Рефераты. Золотая Орда и русско-литовское государство в 12-14 веках - (реферат)

p>В 1240 году Александр разбил на Неве войско шведского ярла Биргера, получившего благословение на крестовый поход от Римского папы. Еще че-рез два года он изгнал ливонских рыцарей из Копорья и Пскова, разгро-мив их на льду Чудского озера. В 1245 году он победил литовцев в райо-не Витебска и Торопца. Папа Римский за признание католичества пообещалАлександру помощь ливонцев против татар. Но Невский остался вернымизбранному курсу. Он помог Батыю в решении внутриордынских династичес-ких споров. В 1252 году уже монголы поддержали Александра в усмиренииего противников среди русской знати. В 1262 году Александр воевал про-тив ливонцев и укрепил дипломатический союз с монголами, миром уладиввозможный конфликт с ордой после избиения монгольских баскаков во мно-гих северорусских городах, предотвратив тем самым кровавый погром Ру-си. А в 1269 году монгольский отряд помог новгородцам отогнать кресто-носцев от стен города. В некоторых публикациях подчинение Александра Орде рассматриваетсякак предательство христианского мира, а его сотрудничество с ЗолотойОрдой как одна из важный причин установления ига... Эта позиция являет-ся прозападнической. Александр Невский сорвал колонизаторские планыЗапада, сохранил плацдарм для накопления Русью жизненных сил, решилзадачу спасения самого ценного наследия культурной традиции. Здесь уместно привести мнение Костомарова который отмечает, что какраз "духовенство более всего уважало и ценило этого Александра Невско-го. Его угодливость хану, умение ладить с ним, твердое намерение дер-жать Русь в повиновении завоевателям и тем самым отклонять от русскогонарода бедствия и разорения, которые постигли бы его при всякой попыт-ке к освобождению и независимости, - все это вполне согласовывалось сучением, всегда проповедуемым православной церковью: считать целью на-шей жизни загробный мир, безропотно терпеть всякие несправедливости иугнетения, покоряться всякой власти, хотя бы иноплеменной и поневолепризнаваемой". После его кончины (14 ноября 1263), как сообщает лето-писец, "бысть во всемъ народе плач неутешен". В литературе можно встретить предположение, что подобно его отцу, Александр был отравлен в Орде татарами. Эта версия не сочетается с ре-альными фактами. Можно предположить, что длительное прибывание в неп-ривычных климатических условиях (почти год - 1262/63) отрицательносказалось на здоровье уже немолодого по тогдашним меркам человека. Ктому же Александр, по-видимому, железным здоровьем не отличался: под1251 годом летописи упоминают о тяжелой болезни, едва не сведшей его вмогилу в тридцатипятилетнем возрасте. Зависимость от Орды сочеталась с неоднозначным развитием полити-ческих и дипломатических отношений. С одной стороны русские князья по-лучали подтверждение на княжение в ханской ставке, неугодные ордынцамубирались с политической арены. С другой же стороны и русь имела кана-лы политического и духовно-идеологического влияния на Орду. Особуюроль играла русская православная церковь. Уже при первой податной пе-реписи, проведенной монголами на Руси в 1246 году, церковь и духовенс-тво были исключены из нее и оставлены в покое. В 1261 году в Сарае была учреждена епархия русской церкви, чтопозволило через миссионерскую и проповедническую деятельность расп-ространять духовно-культурное влияние Руси в Орде, а также защищатьинтересы православных пленников. 18 лет спустя ордынский хан Менгу-Темир первым выдал ярлык русс-кому духовенству на имя митрополита Кирилла. "Мы жаловали, - писал он, - попов и чернецов и всех богадельных людей, да правым сердцем молятза нас Бога, и за наше племя без печали, благославляют нас, да не кля-нут нас.... Аще кто имать неправым сердцем за нас молити Бога, то грехна нем будет". Ярлык признавал неприкосновенность православной веры, храмов и церковного имущества. Мы не знаем до конца монгольского вла-дычества на Руси, до 1480 г. , ни одного случая посягательства ханов наустановившиеся привилегии русской церкви. Свободная от выплаты данимонголам православная церковь имела возможность исподволь формироватьматериальную базу для начала осовободительной борьбы. Однако вопрос о формировании освободительной идеологии оконча-тельно вышел на повестку дня лишь в 1318 году после объявления ханомУзбеком ислама родовой династической религией Орды. Но тем не менее, по выражению арабского историка Абульгази, и Узбек "правил землею сво-ею по закону отцев и дедов своих". Очень важно и то, что принятия Ордой ислама события развивалисьтак, что Золотая Орда могла стать если не прямо русским, то монго-ло-русским государством, как было монголо-китайское, монголо-персидс-кое, а с другой стороны - литовско-русское. Существенным для такогослияния в новых монгольских государствах был религиозный вопрос. Куль-турное слияние было полным, когда правящая монгольская знать принималаверу большинства населения страны, как это в Китае (буддизм) и в Пер-сии (ислам). При условии, что монгольские ханы приняли бы православие, духовным и культурным центром русской земли мог оказаться Сарай, а неМосква. Деятельность православной епархии в Орде не прошла даром. После1318 года на Русь двинулся поток православных татар. Они в большинствесвоем принимались на военную службу к московскому князю, находившемусяв союзе с православной церковью. Москва затмила могуществом другиекняжества, получив в свою дружину воинов, не имевших себе равных засчет совершенной боевой выучки и особой воинской солидарности. Уже в конце 13 века сбор дани Орда передала русским князьям, чтооблегчало им возможности для финансового и политического маневрирова-ния. Иван Калита и другие потомки Александра Невского продолжали про-водить политику "смиренной мудрости", постепенно