Рефераты. Две эпохи в зеркале советского социально-политического анекдота: "Оттепель и Застой" (конец 1950-х - первая половина 1980-х)

Две эпохи в зеркале советского социально-политического анекдота: "Оттепель и Застой" (конец 1950-х - первая половина 1980-х)

Федеральное агентство по образованию

Уральский Государственный Университет им. А.М. Горького

исторический факультет

кафедра Истории России

Курсовая работа

Две эпохи в зеркале советского социально-политического анекдота: «Оттепель и Застой» (конец 1950-х - первая половина 1980-х)

Студента 101 группы

Фоминцева Олега Сергеевича

Научный руководитель

К.и.н., доцент Русина Ю.А

Екатеринбург

2010

Содержание

  • Введение
    • Глава 1 Эпоха «Оттепели»
    • Глава 2 Эпоха «Застоя»
    • Заключение
    • Список использованной литературы и источников
Введение

XX век был бурным для всего мира в общем и для России в частности: революции, две Мировые войны, крушение империи, становление социалистического государства и его падение, создание новой России из осколков рухнувшей страны - всё эти процессы, зачастую занимавшие века, уложились всего лишь в одну сотню лет. Без сомнения, политические потрясения вели и к потрясением социальным. Общество остро реагировало на происходящее и одной из форм реакции был анекдот.

Тематика анекдота может отражать любую сторону жизни и творчества, он всеобъемлющ в своей изменчивости. От уголовных до политических, от узко специализированных до бытовых, всюду анекдот обнажает или подчёркивает как сложившиеся штампы, так и наиболее животрепещущие и злободневные вопросы. Не раз в истории, в том числе и нашей страны, особенно при тоталитарных режимах, именно по этой причине на этот жанр начинались настоящие гонения, попытки если не искоренить его, то заставить замолчать тех, у кого хватает смелости или глупости поднимать в столь опасной форме вопросы, о которых власть держащие предпочитают не вспоминать. Ведь говорящего можно убрать, рукопись сжечь, книгу не издать, фильм запретить к показу, но раз рассказанный анекдот, бьющий точно в цель, уже не остановить - он разойдется, не смотря ни на какие запреты, обрастёт дополнительными подробностями и станет ещё более опасен, так как создатель и носитель его - само общество, где он появляется, развивается, совершенствуется и сохраняется, передаваясь всеми возможными способами, из которых уже много веков наиболее распространённым является устный. В тридцатые-сороковые годы двадцатого века в СССР шутили: «Беломорканал с правой стороны копали те, кто анекдоты рассказывал, а с левой те, кто их слушал» Из беседы с Ниловым В.В., при том, что за такую шутку легко можно было оказаться в числе копающих. Эти несколько слов и их судьба прекрасно демонстрируют «живучесть» анекдота - не смотря на столь высокую опасность описанных в нём санкций, он всё же существовал и передавался по всей стране.

Одним из наиболее интересных видов анекдотов, отражающий в себе пусть несколько искаженную, но чрезвычайно ценную и не поддающуюся цензуре информацию о реакции общества на происходящие события, является социально-политический анекдот.

Социально-политический анекдот объединяет в себе два вида анекдота: социальный и политический. Но эти направления столь близко взаимосвязаны, что обычно их не разделяют, что вполне справедливо: социальные и политические проблемы, обнажаемые в них, в реальной жизни слишком близки, чтобы не влиять друг на друга. Как правило, именно этот вид анекдотов является самым злободневным и опасным для рассказчика, так как обнажает с филигранной точностью наиболее острые проблемы в жизни государства, зачастую гипертрофируя их и высмеивая не только сложившуюся ситуацию, но и лидеров, зачастую вне зависимости от степени «виновности», что, вполне естественно, никогда не нравилось последним.

Таким образом, анекдот, не смотря на столь поверхностное и, зачастую, пренебрежительное отношение к нему, является настоящим кладезем информации, взглядом изнутри на сложившуюся в определённый момент ситуацию и выражением общественного мнения, сохранённого для будущего, пусть иногда и в несколько аллегоричной форме, без гнёта официальных взглядов и цензуры.

