Рефераты. Арабские источники о тюрках

стория Западнотюркского каганата известна нам плохо, По армянским и отчасти арабским источникам мы знаем о событиях конца VI -- начала VII в. на восточной границе Ирана Себеос подробно рассказывает об армянском князе Смбате Багра туни, которого Хосров II назначил мирзпаном пограничной области Гиркании. Вопреки мнению некоторых историков это происходило не в правление хакана Тун-шеху (618--630 гг.), а в последние годы VI в. и в первые годы VII в. Затем сведения о тюрках на востоке Ирана из источников исчезают, и, как уже сказано, в 20-х годах VII в. союзниками Ираклия выступают хазары. а Хосрова -- булгары, авары, славяне и др. Из китайских источников известно, что Тун-шеху "покорил Персию". Очевидно, здесь какая-то путаница. Или Тун-шеху правил раньше, в конце VI -- начале VII в., или к 20-м годам VII в. ошибочно отнесены события более раннего времени.

Исследователи относят к 30-м годам VII в. смуту в Западнотюркском каганате и именно с ней или же с крушением этого государства под ударами китайцев в 50-х годах VII в. связывают возникновение Хазарского государства . Мне представляется это неточным. Выше приведены данные источников о практически самостоятельной хазарской политике в 20-х годах VII в., и это позволяет датировать образование Хазарского государства приблизительно первой четвертью VII в. Правда, хазарский правитель еще признавал верховную власть хакана тюрок, с которым он был в родстве. Но двойной титул хазарского правителя, джебу-хакан, кажется, говорит о том, что он считал себя не ниже своего официального сюзерена. На практике же хазары действовали полностью самостоятельно.

Принимая за дату основания Хазарского государства первую четверть VII в., в то же время подчеркнем, что речь идет о начальной дате, за которой последовал довольно значительный период становления Хазарского каганата как уже во всех отношениях самостоятельного государства, ставшего главной политической силой Восточной Европы. И в этом периоде вырисовываются два главных момента: принятие хазарским владыкой высшего в кочевом мире титула "хакан" и победоносная борьба с другим прикавказским политическим объединением -- Булгарским союзом.

Возвышение Великой Булгарии источники связывают с правлением хана Куврата. Очевидно, его имеет в виду эфиопский источник, упоминающий о крещении булгарского правителя в Константинополе в 619г. Полагают, что в начале 30-х годов VII в. (632 г.) булгары освободились от (номинальной) зависимости от Западнотюркского каганата. Куврат умер во времена императора Константа II (641--668 гг.), оставив пятерых сыновей, которым завещал жить вместе и не враждовать друг с другом. Но дети Куврата нарушили завет отца, и Булгарское объединение распалось. Из возникших "дочерних" орд лучше всего известны две: та, что вместе с ханом Аспарухом ушла на Балканы, и орда старшего сына Куврата Батбаяна (Баяна), оставшаяся в Приазовье. Согласно византийским источникам, уже после распада Булгарского объединения из глубин Берзилии (Верилии} вышел великий народ хазар и сделал орду Батбаяна-Баяна своим данником.

Иначе представлены эти события в хазарских сказаниях. Отвечая на вопрос Хасдая ибн Шафрута, царь Иосиф рассказал, очевидно, предание из тех, что, по его словам, "известны всем старикам нашей страны" . Согласно этому преданию, хазары некогда были малочисленны и воевали с народами, которые были многочисленнее и сильнее их . Здесь надо обратить внимание на два момента. Во-первых, на указание о малочисленности хазар. Во-вторых, на то, что они воевали с другими народами, без указания на подчинение хазар последним. Имя этих врагов хазар упомянуто лишь в пространной редакции письма Иосифа, где оно обозначено как вннтр. Исследователи давно пришли к выводу, что под вннтр следует понимать племена Булгарского союза. События эти происходили где-то в 40--70-х годах VII в. после смерти Куврата. Ибн Русте. Ал-А'лак ан-нафиса. Лейден, 1892. С. 120--121. Но в отличие от византийских источников хазарские предания говорят о преследовании хазарами врагов до р. Дуна, т. е. Дуная, с дополнительной констатацией факта поселения беглых вннтр, т. е. булгар Аспаруха, вблизи Константинополя . И этому надо верить, так как степные (и частично лесостепные) районы Восточной Европы попали под власть хазар.

