Рефераты. Афинское государство в VIII-IV века до нашей эры

частвовать в работе Н.С. имел право каждый афинский гражданин, в том числе и человек бедный, однако не все бедняки могли реально принимать участие в довольно многочисленных заседаниях, длившихся иногда целый день. Ведь им нужно было кормить семью, зарабатывать необходимые для этого средства. Чтобы привлечь к работе Н.С. самый низший слой афинского гражданства, в начале 4 века до н.э. был принят закон (по предложению Агиррия), устанавливающий вознаграждение за посещение Н.С. в размере 3 оболов, средней заработной платы афинского ремесленника в день.

Однако, несмотря на принятые меры, далеко не все лица, имевшие гражданские права, могли принять участие в его работе. Ведь многие граждане жили вдали от Афин, и им было трудно туда приезжать. Обычно завсегдатаями народных собраний были граждане, проживающие в Афинах, Пирее или их окрестностях, так что из общего количества граждан 30 - 40 тыс. обычно в народных собраниях присутствовало около 3 - 5 тыс. человек. Вот почему для решения особо важных дел требовалось наличие кворума хотя бы в 6 тыс. человек, и это количество собиралось не без труда.

2.2. Совет 500 и Ареопаг

Совет состоял из 500 человек, по 50 от каждой из 10 афинских фил. Каждый член Совета избирался по жребию из нескольких кандидатов, что исключало возможность подкупа или какого-либо давления сверху. Равномерное представительство от каждой филы обеспечивало интересы живущего там населения. Важнейшими задачами Света 500 были организация работы народных собраний и исполнение их функций в перерывах между заседаниями. Прежде всего, готовилась повестка дня собраний, обсуждались проекты возможных решений, бюджет, вопросы снабжения продовольствием и военным снаряжением, осуществлялась проверка законности избрания должностных лиц и их распоряжений. Совет следил за постройкой боевых кораблей и строительством общественных зданий. Широкий круг обсуждаемых вопросов делал необходимым его ежедневные заседания. Члены Совета получали жалованье в размере 5-6 оболов, т.е. в два раза больше, чем за посещение Н.С. .

Совет 500 комплектовался из всех разрядов афинского гражданства. Члены Совета избирались на один год, повторное избрание разрешалось через несколько лет, так что каждый год Совет обновлялся заново.

Наряду с Советом 500 в системе афинской демократии существовал еще и Совет Ареопага. Ареопаг - один из древнейших органов государственного управления в Афинах, его следы восходят к 9-8 вв. до н.э., к совету родовых владык.

Ареопаг в отличие от Совета 500 был органом аристократическим. Он состоял из нескольких десятков членов (возможно, до 60-70 человек), кооптируемых (а не избираемых народом) главным образом из среды афинских аристократов на пожизненный срок (для члена Ареопага требовалось "хорошее воспитание", что подразумевало аристократическое происхождение). Вожди афинской демократии не осмелились уничтожить Ареопаг, но умело приспособили его к выполнению таких государственных функций, которые стояли вне полномочий избираемых магистратов. Ареопаг в 5-4 вв. до н.э. стал одной из судебных инстанций - разбирал дела об умышленных убийствах, поджогах, нарушениях религиозных предписаний. Ареопаг должен был также наблюдать за состоянием нравов и охраной отеческих устоев.

2.3. Выборные должностные лица

Афины были политическим центром и гегемоном большого союза греческих городов (Первого Афинского морского союза в 5 в. до н.э. и Второго Афинского морского союза в 4 в. до н. э). В Афинах проживало многочисленное население, шла насыщенная различными событиями жизнь. Это ставило перед государством многие проблемы по управлению и организации административного аппарата.

Городское управление осуществлялось с помощью выборных магистратур, специальных должностных лиц. Совет 500 контролировал их деятельность. Высшими магистратами в Афинах были коллегии архонтов и стратегов. Коллегия девяти архонтов была одним из древнейших государственных органов, восходящих еще к 8 в. до н.э. Компетенция архонтов была довольно широкой: по имени первого архонта назывался год, архонты имели влияние на военные дела, контролировали важнейшие религиозные церемонии и празднества, определяли порядок рассмотрения многочисленных судебных дел как частного, так и государственного порядка, включая дарование гражданских прав или обвинения в ниспровержении государственного строя.

Одной из самых авторитетных правительственных коллегий в Афинах была коллегия 10 стратегов. Стратеги возглавляли военную организацию Афинского государства, проводили набор войска, командовали им во время военных действий, возглавляли гарнизоны. Стратеги отвечали за военное финансирование, они же распоряжались захваченной добычей. В условиях постоянных войн в 5-4 вв. до н.э. коллегия стратегов сосредоточила в своих руках руководство ключевыми вопросами государственной политики, а наиболее крупные политические деятели Афинского государства занимали именно пост стратега, а не архонта. В руководстве военными делами стратегам помогали и другие выборные лица: 10 таксиархов, командовавших гоплитскими контингентами, 2 гиппарха - командиры конницы, 10 филархов - командиров более мелких отрядов конницы. На все эти военные должности подбирались граждане, обнаружившие способности к военному делу, получившие специальную подготовку. Они избирались открытым голосованием, в то время как на все гражданские должности назначали по жребию. Открытое голосование должно было исключить риск выбора на ответственную военную должность человека некомпетентного или не способного к командованию.

В органы управления входили и многочисленные финансовые коллегии, и это понятно: в условиях интенсивной хозяйственной жизни и активной государственной политики составление бюджета, финансирование многочисленных мероприятий имело особое значение. Финансовое обеспечение афинского войска занимало очень большое место в деятельности стратегов. В системе афинской демократии существовало несколько специальных коллегий, руководивших разными сторонами финансовой деятельности. Такая система если не исключала целиком, то сводила к минимуму коррупцию, возможность хищения государственных средств.