Основная цель данной работы - доказать ценность самого анекдота как исторического источника. Для этого выбраны две непохожие друг на друга и при том тесно взаимосвязанные эпохи в истории России - «оттепель» и «застой», прекрасно демонстрирующие на своём протяжении развитие и даже расцвет множества направлений анекдота. В данной работе под эпохами «Оттепели» и «Застоя» понимаются периоды 1953-1964гг. и 1964-1982гг. соответственно, что обусловлено сложностью и комплексной природой явлений, имевших большую протяженность периодов зарождения и формирования во времени и, при том, ассоциирующиеся с конкретными личностями, стоявшими во главе государства в данные периоды. Эти времена давали благодатную почву и, в то же время, уже не угрожали рассказчикам столь суровыми репрессиями.

Задачи заключаются в раскрытии каждой значительной темы в рамках эпох через её отражение в шутках и анекдотах того времени, демонстрирующих их ценность не только с юмористической стороны, но и как источника ценных сведений.

Ранее тема анекдота в научно-исторической среде поднималась достаточно редко, видимо, вследствие вышеописанных причин, таких как внешняя несерьезность, сложившийся стереотип о бесполезности анекдота иначе как шутки и прочих. Большинство работ, связанных с ним, имеют большую склонность к научно-популярной литературе. Преобладают краткие статьи, связанные с отдельными аспектами анекдота или, чаще, посвященные определённым эпохам Владимир Разуваев. Народный смех в советской политической культуре 60-80-х годов: "Батюшка-генсек" в зеркале анекдотов // Субботник Интернет. 30 июня 2001 г. URL: http://saturday.ng.ru/things/2000-10-07/1_mirror.html (Обращение 16.03.2010 16:38), давая краткий обзор, при том, рассматривая анекдот лишь как дополнение, иллюстрирующие определённые процессы, а не собственно источник информации Например: Вадим Руднев. Прагматика анекдота. Даугава №6. 1990.. Крупные работы встречаются значительно реже, но так же обычно изучают либо собственно анекдот в определённых исторических декорациях, либо лишь иллюстрируя ими рассматриваемый предмет Штурман Д. Советский Союз в зеркале политического анекдота. М.,1992., либо исследующие сам юмор или чувство комичного Лук. А.Н. О чувстве юмора и остроумии. - М., Искусство, 1968.; Архипова А.С. Анекдот в зарубежных исследованиях XX века // Живая старина. 2001. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/arhipova1.htm (Обращение 16.03.2010 16:42).

Говоря об анекдоте, необходимо остановиться на базовых понятиях.

Юммор -- деятельность человека, направленная на вызывание смеха у окружающих. В более широком понимании -- любые жизненные явления, ситуации, а также любые мысли, фантазии, идеи и т. п., способные вызвать эти эмоции.

Слово юмор имеет древнегреческие корни. В античной медицине состояние человека описывалось соотношением четырёх жидкостей -- крови, лимфы, жёлтой и чёрной желчи -- которые они называли «гумор». Соотношение и гармония этих жидкостей определяли здоровье и самочувствие человека.

Юмор может выражаться различными способами, в зависимости от преследуемых целей, уровня культуры, образования и прочих факторов. Он зачастую неуниверсален и не переносится из одной культуры в другую, обычно из-за того, что зависит от деталей конкретного культурного окружения. Существуют различные формы юмора: ирония, оксюморон или игра слов, пародия, сатира, сарказм, анекдот, шутка, каламбур и так далее. Отсюда проистекает понятие «чувство юмора».

Чумвство юммора -- способность человека понимать юмор. Под чувством юмора подразумевается комплекс перцептивных, когнитивных, эмоциональных, физиологических и поведенческих процессов. Даётся человеку при рождении, но начинает проявляться и развивается в раннем детстве под влиянием окружающей среды, анекдотов и т. п. Отсутствие предпосылок для его развития приводит к формированию прямолинейного характера, человек с таким крайним типом личности может иметь проблемы в социальной адаптации.