Но как все-таки малочисленные хазары сумели победить многочисленных, "как песок у моря", булгар? Несомненно, здесь большую роль сыграла вражда между сыновьями Куврата. Но ведь Аспарух ушел на запад, преследуемый хазарами, и, следовательно, до этого булгары -- плохо ли, хорошо ли -- действовали против врага вместе! Следовательно, надо искать и другие причины победы хазар. Думается, источники при их внимательном рассмотрении дают ответ и на этот вопрос.

Земля алан занимала центральную часть Предкавказья и вклинивалась на запад, т. е. в территорию, контролируемую булгарами. Следовательно, для алан было важно освободиться от власти булгар, а потому они и могли пойти на союз с хазарами, жившими на восток от их территории.

Именно союз с аланами помог хазарам сокрушить булгар, изгнать часть их на запад и подчинить остальных. В укреплении этого союза наверняка сыграли роль и подвластные хазарам родственные аланам маскутские племена Каспийского побережья, даже абхазы и, наконец, хазары. Хазары упоминаются чаще других племен, и это дает основания думать, что именно их политическое объединение постепенно, к 90-м годам VI в. (события, связанные с восстанием Бахрама Гура в 590-591 гг. ), выдвигается на первый план в Восточном Предкавказье. Правитель хазар уже в начале 90-х годов VI в. титулуется "малик" ("царь") . В то же время упоминание рядом с хазарами и других племен свидетельствует о неустойчивости политической ситуации в этом районе, наличии там и других политических объединений, среди которых Хазарское

Печенеги, прибывшие в Хунгарию в несколько этапов в течение - 10, 11, 12 веков, были язычниками, исповедовавшими примитивную религию древних тюрков. Однако имелась в их составе и внушительная группа мусульман, о чем можно судить по работе al-Masudi, описавшей войну Badjana/Badjanak в союзе с Хунгарами против Византии в 320-32/932-943 годах. Позднее ислам исчез бесследно среди печенегов, живших в южных степях Руси и, согласно al-Bakri (460/1068г.), как сообщали рабы-мусульмане, вернувшиеся из плена в Константинополе, до 400/1009 года печенеги оставались язычниками (din al -Madjusiyya). Сразу после этой даты к ним прибыл ученый, мусульманский фатих, который преуспел в обращении печенегов в мусульманство. Согласно al-Bakri, начало этой активной компании "мусульманизации" печенегов привела немедленно к войне между новообращенными и печенегами, оставшимися язычниками. Согласно информаторам al-Bakri, принявших ислам было только 12 000 человек, но им удалось победить язычников, большинство которых было вырезано, тогда как уцелевшие приняли ислам. По al-Bakri это событие имело место около 460/1068 года. Уже в это время, если верить al-Bakri, среди печенегов имелись богословы-fakihs и школы по чтению Корана. Если сведения, изложенные у al-Bakri верны, то надо признать, что большинство печенегов приняло ислам только внешне, сохраняя множество языческих обычаев и обрядов. Вполне возможно, что захваченные в плен печенеги, в войне Хунгар с Византией в 1072 г., которых затем поселили на границе страны для ее охраны, могли исповедовать ислам. Ибн Халдун. Китаб ал-ибар ва диван ал-мубада, ва-л-хабар фи айам ал-араб ва-л-аджам ва-л-барбар ва ман асарахум мин зави-с-султан ал-акбар. Булак, 1867, Т. 1. С. 63.

