Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Афинское государство в VIII-IV века до нашей эры
емос - свободные афиняне: крестьяне, ремесленники, матросы, поденщики, купцы, владельцы кораблей и мастерских. Граждане - люди, пользующиеся правами, установленными законом и несущие обязанности перед государством. Самой крупной реформой Солона была сисахфия ("стряхивание бремени"). Она освободила должников, которых в Аттике было в большом количестве. Впредь запрещались личная кабала, продажа несостоятельных должников за долги в рабство. Солон создал новый государственный орган - Совет четырехсот. Он избирался ежегодно из граждан первых 3 разрядов по 100 человек от каждого племени. Совет четырехсот руководил подготовкой дел обсуждения Народным собранием, рассматривал текущие дела управления. Большое значение имело создание Солоном поистине демократического органа - гелиеи - многочисленной коллегии судей, избранных из всех граждан, включая и фетов. После ухода Солона с политической арены вновь возобновилась борьба Во главе этой борьбы стал Писистрат, который объединил две противоборствующие группировки: торговцев, судовладельцев и крестьян, наемников. Опираясь на них, Писистрату удалось утвердить свою власть и стать тираном на 19 лет. При нем беднякам раздавалась государственная земля, организовывались общественные работы, выдавался дешевый кредит, заключались торговые договоры со многими государствами. Был введен постоянный подоходный налог - 10%, который был снижен до 5%. Политика Писистрата оказала положительное влияние на развитие общества, т. к. была направлена на поддержание государственного порядка, социального спокойствия, стимулировала экономический и культурный прогресс. После падения тирании Писистрата к власти пришел Клисфен, которым было введено территориальное разделение граждан вместо родоплеменного. Аттика была разделена на 10 фил, каждая из которых включала 3 находящиеся в разных местах территории (тритии): городскую, прибрежную и земледельческую, которые распадались на демы. Совет четырехсот был ликвидирован. Вместо него стали выбирать совет пятисот - по 50 человек от каждой филы. Клисфеном был создан новый орган - коллегия стратегов, в которую входило по одному представителю от каждой филы. В 462 г. до н.э. афинская демократия, руководимая Эфиальтом, провела наконец закон о лишении ареопага всех политических функций. Ареопаг становится чисто судебным органом. К середине 5 в. до н.э. уходят в прошлое разряды, введенные Солоном. Замещение должностей стало доступно всем гражданам независимо от их имущественного положения. Производилось оно по жребию. После убийства Эфиальта афинскую демократию возглавил Перикл. Перикл провел гражданскую реформу. Было установлено, что полноправным гражданином Афин является лишь тот, чьи мать и отец были афинянами. Перикл много сделал для превращения Афин в морскую державу. Усиление морской мощи Афин, расширение торговых связей выдвинули на первый план слои населения, связанные с морем. А во главе демократической партии стояли часто аристократы, осознавшие, что олигархическая партия - это партия консерваторов идущая в не ногу со своим временем.
1.3. Греческий полис как социально-политический организм
Первое определение полиса - город-государство. Греческий полис был очень небольшим по занимаемой территории - 100-200 км. В таком полисе проживало 5-10 тыс. человек. Но были и более крупные полисы: Спарта (8400 км), Афины (2500 км с населением в 120-150 тыс. человек). Могли существовать и маленькие полисы. Более подробно о совете 500 см. в афинской демократии. Каждый полис был суверенным государством, имевшим свое гражданство свои законы и органы управления. Центром полиса являлся город. Город был укрепленным пунктом, центром ремесла, торговли, культуры, религиозной и политической деятельности. В крупном афинском полисе включавшего, помимо города, сельские поселения, потребности экономической и политической жизни заставляли крестьян часто бывать в городе. Город стоял в нескольких километров от морского берега, но на берегу моря имел гавань (гавань Фалеры была расположена в 5 км от Афин). Второе определение полиса - гражданская община, базирующаяся на античной форме собственности (т.е. права на участок земли и принадлежность к гражданской общине были взаимно обусловлены). Гражданский коллектив полиса мыслился как совокупность свободных, политически равноправных, экономически независимых граждан-землевладельцев. В условиях ограниченной территории полиса это вело к господству мелкого хозяйства свободных, самостоятельно обеспечивающих себя крестьян. Полис являлся совокупностью города окружавшей его хоры (сельской территории). Экономическое единство жителей, занимающихся сельским хозяйством и ремеслом, было необходимо для осуществления принципа полисной автаркии (самообеспечения, экономической самостоятельности). Город становится местом сосредоточения ремесленного производства. Только наличие двух взаимосвязанных групп населения - землевладельцев и ремесленников - могло обеспечить автаркию полиса в целом. Греческий полис стал такой формой античного общества и государства, где впервые оказалось возможным существование понятий гражданин, гражданское общество.
Глава 2. Афинская демократия.
