В целом советская авиационная техника в 30-е годы сделала крупный шаг в своем развитии: значительно возросли скорость, дальность полета и бомбовая нагрузка самолетов.
Высокие боевые качества советских самолетов демонстрировались на ежегодных военных парадах в Москве. Всему миру стали известны межконтинентальные перелеты В. П. Чкалова, Г. Ф. Байдукова, А. В. Белякова, М. М. Громова, А. Б. Юмашева, С. А. Данилина, В. К. Коккинаки и А. М. Бряндинского. Советские летчики на отечественных машинах только в 1937 г. установили около 30 мировых рекордов. В предвоенные годы на вооружение авиации стали поступать истребители Як-1, ЛаГГ-3, МиГ-3, а также дальний бомбардировщик Ил-4. Кроме того был сконструирован первый образец бронированного штурмовика Ил-2, названного впоследствии "летающим танком". Создание этого самолета явилось торжеством советской авиационной мысли. Броневое прикрытие уязвимых мест, сильное пушечное, пулеметное и бомбовое и реактивное вооружение, а также хорошие летные качества сделали штурмовик Ил-2 незаменимым помощником сухопутных войск в бою. По мнению иностранных летчиков наиболее мощное вооружение среди истребителей мира к концу 1939 года имел истребитель И-16 конструкции Поликарпова. По огневой мощи И-16 в два раза превосходил "Мессершмит-109Е" и почти в три раза "Спитфайр-1". Среди всех предвоенных истребителей мира И-16 один имел бронезащиту вокруг пилота. К началу второй мировой войны только советские истребители в качестве оружия могли использовать ракетное вооружение.
В 1939 г. у реки Халхин-Гол впервые в мире применялось ракетное оружие авиации. Значительным вкладом в развитие бомбардировочной авиации явилось также создание в 1940 г. пикирующего бомбардировщика Пе-2. Эти самолеты обладали высокими боевыми свойствами и по основным показателям превосходили самолеты буржуазных армий. Однако к началу войны на вооружении находились преимущественно самолеты устаревших конструкций. Новых машин в авиационных частях было мало. В приграничных округах новые самолеты МиГ-3, ЛаГГ-3 и Су-2 составляли 13. 4%, а Пе-2 и Як-1 только 3%. Вполне понятно, что все это отрицательно сказалось на боевом применении авиации в начале войны против фашистской Германии.
Наряду с совершенствованием самолетного парка конструкторские усилия были направлены на создание многоместных десантных планеров. В конце 30-х годов более десяти конструкторских бюро боролись за создание лучшего транспортно-десантного планера. Конструкторское бюро О. Антонова кроме крылатого танка выпустило многоместный десантный планер А-7. В. Грабовский разработал десантный планер Г-11. Д. Колесников создал планер для переброски двадцати солдат - КЦ-20, а Г. Корбула работал над созданием планера-гиганта. Конструктор П. Гороховский создал резиновый надувной планер. После выброски в тыл противника несколько таких планеров могли быть загружены в один транспортный самолет и возвращены на свою территорию для повторного использования.
5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА Военно-морской флот по мере индустриализации страны получал все большее количество новых боевых кораблей и подводных лодок, создавались новые военно-морские базы. Только за 11 месяцев 1940 г. флот получил 100 различных боевых кораблей, главным образом миноносцев, подводных лодок и торпедных катеров. В постройке находилось еще 269 кораблей всех классов, значительная часть которых была закончена у началу войны. На всех флотах формировались новые соединения эскадренных миноносцев, подводных лодок и торпедных катеров. Перед войной значительное усилие получил Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский флоты. Ускоренными темпами вооружался Северный флот. Новые крейсеры стали вооружаться 180-мм орудиями с дальностью стрельбы до 207 кабельтовых (38. 3 км) и скорострельностью до 3 выстрелов в минуту, а эскадренные миноносцы- 130-мм орудиями с дальностью стрельбы до 139 кабельтовых (25. 7 км) и скорострельностью до 10 выстрелов в минуту. Такие артиллерийские системы широко применялись и в береговой обороне Большие подводные лодки и надводные корабли среднего водоизмещения вооружались новыми 100-мм орудиями с дальностью стрельбы 118, 5 кабельтовых (22 км). На вооружение речных кораблей в конце 30-х г. поступили 82-мм реактивные установки.
Советские ученые и инженеры разработали первую в мире 100-мм зенитную артиллерийскую систему с автоматическим наведением, которой вооружались новые крейсеры. Важную роль в развитии торпедного оружия сыграли постановления Комитета Обороны СССР о создании минно-торпедной промышленности. Это позволило ускорить разработку и оснащение флота торпедами с более высокими боевыми свойствами. В 1938 г. на вооружение были приняты новые торпеды, обладавшие скоростью в 51 узел (94. 4 км/ч).
