Рефераты. Хозяйство и быт Степной Скифии - (реферат)

p>Женскую одежду восстановить труднее , так как изображения женщин немногочисленны . Основным источником для восстановления женского костюма остаются женские погребения . По положению бляшек в районе головы можно восстановить головной убор - в виде кокошника или конуса , обшитого золотыми бляшками . Изредка голову украшали повязки - стленгиды , метапиды . Основу одежды составляло платье - рубашка с длинными рукавами , поверх которого одевался плащ без рукавов , обшитый золотыми бляшками . Серьги , ожерелья , гривны и перстни из золота , серебра и бронзы , стеклянные или пастовые бусы , многочисленные золотые нашивные бляшки (рис. 4) дополняли одежду любой скифянки . Л. С. Клочко провёл реконструкцию скифского женского костюма , что показано на

    рисунке 3 .
    У т в а р ь

Утварь степных скифов бедна и набор её подчинён образу жизни и быта её создателей и потребителей . Предметы домашнего обихода разделяют на группы по признакам функционально - бытового предназначения , по материалам и техники изготовления . Наиболее многочисленная посуда , разделенная на группы по материалам - лепная, деревянная , каменная , металлическая . Прослеживается деление по функциональному назначению - на столовую , кухонную или тару . Анализ инвентаря погребений , связанного с погребением пищи дал результаты , показывающие особенности быта различных слоёв насе–ления . Причём , такое социальное расслоение в быту по погребениям раннескифского периода не прослеживается . Замечено , что в наиболее богатых погребениях скифской знати сооружались специальные помещения - так называемые , хозяйственные ниши , в которых хранились пищевые запасы погребённого . При анализе инвентаря 26 ниш составлено представление о наборе утвари наиболее богатых скифов . В хозяйственных нишах наиболее богатых погребений хранились : посуда для варки ( котёл , котелок , железные крючки для мяса и щипцы ) и потребления ( блюда ,

подносы ) мяса или бульона ( деревянные чаши , иногда с обивками ) . Отдельный блок составляла посуда для питья вина ( амфора , черпак , ситечко , килик , кувшин ) , молока или молочной водки (кожаные сосуды , металлические или деревянные открытые сосуды ) .

Прослежены некоторые закономерности расположения хозяйственных ниш в погребальном комплексе . Ниши с пищей располагались в области головы погребённого , в то время как отсеки или отдельные ниши с набором утвари для питья располагались в ногах (Двугорбая Могила ) . Крайне редко хозяйственные ниши сооружались в дромосах. Сооружение хозяйственных ниш с таким богатым набором инвентаря характерно для погребений царского ранга или высшей скифской знати .

Менее богатые могли позволить себе простой набор инвентаря - лепная керамика , деревянные сосуды , блюда или подносы для мяса и греческая посуда для вина . Амфоры в таких курганах чаще всего происходят из материалов тризны . Типичный набор утвари рядовых погребений среднескифского периода - лепной горшок и деревянное блюдо или поднос с частью туши барана или коровы с одним двумя железными ножами .

В наборе утвари как из погребений , так и из материалов памятников оседлости , наиболее многочисленная группалепной посуды. Коллекция посуды , изготовленной без применения гончарного круга из поселений среднескифского времени более многочисленна , но менее разнообразна , по сравнению с керамическим комплексом архаического периода . В погребениях IV в. до н. э. количество посуды, вылепленной вручную уступает лишь амфорной таре , а в материалах памятников оседлости ( за исключением Каменского городища ) оно чуть больше или равно количеству амфор .

Именно в IV в. до. н. э. , с переходом к оседлости , скифские женщины научились лепить посуду . В этот период появляется свой , чисто скифский набор лепной керамики - горшки особых форм и миски . Они преобладают в материалах памятников IV в. до н. э. Горшки разнообразны - с короткой дуговидной в разрезе шейкой , с горлом , отогнутым в виде раструба , с прямым горлом , с резко отогнутым венчиком и почти цилиндрической шейкой , больших размеров ( рис. 5 ; 3, 10, 5, 11 ) . Мисок немного , в основном это посуда с загнутым внутрь венчиком и в форме перевёрнутого усечённого конуса .

Основные мотивы орнаментации сосудов скифской керамики - пальцево-ногтевые вдавления , косые насечки по краям венчика , отпечатки штампа или косые насечки в основании шейки ( рис. 5 ; 3, 5, 10 ) . В среднескифский период почти полностью исчезает рельефный орнамент , крайне редко встречается прочерченный ( рис. 5 ; 11 ) .

