Рефераты. Домонгольская Русь: князь и княжеская власть на Руси VI – первой трети XIII в.

p align="left">Княжеская власть и религиозная политика - борьба тенденций

В начале своего правления Святослав был против христианства. Он отказался от предложения матери креститься. Во время его правления в стране происходили противоречия язычников и христиан. Язычество оставалось официальной религией, отношение к христианам было недоброжелательное, но гонений не было.

Во время долгого отсутствия Святослава правительницей оставалась княгиня Ольга. Во время балканской кампании происходило сохранение концентрации великокняжеской власти. Балканская политика Святослава была дальнейшим развитием внешней политики княгини Ольги.

В исторической памяти Святослав имеет образ князя-воина, так как происходило постоянное участие князя в войнах и подготовке к ним. Святослав вел традиционную политику, так как Ольга завершила создание внутренней стабильности страны. Новое в его политике то, что он перешел от традиционного присоединения славянских и неславянских племен к устранению соперников на основных торговых путях на Востоке и Кавказ. Это было новым направлением во внешней политике. Все актуальнее становилось распространение христианства на Руси, это соответствовало новому, формирующемуся на Руси обществу и государству.

Династический кризис 70-х годов Х в.

Кризис произошел после гибели Святослава в 972 г. Ярополк (сын Святослава) был убит по приказу Владимира (тоже его сын). Во время первого периода правления Ярополка произошел распад политического единства Русского государства. Владимир стремился к политической самостоятельности от Ярополка, это было необоснованно. Военные методы позволили установить Владимиру полный контроль над Северо-западом русских земель, над основными торговыми путями. Владимир пришел с варягами в Новгород, изгнал посадников Ярополка и готовился к битве с Ярополком.

Автор считает, что династический кризис показал необходимость восстановления единой власти в стране. Принадлежность именно к княжеской династии Рюриковичей становилась основанием на княжение.

Единовластие Владимира Святославовича

Владимир Святославович продемонстрировал себя как мужественный, решительный человек, который может подчинить своей воле все для достижения цели. После устранения своего брата Ярополка он воссел на его престол. Высший слой государственного управления комплектовался из наиболее доверенных к князю лиц и родственников.

Единовластие в Русском государстве было установлено. Он использовал опыт предшественников. Ввел православие в качестве государственной религии. Использовал христианство для достижения своих политических целей.

Владимир первый из русских князей начал называть своим именем города, которые обозначали его владения.

Происходило использование титула каганат по отношению к Владимиру. Это была историческая преемственность власти от Хазарского каганата.

5. От политического кризиса к восстановлению единства (середина 10 - середина 50 гг. ХI в.)

Кризис княжеской власти в 1014-1019 гг.

Причины кризиса:

1) некоторые регионы были замкнуты, это вело к появлению местных политических интересов. В результате этого появлялись автономные княжества, первое автономное княжество - Полоцкое во главе с Изяславом Владимировичем

2) сложный процесс распространения христианства, оно находилось в противоречии с еще существовавшим язычеством

Первым испытанием центральной княжеской власти был заговор против Владимира пасынка Святослава Ярополковича. Владимир Святославович сам создал причины династического кризиса, приказав убить своего старшего брата киевского князя Ярополка и женившись на его беременной жене, которая родила ему пасынка Святополка. После смерти Владимира началась борьба сводных братьев за Киевское княжение - второй этап династического кризиса. Тогда произошло невинное убиение Бориса и Глеба. Святополк выступал против Владимира в 1013 - начале 1014 г. он утверждал принцип своего старшинства по отношению к Владимиру. Ярослав противопоставлял себя власти Святополка, который княжил в Киеве. Далее Ярослав взошел на престол, а Святополк бежал из Руси - третий этап. После вокняжения Ярослава в Киеве экономическая, социально-политическая и идеологическая ось Русского государства Киев - Новгород была восстановлена. Четвертый этап начинается в июле 1018 г. тогда происходила интервенция польского князя Болеслава Храброго. В итоге, в борьбе за верховную власть в стране победила младшая ветвь Владимира

Князь Ярослав и эволюция княжеской власти в 1019-1054 гг.

