Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Арабские источники о тюрках
ервый арабский автор, у которого встречается имя Bashkirs для обозначения Хунгар, был al- Masudi (345/956), которой в своей книге " Murudi al-dhahab описал войну Хунгар и их союзников Pechenegs (Печенегов) с Византией в 320-32/932-944 годах. Al-Masudi в своей книге назвал Хунгар двумя различными, но близкими именами - Badjghird и Bazkirda, которыми обозначил два многочисленных племени. Историк AL Istakhri в своей книге " Kitab Masalik al Mamalik" также именем Basdjirt назвал подлинных Bashkirs и Хунгаров (Hungarians). Basdjirt (подлинные) Башкиры проживали, согласно этому географу, между Огуз-Тюрками (al-Ghuziyya) и Булгарами Камы (Bulghar) и подчинялись последним, тогда как Basdjirt Hungarians проживали по соседству со страной Al-Rum или Византийской империей. Они были соседями Badjanak или Печенегов, которые проживали между Доном и Дунаем. Исторический труд al-Istakhri явился главным источником при написании ученым Ibn Hawkal своего географического исследования, озаглавленного "Kitab al- Masalik wa L- Mamalik" или " Kitab Suratal Ard" (первое издание до 356/967, второе издание 367/977, и окончательная версия 378/988). В этой книге Ibn Hawkal, как и все, называл Хунгар именем Basdjirt. Имя Bashkirs (написано Bashghird) встречается в книге арабского путешественника и писателя Abu Hamid al Andalusi al Gharnati (565/1169 -70), называемой "al Murib an bad adja-ib al Maghrib", в которой именем Badjghird названы жители страны - Unkuriyya. Abu Hamid al-Gharnati посетил страну Unkuriyya в 545-547/1150-1153 гг., где прожил три года, а покинув ее, оставил в этой стране своего старшего сына, который женился на дочери местного мусульманина. Этот же автор в другой своей книге - Tuhfat al-albab также описывает Хунгар под именем Bashghurd. Другой автор Yakut (626/1229) также описывает и называет Хунгар именем Bashkirs, а их страну Bashghirdiyya. Yakut сам встретил группу башкир в городе Алеппо (Халеб) в Сирии изучающих мусульманское право по канону, созданному философом-правоведом Абу-Ханифа Денавери, кордом по национальности. Йакут аль-Хамави (Yakut) также упоминает европейское имя Хунгар как al-Hunkar (al-Hungar) Ибн Русте. Ал-А'лак ан-нафиса. Лейден, 1892. С. 120--121.
. Огромный географико-описательный труд Ибн Саида Магреби, в котором содержится эта идея (о двух религиях Хунгар), был использован как источник историком Abu L-Fida при написании им своей книги "Takwim al buldan". Арабский космограф Abu Shams Abd Allah al-Dimashki (727/1327) в своей книге " Nukhbat al-dahr fi adjaib al-barr wa L-bahr" говорит, что народ Bashghird проживает на юго-востоке от Европы вдоль Madjar или Хунгаров (Hungarians). Он также не понял, что эти имена представляют один народ. Возможно, Al-Dimashki называя венгров двумя именами Хунгары-Мадьяры и Башкорды отделял мусульман - венгров от венгров - христиан, как это сделал Ibn Said al-Maghribi. Bissermini, Bezzermini, Bisirmani, Bezermeni, Buzurman - Бессермяне - Басурмане. Это есть калька с древнего хунгарского слова - Bosormeny "мусульманин" употребляемого в хунгарских хрониках, написанных на латыни. Однако это слово употреблялось не только в центральной и восточной Европе, но встречается (с тем же значением) в польском, старо-чешском и русском языках, в которых слова - bisurman (busurman), besermen и basurman (busurman) - басурман, бесермен означало - мусульманин. Важно, что Джон Пауль Карпини, известный посол Римского Папы Иннокентия IV к монгольскому хану (1245-7), в своих путевых записях упоминает народ называвшей себя - Bisermini, которые отождествлялись ученым I. Hrbek (1955 г.) с Khwazarmians - хорезмийцами, жившими возле Аму-Дарьи. Также, вполне возможно, что Bisermini - бисермяне Хунгарии могут быть частью этих - Khazarmians - хорезмийцев в Хунгарии. Во всяком случае, термины - Ysmaelita (исмаилиты) и beserman (биссермян), ismaeliticus означали только мусульман в целом. Необходимо к этому добавить, что имя Boszormeny отмечено как топоним в пяти административных единицах Хунгарии (Венгрии) в пределах ее исторических границ, а также в ряде средневековых документов. Например, в документе датируемый 1248 годом упоминается город - villa Nogbezerman (на венгерском Nagy Boszormeny "great Boszormeny" "Великие Бесермяны"), который располагался к востоку от среднего течения р. Тиссы в районе Ниир - Nyir (Nyr).