Скифянки научились лепить сосуды , напоминающие формы греческих гончарных - так появились лепные подражания античным формам ( рис. 5 ; 6 ) . Некоторые из подражаний найдены в погребениях . Эти находки свидетельствуют о сильном влиянии античного гончарного производства на формирование скифского керамического комплекса .

Количество лепной посуды , имеющей аналогии в керамике фракийских культур , по сравнению с периодом архаики заметно сокращается . Группа состоит из горшков с короткой изогнутой шейкой , баночных сосудов и мисок двух типов . Для посуды фракийского облика характерен рельефный орнамент и тщательная обработка внешней поверхности - заглаженная или заложенная поверхность .

В IV в. до н. э. на территории Степной Скифии появляются первые сосуды меото-сарматского облика . Они более характерны для керамики Елизаветовского городища . Два горшка , имеющие анологии в керамике сарматских памятников найдены в скифских погребениях Крыма .

Картографирование курганов IV в. до н. э. , в которых была найдена лепная керамика , показывает их повышенную концентрацию вблизи Днепровской поймы . Наиболее многочисленная коллекция таких сосудов в таких могильниках , как Широкое , Шевченко , Любимовка , Вольная Украина , Гаймоново поле . Могильники , расположенные в “ открытой”

степи ( Носаки , Рясные Могилы , Златополь , Троицкое , Большая Белозёрка ) , дают единичные экземпляры лепных сосудов .

Соотношение основных разных в технологическом отношении групп керамики (амфоры , столовая-чернолаковая керамика , простая гончарная, лепная ) показывает различные уровни экономического развития регионов Степной Скифии . Основная масса античной посуды поступала в Степное Поднестровье , также много , как и в Поднестровье , керамики поступало в Степной Крым , а вот Поднепровье , Побужье снабжалось античной посудой в меньшем количестве . Причём , основная масса античного импорта оседала в Поднепровье , в Левобережье .

В памятниках среднескифского периода греческая гончарнаяпосуда становится господствующей в группе столовой керамики , почти полностью вытесняет лепную столовую посуду . Так количество чернолаковой керамики в погребениях IV в. до н. э. увеличивается по сравнению с предыдущим периодом более чем в 10 раз , количество простой гончарной - почти в 9 раз . Набор амфор из скифских погребений мало чем отличается от амфорной тары хорошо изучённой по материалам античных памятников Северного Причерноморья . Амфоры чаще всего встречаются в скифских погребениях Поднестровья и Степного Крыма. В погребениях Крыма амфора в ногах погребённого или в насыпи кургана - почти обязательная деталь погребального комплекса ( коллекция гончарной керамики из Акташского могильника ) . Меньше чем в Поднестровье или в Крыму , но больше , чем в Поднепровье , амфор найдено в погребениях Побужья . Равное количество погребений с амфорами на Правобережье и Левобережье Днепра . Амфорной тарой поселений Степной Скифии представлены все основные центры виноделия Греции . В первой половине IV в. до н. э. преобладали продукты , вывозившиеся в фасосской и гераклейской таре . В слоях второй половины IV в до н. э. чаще встречаются фрагменты синопских и херсонесских амфор . В материалах Каменского городища много фрагментов амфор боснорского производства . Часть амфорной тары имела клейма . Наиболее ранние клеймённые амфоры появляются на Каменском городище - амфоры с о. Фасос . Фрагменты амфор с фасосскими клеймами найдены в поселениях Маячка , Великая Знаменка и Высшетарасовка . Амфоры с гераклийским клеймением встречаются на Каменском и Лысогорском городищах , на поселении Князь-Григорьевка . Группа амфор с синопскими клеймами наиболее многочисленна . Синопские клейма зафиксированы на амфорах Каменского и Капуловского городищ и Волошского поселения . Крайне редко встречаются амфоры с херсонесскими клеймами . Они найдены лишь на Каменском и Лысогорском городищах . На Каменском городище найдено много фрагментов амфор с монограммными клеймами . В целом коллекция фрагментов амфор с клеймами подтверждает вывод о том , что основными центрами , поставлявшими вино в Правобережную и Левобережную Степную Скифию были о. Фасос , Гераклея , Пепарет , позднее - Синопа и Херсонес . Иногда на стенках сосудов из памятников Степной Скифии встречаются граффити . Так , на горле амфоры из Каменского городища была процарапана большая “А” . На горле лепного сосуда из материалов Каменского городища процарапаны знаки , напоминающие магические .