Киев сохранил значение политического и идеологического центра Русского государства.

В 1024-1036 гг. династический конфликт между Ярославом Мудрым и его братом Мстиславом. Мстислав вокняжился в Чернигове [ПВЛ. 1996. С. 64 - 65]. Ярослав потерпел поражение, был заключен Городецкий мир. По этому миру, Ярослав остается владеть Киевом и Новгородом, контролирует основные экономические, социальные, политические процессы. Мстислав владеет землями к востоку от Днепра, Днепровским Левобережьем и Черниговом. Свердлов считает, что в это время власть представляла собой политическое двуединство в управлении Русским государством. При таком управлении государство сохраняет свое единство так как, система торговых путей, церковная организация, духовная культура остается единой, а между княжеские отношения братьев остаются регулируемы.

В 1033 г. умер сын Мстислава Ефстафий, а в 1036 г. умер сам Мстислав. Это способствовало укреплению княжеской власти Ярослава.

До 1036 г. Новгород оставался местом резиденции и опорной базой Ярослава.

Во второй половине 20-х - первой половине 30-х гг. Ярослав включился в сложные политические отношения со странами Центральной Европы - Германией, Польшей, Чехией.

После смерти брата Мстислава Ярослав посадил в Новгород своего сына. Стал строить оборонительные сооружения вокруг Киева. Были построены Золотые ворота, Софийчкий собор и много других сооружений, которые имели идеологическое содержание.

Мы можем сделать вывод, не смотря на внутренние раздоры, происходившие внутри государства, оно оставалось политически и экономически едино.

Ярослав - законодатель

Ярослав издал Древнейшую Правду в 1015-1016 гг. в ней были записаны основные статьи Русской Правды. Это был первый письменный источник светского права, который должны были использовать судебные лица Новгорода, когда князь был в Киеве.

В 1072 г. - издание Правды Ярославичей или Домениального устава. Обе правды служили также для регулирования новгородско-варяжских отношений и для защиты княжеского господского хозяйства. В обоих случаях основным источником была Русская Правда.

Издавались отдельные законы («Поконъ вирныи», «Урокъ мостыниковъ»), уставы (домениальный, церковный).

Ярослав пытался сформировать податное (десятина) и юридическое обеспечение Русской митрополии. Ярослав оставался лицом, осуществляющим правосудие и издающим законы на всем пространстве Русского государства.

Князь в своем господском хозяйстве

Ярослав Мудрый был господином собственного хозяйства. В хозяйство входили села, города, дворы. В них входили заповедные леса, где собирали мед и охотились.

Административным управлением занимались огнищане. Они являлись главой княжеского господского хозяйства. Кроме княжеского дворца он ведал конюшнями, стойлами, клетями с продуктами. Тиун - княжеский слуга, управлял княжеским и некняжеским хозяйством. Подъездной - сборщик податей. Старший конюх - управляющий княжеским конным хозяйством, его табуном. Сельские старосты - лица, которые руководили сельскими поселениями, селами. Старосты ратейные - руководили пахотными работами в них.

Зависимыми в княжеском господском хозяйстве были холопы - их ставили даже на руководящие должности, смерды - составляли основу ополчения. Платили подати. Рядовичи - заключали договор с господином, и не могли уйти от него пока не отдадут или не отработают ему долг с процентами.

Князь и сословия

Ярослав Мудрый являлся правителем государства, население которого было иерархически и сословно структурировано. Основным сословно-образующим фактором были служба князю в составе дружины, податное состояние, юридический статус зависимости. Первым сословием была дружина, вторым бояре, третьим свободное население - местная знать, городское сельское, ремесленное население, четвертым - зависимые люди в составе господского хозяйства (холопы, смерды, рядовичи).

