Рефераты. СССР в послевоенных международных отношениях - (реферат)

p>новые источники напряженности между СССР и Западом. Западные

    страны поставилм Советский Союз в известность, что они не

подпишут мирные договоры с Румынией и Болгарией до проведения там

свободных выборов. Советская сторона итолковала эту позицию как

отказ от соглашений, заключенных с Черчиллем в октябре 1944 года,

    о сферах влияния в Восточной Европе. К тому же СССР

продемонстрировал на этом совещании новоприобретенный "комплекс

великой державы", потребовав исключение Китая и Франции из всех

переговоров о мирных договорах и предоставления себе протектората

над Триполитанией с тем, чтобы, как подобает великой державе

обеспечить свое присутствие в Средиземном море. После 3-х недель

    переговоров СССР и Западные участники были вынуждены
    констатировать свое несогласие по большинству вопросов и
    договорились снова встретиться в декабре в Москве.

В Москве министры иностранных дел трех великих держав пришли

к компромису по вопросу о Болгарии и Румынии после того, как СССР

согласился на проведение там новых выборов, тем самым неявно

    признав, что предыдущие, давшие "отечественным фронтам"
    большинство в 90%, были фальсифицированы. Советский Союз

согласился также на участие "малых стран" в Мирной конференции,

    которая должна была состояться в Париже летом 1946 года.

Тем не менее несколькими неделями позже Советская дипломатия

подтвердила свое намерение решать крупные международные проблемы

только с США (показательно, что с конца 1945 года контакты между

Сталиным и Эттли, сменившим Черчилля на посту премьер-министра

Великобритании, становились все более эпизодическими). В феврале

1946 года Молотов в частности, заявил, что СССР-одна из двух

крупнейших стран мира и никакой международный вопрос не может

    быть решен без ее участия.
    Сохраняя свою приверженность к политике раздела сфер
    влияния, противостоявшей американскому проекту коллективной
    безопасности, который отводил ООН центральное место в

урегулировании конфликтов, СССР постарался упрочить свои позиции

в Иране, так как до этого моменте политика получения "залогов

    безопасности" приносило свои плоды.
    С 1941 года Иран находился под совместной оккупацией

Великобритании и СССР, обязавшихся вывести свои войска в течение

    шести месяцев после окончания войны. Однако Советский Союз
    высказывал явное намерение надолго обосноваться в Иране. В
    сентябре 1944 года он безуспешно пытался создать смешанную

советско-иранскую нефтяную компанию. В то же время Советский Союз

    поддерживал партию Туде, об'единявшую значительную часть
    противников режима, и сепаратистские движения Курдов и

Азербайджанцев, имея ввиду либо ослабить центральную власть в

    Тегеране и поставить ее в полную зависимость от Туде, либо
    аннексировать граничащие с Советским Азербайджаном северные

провинции. В декабре 1945 года при советской поддержке на севере

Ирана были провозглашены Автономная Республика Азербайджан и

    Курдская Народная Республика. Не добившись в Совете

Безопастности, где рассматривался этот вопрос, приемлимого для

себя решения Великобритания направила дополнительные воинские

    контингенты на ог Ирана. В обмен на создание смешанной

советско-иранской нефтяной компании Советский Союз согласился

    вывести свои войска (май 1946). В конце 1946 года Иран

денонсировал договор о нефтедобыче, восстановил контроль над

    северной частью своей территории, подавив курдских и
    азербайджанских сепаратистов, на что СССР предпочел не
    реагировать, чтобы не втягиваться в этом районе в силовой
    конфликт с США и Англией.

Когда иранский кризис достиг своей кульминации (начало марта

1946 года), Черчилль произнес в Фултоне(Миссури) в присутствии

президента Трумана свою знаменитую речь о "железном занавесе".

Эта речь, основные положения которой разделялись на Западе не

    всеми, особенно находившимися тогда у власти английскими

лейбористами, тем не менее свидетельствовала о начале нового и

важного этапа в осознании Западом реальности угрозы "советского

    экспансионизма". Перед лицом этой опасности только твердая

политика-такая, к которой Великобритания прибегла в последующие

    недели в Иране, -имела шансы оказаться результативной.
    Парижские конференции апреля 1946 года и Мирная

конференция, проходившая во французской столице с 29 июля по 15

октября 1946 года, были посвящены главным образом урегулированию

    германской проблемы. Они не привели ни к какому сближению
    западных и советских позиций, за исключением вопроса о

репарациях. Между тем госсекретарь США Бирнс объявил в Штутгарте,

    что, по мнению американского правительства, настал момент
    передать немецкому народу ответственность за ведение своих
    собственных дел, предоставить Германии возможность обрести

самостоятельность в экономической области. Бирнс, далее, даже

заявил, что "большая тройка" не принимала на себя в Потсдаме

никаких окончательных обязательств о восточной границе Германии.