Caliz (1114
г
.) Kalez (1156
г
.), Qualis (1212
г
.)
на
современном
хунгарском
(
венгерском
) Kalis
и
немецких
хрониках
- Kotzel, Koltzens, Khwarazmians.
Это имя впервые в Хунгарских источниках на латыни упоминается в 1111 г. как народ называемый "хунгарами" - Calis, византийский эквивалент этого имени Khalisioi. Согласно византийскому историку Sohn Kinnamos (писавшему между 1150-65 годами), эти - Khalisioi были подчиненными короля Хунгар и воевали вместе с Dalmatoians (Далмация) против армии византийского императора Manuel Comnenus (Мануил Комнин). Мнение историка относительно религии этих Khalisioi очень различается; в одном месте он пишет, что они придерживаются религии персов (islam?), тогда как в другом отрывке своего сочинения говорит, что они придерживаются религии Моисея (mosaic). Хунгарское имя - Kaliz, как и византийское - Khalisi соответствуют Khvalisi - хвалисы, как на старо-русском языке называли Khwarazmians - хорезмийцев и Khwarazm - Хорезм, что встречается в летописи Нестора написанной в начале 12 века. Хунгарское имя хорезмийцев - Kalis, соответствует этнониму al-Khazar, al Khalis или, - khazar-khalis, которым именовались этническая группа людей близких по своему происхождению к хорезмийцам и проживавших, согласно историкам al-Istarhi и Ibn Hawkal, в западной части хазарской столицы города Итиля (Atil). Хорезмийцы (Chwarazmians) появились в хазарском царстве в 8 веке, поскольку имя "епископа" хорезмийцев-Khonales упоминается в списке имен, записаннвх ранее 787 года. Это был список имен "епископов" всей хазарской империи, которые подчинялись своей метрополии в г.Doros (Дорос) в Крыму. Имя - Khonales стоит в списке сразу после имени - Astel (Итиль) столицы Хазарии. Согласно Кулаковскому и Васильеву А. (The Goths in Grimea, Cambridje Mass. 1936 г.) - Khonales был город расположенный в Хазарском царстве, к востоку от р. Волги, неподалеку от Каспийского моря, которое в летописи Нестора (12 в.) носит название - Хвалынское море. Возможно также, что имя Khvalinsk, носила восточная часть Хазарской столицы, тогда как Западная часть называлась Итиль (Atel). Согласно "Al-Murib", в Хунгарии (страна Башкерд) существовало два типа мусульман. Так там имелись "awlad al Maghariba", "потомки народов Запада" и "awlad al-Khwarazmiyyin", т.е. "потомки Хорезмийцев". В первом случае имя "awlad al Maghariba" (Магриб - запад на курд. яз.) остается загадочным. Мусульмане Хунгарии в то время были еще многочисленны, так как в папском письме от 1221 года говорится о многочисленности сарацинов Хунгарии "multitudo Saracenorum Hungariae". В период правления Андрея II появилось предписание о мусульманах Хунгарии, известное по книге Йакута аль Хамави "Mudjam al-buldan". Эти сведения были получены им от al-Bashghirdyya - башкордов, которых он встретил в г. Haleb (Алеппо).
Ал-Мас'уди. Указ. соч. С. 83.
