Рефераты. Жизнь и деятельность Петра Францевича Лесгафта - (реферат)

Жизнь и деятельность Петра Францевича Лесгафта - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Министерство образования Российской Федерации
    Сыктывкарский государственный университет
    Исторический факультет
    Заочное отделение
    Специальность: История
    Контрольная работа
    По историографии
    На тему:
    Жизнь и исторические труды Н. И. Костомарова
    Выполнил: Студент IV курса, гр. : 5410
    Толстиков Константин Станиславович_________
    Проверил: _________________________________
    Дата проверки: _____________________________
    Сыктывкар 2002
    Содержание.
    Введение………………………………………………………………………3
    Основная часть………………………………………………………………...5
    Заключение………………………………………………………………….... 14
    Список использованных источников и литературы………………………. 15
    Ведение

“…Не восхищаться народностью, а знать её следует. Точно так же – не восхищаться, не любоваться историею прошедшей жизни – наше дело, а уразуметь её”. Н. И. Костомаров

Среди титанов российской исторической мысли XIXв. , рядом с Н. М. Карамзиным, С. М. Соловьевым, В. О. Ключевским, занимает видное место Николай Иванович Костомаров (псевдонимы—Иеремия Галка, Иван Богучаров). Творчество русско-украинского учёного историка и археолога, фольклориста и этнографа, поэта и просветителя оказало большое влияние на развитие современников и долго ещё будет жить в памяти благодарных потомков. Ныне вполне уместно напомнить широкому читателю некоторые страницы жизни Костомарова, 150-летие которого со дня рождения которого по решению ЮНЕСКО отмечало в 1967 году просвещённое человечество.

Сложный и неоднозначный жизненный путь прошёл Н. И. Костомаров. Современник А. И. Герцена, Т. Г. Шевченко, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, он был учёным, писателем, фольклористом, трудами и жизнью определившим своё место в отечественной науке и культуре. Многочисленные его монографии, статьи, очерки содержат идеи, образы, картины времён создания Русского государства, укрепления его экономических и культурных позиций, а также истории Украины периода формирования и становления украинского народа, его борьбы за независимость и национальную самобытность. Вместе с тем Костомаров никогда не был пассивным созерцателем своего времени. Он жил в гуще событий, стремясь своими произведениями и деятельностью содействовать движению общества вперёд. Актуальностью данной работы является то, что сегодня, в связи с изменением отношения к прошлому, происходит переосмысление развития и самой исторической науки. Это в полной мере относится и к творчеству Костомарова, особенно в части обвинения его в национализме, бесклассовом подходе в оценке исторических явлений и событий. В своё время благотворное влияние оказала перестройка на издание работ учёного. В серии“Памятники исторической мысли Украины”вышел и молниеносно разошёлся однотомник его трудов. Что же касается работ о нём, то пока издано лишь немного монографий, в которых впервые после десятилетий замалчивания на основе широкого круга источников и свидетельств современников рассматривается его творческое наследие по истории Украины феодальной эпохи. Опубликована также небольшая работа о нём как фольклористе и этнографе, исследователе поэтического творчества и быта украинского народа. 1 [1Пинчук Ю. А. Исторические взгляды Н. И. Костомарова. Критический очерк. Киев 1984; Попов П. М. М. Костомаров фольклорист I етнограф. Киiв. 1968]Наконец, изданы документы и материалы о Кирилло-Мефодиевском обществе, одним из создателей которого был Костомаров.

В научном наследии Костомарова имеется немало того, что и сегодня представляет интерес, без чего отечественная историческая наука была бы обделённой. Он не только обогатил отечественную науку новыми фактами, оригинальным подходом к историческим явлениям и выводами, но и в значительной мере демократизировал освещение прошлого. Труды учёного ближе, чем работы других историков его поколения, стояли к жизни народа, и в этом огромная ценность его творческого наследия.

Костомаров родился 4(16) мая 1817 года в слободе Юрасовка Острогожского уезда Воронежской губернии. Мать его, Татьяна Петровна Мыльникова, была собственностью помещика Ивана Петровича Костомарова. Старый солдат, штурмовавший Измаил, отставной капитан Костомаров, в духе времени погрузился в вольтерьянство и не ограничился лекциями перед крепостными о природном равенстве людей, необходимости освобождения крестьян, отсутствии бога и вреде суеверий. Он, по словам сына, “ни во что не ставил дворянское достоинство”и ещё в 1812 г. решил взять в жены крестьянскую девочку, которой хотел дать образование. С ней он и обвенчался через несколько месяцев после рождения сына, незаконного с ханжески-юридической точки зрения, но единственного и любимого. До 10 лет Николай Иванович воспитывался отцом по рекомендации Ж. -Ж. Руссо при посредстве природы, литературы, французских просветителей. Стихов Жуковского и Пушкина, и матерью– в духе православия.

