Рефераты. Берлинский кризис 1948 г.

Берлинский кризис 1948 г.

21

Содержание

  • Введение 2
    • 1. Послевоенное устройство мира 6
    • 2. План Маршалла и Берлинский кризис 11
    • 3. Раскол мира как последствие берлинского кризиса 27
    • Заключение 31
    • Список использованных источников 34
Введение

9 мая 1945 г. война закончилась, но трагедия германского народа продолжалась. С каждым днем все яснее становилась страшная цена неспособности германского народа не допустить в свое время прихода фашистов к власти: свыше 13 млн. погибших, попавших в плен и покалеченных, разрушенная экономика, угроза голода. Каждый день работы открывшегося в Нюрнберге в сентябре 1945 г. Международного трибунала над нацистскими преступниками приносил все новые факты чудовищных преступлений гитлеровцев против народов других стран. Большинство населения в Германии ощущало подавленность, многие ждали мести со стороны победителей. В такой обстановке необходимо было начинать послевоенную жизнь - восстанавливать экономику, вместо фашистского государства создавать новое, строить отношения с соседними народами.

На Ялтинской и Потсдамской конференциях ответственность за судьбу послевоенной Германии взяли на себя державы-победители. Каждая из них должна была в своей зоне оккупации обеспечить проведение денацификации, демократизации и демилитаризации. Однако очень скоро выяснилось, что каждая из держав понимает эти задачи по-своему. Советское правительство было убеждено в том, что эти задачи могут быть решены при опоре на левые силы Германии, способные провести антикапиталистические преобразования. С этой целью оно оказывало всяческую помощь в восстановлении КПГ. Еще весной из Москвы прибыли инициативные группы ЦК КПГ, которые в разных районах советской зоны оккупации повели работу по восстановлению партии. В апреле 1946 г. восстановленная компартия советской зоны объединилась с социал-демократической организацией этой части Германии в Социалистическую единую партию Германии. Платформой объединения стала борьба за построение социализма. КПГ, а затем и СЕПГ пытались распространить спою деятельность на западные зоны оккупации. Активность коммунистов настораживала правительства западных стран. В компартии они видели проводника советской политики и не хотели допустить распространения ее влияния во всей Германии. Углублявшееся недоверие и соперничество между четырьмя державами в ходе осуществления их политики в Германии вели к расколу страны.

На протяжении 1946 г. во всех зонах оккупации были сформированы органы местного самоуправления. Во всех жизненных вопросах, стоявших перед ними, они были зависимы от оккупационной администрации. Поэтому не удивительно, что здесь преобладали партии, ориентировавшиеся на государства, которым принадлежала власть. В Восточной Германии СЕПГ получила от 47,5% до 58,5% голосов. В английской и американской зонах усиливалось влияние Христианско-демократического союза (ХДС), а в Баварии - Христианско-социального союза (ХСС). Это были новые партии. Их образование отражало естественное усиление интереса широких масс населения к религии в условиях той глубокой катастрофы, которая постигла немецкий народ. Кроме того, создатели этих партий (К. Аденауэр и др.) рассчитывали, что возрождение христианских принципов в политической жизни Германии поможет ее примирению с Западом. В рядах этих партий было немало рабочих, крестьян, интеллигенции, представителей различных слоев буржуазии. Обе партии выдвигали идеи христианского социализма, нравственного самосовершенствования людей. На первых порах они выступали за обобществление горнодобывающей и металлургической промышленности, установление государственного контроля над крупным производством, за соучастие рабочих в управлении предприятиями.

Вопросы восстановления экономики, снабжения населения самым необходимым были в первые послевоенные годы жизненно важными. Но решать их было сложно в условиях раздела страны на четыре зоны. Ссылаясь на необходимость восстановления единого экономического организма, английские и американские власти в декабре 1946 г. объединили свои зоны. Возникла «Бизония», а в 1948 г. после присоединения к ней французской зоны - «Тризония». В первой половине 1948 г. на нее было распространено действие плана Маршалла. Летом того же года в западных зонах была проведена денежная реформа, направленная на замену обесцененных марок новыми. Одновременно был отменен контроль над ценами. Эти меры означали решительный курс администрации западных зон и местных немецких органов на развитие рыночной экономики в Германии. Советская администрация в своей зоне не могла этого допустить. Был запрещен ввоз в советскую зону денежных знаков, как старых, так и новых, затруднялся ввоз любых других грузов. Для Берлина эти меры означали его экономическую блокаду. Чтобы спасти население от голода, администрация западных зон наладила снабжение западных секторов Берлина по воздушному мосту.

Эти события привели к резкому обострению отношений между СССР и западными державами. После них фактически состоявшийся раскол Германии оставалось только юридически оформить. Это произошло в 1949 г.: в мае была принята конституция, создававшая на территории трех западных зон Федеративную Республику Германии. В том же месяце в противовес ей в Восточном Берлине был принят проект конституции единой Германской Демократической Республики. Но поскольку шансов на распространение этой конституции на всю страну не осталось, в октябре ГДР была провозглашена только на территории советской зоны оккупации.