Накануне Великой Отечественной войны проводилась большая работа по созданию новых военно-морских баз в Балтийском и Черном морях. На эти базы передислоцировались основные соединения флотов. Значительное развитие получила морская авиация. К началу 1941 г. в составе ВВС флота истребительная авиация составляла 45. 3%, бомбардировочная-14%, торпедоносная-9. 7%, разведывательная-25% и авиация специального назначения-6%. З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Накануне Великой Отечественной войны в условиях индустриализации страны происходило бурное развитие советской военной техники. Наибольшее развитие получили бронетанковые войска, артиллерия и авиация. При этом важнейшими направлениями в их развитии являлись следующие. В бронетанковых войсках большое внимание уделялось повышению огневой мощи, маневренности и защищённости танков. На вооружение артиллерии поступали орудия с увеличенной скорострельностью и дальностью стрельбы. На вооружение авиации поступали самолёты, которые во многом превосходили прежние образцы по огневой мощи, дальности, высоте и скорости полёта, защищенности, что обеспечивало в последующем господство нашей авиации в воздухе. Одновременно существенное развитие получили и другие виды вооружения.
Создававшиеся в это время образцы военной техники превосходили по многим своим техническим показателям аналогичные вооружения других стран. Однако высокие боевые характеристики советского вооружения в первые годы войны не были полностью реализованы в связи с отсутствием опытных командных кадров. С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы
1. Невзоров Б. И. Оборона 5-й и 33-й армий Западного фронта в битве под Москвой. - М. : ВАФ, 1973.
2. Плотников С. Е, Савченко И. Ф. Оружие победы. -М. , 1986.
3. Тюшкевич С. А. Советские Вооруженные Силы. -М. : Воениздат, 1978. 4. Колганов К. С. Развитие тактики Советской армии в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. ). -М. : Воениздат, 1958. 5. Самсонов А. М. Вторая мировая война. -М. : Воениздат, 1966. 6. Крупченко И. Е. Военная история. -М. : Воениздат, 1971.
7. Мельников П. В. Развитие тактики сухопутных войск в Великой Отечественной войне. -М. : ВАФ, 1981. 8. Воробьёв Ф. Д. , Кравцов В. М. Великая Отечественная война Советского Союза. -М. : Воениздат, 1961.
9. Строков А. А. История военного исскуства. -М. : Воениздат, 1966. 10. Алексеев П. Д. , Маковский В. Б. Первая оборонительная операция 4-й армии в начале Великой Отечественной войны. -М: ВАФ, 1992. ПОТАПОВ А. Е. П Р И Л О Ж Е Н И Е Таблица 1 ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АРТИЛЛЕРИИ СОВЕТСКИХ И НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ВОЙСК НАКАНУНЕ ВОЙНЫ. С и с т е м а Дальн. стрель бы, км Вес снаря да, кг Начальная скорость м/сек. Скоростр. в мин. Вес системы в боевом полож. кг С о в е т с к и е о р у д и я 45-мм ПТО обр. 1937г. | 4, 6 | 1, 43 | 760 | 20 | 560
76-мм полковая пушка| | | | | обр. 1927 г. | 8, 5 | 6, 2 | 387 | 10-12 | 780 76-мм дивиз. пушка | | | | | обр. 1939 г. | 13, 3 | 6, 2 | 680 | 20 | 1480 122-мм гаубица | | | | | обр. 1939 г. | 11, 8 | 21, 7 | 515 | 5-6 | 2500 122-мм пушка обр. | | | | |
1931/37 г. | 19, 7 | 25 | 800 | 6 | 7120 152-мм гаубица обр. | | | | | 1938 г. | 12, 3 | 40 | 508 | 3-4 | 4150 152-мм гауб. -пушка | | | | | обр. 1937 г. | 17, 2 | 43, 5 | 655 | 3-4 | 7128 Н е м е ц к и е о р у д и я
37-мм ПТО | 0, 1 | 0, 68| 745 | 12-15 | 440 47-мм ПТО | 0, 25 | 2, 3 | 400-775 | 12-15 | 570 50-мм ПТО обр. 1938г. | 0, 25 | 2, 06| 835 | 15 | 930 75-мм пушка обр. | | | | |
1918 г. | 3, 55 | 5, 45| 95-221 | 8-12 | 400 106-мм полковая | | | | | гаубица | 10, 6 | 13, 5 | 200-470 | 6 | 1985 150-мм штурмовое | | | | | орудие | 4, 7 | 38, 0 | 125-240 | 3-4 | 1750 150-мм пушка | 13, 3 | 43, 5 | 210-520 | 4 | 5510 Таблица 2
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКОВ СОВЕТСКИХ И НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ВОЙСК К НАЧАЛУ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. Марка и тип танка Вес, т Бронезащита Вооружение Максим. скор. , км/ч Запас хода по грунту, км лобов. , мм Борт. , мм Калибр пушки К-во пулем. КВ-I КВ-II Т-34 БТ-7 Т-36 Т-IV T-III T-II T-IIб а) С о в е т с к и е
47, 5| 75 | 75 | 76 | 3+1 | 35 | 180 52 | 75 | 75 | 152 | 3 | -- | 250 30, 9| 45 | 45 | 76 | 2 | 55 | 250 14, 6| 20 | 13 | 45 | 2+1 | 62-86 | 550 10, 5| 15 | 15 | 45 | 2+1 | 30 | 170 б) Н е м е ц к и е 25 | 40 | 20 | 75 | 2 | 40 | 130
20 | 30 | 30 | 37 | 2 | 55 | 115 6, 2 | 14 | 15 | -- | 2 | 50 | --- 8, 8 | 15 | 15 | 20 | 1 | 45 | 220
Страницы: 1, 2, 3