По своему политическому устройству, структуре государственных рганов греческие полисы 5-4 вв. до н.э. делились на два основных типа: полисы с демократическим устройством и полисы с олигархическим правлением. Наличие демократического или олигархического строя в тех или иных полисах не было случайностью, а отражало существенные различия в социально-экономических в отношениях, сложившихся внутри этих полисов. Полисы с высоким уровнем экономики, интенсивным сельским хозяйством, развитым ремеслом и активной торговлей тяготели к демократическим формам государственного устройства. Афинская демократия считается самой развитой, самой законченной и совершенной формой демократического строя античных государств. Золотым веком афинской демократии стало столетие с середины 5 в. до н.э. до середины 4 в. до н.э. Формирование системы политических органов афинской демократии было результатом длительного исторического периода, начиная с реформ Солона. Любая политическая система, в том числе и афинская демократия, направлена на регулирование отношений между классами, социальными группами, в том числе и между отдельными людьми. В греческих полисах (и Афины здесь являются одним из примеров) основой всей социально-экономической и политической организации выступал коллектив граждан, образующих античную общину. Кроме граждан в античном обществе находились многочисленные рабы, которые составляли более половины всего населения. Однако афинская полисная система опиралась на гражданина. Достижением греческой политической мысли и полисного миро - воззрения была выработка понятия "гражданин". Греческий гражданин - это личность, наделенная некоторыми правами, составляющими основу его жизнедеятельности. Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя которого имели гражданские права, а его имя вносилось в особый список, ведущийся в демах - низших административных единицах Аттики. В списки включались юноши и девушки по достижении 18-летнего возраста после проведенной проверки специальной комиссией. Молодые люди, внесенные в гражданские списки демов, собирались со всей Аттики в районе Пирея и здесь в течение года проходили обучение и получали определенное воспитание. Это воспитание проводилось под руководством специальных учителей - софронистов, избранных из числа наиболее уважаемых афинян. Под руководством юноши (их называли эфебами) обучались фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, обращению с метательными орудиями, физическим упражнениям. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию молодых людей. После окончания занятий учителя отчитывались о своей деятельности в Народном собрании. Таким образом, воспитание и подготовка эфебов к исполнению гражданских обязанностей рассматривались как важное государственное дело, находились под пристальным наблюдением Народного собрания и властей. К 20 годам эфеб заканчивал обязательный курс военно-воспитательного обучения и становился полноправным гражданином. Гражданское полноправие включало совокупность как определенных прав, так и обязанностей. Наиболее существенными правами гражданина были право на свободу и личную независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок на полисной территории и экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службы в ополчении, право на участие в делах государства, т.е. участия в Народном собрании, Совете, выборных органах, право на почитание и защиту и отечественных богов, на защиту и покровительство афинских законов. Продолжением этих прав было формирование обязанностей гражданина: он был обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни, почитать отеческих богов. Идеалом афинского полноправного гражданина был свободный человек, имеющий земельный участок и обладающий известным достатком, физически развитый человек, получивший определенное воспитание.
2.1. Народное собрание в Афинах
Главным и решающим органом власти в Афинах было Народное собрание. На Народное собрание собирались все граждане независимо от их имущественного положения, проживавшие в городе Афинах, Пирее, в Аттике, на других территориях, входивших в состав Афинского государства (например, жители островов). Женщины не имели права участвовать в политической и общественной жизни. Народное собрание обладало широкими полномочиями. Здесь принимались государственные законы, утверждалось объявление войны и заключение мира, результаты переговоров с другими государствами, ратифицировались договоры с ними. На Народном собрании избирались должностные лица, магистраты Афинского государства, обсуждались отчеты после их годичного управления, решались дела по продовольственному снабжению города, контролировались сдача в аренду государственных имуществ, земель и рудников, утверждались наиболее крупные завещания. Оно осуществляло контроль за воспитанием юношей готовящихся к получению гражданских прав. В компетенцию Н.С. входило проведение такого чрезвычайного мероприятия по охране государственного строя от происков знатных лиц, как остракизм, т.е. изгнание на 10 лет всякого лица, заподозренного в намерении свергнуть демократический строй. Важнейшим делом Н.С. было обсуждение и утверждение государственного бюджета, дарование гражданства иностранцам, хотя это случалось крайне редко. Оно выступало не только в качестве законодательного органа своего государства, но и контролировало ситуацию в сферах управления и администрации. Н.С. в Афинах собиралось в строго определенные сроки: раз в 9 дней или 4 раза в 36 дней, а вся годовая деятельность состояла из 10 циклов. Чтобы упорядочить работу Н.С., на каждое из них выносились свои важные вопросы. Скажем, на первом обсуждались военные, продовольственные, чрезвычайные заявления, проводилась проверка правильности избрания соответствующих магистратов. На втором - рассматривались ходатайства по личным и общественным делам и т.д. Повестка дня предварительно готовилась и обсуждалась Советом, председатели собрания избирались на один день по жребию. В Н.С. был принят довольно демократический порядок обсуждения повестки дня. Выступить по обсуждаемому вопросу мог каждый гражданин, однако не допускалось непристойное поведение на ораторской трибуне. Каждый Афинский гражданин независимо от его имущественного положения имел право внести на обсуждение проект закона, который мог быть принят на Н.С. . Афинские граждане активно участвовали в рассмотрении всех вопросов, они тщательно проверяли отчеты должностных лиц и особенно расходование общественных денег.
Страницы:
1
, 2,
3
,
4
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.