Ярослав - «самовластец»

Ярослав один осуществлял власть в стране. Города названые его именем или именем отца обозначали пределы его владений. Верховная власть и его воля распространялись на все социальные коллективы, регулировал отношения между общиной и ее членами. Ярослав проводил политику по укреплению и распространению христианства, организации Русской Церкви.

Титул князь, а не великий князь, теперь был достаточен для носителя верховной власти. В западноевропейских странах Ярослава называли королем. На Руси отмечается традиция использования высшего тюркского титула - каган, но он не был официальным. Титул царь был использован в надписи на стене Софии Киевской, сообщающей дату его смерти. Это был термин внутреннего употребления.

Архитектура стала идеологическим символом княжеской власти. Она духовно воздействовала на общество. Огромные храмы утверждали имперскую идею княжеской власти.

Система поведения - церемониальная княжеская процессия, в которой участвовал Ярослав, его жена, их дети, при входе в Софию Киевскую.

Торжественная одежда имела сакральное значение. Использовались в ритуале «посажения на стол». Были сшиты из дорогих тканей.

6. Княжеская власть в Русском государстве второй половины XI - первой трети XII вв.

Князь и княжеская власть в системе социально-политических отношений

Перед смертью Ярослав разделил государство между тремя старшими сыновьями. Изяславу было поручено старшинство и стол в Киеве, также ему был поручен Новгород. Святославу был поручен Черниговский стол. Всеволоду он дал Переяславский стол. Их политические действия распространялись на все пространство Русского государства. Очередные столкновения князей в борьбе за власть сопровождались разорением своих городов (русских) как чужих и враждебных.

Княжеский съезд в Вышгороде и канонизация Бориса и Глеба свидетельствовала, что тенденции к политическому единству Русского государства сохранялись. Но сохранялась политическая раздробленность на княжеские отчины и не было мира между князьями.

1097 г. - княжеский съезд в Любече. Князья, которые относились к разным генеалогическим ветвям потомков Ярослава Мудрого осознавали, что принадлежат к одному этнокультурному и политическому пространству - Русскому государству. Каждый должен владеть своим владением, иначе произойдет гибель Русской земли. Но княжеские междоусобицы возобновились.

В борьбе за княжеский стол главным было:

1) каждая династическая ветвь хотела сохранить свои отчиные владения

2) отдельная династическая ветвь пыталась захватить Киев (так как он являлся социально-политическим и идеологическим центром страны)

Князь и княжеская власть в системе социально-правовых отношений

Основным источником, содержащим сведения по этой проблеме, является Пространна Правда Русская, относится к княжескому суду, справедливо регулирует правоотношения между лично свободными людьми. Раскрывает содержание взаимодействия княжеской власти с соседской общиной. ПП устанавливала единство внутренней политики Ярославичей, Владимира Мономаха и его сына Мстислава. Они стремились:

1) политическое единство в государственном устройстве

2) снять противоречия между социальными группами

Князь и государственная система

Князьями и его посадниками осуществлялись административные и судебные функции. Финансирование государства осуществлялось за счет податей и пошлин. Дружиной, по традиции, назывались княжие служилые люди, занимали разное место в служилой иерархии и исполняли разные функции, но одинаково обеспечивались за службу.

Князь и господское хозяйство

С 70-х годов Киевские князья сохраняли политическое единство государства, это определялось их политическим талантом. Князья подчинялись власти на основе сюзеренитета - вассалитета.

Князь являлся главой административного, судебного, военного управления в своих княжествах. Местные органы самоуправления не ограничивали власть князя. Каждый князь являлся главой своей дружины. Существование князя и дружины обеспечивали государственные подати и пошлины.

Среди низших слоев служилых людей распространились господские хозяйства, в их состав входили зависимые люди. Владелец зависимых людей - господин. В его состав входили города, волости, села. В нем присутствовало земледелие, животноводство, коневодство, сельские промысли и ремесла. Знатные княжие мужи и тиуны управляли городами и волостями. Смерды, закупы обеспечивали сельскохозяйственное производство, в нем были заняты холопы, рядовичи.