Тара из Греции очень ценилась обитателями скифских поселений . Многие амфоры имеют следы ремонта ( просверленные в стенках отверстия , через которые “сшивались” стенки сосуда ) . Фрагменты амфор , которые нельзя было отремонтировать использовались вторично как инструменты -чаще всего -терочники или лощила для обработки кож .

Посуда для питья вина ( а этот обычай уже прочно утвердился в скифской среде ) представленабольшой группойчернолаковой керамики. Широкие возможности импортанарядной греческой посуды затормозил производство обитателями Северного Причерноморья своей лощевой лепной керамики . Больше всего посуды для вина поступало в Поднестровье . Количество погребений с чернолаковыми сосудами одинаково и в Степном Крыму и в Поднепровье и в Побужье .

Чернолаковая керамика представлена в основном сосудами для вина. Замечено что в конце V - первой половине IV вв. до н. э. в Степное Причерноморье поступают кратеры и килики ( рис. 6 ; 2 ) . Чуть позже в скифском быту появляются канфаровидные килики , а со второй - третьей половины IV - канфары ( рис. 6; 3, 5 ) , и солонки ( рис. 6 ; 4 ) , часто имевшие штампованный орнамент ( рис. 6 ; 1, 7 ) . В материалах памятников осёдлости фрагменты чернолаковой керамики встречаются крайне редко .

Со второй половины IV в. до н. э. в степных скифских погребениях появляютсяпростая гончарная керамика - серо- и красноглиняная. Чаще всего посуды этой группы встречаются в памятниках Поднестровья и Степного Крыма . Стабильно невысокий процент погребений с простой гончарной керамикой в Поднепровье и в Побужье . Это сосуды для вина или для воды - сероглиняные кувшины ( рис. 5 ; 9 ) .

Красноглиняные сосуды из погребений Степных Скифов - кувшины - найдены в слоях городища Лысая Гора , Первомайского поселения и поселения Чернеча , много фрагментов сероглиняных кувшинов и мисок найдено на Каменском городище . Эти сосуды могут быть отнесены к продукции Ольвии , где они распространены начиная с периода архаики до первых веков н. э.

Деревянная утварь играет большую роль в обработке и потреблении молочных продуктов . Чаще всего использовались неглубокие полусфери - ческие чаши - для молока или бульона (рис. 5 ; 7) . Их количество в погребениях среднескифского периода по сравнению с захоронениями более раннего времени заметно уменьшается . Количество же деревянных блюд или подносов в погребениях среднескифского времени увеличивается приблизительно в восемь раз . Встречаются в виде скреплённых деревянных дощечек со слегка загнутыми бортами ( рис. 6 ; 9 ) или блюда с высокими бортиками и выступающими бортиками по бокам , подобные блюда из Трехбратнего кургана в Крыму ( рис. 5 ; 2 ) . Они использовались в качестве сосудов для готового вареного мяса .

Металлическая утварь. Коллекция сосудов , изготовленных из металла ( бронзы , серебра , железа ) из погребений среднескифского периода немногочисленна . В основном это бронзовые котлы . Большинство происходит из курганов скифской знати . Скифские котлы литые , отличаются большими размерами (рис. 6 ; 4 ) , их объёмы нередко достигают 100 литров и больше . Котлы часто орнаментируются ( котёл из Черномлыка ) . По-видимому , это сосуды лесостепного производства . Для питья вина , кроме чернолаковых сосудов использовались серебряные кубки , чаши , килики , ритоны и т. п. - т. е. парадная посуда . Их коллекция не многочисленна . Чаще всего встречаются серебряные или бронзовые килики на невысокой ножке с фигурными , возвышающимися над венчиками сосудов ручками ( рис. 5 ; 10, 11 ) . Формы античных и фракийских фиал повторяют серебряные чаши из Солохи , из кургана у села Владимировка .

Редкая находка в степных скифских погребениях - приспособление для разлива вина - киафы - железные или бронзовые чашечки на длинной ручке , которая иногда заканчивается лебединой головкой ( рис. 5 ; 8 ) . Иногда встречаются полусферические ковши с прикреплённой через втулку деревянной или металлической ручкой . Последние , правда , могли использоваться и для разлива бульона . В курганах , расположенных ближе к античным центрам (чаще всего Побужье ) встречаются бронзовые ситечки для процеживания вина - неглубокие широко открытые чашечки с короткими фигурными или плоскими ручками , иногда также украшенными птичьими головками ( рис. 5 ; 6 )

Изучение всех видов утвари из погребений и материалов поселений среднескифского периода позволяет получить представление не только о материальной культуре степных скифов , но и о системе питания этого народа .