Конституция 1949 г. провозглашала ФРГ федерацией отдельных земель со своими правительствами. Общегосударственными (федеральными) органами власти стали двухпалатный парламент, президент и правительство во главе с канцлером. Одна из палат парламента - бундестаг - избирается, вторая - бундесрат - назначается правительствами земель. Президент избирается Федеральным собранием, состоящим из депутатов бундестага и земельных парламентов. Канцлер избирается бундестагом и обладает по конституции большими полномочиями. Им, как правило, становится лидер ведущей партии бундестага. Как и всякая демократическая конституция, Конституция ФРГ провозглашала личные и политические права граждан. Статья 23 конституции предусматривала возможность ее распространения на другие немецкие земли, не входящие в состав ФРГ. В том же 1949 г. состоялись выборы в бундестаг. Сформированное правительство обосновалось в г. Бонне.

1. Послевоенное устройство мира

Берлинский кризис нельзя рассматривать в отрыве от предшествующих ему событий, только как блокаду Берлина в 1948 году. Он явился результатом целой цепи событий, повлекших данное развертывание действий советской стороны. Начало противостоянию Запада и СССР положила еще Парижская мирная конференция, которая продолжилась в плане Маршалла.

В 1946 году в Париже, как и после Первой мировой войны, состоялась мирная конференция. Она проходила без участия глав государств и правительств и была менее представительной, чем в 1919 году. На ней были разработаны мирные договоры с Болгарией, Венгрией, Италией, Румынией и Финляндией. Болгария и Венгрия остались в границах, утвержденных в 1919 году. Румыния передавала СССР Бессарабию и Северную Буковину. Италия теряла все свои колонии. Она передавала Греции Додеканезские острова, а Югославии - полуостров Истрия. Подтверждалась передача Финляндией СССР области Печенга (Петсамо). Все бывшие члены Тройственного пакта должны были платить репарации [1,c.264].

Если после Первой мировой войны великие державы проявили досадное пренебрежение экономическими проблемами послевоенного устройства мира, то после Второй мировой войны этим проблемам было уделено немалое внимание. С учетом имеющегося опыта взимания репараций с Германии была избрана менее болезненная их форма. Для достижения финансовой стабильности в послевоенном мире и предотвращения валютных войн были созданы под эгидой ООН Международный Валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР).

Развивалась идея коллективной безопасности. Таким образом, был создан внушительный фундамент для успешного продолжения сотрудничества стран антигитлеровской коалиции и после войны. В основе нового миропорядка лежала старая идея коллективной безопасности. Ее олицетворением стала, ООН, а реализация осуществлялась через наделение широкими полномочиями пяти ведущих держав, выступающих в роли «мировых полицейских». Функционирование такой системы могло быть обеспечено только на основе искреннего стремления всех великих держав принимать решения на основе единогласия [1,c.265].

Однако дальнейшее развитие событий показало, что советское руководство после неудачного опыта 30-х годов не верило в возможность коллективной безопасности. С 1939 года Сталин твердо встал на традиционный путь обеспечения безопасности - путь силовой политики, территориальной экспансии и создания сфер влияния, - и неуклонно следовал по этому пути.

СССР добился значительного приращения своей территории по договору с Германией в 1939 году, потом признания этих приращений со стороны союзников по антигитлеровской коалиции. После войны он осуществил дополнительные территориальные приращения. В состав СССР вошли Южный Сахалин и Курильские острова. СССР, кроме того, получил на территории Китая владения, превращающие Северо-Восточный Китай в его сферу влияния. В состав СССР вошла область Печенга (Петсамо), принадлежавшая Финляндии, Закарпатская Украина, входившая до 1938 года в состав Чехословакии, и часть Восточной Пруссии, ставшая Калининградской областью РСФСР, Советское руководство делало все возможное, чтобы в странах Центральной и Юго-Восточной Европы к власти пришли просоветские силы, прежде всего, коммунистические партии. Уже после этих приращений своей территории, в 1945 - 1946 годах СССР предъявил территориальные претензии Турции и потребовал изменения статуса черноморских проливов, включая права СССР на создание военно-морской базы в Дарданеллах. В начале 1946 года США и Великобритания вынуждены были оказать давление на СССР с требованием вывести войска из Северного Ирана [2,c.111].

В 1941 году СССР и Великобритания совместно оккупировали Иран, чтобы обеспечить надежный транзит грузов из Персидского залива в СССР по ленд-лизу. Войска должны были быть выведены через 6 месяцев после окончания войны. Великобритания сделала это, а СССР не торопился, в Северном Иране было создано автономное правительство. В это же время активизировалось партизанское движение в Греции, руководимое коммунистами и подпитываемое поставками из пограничных Албании, Югославии и Болгарии, где уже находились у власти коммунисты. На Лондонском совещании министров иностранных дел стран постоянных членов Совета Безопасности, СССР потребовал предоставления ему права на протекторат над Триполитанией (Ливией), чтобы обеспечить присутствие в Средиземноморье.

Все это не могло остаться незамеченным, СССР явно стремился использовать систему коллективной безопасности лишь для расширения своего могущества. А будучи замеченным, это не могло не вызвать тревоги, если учитывать положение в Европе. Во Франции и Италии компартии стали самыми крупными политическими партиями в своих странах. Здесь и еще в ряде стран Западной Европы, коммунисты были в составе правительств. Кроме того, после вывода из Европы основной части американских войск, СССР превратился в доминирующую военную силу в континентальной Европе. Все благоприятствовало планам советского руководства [2,c.113].

Реакция в странах Запада на действия СССР была двоякой. Часть политических деятелей стала выступать за умиротворение СССР. Наиболее четко эту позицию выразил министр торговли США Генри Уоллес. Он считал претензии СССР обоснованными и предлагал пойти на своеобразный раздел мира, признав за СССР право на доминирование в ряде районов Европы и Азии,

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.