Дата этой встречи точно неизвестна, но, тем не менее, известно, что Йакут провел некоторое время здесь (Алеппо) в 613/1216, 614/1217, в 621/1224 и в 626/1229 гг. незадолго до своей смерти. Согласно этому автору, Башкорды "al Bashghirdyya" были людьми с очень красными волосами (блондины), лицом и телом розового (здесь - белого цвета, Йакут употребляет здесь арабский термин - в обоих значениях), они исповедовали мусульманское юридическо-религиозное право, каноны, следуя школе Абу Ханифы. Йакут Аль Хамави спросил одного их этих Башкордов об их стране и образе жизни, и ему объяснили, что страна - Башкерд-Bashghirdyya находится за Константинополем и принадлежит Франкам или стране франков (другими словами - западные христиане) которых эти башкорды называли al-Hunkar или Хунгария. Эти Башкерды подчинялись (араб. raiyya) королю Хунгар и проживали в тридцати местах, удаленных друг от друга. Башкерды были вовлечены в Священную войну - джихад (djihad). Учитывая тот факт, что Хунгария была окружена врагами мусульманской религии , Йакут Аль Хамави также спросил у встреченных им Башкердов, как они попали в Хунгарию, те ему объяснили, что прибыли в страну al-Hunkar из Булгар (bilad Bulgar); в древние времена семь мусульманских ученых (проповедников), которые поселились среди них al-Bashghirdyya - Башкердов обратили их в Ислам. Эта традиция, услышанная Йакутом аль Хамави о происхождении башкордов Хунгарии от Булгар, соответствует Хунгарской хронике "Anonymi gesta Hungarorum", написанной 1196-1203 годах, согласно которой, во время правления царя Таксони (Taksony) в Хунгарию переселилась группа Ishmaelites (исмаилиты) из terra Bulgar.
3. Арабское завоевание Средней Азии
На юге Восточной Европы в VI в. утверждается верховная власть сначала единого Тюркского, а затем, с 588 г. (приблизительно), Западнотюркского каганатов. Центр последнего располагался в Семиречье, а главная арена деятельности находилась в Средней Азии, где тюрки постоянно конфликтовали с Ираном. Но и племена Предкавказья, по крайней мере восточной его части, зависели от хакана тюрок и вовлекались в войны с Ираном. Ранние арабские авторы для событий VI в. использовали вполне достоверные для этого времени сасанидские "Хвадай-намак". Именно из них они почерпнули известие о разгроме тюрками государства эфталитов (хейталитов), когда хакан тюрок убил Варза, царя эфталитов, и овладел его страной. Расцвет Тюркского каганата они связывали с хаканом (маликом, царем) Сенджибу (Сенджиу). Для защиты от орд этого владыки Хосров I Ануширван заново укрепил Дербент и поставил там на условиях военного поселения 5 тыс. воинов-персов для защиты рубежей Армении. В то же время, говоря о хакане западных тюрок, арабские источники изображают его на Кавказе как некоего верховного сюзерена многих местных племен. Среди последних же для 60--80-х годов упоминаются бурджан (т. е. булгары), баланджар, банджар, аланы выглядит лишь как самое видное. Особенного внимания заслуживает
упоминание войны Ануширвана с булгарами в районе Дербента, если это, конечно, не позднейшая интерполяция.
Ат-Табари. Тарих ар-русул ва-л-мулук. Сер. 1. С. 216--218.
Таким образом, во второй половине VI в. на Северном Кавказе функционировали несколько политических объединений, одним из которых было Хазарское. Но все они, видимо, в той или иной мере признавали верховную власть Тюркского каганата. После дворцового переворота в Константинополе 602 г., когда император Маврикий был убит Фокой, персы под предлогом мести за убитого перешли в наступление на Византию. Началась длительная война, продолжавшаяся более 25 лет. Предлог к войне был, конечно, надуманным, поскольку Хосров II не прекратил военных действий и после того, как Фока был свергнут и казнен Ираклием. Почти 20 лет военный успех сопутствовал Ирану, чьи войска овладели Сирией, Палестиной, Египтом, дважды достигали Константинополя.Но затем военное счастье перешло к Ираклию. Знаменитый рейд императора через Месопотамию и Армению стал возможен не только благодаря его внезапности, но и потому, что Ираклий сумел найти себе союзников в тылу врага.
ПСРЛ. М., 1962. Т. 1. С. 17, 24, 65; СПб., 1908. Т. 2. С. 12, 17, 53.
Ал-Мас'уди упоминает в качестве союзников Ираклия алан, хазар, абхазов, сарир , грузин, армян и других (не названных). На стороне Хосрова в Закавказье остались албаны
и, по-видимому, часть армянских князей . Есть основания полагать, что и правитель (эрисмтавари) Картли остался верен Ирану, за что позже жестоко поплатился. Персы были вынуждены покинуть Закавказье, исключая некоторые укрепленные пункты (Тбилиси, Дербент). Однако Хосров в следующем 625 г. заключил союз с аварами, булгарами и славянами, и те в 626 г. осадили Константинополь. В ответ Ираклий обратился к хазарам, и те стали опустошать Закавказье
Страницы:
1
, 2,
3
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.