    П и щ а

Система питания один из наиболее консервативных элементов быта и только по некоторым деталям можно судить о её изменениях . В питании степных скифов присутствовала мясная , молочная и растительная пища . В рационе степных скифов преобладало мясо - костные остатки животных найдены в каждом третьем погребении Степной Скифии IV в. до н. э. Встречались кости лошадей , овец и крупного рогатого скота , редко - кости птиц .

При анализе системы питания замечены некоторые социальные особенности потребителей . В отличии от рядовых могил , в напутственной пище из богатых погребений (Мелитопольский , Александропольский , Краснокутский курганы , Гаймонова Могила , Малая Цимбалка , Толстая Могила )отсутствует мясо крупного рогатого скота- т. е. любимой , а может быть канонизированной пищей кочевника остаётся конина .

О преобладании в рационе знатных скифов мясной пищи и пренебрежение ими растительной пищи свидетельствуют некоторые данные антропологии , в частности патологические наросты на костях позвоночника .

В костных кухонных остатках из материалов поселений и городищ преобладают кости крупного рогатого скота . Основной способ приготовления мяса - его варка . Геродот пишет ; “ Так как скифская земля совершенно безлесна , то для варки мяса придумано у них следующее : как только они cдерут шкуру с жертвенного животного ,

Они очищают кости от мяса и затем кладут мясо в котлы ( если они у них окажутся ) местной выделки , похожие больше всего на лесбосские кратеры . разве только много больших размеров . Бросив в них мясо , варят его , поджигая снизу кости жертвенных животных . Если же у них под рукой нет котла , они кладут всё мясо в желудки жертвенных животных и , подлив воды , поджигают кости . Кости горят прекрасно ,

а желудки легко вмещают мясо , очищенное от костей . И таким образом бык варит сам себя , и остальные жертвенные животные– каждое варит само себя . ” Новой составляющей системы питания степняков , перешедших к полуоседлому способу ведения хозяйства становится мясо свиньи . Кости этих домашних животных зафиксированы практически на всех поселениях Приднепровья . Основная утварь для приготовления мяса - котлы и ленные горшки больших размеров . Для извлечения из котлов мяса использовались щипцы ( рис. 6 ; 8 ) и крюки , для разделки - железные ножи с костяными или деревянными ручками . Эта утварь встречается как в

хозяйственных нишах богатых погребений , так и в погребениях рядовых скифов . При разделки мяса скифы , подобно другим кочевым народам соблюдали определённые правила . Например , в качестве напутственной пищи погребённому обычно клали грудинку с отсечёнными костями позвоночника или мясо передних конечностей . У большинства кочевников соблюдался сезонный ритм питания . Мясная пища преобладала осенью , когда перед зимовкой забивались слабые и старые животные , и зимой,

когда мясо долго хранится . В дневном рационе тяжёлая мясная пища употреблялась вечером после трудового дня .

Сезонный характер мясной пищи принуждал скотовода к поискам растительной пищи . Археологические данные позволяют определить видовой состав зерновых культур .

В составе зерновых преобладали ячмень и просо - культуры хорошо известные скотоводу и использующиеся для приготовления блюд из толчёного зерна . Подсушенное на солнце зерно растирали на зернотёрках (рис. 6 ; 1 ) . Толченое зерно варилось в небольшом количестве молока и воды .

Вопрос об употреблении степными скифами хлеба остаётся открытым . Они несомненно знали выпечку хлеба из пресного теста . Но отсутствие в материальной культуре жерновов позволяет нам высказать предположение , что до состояния муки зерно скифы не размалывали и мучные продукты в рационе степняков ещё не появились .

В целом растительная пища не отличалась разнообразием , но потребности человека в белках растительного происхождения , углеводах , минеральных веществах и витаминах обеспечивала .

Растительная пища кочевника , доставляемая путём собирательства, чрезвычайно бедна : щавель , полевой лук , чеснок .

Широкое распространение у скифов получило виногреческого производства , чему способствовали не только широкие возможности греческого импорта , но и знакомство скифов с алкогольными напитками типа молочной водки араки или кумыса . Молочные водки боле крепки , чем виноградное вино , которое скифы сразу стали пить неразбавленным и быстро пьянели , чем поразили греков . Спартанцы желая выпить по-крепче, говорили - “Налей по-скифски “ .

