подпишут мирные договоры с Румынией и Болгарией до проведения там
свободных выборов. Советская сторона итолковала эту позицию как
отказ от соглашений, заключенных с Черчиллем в октябре 1944 года, о сферах влияния в Восточной Европе. К тому же СССР
продемонстрировал на этом совещании новоприобретенный "комплекс
великой державы", потребовав исключение Китая и Франции из всех
переговоров о мирных договорах и предоставления себе протектората
над Триполитанией с тем, чтобы, как подобает великой державе
обеспечить свое присутствие в Средиземном море. После 3-х недель переговоров СССР и Западные участники были вынуждены констатировать свое несогласие по большинству вопросов и договорились снова встретиться в декабре в Москве.
В Москве министры иностранных дел трех великих держав пришли
к компромису по вопросу о Болгарии и Румынии после того, как СССР
согласился на проведение там новых выборов, тем самым неявно признав, что предыдущие, давшие "отечественным фронтам" большинство в 90%, были фальсифицированы. Советский Союз
согласился также на участие "малых стран" в Мирной конференции, которая должна была состояться в Париже летом 1946 года.
Тем не менее несколькими неделями позже Советская дипломатия
подтвердила свое намерение решать крупные международные проблемы
только с США (показательно, что с конца 1945 года контакты между
Сталиным и Эттли, сменившим Черчилля на посту премьер-министра
Великобритании, становились все более эпизодическими). В феврале
1946 года Молотов в частности, заявил, что СССР-одна из двух
крупнейших стран мира и никакой международный вопрос не может быть решен без ее участия. Сохраняя свою приверженность к политике раздела сфер влияния, противостоявшей американскому проекту коллективной безопасности, который отводил ООН центральное место в
урегулировании конфликтов, СССР постарался упрочить свои позиции
в Иране, так как до этого моменте политика получения "залогов безопасности" приносило свои плоды. С 1941 года Иран находился под совместной оккупацией
Великобритании и СССР, обязавшихся вывести свои войска в течение шести месяцев после окончания войны. Однако Советский Союз высказывал явное намерение надолго обосноваться в Иране. В сентябре 1944 года он безуспешно пытался создать смешанную
советско-иранскую нефтяную компанию. В то же время Советский Союз поддерживал партию Туде, об'единявшую значительную часть противников режима, и сепаратистские движения Курдов и
Азербайджанцев, имея ввиду либо ослабить центральную власть в Тегеране и поставить ее в полную зависимость от Туде, либо аннексировать граничащие с Советским Азербайджаном северные
провинции. В декабре 1945 года при советской поддержке на севере
Ирана были провозглашены Автономная Республика Азербайджан и Курдская Народная Республика. Не добившись в Совете
Безопастности, где рассматривался этот вопрос, приемлимого для
себя решения Великобритания направила дополнительные воинские контингенты на ог Ирана. В обмен на создание смешанной
советско-иранской нефтяной компании Советский Союз согласился вывести свои войска (май 1946). В конце 1946 года Иран
денонсировал договор о нефтедобыче, восстановил контроль над северной частью своей территории, подавив курдских и азербайджанских сепаратистов, на что СССР предпочел не реагировать, чтобы не втягиваться в этом районе в силовой конфликт с США и Англией.
Когда иранский кризис достиг своей кульминации (начало марта
1946 года), Черчилль произнес в Фултоне(Миссури) в присутствии
президента Трумана свою знаменитую речь о "железном занавесе".
Эта речь, основные положения которой разделялись на Западе не всеми, особенно находившимися тогда у власти английскими
лейбористами, тем не менее свидетельствовала о начале нового и
важного этапа в осознании Западом реальности угрозы "советского экспансионизма". Перед лицом этой опасности только твердая
политика-такая, к которой Великобритания прибегла в последующие недели в Иране, -имела шансы оказаться результативной. Парижские конференции апреля 1946 года и Мирная
конференция, проходившая во французской столице с 29 июля по 15
октября 1946 года, были посвящены главным образом урегулированию германской проблемы. Они не привели ни к какому сближению западных и советских позиций, за исключением вопроса о
репарациях. Между тем госсекретарь США Бирнс объявил в Штутгарте, что, по мнению американского правительства, настал момент передать немецкому народу ответственность за ведение своих собственных дел, предоставить Германии возможность обрести
самостоятельность в экономической области. Бирнс, далее, даже
заявил, что "большая тройка" не принимала на себя в Потсдаме
никаких окончательных обязательств о восточной границе Германии.