накапливая предпосыл-ки для перелома в происходящем. Перелом произошел в 1380 году, когда на Куликовом поле московскоевойско, вбирая в себя массы добровольцев из всех русских земель высту-пило против ордынского темника Мамая, поддержанного Литвой и Генуей. Русь окрепла, Орда стала терять былую мощь. Политика Александра Невс-кого естественным образом превратилась в политику Дмитрия Донского. Ордынское иго оказало мощное воздействие на ход русской истории. Как писал Г. В. Вернадский, "подчинившись государям из дома Чингисхана, Русская земля в политическом отношении была включена в огромный исто-рический мир, простиравшийся от Тихого океана до Средиземного моря". Через 200 лет после создания ханом Батыем монгольского государства онораспалось на несколько составных: Большую Орду, Астраханское, Казанс-кое, Крымское, Сибирское ханство, Ногайскую Орду. В то же самое времяМосковская Русь - напротив - консолидировалась и набирала мощь. Послераспада Золотой Орды ее геополитическое наследство неизбежно должнобыло кому-то перейти - оно перешло к Руси. Л. Н. Гумилев утверждал, что россияне (великороссы) - этнос, сложив-шийся из трех компонентов: славяне, угро-финны и татары ("татары" -т. е. смесь тюрок с монголами). Он называл этот этнос очень сильным исвободным от вражды на национальной почве. Уважая точку зрения Гумиле-ва, тем не менее нельзя преувеличивать масштабы смешения монголов ижителей Северо-Восточной Руси. Не отрицая русско-монгольских межэтни-ческих контактов, следует признать, что их уровень не определял ка-чественные характеристики великорусского этноса, что особенно проявля-ется при сравнении со степенями монгольского влияния на булгар, полов-цев, башкир, чувашей. Влияние ордынской материальной и духовной культуры на вполне сло-жившуюся русскую имело, бесспорно, место, но было неспособно перело-мить ее своеобразие. Русский историк-эмигрант В. А. Рязановский писал еще в 30-е годы: ".... Культура Востока, несомненно, оказала довольно значительное влия-ние на русскую культуру, но, конечно, не только культура монголь-ская.... но и иранская, арийская, и главным образом эта последняя. Влия-ние скифо-сарматской культуры, персидской, индийской, угро-финской, тюркской, монгольской и даже отдаленной китайской сказались на русскойкультуре. Но в этом влиянии элемент монгольский не играл не толькоисключительной, но и какой-либо особо значительной роли". Потеря государственной независимости и выплата дани были нелегкимморальным трудом для русского народа. Но борьба против этих явленийускорила процесс централизации Русского государства, заложила основыдля создания российской государственности, послужила стимулом для ук-репления национального самосознания и общественной консолидации. Нес-мотря на всю неоднозначность русско-ордынских отношений, на постепенноспадавшую остроту в них, генетическую память народа невозможно былоосвободить от ужасов первоначального удара Батыя по Руси. "Наши летописи красочно описывают нашествие монголо-татар и его ре-зультаты. Киев и Владимир подверглись почти полному разгрому, во Вла-димире-Волынском не осталось ни одного живого человека, в Переяславле(южном) была перебита половина жителей, а другая отведена в плен, вТоржке истреблены все жители, в Козельске - также и т. д. и т. п. Едвали есть надобность повторять общеизвестное: об уничтожении огнем и ме-чом городов и селений, о тяжком иге, наложенном на Русь в виде подчи-нения чужой и низшей по культуре народности и возложении тяжелой дани, вызывавшей неоднократно местные восстания, тонувшие в зареве пожарищ ипотоках крови. Все это имеется в наших летописях. Быть может в нихесть и преувеличения. Но общая картина тяжкого бедствия, выпавшего надолю государства и остановившего на значительное время его развитие -верна.... " - писал В. А. Рязановский. Поэтому после получения независимости в общественном сознании осо-бое место заняла "идеология выживания", которой подчинялась и социаль-ная структура русского общества, и хозяйственная жизнь Руси. Формиро-валась установка на особую осторожность в выборе путей развития, чтограничило с изоляционизмом и преобладанием политического консерватиз-ма. Послеордынская Россия встала на путь эволюции особого типа, кото-рый в части историографии не совсем точно назван "моделью догоняющегоразвития". 5. 3. Великое княжество Литовское и Русское. Одним из последствий государственной децентрализации Киевской дер-жавы, усиленных Батыевым погромом, стало разобщение древнерусских тер-риторий, когда Юг и Западная Русь попали под власть Литвы. Некогдаединый славянский народ разделился на три ветви - великороссов, укра-инцев белоруссов. Разрыв культурных и политических связей связей междучастями некогда единого целого вел к консервации некоторых диалектныхи обрядовых особенностей, хотя осознание духовно-этнической общностине оставляло потомков древних русичей в условиях взаимоизолированнос-ти. Присоединение западно-русских земель к Литве началось во второйтрети 13 века при великом князе Литовском Миндовге (? - 1341). Захва-тив русский городок Новогородок (или Новгродск) в верховьях Немана, оносновал в нем свое княжество и распространил свою власть на некоторуючасть литвы, жмуди, ятвигов и на русские волости: Полоцкую, Витебскую, отчасти Смоленскую. Покорив русские земли с помощью своих литовцев, онуже затем с помощью русских распространил свое влияние и господствосреди литовских князьков. Воюя с немцами, он двигал против них в одномополчении и литовцев и русских. Так, он первый из литовских князейстарался сблизить враждебные племена русские и литовские и на их сое-динении построить свое государство. Это государство было еще непрочнои слабо, но оно давало литовцам защиту от немцев, а русским - прибежи-ще от татар, потому оно и держалось.