Князь и княжеская власть в сознании и самосознании русского общества второй половины XI - первой трети XII вв.

Самосознание: князья считали опорой православной веры. Должен осуществлять государственное управление, не доверяя своим посадникам и сборщикам даней. Должен сам ведать конюшней, контролировать все стороны походной жизни. Князь должен защищать права лично-свободных, обедневших людей. Нравственный облик должен соответствовать христианским заповедям.

Сознание простых людей: справедливый, мудрый, щедрый, кроткий, простой в общении. В сельских владениях он должен вести скромный образ жизни, носить скромную одежду. В городской жизни князь должен выделяться из окружающих людей.

7. Княжеская власть и новые социально-политические процессы в период политической раздробленности (вторая треть XII - первая треть XIII вв.)

Киев - символ политического, идеологического и церковного единства страны. Во вторую треть XII в. велась ожесточенная борьба между двумя династиями - Мономаховичами и черниговскими Ольговичами за контроль над Киевом.

Только князь мог осуществлять верховную административно-судебную и военную власть.

Продолжался рост значения городов. К середине XII в. они многочисленны, занимают обширную территорию. Увеличивалось значение местной знати. Служилая знать сформировала новое сословие - бояре.

Общественно политические силы: князья, местная знать, города с волостями.

Традиционные и новые социально-политические процессы

Формируется Новгородская боярская республика. Новгород приглашает князей и заключает с ними договоры об условиях правления. Князья были ограничены в политической власти, активно участвовали в военных операциях.

Города управлялись князьями или княжеской администрацией, посадниками. В городах жили бояре, они оказывали воздействие на городское торгово-ремесленное население.

Со второй половины XII в. Киев теряет свою значимость. Более популярен становится Владимир.

Дружина редко означала полк, чаще ограниченный круг доверенных лиц. Дума - совет из достоверных избранных лиц. Бояре - городская и землевладельческая знать, высшее после князя сословие. Они имели сословные привилегии, имели богатство и знатность, имели особое положение в обществе.

Княжеские пошлины по-прежнему собирали посадники и тиуны.

Двор - аппарат управления княжеского хозяйства и постоянный воинский отряд.

В XII - первая треть XIII вв. происходило распространение института княжеских тиунов, которые имели административно-судебные функции управления княжеского двора.

Появление дворян. Дворяне - синоним слуги, являлись свободными служилыми князю людьми. Они заменили «отроков»

Князь и Новгородская боярская республика

В XII в. в Новгородской республике бояре стали правящим сословием. Боярство контролировало посадничество.

В конце XII в. появляются тысяцкие, следили за торговыми отношениями, заключали торговые договоры.

Новгород заключал договор с князем, с XIII в. в письменной форме до этого времени в устной. Князь не имеет права отменять княжеские и новгородские грамоты, лишать служилых людей без вины своих волостей, управления, кормления. Не имел права раздавать волости и давать грамоты. Князь получал от волостей подать. Имел право охотиться. Князю и княгине нельзя было держать закладников (новая форма зависимости) и вообще любых зависимых людей в каких-либо поселениях. Князь имеет право участвовать в административно-судебном управлении только на территории самой Новгородской земли. Строго регламентировалось число поездок князя, нельзя было вывозить население собирать дань могли только новгородские мужи, нельзя иметь в собственности села на новгородской территории.

Традиции монархической княжеской власти во Владимиро-Суздальском княжестве

Вторая половина XII в. - формирование противоположного по политической структуре Владимиро-Суздальского княжества.

Князь - носитель высших административных, военных, судебных функций. Обращался к ополчению только в кризисных ситуациях. Он владел господским хозяйством. Для дворян-слуг князь становится господином, источником материального и социального благосостояния.