Со своей стороны СССР приступил к активной "денацификации" своей
оккупационной зоны, аграрной реформе, национализации промышленных
предприятий и созданию смешанных советско-германских предприятий, которыу работали исключительно на СССР(после неразберихи,
созданной вывозом оборудования с немецких заводов, предпочтение
было отдано этому варианту). Хотя СССР неизменно подтверждал свою приверженность идее воссоединения демократизированной и демилитаризированной Германии, растущее несоответствие
политических и экономических структур в западных и советской оккупационных зонах делало эту идею все более иллюзорной. После провала Мирной конференции отношение между западными странами и СССР еще более ухудшились из-за прямой помощи,
оказывавшейся Югославией, Болгарией и Албанией, находившимися в
зоне Советского влияния, коммунистическому партизанскому движению
в Греции, и из-за давления СССР на Турцию, от которой Советский
Союз требовал вместе с ним принять участие в охране проливов,
"чтобы помешать их использованию другими государствами в целях,
враждебным причерноморским державам". США энергично отреагировали
на это, направив впечатляющую военно-морскую армаду в восточный
сектор Средиземного моря. Решительность Трумэна, поддержанная Парижем и Лондоном и опиравшаяся на американскую атомную монополию, произвела тот же эффект, что и жесткая позиция
Великобритании в иранском вопросе. В конечном счете греческий и турецкий кризисы сыграли в истории "холодной войны" роль , которая далеко превзошла те ставки, которые были сделаны
конфликтовавшими сторонами. По существу, они послужили источником
доктрины Трумэна, ставшей первым шагом к оформлению американских обязательств в отношении Европы, к созданию НАТО. Чтобы попытаться урегулировать не решенные Мирной
конференцией проблемы, новое совещание министров иностранных дел собралось в Москве 10 марта 1947 года, накануне изложения
Трумэном конгрессу своей доктрины экономической помощи "свободным народам, сопротивляющимся попыткам закабаления со стороны
вооруженного меньшиства, или внешнему давлению". (Первыми получили американскую помощь Турция и Греция). В Москве дискуссия
развернулась по нескольким фундаментальным вопросам германской
проблемы. Молотов отверг американское предложение о заключении договора о нейтралитете Германии. Генерал Маршалл, которого
Трумэн только что поставил во главе госдепартамента, отклонил
новую советскую просьбу о репарациях. Америка, заявил он, против политики превращения Германии в "приют для бедных в центре Европы". Стороны не пришли к согласию и по вопросу о государственном устройстве будущей Германии. Из провала
московской конференции американцы сделали для себя бесспорный вывод о необходимости без промедления связать западные оккупационные зоны с западноевропейскими государствами
экономическими и даже политическими соглашениями. 5 июня Маршалл
изложил в Гарварде основные направления экономического плана, призванного "помочь европейцам снова обрести экономическое
здоровье, без которого невозможны ни стабильность, ни мир". В июле в Париже была назначена конференция, открытая для всех
стран, в том числе и СССР. Совершенно неожиданно для всех 26 июня во французскую столицу прибыл Молотов во главе делегации, количество членов которой и их ранг давали пищу для
оптимистических прогнозов. Однако через три дня представители
выразили свое принципиальное несогласие с американским проектом: они соглашались на двустороннюю помощь без предварительных условий и контроля, но возражали против коллективного
предприятия, способного поставить под сомнение исключительное
влияние СССР в Восточной Европе и увеличить способность Западной
Европы к сопротивлению. В то же время они постарались уменьшить
психологическийй эффект, произведенный предложением Маршалла,
путем сравнения огромных нужд послевоенной Европы и ограниченных возможностей США. В конце концов 2 июля Молотов прервал
переговоры, заявив, что "поставленные под контроль" европейские
страны потеряют ради удовлетворения "нужд и желаний некоторых
великих держав" свою экономическую и национальную независимость. Между тем некоторые восточноевропейские страны, в том числе Польша и Чехословакия, приняли приглашение участвовать в международной конференции, созываемой 12 июля в Париже для обсуждения плана Маршалла. Однако через несколько дней под давлением СССР сначала Польша, а затем и Чехословакия объявили, что они не будут представлены в Париже. В Чехословакии коммунисты уже контролировали, помимо поста председателя Совета Министров,
Страницы: 1, 2, 3, 4