С 1315 года в Литве действует князь Гедимин (1315 - 1341), основа-тель династии Гедиминовичей, образовавший из литовских и русских зе-мель больше государство. Гедимин подчинил себе все русские княжестваот Полоцка до Киева (1362) и подготовил присоединение Волыни. Граница-ми его земель с востока были земли Смоленские И Черниговские, а с юга- Волынские. Своим обширным княжеством Гедимин управлял сначала изнеприступного города Троки (Трокский замок стоял на острове посредиозера), а затем из Вильны, построенной им на реке Вилии, притоке Нема-на. Две трети всех земель Гедимина были русскими землями. Ясно, что Ли-товской династии удалось образовать такой центр, к которому стала тя-готеть потерявшая свое единство вся юго-западная Русь. Гедимин началее собирание, а его дети и внуки собирание закончили. Дело это совер-шилось быстро и легко, потому, что население русских земель само охотношло под власть обруселых Гедиминовичей. Русское влияние в новом государстве пользовалось подавляющим преоб-ладанием, подчиняя господствующую в политическом плане народность -литовцев. Гедимин и его сыновья были женаты на русских княжнах, русс-кие служили в литовских войсках, нередко занимая руководящие должнос-ти, они управляли от имени Гедимина городами и волостями, ездили в по-сольства от имени литовского государя. При дворе и в официальном де-лопроизводстве господствовал русский язык, поскольку в то время ли-товского письменного языка не существовало вовсе. Гедимин и сам себясчитал не только литовским, но и русским князем, и в отношениях с нем-цами называл себя "Rex Litwinorum Ruthenorumque". Эти тенденции были сломлены, когда великим князем Литовским сталЯгайло (1377 1392). В 1385 году из Польши ему было сделано предложе-ние жениться на польской королеве Ядвиге и соединить Польшу и Литву. Упольского правительства были веские побуждения желать этого брака. "Надобен был жених, - пишет С. Ф. Платонов, - не столько приятный невес-те, сколько полезный польскому государству. Такого и нашли польскиепаны в лице Ягайла". В 1386 году Ягайло принимает католичество, женится на оформляетунию Польши и Литвы, женится на Ядвиге и становится королем Польши подименем Владислава. Началось общее обращение литовцев-язычников в като-личество, сопровождавшееся одновременным наступлением и на правосла-вие. До 1386 года в Русско-Литовском государстве было две религии -православие и язычество. Православно-русское население занимало, поприблизительному подсчету, 9/10 всех земель государства . Литовцы, какуже отмечалось, испытывали на себе сильнейшее влияние русской граж-данственности; и они подчинялись ему охотно, потому что соединение то-го и другого народа под одною властью, совершалось исподволь и безострой вражды. Русско-Литовское княжество, казалось, должно было статьсплошь православно-русским государством. Уния же 1386 года, сделавшаяправительство княжества католическим, поставила в Литве рядом с пра-вославием римскую веру, ему враждебную. Православие в Литве преоблада-ло численно; католичество же стало там господствующим исповеданием, потому что государь Литовский сам его принял и обязался его распрост-ранять. Таким образом, в Литовском государстве появилась возможностьрелигиозной вражды и столкновений на религиозной почве. С другой сто-роны, католичество было принесено в Литву поляками и сопровождалосьпоэтому польским культурным влиянием. Амбиции польской шляхты, связанные со стремлением проникнуть на об-ширные западнорусские земли, были удовлетворены. Ее права и привилегиибыстро перевесили права русской аристократии, да и русского населениявообще. Началась католическая экспансия на западные земли Руси. Уп-разднялись крупные областные княжения в Полоцке, Витебске, Киеве идругих местах, самоуправление заменялось наместничеством. Литовскаяаристократия сменила культурную ориентацию с русской на польскую. По-лонизация и окатоличивание захватили часть и западнорусской знати, вто время как большинство русских сохраняло верность православию идревним традициям. Началось национально-религиозная вражда, которой небыло до 80-х годов 14 века. Эта вражда перерастала в жесткую полити-ческую борьбу, в ходе которой у национально мыслящей части западно-русского населения неизбежно крепли настроения в пользу единого Русс-кого государства. Процесс складывания государственного ядра на севе-ро-востоке Руси влиял на эти настроения и усиливал их. 5. 4. Быт и культура Северной Руси. В период раздробленности по мере ослабления страны усобицами в ли-тературе все настойчивее ставился вопрос о необходимости восстановле-ния русского единства. Уникальным памятником древнерусской литературы, одним из шедевровмировой культуры явилось "Слово о полку Игореве". Совершенство худо-жественной формы "Слова" сочеталось с мощным духовным, общественнымпафосом. Неизвестный по имени автор (акад. Б. А. Рыбаков обосновываетпредположение, что автором "Слова" был киевлянин Петр Бориславич -знаток военного дела, дипломат, один из лучших летописцев 12 века) су-мел подняться над местнической узостью, выдвинув высокую идею единениярусских земель. Поэтичный образ героической в прошлом Руси с ее силой, богатством и могуществом вдохновлял патриотические чувства современни-ков автора и их потомков во многих последующих поколениях.