Отец Николая Ивановича был убит и ограблен своими лакеями, но матери удалось выкупить своего сына у родных мужа и отдать в частный воронежский пансион. “Несмотря на свой тринадцатилетний возраст и шаловливость, - писал впоследствии историк, - я понимал, что не научусь в этом пансионе тому, что для меня будет нужно для поступления в университет, о котором я тогда уже подумал как о первой необходимости для того, чтобы быть образованным человеком”. 1 [1 Костомаров Н. И. Автобтография // Костомаров Н. И. Лит. Наследие. СПб. , 1890. С. 10]В 1831 г. матушка определила его в воронежскую гимназию. Мальчик переходит сразу в третий из четырёх классов гимназии, где также почти не учили, овладевает латинским, греческим, французским языками и математикой, в 16 лет единственный из гимназистов сдаёт экзамены на историко-филологический факультет Харьковского университета. Не найдя и здесь серьёзного преподавания, юноша погружается в античность и совершенствует языки, прибавив к ним итальянский, пока на третьем курсе не знакомится с новым профессором всеобщей истории М. М. Луниным: отныне судьбой Костомарова стала история.

Последние полгода до выпускных экзаменов Николай Иванович болел оспой и был сочтён умершим, но, ещё нетвёрдо держась на ногах, прибыл на сессию: для дальнейшего пути в науку бастард должен был получить“степень кандидата на отличие”. Он сдал отлично выпускные экзамены и уехал домой, где узнал, что лишён степени за оценку“хорошо”по богословию, полученную на первом курсе. В январе следующего 1837 г. Костомаров передал все экзамены, год спустя получил положенную ему кандидатскую степень, а ещё почти через год, в ноябре 1838 г. , - кандидатское свидетельство. Одновременно, служа юнкером в Кинбурнском драгунском полку, он разобрал великолепный местный архив и подготовил к печати историю Острогожского казачьего полка с приложением основных документов, мечтая“составить историю всей слоботской Украины”1 [1 Костомаров Н. И. Автобиография. С. 27](рукопись эта сгинула в полиции после ареста). Никакие обстоятельства не могли свергнуть с пути Николая Ивановича, о котором сам оно говорил вот так: “История сделалась для меня любимым до страсти предметом; я читал много всякого рода исторических книг, вдумывался в науку и пришёл к такому вопросу: от чего это во всех историях толкуют о выдающихся государственных деятелях, иногда о законах и учреждениях, но как будто пренебрегают жизнью народной массы? Бедный мужик, земледелец-труженник, как будто не существует для истории; от чего история не говорит нам ничего его быте, о его духовной жизни, о его чувствованиях, способе его радостей и печалей? Но с чего начать? Конечно, с изучения своего русского народа; а так как я жил тогда в Малороссии, то и начать с его малорусской ветви. Эта мысль обратила меня к чтению народных памятников”. 2 [2 Костомаров Н. И. Автобиография. С. 28]

Идея изучения истории украинского народа, тонувшей тогда почти в полном мраке неведения, оказалась крайне трудноосуществимой. Костомаров чуть ли не наизусть выучил изданные к тому времени былины и сказы, русские и украинские песни, подружился с издателем“Запорожской старины”И. И. Срезневским и другими исследователями народного творчества. Размышляя над методами исторической критики, Николай Иванович отправился в Москву для знакомства с лекциями М. Т. Каченовского, овладел немецким, а затем польским, чешским, словацким, болгарским и другими языками, открывавшими доступ к сравнительному материалу.