Также вероятно, что последнюю волну печенегов, переселившихся в Хунгарию в 1122-3 годах, составляли частично обращенные в ислам люди, факихи и чтецы Корана. Этот факт, что печенеги только частично приняли ислам, подтверждается описанием Maghariba Bajana "Печенеги" у Аль-Гарнати в 1151-3 годах. Эти люди имели только общие представления об обрядах, ритуалах и требованиях в Исламе. Например, они пили вино, что запретил им делать Аль-Гарнати. До его прибытия они не знали пятничный намаз и Хутбу, о которых узнали только от Аль-Гарнати. Печенеги также не практиковали многоженства и конкубинаж, разрешаемые исламом.

Заключение

Упоминание о древних тюрках в арабских и других источниках весьма широко, и сложно вместить его в рамки курсовой работы. Однако попытка сделать это все же нами предпринята была. Как мы уже говорили, основная сложность
исследования данной проблемы в том, что разные источники повествуют о произошедшем по-разному, со своей точки зрения.

Maghariba/Badjana, баджняки, как и большинство хорезмийцев-воинов, как говорит Аль-Гарнати, принимали участие в войнах Хунгарии с Византией. Они были очень многочисленны "тысячи людей", согласно Аль-Гарнати, который имел ввиду и скрытых мусульман и тех, кто исповедовал Ислам открыто. Число местечек, в которых проживали эти две группы мусульман, согласно Аль-Гарнати, составляло "более 10 тысяч ", которое кажется сильно преувеличенным.

В заключении мы решили также в данной работе вкратце коснуться вопроса о Кыргызстане в данном ключе. Северо-западная часть Киргизии как урбанизированный район Семиречья раннесредневекового времени неоднократно упоминается в китайских, арабских и персидских письменных источников VI - XVI вв. Описание городов носит трафаретный характер: это “большое селение” или “селение”. Сведения о названиях городов сопровождаются данными о расстояниях между ними, что и послужило определению этих источников как дорожников. Однако в настоящее время локализация городов и идентификация их с археологическими памятниками на местности сопряжена с определенными трудностями. Выявление особых стилистических особенностей дорожников как жанра письменного творчества своей эпохи позволило бы повысить информативную ценность их какисторического источника.

Количественный рост городов в Чуйской долине в VI - X вв. предполагает подвижность социальных структур, в формировании которых участвовали различные этносы. Качественно этот процесс проявился в многообразии топографических характеристик поселений. Удельный вес последних территориально и социально регламентировался и не имел избыточности. Отличительной чертой восприятия современниками этого многообразия городов и этносов было осмысление и х средствами пространственных характеристик. В упоминаниях о правителях городов не подчеркивается их родоплеменная принадлежность, а определяется территориально, в связи с конкретным городом, т.е. социологизируется. Marquart J. Ostcuropaische und ostasiatische Streifzuge. Leipzig, 1903. S. 490; Артамонов М. И. Указ. соч. С. 130.

Структура организации торговых связей, определяясь
социально-экономическими целями, подчиняет себе и географические условия, взаимодействуя с ними. Свое внешнее оформление она получает в системе урбанизированных поселений с четко выраженными коммуникативными функциями.

Примером тому может служить Аксуйская линия - ответвление от широтной, основной для северо-западной Киргизии трассы Великого шелкового пути.

Аксуйское направление в отличии от основного характеризуется более разнообразными тополандшафтными условиями, что отразилось в градообразующих структурах.

На первом жилые кварталы радиально расположены вокруг центрального здания цитадель или храма, предполагая круглую планировку города. В отличие от городищ с прямоугольной планировкой, здесь ширина улицы
уменьшается и приобретает вид проулка, здания смыкаются, образуя сплошной массив. Однако эти и другие отличия не имеют самостоятельного значения, а лишь дополняют всю систему и дают ей возможность функционировать как целости. Законченное оформление Аксуйской линии трассы Великого шелкового пути приобрела в средневековье. Освоение же этого пути можно считать традиционным: раскопки на городище Беловодская крепость в нижних слоях дали единичные находки эпохи камня, керамику эпохи бронзы; в предгорных районах, ориентированных на перевал Тюз-Ашуу, сосредоточены крупнейшие могильники, как ранних кочевников, так и древних тюрок. Здесь найдены многочисленные тюркские святилища, состоящие из оградок и каменных изваяний. Выявление локальной линии с памятниками, принадлежащим разным эпохам и культурным типам, позволяет выделить и охарактеризовать в пределах одного ареала культурно-географические зоны в контексте международных торговых связей.