Молочная пища . Молоко - универсальный продукт , который можно употреблять в его естественном виде . Античные авторы преувеличивали роль кобыльего молока в рационе кочевника . По удойности , пищевой ценности , количеству вторичных продуктов кобылье молоко значительно уступало овечьему ( в частности , по калорийности вдвое , а по жирности - втрое ) . Из овечьего молока изготовлялся сухой сыр типа бислага или арула у монголов , курата у киргизов . Сухой сыр , хранившейся века , найден в одном из алтайских курганов скифского времени .

Хотя кобылье молоко по ряду качеств уступает другим видам молока, оно не заменимо при изготовлении кумыса . В кобыльем молоке , богатом сахаром и бедном жирами , за счёт специфической микрофлоры с особой лёгкостью протекают процессы брожения , в результате которых получается напиток , обладающий высокой калорийностью , повышенным содержанием витаминов , высокими вкусовыми качествами . Считают , что кумысный грибок зародился в кожаном сосуде и затем , путём многолетнего отбора была получена закваска необходимого качества . Много позже , кумысная закваска , попав в среду коровьего молока , и постепенно обогатившись другими типами грибков , превратилась в новый вид кисломолочных продуктов.

Кроме того кумыс содержит алкоголь ( до 2, 5 % ) , что повышает его вкусовые качества по сравнению с другими молочными продуктами .

Лишь в условиях осёдлой жизни стал возможен обычай потребления коровьего молока . В среднескифский период он находился на стадии внедрения . Широкое использование коровьего молока для питания человека стало боле реальным лишь благодаря улучшению пород крупного рогатого скота , при котором человек добился развития способность давать молоко в количествах , намного превышающих потребности для вскармливания молодняка .

Оценивая в целом систему питания степных скифов , отметим некоторые его особенности : выдвижение на первое место потребления мяса крупного рогатого скота , появление в мясной пище свинины ; знакомство с хлебом и увеличение доли зернового компонента в питании степняков .

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение хозяйства и быта степных скифов позволило заметить , что изменения в хозяйстве степных скифов связаны с изменением природных ресурсов , которое чаще всего происходит под антропогенным явлением .

Основной отраслью экономики Степной Скифии было скотоводства , которое существовало в двух формах - в виде кочевого (весь период развития Степной Скифии )и полукочевого ( с конца V до III вв. до н. э. ) . Показано , что в целом скотоводческая отрасль экономики Степной Скифии могла обеспечивать необходимым только своё собственное население , и что о товарном характере скотоводства Степной Скифии говорить не приходится . Таким образом , земледелие степных скифов в IV в. до н. э. играло вспомогательную роль в хозяйстве степных скифов и было подчинено скотоводству . Объёмы его производства обеспечивали лишь минима-льные потребности населения в кормовом зерне , и его вывозе или о товарном характере земледелия в степи говорить не приходится . Изучение непищевой сферы экономики показало её развитие в виде домашних промыслов, ориентированных на потребности лишь скифского общества . Одним из основных элементов материальной культуры , отражающих приспособление человека к условиям

обитания , является его жилище . Подвижный образ жизни кочевников диктовал выбор лёгких строительных материалов . Тип жилища отвечал не только требованиям окружающей среды , но и техническому уровню эпохи , специфике местных строительных материалов . Утварь степных скифов бедна и набор её подчинён образу жизни и быта её создателей и потребителей . Предметы домашнего обихода разделяют на группы по признакам функционально - бытового предназначения , по материалам и техники изготовления . Наиболее многочисленная посуда , разделенная на группы по материалам - лепная, деревянная , каменная , металлическая . Прослеживается деление по функциональному назначению - на столовую , кухонную или тару . Оценивая в целом систему питания степных скифов , отметим некоторые его особенности : выдвижение на первое место потребления мяса крупного рогатого скота , появление в мясной пище свинины ; знакомство с хлебом и увеличение доли зернового компонента в питании степняков . Ни о каком развитие ремёсел ( если считать ремесло , специализированном производством , оторванным от земледелия и скотоводства и ориентированном на выпуске товара ) , в скифском обществе говорить не приходится .

    Список используемой литературы :
    Буйский С. Б. “Античные земледельцы нижнего Побужья”

Клюминцев В. Н. “Поселение земледельцев и скотоводцев позднего бронзового века . Гранитно –степное Побужье” Ахматова М. И. “Киммерийцы и скифы”

Ильинская В. А. и Тероножкин А. И. “Скифия VII-IV вв. до н. э. ” Рыбаков Б. А. “Геродотова Скифия”

    Смирнов А. П. “Скифы”
    Бунятин Е. П. “Древнейшие скотоводы украинских степей”
    Мурзин В. Ю. “история скифов”
    Флалко Е. Е. “Искусство скифов”

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.