. Пушка обладала высокой скорострельностью, из нее можно было вести огонь очередями. Также, в 1939 г. группой инженеров во главе с Г. Д. Дорохиным, которому в 1942 г. была присуждена Государственная премия, была сконструирована 85-мм зенитная пушка. По тем временам это было вполне современное зенитное орудие, не уступавшее аналогичным иностранным образцам, а по дальности стрельбы и массе снаряда даже превосходившее их. В годы Великой Отечественной войны расчеты 85-мм пушки решали самые разнообразные задачи, иногда даже вступали в единоборства с вражескими танками.

В 30-х годах были сделаны первые шаги к практическому осуществлению смелых идей К. Э. Циолковского в области ракетостроения. В 1933 г. в СССР стартовала первая жидкостная ракета. Большой заслугой советских конструкторов было создание в предвоенные годы опытных образцов реактивных минометов и самоходные артиллерии. Теоретические и экспериментальные исследования в области реактивного вооружения закончились созданием нового оружия-полевой реактивной артиллерии. Многозарядная боевая установка, получившая впоследствии наименование БМ-13 ("Катюша"), успешно прошла испытания. В июне 1941 г. было принято решение о развертывании серийного производства БМ-13 и реактивных снарядов М-13 и о начале формирования частей реактивной артиллерии. В развитии артиллерийского вооружения наблюдалась некоторая переоценка тяжелой гаубичной артиллерии. В результате войска вступили в войну с недостаточным количеством противотанковой артиллерии. В предвоенные годы была создана батальонная, полковая, дивизионная и корпусная артиллерия, а также артиллерия резерва Главного командования (РГК). Полковая и батальонная артиллерия объединялась в батареи, дивизионная и корпусная - в полки и дивизионы, артиллерия РГК- в дивизионы и полки. В 1941 г. было начато формирование артиллерийско-противотанковых бригад. Зенитная артиллерия входила в состав отдельных дивизионов. Крупных частей и соединений в зенитной артиллерии в Красной Армии к началу войны создано не было, что отрицательно сказалось на организации противовоздушной обороны войск при отражении массированных ударов крупных сил авиации противника. М и н о м е т ы всегда являлись грозным средством уничтожения живой силы противника в окопах, блиндажах и траншеях. Они разрушали по левые укрепления и поражали атакующую пехоту врага на поле боя. Минометы маневренны, просты по устройству и в обращении, могут вести обстрел минами с большим радиусом поражения. В предвоенные годы нашими конструкторами были созданы следующие типы минометов: 50-мм ротный миномет образца 1940 г. Был создан конструктором В. Н. Шамариным и предназначался для подавления огневых средств и живой силы противника на поле боя, на обратных скатах высот и в укрытиях. Многие детали его конструкции изготавливались методом глубокой штамповки, что упрощало и удешевляло производство миномета. В Красной Армии это оружие использовалось вплоть до 1943 года.

В 1937 году конструкторским коллективом Б. И. Шавырина создается очень удачный батальонный миномет калибра 82-мм. Выбор такого калибра был обусловлен тем, что 81-мм мины иностранных минометов могли использоваться при стрельбе из отечественных образцов, нашими же минами нельзя было вести огонь из минометов зарубежных армий. 82-мм миномет с успехом прошел все испытания, 26 февраля 1939 г. постановлением Комитета обороны он был принят на вооружение и запущен в серийное производство как батальонный миномет образца 1937 г. В 1938 г. был принят на вооружение 120-мм миномет Б. И. Шавырина. В 1943 г. он подвергся модернизации, проведенной под руководством главного конструктора одного из московских заводов, известного советского шахматиста, международного гроссмейстера А. А. Котова.

3. БРОНЕТАНКОВОЕ ВООРУЖЕНИЕ И ТЕХНИКА СПЕЦИАЛЬНЫХ ВОЙСК Бронетанковые и механизированные войска зародились в годы Советс кой власти. Они развивались в направлении создания крупных танковых и механизированных соединений, повышения огневой мощи, броневой защиты и маневренности танков.

В начале 30-х годов на вооружение Красной Армии стали поступать легкие танки Т-26, танкетки Т-27, плавающие танки Т-37, а затем средний танк Т-28 и тяжелый танк Т-35. По огневой мощи и броневой защите средние и тяжелые танки превосходили однотипные образцы бронетанковой техники иностранных армий (приложение, таблица 2). Между тем, как показал опыт боевого применения танковых частей в Испании (1936-1939 гг. ), на р. Халхин-Гол (1939 г. ) и в советско-финляндской войне (1939-1940 гг. ), наши легкие танки имели слабую броневую защиту и пробивались даже осколками снарядов крупнокалиберной артиллерии противника. Использование в качестве горючего высококачественного авиационного бензина делало их легковоспламеняемыми. Малокалиберные танковые пушки не обеспечивали эффективную борьбу с артиллерией противника.

Наиболее массовым советским танком к началу войны являлся танк БТ - быстроходный танк. На советских дорогах он мог развивать скорость до 70 км в час, а запас хода был доведен до 700 км. Серийные танки БТ могли форсировать по дну почти под водой глубокие реки, что и сегодня могут сделать не все зарубежные образцы. Подвижность, скорость и запас хода БТ являлись следствием его рациональной, но очень тонкой и легкой брони. Особенностью БТ являлась и его ходовая часть. БТ по полевым дорогам двигался на гусеницах, но, попав на хорошие дороги, мог сбрасывать тяжелые гусеницы и дальше двигаться как автомобиль. В 1939 г. конструкторским бюро Ж. Я. Котина был создан тяжелый танк КВ. Уже в сентябре первый опытный образец был направлен на Карельский перешеек, где принял участие в боях с белофинами, показав высокие боевые качества. Танк КВ был принят на вооружение Красной Армии 19 декабря 1939 г. и запущен в серию в двух вариантах: КВ-1 с 76-мм пушкой и КВ-2 с 152-мм гаубицей. В начале Великой Отечественной войны танки КВ по огневой мощи и броневой защите в несколько раз превосходили любые немецкие тан ки.