Со своей стороны СССР приступил к активной "денацификации" своей

оккупационной зоны, аграрной реформе, национализации промышленных

предприятий и созданию смешанных советско-германских предприятий,

    которыу работали исключительно на СССР(после неразберихи,

созданной вывозом оборудования с немецких заводов, предпочтение

было отдано этому варианту). Хотя СССР неизменно подтверждал свою

    приверженность идее воссоединения демократизированной и
    демилитаризированной Германии, растущее несоответствие

политических и экономических структур в западных и советской

    оккупационных зонах делало эту идею все более иллюзорной.
    После провала Мирной конференции отношение между западными
    странами и СССР еще более ухудшились из-за прямой помощи,

оказывавшейся Югославией, Болгарией и Албанией, находившимися в

зоне Советского влияния, коммунистическому партизанскому движению

в Греции, и из-за давления СССР на Турцию, от которой Советский

Союз требовал вместе с ним принять участие в охране проливов,

"чтобы помешать их использованию другими государствами в целях,

враждебным причерноморским державам". США энергично отреагировали

на это, направив впечатляющую военно-морскую армаду в восточный

сектор Средиземного моря. Решительность Трумэна, поддержанная

    Парижем и Лондоном и опиравшаяся на американскую атомную
    монополию, произвела тот же эффект, что и жесткая позиция

Великобритании в иранском вопросе. В конечном счете греческий и

    турецкий кризисы сыграли в истории "холодной войны" роль ,
    которая далеко превзошла те ставки, которые были сделаны

конфликтовавшими сторонами. По существу, они послужили источником

доктрины Трумэна, ставшей первым шагом к оформлению американских

    обязательств в отношении Европы, к созданию НАТО.
    Чтобы попытаться урегулировать не решенные Мирной

конференцией проблемы, новое совещание министров иностранных дел

    собралось в Москве 10 марта 1947 года, накануне изложения

Трумэном конгрессу своей доктрины экономической помощи "свободным

    народам, сопротивляющимся попыткам закабаления со стороны

вооруженного меньшиства, или внешнему давлению". (Первыми получили

    американскую помощь Турция и Греция). В Москве дискуссия

развернулась по нескольким фундаментальным вопросам германской

проблемы. Молотов отверг американское предложение о заключении

    договора о нейтралитете Германии. Генерал Маршалл, которого

Трумэн только что поставил во главе госдепартамента, отклонил

новую советскую просьбу о репарациях. Америка, заявил он, против

    политики превращения Германии в "приют для бедных в центре
    Европы". Стороны не пришли к согласию и по вопросу о
    государственном устройстве будущей Германии. Из провала

московской конференции американцы сделали для себя бесспорный

    вывод о необходимости без промедления связать западные
    оккупационные зоны с западноевропейскими государствами

экономическими и даже политическими соглашениями. 5 июня Маршалл

изложил в Гарварде основные направления экономического плана,

    призванного "помочь европейцам снова обрести экономическое

здоровье, без которого невозможны ни стабильность, ни мир". В

    июле в Париже была назначена конференция, открытая для всех

стран, в том числе и СССР. Совершенно неожиданно для всех 26 июня

    во французскую столицу прибыл Молотов во главе делегации,
    количество членов которой и их ранг давали пищу для

оптимистических прогнозов. Однако через три дня представители

выразили свое принципиальное несогласие с американским проектом:

    они соглашались на двустороннюю помощь без предварительных
    условий и контроля, но возражали против коллективного

предприятия, способного поставить под сомнение исключительное

влияние СССР в Восточной Европе и увеличить способность Западной

Европы к сопротивлению. В то же время они постарались уменьшить

психологическийй эффект, произведенный предложением Маршалла,

путем сравнения огромных нужд послевоенной Европы и ограниченных

    возможностей США. В конце концов 2 июля Молотов прервал

переговоры, заявив, что "поставленные под контроль" европейские

страны потеряют ради удовлетворения "нужд и желаний некоторых

великих держав" свою экономическую и национальную независимость.

    Между тем некоторые восточноевропейские страны, в том числе
    Польша и Чехословакия, приняли приглашение участвовать в
    международной конференции, созываемой 12 июля в Париже для
    обсуждения плана Маршалла.
    Однако через несколько дней под давлением СССР сначала
    Польша, а затем и Чехословакия объявили, что они не будут
    представлены в Париже. В Чехословакии коммунисты уже
    контролировали, помимо поста председателя Совета Министров,

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.