Происходило формирование особого военно-служилого сословия дворян-слуг, которые обладали неразделенными военными, административно-судебными и служебными функциями. Они составляли социально-политическую опору князя. Не было таких слоев, которые могли сдерживать княжеское полновластие.

Равенство общественно-политических сил в Юго-Западной Руси и его следствия

На юго-западе Руси, в Галиции и на Волыни князь и княжеская власть имели общие черты. Боярство и княжеская власть развивались как равные общественно-политические силы. На Волыни и в Галиции продолжалась традиция институтов княжеских тысяцких и воевод. В первой трети XIII в. князья поручали исполнение военных, дипломатических и административных функций должностным лицам княжеского двора. Материальное обеспечение за службу князю являлся корм. Основу высокого социального статуса галицких и волынских бояр составляли знатное происхождение, особое экономическое положение, высокие должности. Галицкие бояре были очень самостоятельны по отношению к князю, могли его поддерживать или составить заговор. Местная знать в случае войны должна была явиться в княжеское войско, но в реальности они часто находились в оппозиции к князю и выступали против него. Мы можем сделать вывод, что бояре могли сами свергать князя, который им не нравится и не устраивает их.

Заключение

При изучении проблемы «князь и княжеская власть на Руси VI - первой трети XIII в.» постоянно существовали различия в изучении общих и частных вопросов. Поэтому для исследования необходимо было пользоваться системно-структурным, генетическим и сравнительно-историческим методом.

В процессе исследования было установлено содержание исторического развития Руси от племенных общественных отношений к феодальным.

Генетическими истоками экономической, социально-политической и культурной среды для славян стало индоевропейское общество.

Для исследования использовался коллективный накопленный исторический опыт.

Эволюция института князя и княжеской власти у восточных славян является составной частью формирования многоэтничного государства.

Социально-политические основания для обозначения особо значимого положения великого князя: подношения князю трансформировались в регулярные подати (налоги). Полюдье стало сбором дани и кормления. Посадники управляли городами. Княжеский закон - Правда Русская. Обязанность племени участвовать в княжеском войске.

Реформы княгини Ольги привели к созданию средневекового государства с основными политическими институтами: во главе государства - князь, который находился в столице Киеве. Княжие служилые люди обеспечивали функционирование государственного и административно-судебного аппарата, княжеской военной организации. Происходило формирование сельской общины. Исчезло народное собрание и совет старейшин. Князь обладал верховной земельной собственностью и распространял на ее территории свои властные и юридические функции.

Князь принимал решения по реформированию государственной религии.

Материальное обогащение - подати. Служба князю стала основанием формирования привилегированного служилого сословия, верхушкой которых были княжие мужи. Князь владел господским хозяйством.

Введение христианства способствовало формированию идеологии.

Княжеское наследование происходило по одной нисходящей линии, от отца к сыну.

Появление дружины, дворян, имении (владельцами которых являлись дворяне).

В X - первой трети XIII в. на Руси существовали представления об идеальном князе. Он должен быть идеалом нравственности и жертвенности.

В целом, я согласна с исследованиями М.Б. Свердлова. Его точки зрения на формирование княжеской власти на Руси VI - первой трети XIII вв. кажутся мне правильными. В своей монографии Свердлов охватывает вопросы касающиеся Древней Руси. Опирается на письменные источники того времени (ПВЛ, НПЛ, ИЛ, ЛЛ, Русская Правда и другие). Анализирует работы В.О. Ключевского, С.М. Соловьева, Н.М. Карамзина, В.В. Седова, и многих других историков, опирается на свои предыдущие работы. В своих исследованиях он пользуется комплексным методам, то есть он рассматривает все источники (письменные, лингвистические, зарубежные, археологические) чтобы прийти к истинно верному выводу. Подробно рассматривает становление единого Русского государства. Мне было очень интересно работать с этой монографией, я узнала много моментов и подробностей из истории нашего государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.