После установления на Руси ордынского господства, ведущей в литера-туре стала тема борьбы за государственно-политическое единение стра-ны. Распространенным приемом разработки этой темы было обращение к ге-роическому прошлому Киевской державы, что находило отражение в устномтворчестве - в былинах и песнях, и в письменной литературе. В традици-ях народных плачей было написано "Слово о погибели Русской земли", прославлявшее и величие Руси, и могущество ее князей в прошлом. Родинав произведении представлена как осязаемо-живая субстанция: "О, свет-ло-светлая и украсно-украшена земля Русская! И многими красотами удив-лена еси.... ". Народная трагедия, вызванная иноземной агрессией, сталатемой многих поэтических и эпических повестей (повесть об АлексадреНевском, повесть о рязанском разорении и др. ). И гражданская, и цер-ковная литература обращались к патриотическим мотивам, которые сами посебе стимулировали творчество. Церковным литераторами разрабатывалсяжанр "житий", в которых описывались подвиги князей, сражавшихся с зах-ватчиками, на примерах православных подвижников пропагандироваласьхристианская нравственность. Русская культура в то время не страдала ни замкнутостью, ни изоли-рованностью. Она была проводником православной традиции, т. е. будучивраждебной к католическому Западу, одновременно открывалась влияниямидущим из Византии, Болгарии и Сербии. Русская литература заимствовалау южных славян и греков прежде всего стилистическую манеру, связаннуюс повышенной торжественностью и эмоциональностью. Культурное общениеРуси с Византией и южнославянскими народами не прерывалось и в периодраздробленности и борьбы за независимость: на Афоне и в Константинопо-ле действовали русские колонии, немало южнославянских проповедников икнижников приезжало на Русь. в свою очередь русская литература сталаоказывать сильное влияние на развитие болгарского языка.