О высоких боевых характеристиках танков КВ свидетельствует следующий пример из опыта битвы под Москвой. В октябре 1941 года немецко-фашистские войска, наступая на Москву, овладели городом Наро-Фоминском. С целью освобождения города советские войска предприняли контратаку, однако она успеха не имела. В этом бою только два танка - один тяжелый КВ и средний Т-34 прорвались в город. Противник сосредоточил по ним огонь противотанковых орудий. Был подбит и подожжен танк Т-34, но перед броней КВ вражеские снаряды оказались бессильны. На большой скорости танк прошел по центральной улице города. У одного из домов командир танка лейтенант Хетагуров заметил скопление вражеских машин и солдат. Развернув машину, он ударил по дому. Под его развалинами были погребены и машины и солдаты. Затем Хетагуров повел танк к штабу фашистской части и огнем из орудия разрушил его. Та же участь постигла и вражеские орудия, замаскированные у церкви.

Обратный путь танк прокладывал по шоссе, занятому ротой гитлеровских солдат. "Огненный рейс" экипажа Хетагурова, как назвали его в дивизии, продолжался полтора часа. За это время танк дважды прошел через город, засек рад огневых точек, уничтожил несколько орудий, шесть пулеметов и большое количество гитлеровских солдат и офицеров.

В 1940 г. появился средний танк Т-34 конструкции М. И. Кошкина, А. А. Морозова, Н. А. Кучеренко. Он стал лучшим средним танком второй мировой войны, на много лет вперед определившим пути развития мирового танкостроения. Весной 1940 года два танка Т-34 первого выпуска совершили пробег по маршруту Харьков-Москва и 17 марта в Кремле продемонстрированы членам советского правительства. Тогда же было подписано постановление о начале серийного производства этих боевых машин. Создатели этого танка установили на среднем танке длинноствольную 76-мм танковую пушку с большой начальной скоростью снаряда и специальный дизельный двигатель В-2 мощностью 500 л. с. , который был экономичен, надежен в эксплуатации и позволял развивать скорость до 55 км/час. Широкие гусеницы намного повышали проходимость танка. При сравнительно небольшом весе (28 т) толщина брони была доведена до 45-52 мм. В сочетании с обтекаемой формой корпуса и оптимальным углом наклона броневых листов Т-34 был малоуязвим для противотанковых пушек того времени. Позднее, в 1943 году 76-мм пушка на Т-34 была заменена более мощной 85-мм, чем были сведены на нет усилия немецких конструкторов, пытавшихся созданием "пантер" и "тигров" ликвидировать огневое превосходство нашего танка. Обе эти машины имели дизельные моторы, обладали сильной противоснарядной броней, хорошей проходимостью и высокой скоростью. Серийное производство этих танков началось незадолго до начала войны. В 1940 г. было выпущено всего лишь 358 таких боевых машин (115 Т-34 и 243 КВ). Вследствие этого перед началом войны на вооружении бронетанковых частей новых танков было крайне мало. Предвоенные планы советского руководства о переброске в Западную Европу большого количества танков привели к появлению летающего танка. Конструкторским бюро О. Антонова было предложено навесить на обычный серийный танк крылья и хвостовое оперение, используя корпус танка как каркас для всей конструкции. Эта система получила название КТ - крылья танка. Приводы воздушных рулей крепились к пушке танка. Экипаж танка осуществлял управление полетом, находясь внутри танка, путем поворота башни и подъема пушечного ствола. В книге западно-германского эксперта

С. Залога есть уникальная фотография летящего в небе танка с крыльями и хвостом. После приземления крылья и оперение сбрасывались, и танк снова превращался из крылатого в обычный. В 1930 г. на вооружение Красной Армии поступил первый отечественный бронетранспортер Б-3. Для повышения маневренных качеств машины конструкторы снабдили ее полугусеничным движителем. Десантное отделение бронетранспортера помещало 12 человек и было защищено 15-мм броней. На вооружении Б-3 имел крупнокалиберный пулемет ДШК. И н ж е н е р н ы е войска оснащались машинами для механизации инженерных работ, понтонно-переправочными парками и миновзрывными средствами. Для производства трудоемких работ были созданы различные механизмы с использованием электрических силовых установок. С 1935 г. войска оснащаются передвижными компрессорными и зарядно-осветительными станциями, а также экскаваторами, гейдерами и траншеекопателями что позволило улучшить инженерное обеспечение войск. К концу 30-х годов наша армия получила противотанковые мины, превосходившие по своему качеству мины армий капиталистических стран. Однако численность инженерных войск к началу войны была явно недостаточной. В о й с к а с в я з и совершенствовались в направлении широкого внедрения радиосредств. В предвоенные годы было налажено производство таких средств для Сухопутных войск, Военно-воздушных сил и Военно-морских сил. Развитие радиотехники позволило в 30-х годах создать опытные образцы радиолокационных станций обнаружения самолетов (РУС-1, РУС-2). Одновременно разрабатывались системы быстродействующих телеграфных буквопечатающих аппаратов ("Бодо" и "СТ-35"), устранялась многосерийность телефонной аппаратуры. Однако новых технических средств связи было в войсках недостаточно. Многие командиры не умели пользоваться радио и предпочитали проводные средства связи. Это отрицательно сказалось на управлении войсками в начале войны.

    4. РАЗВИТИЕ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.