Наибольшие трудности представляло освоение едва знакомого Костомарову украинского языка и литературы. Не удовлетворяясь чтением, Николай Иванович со свойственной ему неукротимой энергией начал“этнографические экскурсии”по Украине, которые продолжал затем многие годы. Не только русские и польские, но и украинские по происхождению его товарищи тогда“поднимали на смех самую идею писать на малорусском языке”, считая “дозволительно глумиться над мужиком и его способом выражения”. 3 [3 Там же. С. 31] “Такое отношение к народу и его речи мне казалось унижением человеческого достоинства, и чем чаще встречал я подобные выходки, тем сильнее пристращался к малорусской народности”4 [4 Там же. С. 31], - писал Костомаров. Он обобщил материалы своих экспедиций и ответил по-украински прозой и романтическими стихами, издав основанные на фольклорно-историческом материале книги“Савва Чалый” (1839), “Украинские баллады” (1839), “Ветка” (1840), “Переяслвська ничь” (1841) и другие сочинения. Сын русского дворянина древнего рода не мог не выступить на стороне языка и культуры украинского народа. Православный христианин не считал возможным жертвовать истиной ради интересов духовенства. В диссертации“О причинах и характере унии в Западной России”(1842) Костомаров приводил богатый фактический материал о безнравственности православного духовенства, властолюбии и жадности патриархов, не отличавшихся в этом отношении от пап; писал о восстаниях казаков и крестьян; о пользе, которую принесла украинскому просвещению необходимость борьбы с унией. По доносу харьковского архиепископа Н. Г. Устрялова, министр народного просвещения С. С. Уваров отменил защиту и приказал сжечь“подрывную” диссертацию. Но Костомарова не легко было запугать. Весной 1843 г. он подал в Харьковский университет первую на Украине историко-этнографическую диссертацию и защитил её 13 января 1844 г. , несмотря на сопротивление консервативной профессуры. Впрочем, и“Библиотека для чтения” О. И. Сенковского скептически отнеслась тогда к работе “об историческом значении русской поэзии”, да и В. Г. Белинский писал в “Отечественных записках” в том смысле, что “народная поэзия есть такой предмет, которым может заниматься только тот, кто не в состоянии или не хочет заняться чем-нибудь дельнее”. 1 [1 Костомаров Н. И. Автобиография. С. 46] Под эту полемику Николай Иванович опубликовал исследование восстания Наливайко (1843), первым из учёных обратил пристальное внимание на знаменитые ныне летописи Величко, Самовидца, Грабянки, Ригельмана и многие другие важнейшие памятники украинской истории, большинство которых потом было издано им и его единомышленниками (И. И. Срезневским, О. М. Бодянским и др. ). Между тем он потерял должность в университете (вызвав из-за девушки на дуэль своего соперника), и, преподавая в ровенской гимназии, продолжал изучение народной жизни на Украине. Историк получил“ужасающие сведения”. “Каторга лучше была бы для них! ”2 [2Пинчук Ю. А. Исторические взгляды Н. И. Костомарова: (Крит. Очерк). Киев, 1984, с. 39] –писал о крестьянах Костомаров. Из огромной массы собранных им источников медленно вырастал“Богдан Хмельницкий” –эпопея мощного народного движения против иноверных угнетателей, народной войны“за волю”, за воссоединение с Россией. Чисто научная деятельность казалась историку недостаточной. И хотя Костомаров в своих воспоминаниях и писал, что он с этого момента“начал жить в совершенном уединении, погрузившись в занятия историею”1 [1 Костомаров Н. И. Исторические произведения. Автобиография. Киев, 1989, с. 476], он не стал кабинетным учёным, своего рода Пименом, равнодушным к “добру и злу”. Он не оставался глухим к зову реалий современной ему жизни, впитывая и разделяя освободительные идеи передовых людей России и Украины, широко распространявшиеся в начале 40-х годов позапрошлого столетия. Перебравшись в Киев, он осенью 1845 г. становится одним из организаторов тайного“братства св. Кирила и Мефодия”и пишет его устав. То, что общество было тайным, политического, а не научного характера, подтверждается неосведомлённостью о его существовании Алины Леонтьевны Крагельской (впоследствии Костомаровой), уже в то время обруяённой с Н. И. Костомаровым. В этой связи А. Л. Крагельская писала: “Он (Н. И. Костомаров) говорил мне о своей заветной идее –необходимости единения славян, объяснял, что кольцо, находившееся у него на руке, с вырезанною внутри надписью: “Св. Кирилл и Мефодий”, носит как символ единения славян, но о составлении устава “Кирилло-Мефодивского общества” не упоминал. 2 [2 Воспоминания А. Л. Костомаровой, с. ,64 // Там же, с. 44] Им же была разработана и программа, изложенная в “Уставе и правилах” общества, в его программном документе – “Книге бытия Украинского народа, а также в воззваниях “Братья украинцы! ”, “Братья великороссияне и поляки! ”3 [3 Вопрося истории, 1991, №1, с. 236]. “Речь шла о пропаганде идей освобождения и единения славянских народов, которая“в нашем воображении не ограничивалась уже сферою науки и поэзии…стал нам представляться федеративный строй, как самое счастливое течение общественной жизни славянских наций. Мы стали воображать все славянские народы соединённые между собою в федерации, подобно древним греческим республикам, или Соединённым Штатам Северной Америки…всеобщее уничтожение крепостного права и рабства, в каком бы то ни было виде…полнейшая свобода вероисповедания и национальностей и отвержение иезуитского правила об освящении средств целями…”4 [4 Костомаров Н. И. Автобиография. С. 61-62]. Костомаров все силы отдавал пропаганде идей тайного общества, привлёк в него Т. Г. Шевченко– “народного вождя, возбудителя к новой жизни”, чей гений был не доступен тем, “которые не доразвились до свободы от предрассудков сословности, национальности и воспитания”5 [5 Пинчук Ю. А. Указ соч. с. 42-43]. Летом 1846 г. Николай Иванович получил возможность распространять идеи тайного общества с кафедры русской истории Киевского университета (его лекции“Славянская мифология”успели выйти в свет в 1847 г. ). В марте 1847 г. адъюнкт-профессору Костомарову было выдано разрешение на брак с А. Л. Крагельской. Накануне венчания он был схвачен и спешно отправлен в Петербург. Правительство оценило опасность идей гражданских свобод, политического равноправия и свободного культурного развития всех, включая самые малые народностей империи. Костомаров провёл год в Петропавловской крепости, сочинения его одно время были запрещены к печатанию, полицейский надзор был пожизненный.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.