В содержательно-идеологическом плане мощное воздействие на русскуюкультуру оказала "школа Сергия Радонежского". Так называлось мировозз-ренческое направление, сложившееся во второй половине 14 века в ре-зультате деятельности преподобного Сергия - игумена Троице-Сергеевойлавры, способствовавшего утверждению варианта православия, неразрывносвязанного с русским патриотизмом. В рамках этой школы открылись новыевозможности для дальнейшего расцвета книжности, иконописи, зодчества, литургии. Новые струи в развитии культуры были вызваны и активным воз-рождением интереса к отечественной истории, проявившимся после Кули-ковской битвы. При распространении грамотности на Руси огромным преимуществом былоиспользование русского языка в качестве государственного и литератур-ного. В летописании и церковной литературе преобладал также русскийязык. обращение к старославянскому языку при ведении канонических бо-гослужений ничуть не ограничивало развитие русского разговорного язы-ка, а напротив - обогащало его. В католических же странах Европыофициальным языком на всех уровнях была ставшая мертвым языком и мало-доступная широким массам латынь, что затрудняло распространение гра-мотности там. На Руси самая широкая грамотность стимулировалась связьюобучения с живым разговорным языком. В православных монастырях сосредоточивалось непрерывное богословс-кое образование, на базе которого подготавливались кадры высшей цер-ковной администрации. Монастыри являлись также центрами летописания. Оно, выступая в качестве одного из жанров литературы, в то же времянесло немалую идеологическую нагрузку. В период раздробленности лето-писание потеряло возможность создать общерусский свод, равный по зна-чимости "Повести временных лет" и стало носить областной характер. В областных летописях события в других землях освещались тенденци-озно. Показательно, однако, что при этом тема признания историческойобщности русских земель постоянно просачивалась через сепаратистскиетенденциях во всех местных летописаниях. В 14 веке идею общерусскогоединства наиболее последовательно проводило московское летописание. Духовная культура Руси в результате ордынского нашествия не снизиласвой потенциал, ее диапазон даже расширился за счет идей национальногоосвобождения и патриотизма. Другое дело, что пострадало материальноевоплощение этой культуры. 40 лет спустя после батыева погрома влади-мирский епископ Серапион писал: "Не пленена ли.... земля наша ? Не взя-ти ли быша гради наши ? Не вскоре ли падоша отца и братья наша трупиемна землю ? Не ведены ли быша жены и чада наши в плен ? Се уже к 40 ле-том приближаеть томление и мука, и дани тяжкыя на ны не перестануть.... Величьство наше смирися, красота наша погыбе, богатство наше врагам вкорысть бысть, труд наш погани наследоваша.... ". Были истреблены илиуведены в плен лучшие ремесленные и художественные силы страны, чтозаметно снизило качество мастерства и ремесленного искусства. Упалразмах храмового строительства. При бесчинствах завоевателей в огнепожарищ были уничтожены многие храмы, а с ними - многочисленные лите-ратурные памятники. Более чем вероятно, что среди них были и шедевры, близкие по уровню к "Слову о полку Игореве". В сохранении культурного наследства видную роль сыграли Псков, Нов-город и другие северо-западные города, которым удалось уберечься отмонгольского погрома. Важнейшее значение для охраны русской духовнойкультуры имела деятельность православной церкви. Так, в 1274 г. цер-ковный собор во Владимире вынес постановление о сборе и сбереженииуцелевших от гибели рукописных книг. Во многом благодаря церкви уда-лось сохранить русскую духовную традицию, пережить трудные временараздробленности и потери государственной независимости и заложитьпрочные основы для расцвета культуры в период национально освободи-тельного подъема. В 12-14 веках заметную эволюцию пережил духовно-бытовой уклад русс-ких. Главным и наиболее характерным для бытовой сферы того периода бы-ло ее "оцерковление", когда активно вытеснялись из быта элементы язы-чества или происходила их адаптация к новому мировоззрению. Церковьохраняла христианскую нравственность. Занимая влиятельные позиции вдревнерусской юрисдикции, она вела все дела, связанные с семейным пра-вом: преследовались разводы, двоеженство, хищение невест, изнасилова-ние, браки в близких степенях родства. Защищалась женская честь, в томчисле - и рабынь. Церковный устав предусматривал наказание за побоиженщины или девушки, за изгнание жены из дому, за измену ей. Катего-рично выступала церковь против проявлений кровной мести, занималасьделами об оскорблении чести и достоинства людей. Имея немалые денежные средства за счет выплачиваемых в ее пользуштрафов в рамках внутрисудебной практики, а также в результате внутри-хозяйственной деятельности и за счет пожертвований, дарений, правос-лавная церковь их получение не считала самоцелью. Масштабными были изатраты - прежде всего на нужды благотворительности. Церковь опекала исодержала сирот, больных, увечных, помогала пострадавшим от пожаров, наводнений, вражеских набегов, строила школы, больницы, приюты. Духо-венство осуждало продажу людей в рабство, призывало князей и бояр "ми-ловать челядь". и хотя призывы далеко не всегда доходили до адресатов, православная церковь выполняла функцию "социальной отдушины", помогаяудерживать социальное равновесие. Несмотря на желание покончить с языческими пережитками (кровнойместью; жертвоприношениями, связанными с кровью; элементами полигамиии т. п. ) церковь не могла вытеснить язычество из быта и сознания людейполностью. Отдельные стороны языческих представлений не были враждебныправославию в его русском варианте. Христианский календарь на Руси формировался в тесной связи с земле-дельческим циклом, сложившимся за века до крещения. Некоторые явления, переместившиеся в русский быт из языческого прошлого - почитание пред-ков, празднование масленицы, парные бани - церковью не осуждались. Разного рода игрища, охота, скоморошество хотя и порицались, но напрактике фактически не преследовались. Осуждались пиры, однако в ихосуждении церковь не шла дальше воспитательных проповедей. В целом, за 12 - 14 века влияние православной церкви на повседнев-ный быт людей возросло до значительных масштабов. Семейная мораль, фи-зиология, гигиена - все это оказывалось в сфере кураторства со стороныдуховенства. Характерным для этого времени являлось широкое внедрениев быт людей христианских постов, имевших, кроме обрядового, и глубокогигиенический смысл. При этом быт людей - как никакая другая сторона их жизни - тяготелк традиционным формам. Многие элементы в нем (постройки, жилища, одеж-да, утварь) оставались устойчивыми, существенные изменения в них на-капливались постепенно и в течении длительного времени.