Анекдот имеет множество различных определений:

1. Анекдот (от греч. anekdotos - неизданный) Короткий рассказ об историческом лице, происшествии. Жанр городского фольклора, злободневный комический рассказ-миниатюра с неожиданной концовкой, своеобразная юмористическая притча. Большой Энциклопедический Словарь. Анекдот. URL: http://big-enc-dic.ru/description/anekdot/2705 (Обращение 16.03.2001 16:24)

2. АНЕКДОмТ м. греч. короткий по содержанию и сжатый в изложении рассказ о замечательном или забавном случае; байка, баумтка. В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Анекдот. URL: http://vidahl.agava.ru/cgi-bin/dic.cgi?p=2&t=353 (Обращение 16.03.2001 16:26)

3. АНЕКДОмТ, анекдота, ·муж. (от ·греч. anekdotos - неизданный). Вымышленный, короткий рассказ о смешном, забавном происшествии. Рассказывать анекдот. «Дней минувших анекдоты.» Пушкин.

· Самое такое происшествие. Вот какой случился анекдот.

· Выдумка, вымышленный случай (·разг. ). Не верю, это - анекдот.

· Скверный анекдот (разг.) - неприятное происшествие, неприятность. «И такой скверный анекдот, что сена хоть бы клок в целом хозяйстве.» Гоголь. Д.Н. Ушаков. Большой толковый словарь современного русского языка. Анекдот. URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ushakov-term-802.htm (Обращение 16.03.2001 16:29)

Как можно увидеть, что, не смотря на различие в некоторых нюансах, все формулировки сходятся в одном: анекдот - это краткий юмористический рассказ, описывающий те или иные, вымышленные или реальные события, без чётко определённой структуры и лишь с одной целью - вызвать смех. Чаще всего анекдоту свойственно неожиданное смысловое разрешение в самом конце, которое и рождает смех. Это может быть игра слов, разные значения слов, современные ассоциации, требующие дополнительных знаний: социальных, литературных, исторических, географических и т

Точное время возникновения анекдота неизвестно, так как сказывается специфика жанра - отношение к устному фольклору, который крайне редко подлежит записи и сохранению, тем не менее, отдельные представители жанра дошли до нас со времени приблизительно Вавилонского царства Старовавилонского периода Найден самый древний неприличный анекдот // Взгляд.03.08.2008 URL: http://www.vz.ru/news/2008/8/3/192640.html (Обращение 16.03.2010) - один из древнейших источников (См. приложение 1, №1), классифицированных как анекдот, датируется приблизительно 1900-1600 годами до нашей эры. Так же известны некоторые сохранившиеся анекдоты Древнего Египта, датируемые около 1600 года до нашей эры (См. приложение 1, №2). Вполне возможно, что существуют и более ранние примеры, не распознанные по причине изменения понятий о приличном и смешном - это явление можно увидеть уже на основании приведённых. Всё это позволяет предположить, что анекдот в той или иной форме сопровождал человека на протяжении всей его истории и возник если не вместе с членораздельной речью, то через относительно небольшой промежуток времени.

Основным источником материала для работы являлись сборники анекдотов, сгруппированных по различным темам, касающимся конкретного периода, личности и т.п. Такие как: Дубровский М., История СССР в анекдотах. Минск.

1991.; Антология мирового анекдота: социально-политический анекдот. М.,

1998., либо же вовсе расположенных свободно, в хронологической последовательности освещаемых периодов без явно выраженного деленияНапример: 1001 избранный политический анекдот. http://lib.guru.ua/ANEKDOTY/anec1001.txt (Обращение 16.03.2010 16:29); Анекдоты времён Брежнева. Знание.Ру. URL: http://bg-znanie.ru/article.php?nid=1625 (Обращение 14.02.2010). Учитывая специфику анекдота как, прежде всего, устного жанра, неизбежно было обращение к живым носителям анекдотов. Таковыми стали Нилов В.В. и Нилова Л.П. 1937 и 1936 годов рождения соответственно, а так же Фоминцев С.Н. 1964 года рождения. Очевидцы исследуемых эпох в личных беседах смогли многое привнести в изучаемый материал, так как далеко не всё вошло в сборники.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.