Список использованной литературы

1. См.: Ал-Мас'уди. Китаб ат-танбих. Лейден, 1894. С, 83.

2. Чичуров И. С. Указ. соч. С. 37.

3. Мовсес Каланкатваци. Патмутюн алваниц ашхарh. Ереван, 1983. С. 1.18, 133, 171, 186, 187. 249 и др.; Левонд. Патмутюн. СПб., 1887. С. 16, 17 и др.

4. ПСРЛ. М., 1962. Т. 1. С. 17, 24, 65; СПб., 1908. Т. 2. С. 12, 17, 53.

5. Картлис цховрэба. Тбилиси, 1955. Т. 1. С. 11, 12, 19, 27, 59 и т. д.

6. Коковцов П. К. Указ. соч. С. 17 .

7. Ат-Табари. Тарих ар-русул ва-л-мулук. Сер. 1. С. 216--218.

8. Там же. С. 227.

9. Моджмал ат-таварих, Тегеран, 1939. С. 98--105.

10. См. перевод отрывков: Новосельцев А. П. и др. Древнерусское государство и его международное значение, М., 1965. С. 391, 401.

11. Моджмал ат-таварих. С. 99--100.

12. Ибн ал-Факих. Китаб ал-булдан. Лейден, 1885. С. 7,

13. Ибн Русте. Ал-А'лак ан-нафиса. Лейден, 1892. С. 120--121.

14. Ал-Истахри. Китаб ал-масалик ва-л-мамалик. Лейден, 1870. С. 222.

15. Ибн Хаукаль. Китаб сурат ал-ард. Лейден, 1938. Т. 1. С. 15.

16. Там же. Лейден, 1939. Т. 2. С. 396.

17. Ал-Мукаддаси. Китаб ахсан ал-такасим. Лейден, 1877. С. 368.

18. Ал-Мас'уди. Указ. соч. С. 83.

19. Там же, С. 184.

20. Там же. С. 83.

21. См., напр.: Йакут ар-Руми. Муджам ал-булдан. Бейрут, 1956. Ч. 2. С. 367--369.

22. Ибн Халдун. Китаб ал-ибар ва диван ал-мубада, ва-л-хабар фи айам ал-араб ва-л-аджам ва-л-барбар ва ман асарахум мин зави-с-султан ал-акбар. Булак, 1867, Т. 1. С. 63.

23. Marquart J. Ostcuropaische und ostasiatische Streifzuge. Leipzig, 1903. S. 490; Артамонов М. И. Указ. соч. С. 130. i

24. Патканов К. Указ. соч. С. 16; Сукри А. Указ. соч. С. 26.

25. Артамонов М. Я. Указ. соч. С. 130, 132; Федоров A. Я., Федоров Г. С. Ранние тюрки на Северном Кавказе. М., 1978. С. 70,

26. Ал-Бвлазури. Китаб футух ал-булдан. Лейден, 1866. С. 195.

27. Мовсес Каланкатваци. Патмутюн... С. 239, 255, 260.

28. Constantine Porphyrogenitus. Op. cit. Vol. 1. P. 174--175.

29. Между Днепром и Прутом.

30. Constantine Porphyrogenitus. Op. cit. Vol. 1. P. 170--173.

31. Michel le Syrien. Op. cit. T. 2. P; 363--364.

32. Суири Л. Указ. соч. С. 26. Бушхи (бшихи)-- очевидно, булгары. Ср.: Ludwig D. Struktur und Gesellschaft des Chazaren-Reiches im Licht der Schriftlichen Quellien. Munster, 1982. S. 86.

33. Сукри А. Указ. соч. С. 27.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.