    Л и т е р а т у р а
    Горский А. Александр Невский. // Родина, 1993, N 3.
    Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. М. ,1989.
    Думин С. В. Другая Русь (Великое княжество Литовское и

Русское). // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-XX вв. М. ,1991.

    История СССР с древнейших времен до конца 18 в. Под ред.
    Б. А. Рыбакова. М. ,1975.
    История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории
    России 9-начала 20 вв. М. ,1991.

Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. Т. 1, М. ,1992 Ключевский В. О. Курс русской истории. Соч. в 9

    тт. ,т. 1. М. ,1987.
    Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее
    главнейших деятелей. М. ,1990, кн. 1.
    "Наш путь - стрелой татарской древней воли пронзил нам

грудь.... " . Материалы круглого стола по проблеме татаро-монгольского ига. // Родина, 1991, N 8.

Новосельцев А. П. , Пашуто В. И. , Черепнин Л. В. Пути развития

    феодализма. М. ,1972.
    Павлов-Сильвинский М. П. Феодализм в России. М. ,1986.
    Платонов С. Ф. Курс лекций по русской истории. М. ,1993.
    Платонов С. Ф. Учебник русской истории. М. ,1992.

Рыбаков Б. А. Мир истории: начальные века русской истории. М. ,1987. Соловьев С. М. История России. Кн. 1, М. ,1960.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.