В Афинах было также множество различных коллегий магистратов, основными функциями которых была организация управления внутригородской жизнью.10 астиномов следили за санитарным состоянием города, 10 агораномов наблюдали за соблюдением правил рыночной торговли, 10 метрономов отвечали за правильность мер и весов, 10 ситофилаков, хлебных надзирателей, постоянно следили за ценами на хлеб. Полицейские функции, включая надзор за тюрьмами, приведение в исполнение смертных и других приговоров, осуществляла коллегия из 11 членов. В их распоряжении находился отряд из 300 государственных рабов, вооруженных луками, которых называли скифскими стрелками.

Это был многочисленный, разветвленный административный аппарат. Но он не был бюрократическим, отделенным от массы афинского гражданства. Все коллегии должностных лиц избирались лишь на один год. Дважды избираться на одну и ту же должность запрещалось. Все магистратуры были коллегиальными, и возможность сосредоточить власть в одних руках исключалась. В Афинах была принята демократическая процедура избрания: кроме военных магистратур кандидаты на все другие должности избирались по жребию из представителей всех имущественных разрядов, включая и граждан-бедняков. Так как повторное переизбрание исключалось, то практически каждый гражданин мог быть избран.

2.4. Суд присяжных - гелилея

Одним из органов афинской демократии был Суд присяжных - гелиея. Она была создана еще во времена Солона, на рубеже 7-6 вв. до н.э. Первоначально это был суд присяжных. Роль гелиеи в 5-4 вв. до н.э. возросла. Афинская гелиея избиралась в количестве 6 тыс. граждан, причем в ее состав могли быть избраны лица не моложе 30 лет, имеющие жизненный опыт и некоторые знания, как правило, отцы семейств. Член гелиеи распределялись по 10 палатам (дикастериям) по 600 человек в каждой (100 человек считались запасными). Гелиея была высшим судебным органом Афин.

Избираться в гелилею можно было по несколько раз, что вело к накоплению у гелиастов опыта ведения судебных дел. Архонт, стратег председательствовал на заседании палаты, проводил предварительное расследование, что улучшало процедуру судебного разбирательства.

В Афинах не существовало государственных обвинителей и защитников. Обвинение и защита носили частный характер. Обвинитель вносил заявление магистрату и приводил к нему обвиняемого. Магистрат проводил предварительное расследование. Судебный процесс основывался на принципе состязательности: обвинитель приводил доказательства вины, ответчик их опровергал. После выслушивания речей обвинителя и ответчика гелиасты голосовали; дело считалось решенным, если за него проголосовало свыше половины членов палаты. Ответчик либо освобождался от обвинения, либо подвергался наказанию: тюремному заключению, конфискации имущества, денежному штрафу, смертной казни и изгнанию.

На гелилею была возложена задача по охране афинской демократии. Афинскую конституцию охраняли с помощью разбирательства, называемого жалобы на противопоказание. Также еще одной мерой охраны строя была строгая отчетность всех афинских должностных лиц.

В целом же афинская демократия в 5-4 вв. до н.э. была хорошо развитой системой, которая решала самые различные проблемы социально-экономической, политической и культурной жизни.

Глава 3. Социальная структура греческого общества (на примере Афин)

Экономика, сложившаяся в Афинах в 5-4 вв. до н.э., определила характер социальной структуры древнегреческого общества.

Экономическая система, сложившаяся в торгово-ремесленных полисах и, не могла существовать без привлечения к труду больших масс рабов, количество которых в греческом обществе непрерывно возрастало. Основными производственными ячейками стали частные хозяйства. Сформировалась такая система социальных отношений, которая может быть определена как классическое рабство.

Наиболее ярким примером является афинское общество, характеристика которого позволяет показать особенности социального строя торгово-ремесленных полисов, играющих ведущую роль в историческом развитии Древней Греции 5-4 вв. до н.э.

Афинское общество классической эпохи делилось на три класса: класс рабов, класс мелких свободных производителей и господствующий класс.

Характеристика классического рабства.

Для торгово-ремесленных полисных 5-4 вв. до н.э. характерно внедрение рабства во многие сферы жизни и производства. Возрастает общее количество рабов. В Афинах общее количество рабов достигало одной трети всего населения.

Основной контингент греческих рабов 5-4 вв. до н.э. состоял из людей негреческого происхождения.

Основными источниками пополнения рабов в это время были:

1) военнопленные и захваченные в плен мирные жители;

2) продаваемые правящей аристократией фракийцев и скифов соплеменники.

3) рабский контингент пополнялся через самовоспроизводство рабов (Рожденные рабынями дети считались собственностью хозяина).

Афинские законы карали смертью незаконное обращение в рабство свободного гражданина.

Труд рабов должен был быть организован так, чтобы раб мог принести доход. Одной из форм повышения эксплуатации и производительности рабского труда в Афинах был отпуск раба на оброк. Господин предоставлял рабу небольшие средства, помещение. Раб открывал маленькую мастерскую, работал в известной мере самостоятельно, мог завести семью. Но за эту самостоятельность он был должен вносить оброк в пользу своего господина.

Правда, рабов на оброке было немного, так как они по-прежнему находились в полной власти господина.

В связи с повышением эксплуатации рабского труда в товарных хозяйствах происходит ухудшение социального положения рабов. Раб рассматривается как одаренное речью орудие производства, как существо низшего порядка, как получеловек.

Господин должен был заботиться о своих рабах, так же как и о своем скоте. В основе этих отношений лежал прямой интерес: ведь накормленный и здоровый работник приносил большую прибыль. В Афинах законом запрещалось беспричинное убийство рабов, поскольку считалось, что это наносит ущерб общественному спокойствию, да и самим владельцам.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.