Рефераты. Этнокультурные особенности Армении

середине 1 в. до н.э. монархия Тиграна II приобрела значительное влияние в Малой Азии. Для отпора римлянам и парфянам, колониальные захваты которых принимали все больший размах, Тигран II и понтийский царь Митридат VI Евпатор, в течение многих лет воевавший с Римом, заключили военно-политический союз. Однако римлянам вскоре удалось расправиться с Митридатом, а затем, в 69 г. до н.э. вторгнуться в пределы Армении. Римский полководец Лукулл, осадив Тигранакерт, вскоре овладел им, варварски разграбил и разрушил до основания, а затем пытался захватить и Арташат, но здесь потерпел неудачу, натолкнувшись на крепкую оборону. По этой причине Арташат был назван римлянами <армянским Карфагеном>.

В царствование династии Арташесидов и пришедших им на смену Аршакидов (63-428) в Армении бурно развивались торговля и ремесла, росли города. Помимо уже упомянутых, в тот период приобрели известность города Двин, Ервандашат, Зарехаван, Вагаршапат (совр. Эчмиадзин), ставший со II в. столицей Армении. Страна поддерживала оживленные торговые связи с Западом и Востоком. Торговые пути связывали ее с Ираном, Индией, Китаем, портами Средиземного и Черного морей. Здесь добывали золото и серебро, вывозили медь и железо, драгоценные камни, ткани, керамические изделия, а также зерно, вина, кожу, шерсть. Армения становилась одним из очагов яркой самобытной культуры.

Новые исторические условия создали в Армении подходящую почву для распространения христианства, и в 301 г. при царе Трдате III оно было принято в качестве государственной религии. Этим актом феодальная знать старалась не только укрепить свою власть, но и утвердить независимость Армении перед лицом усилившегося под властью Сасанидов Ирана. Принятие христианства имело существенное значение для всей последующей истории страны. Церковь стала своеобразным центром притяжения, способствующим духовному объединению живущих во многих странах мира армян, особенно в периоды, когда народ был лишен своей государственности.

В Х - начале XI в. Армения переживала значительный экономический и культурный подъем. В этот период возникли благоприятные условия для расцвета торговли, ремесел, искусства, возрождения городской жизни. Это была эпоха так называемого армянского Ренессанса. Особого расцвета столица Багратидов Ани достигла в царствование Гагика 1 (990-1020). В XVI-XVII вв. Армения стала объектом кровопролитной борьбы между Сефевидским Ираном и захватившей в XV в. Византию Османской Турцией. В 1555 г. между противниками был заключен мир, по которому Западная Армения переходила под власть Турции, а Восточная Армения - к Ирану. Но мир длился недолго. В 1578 г. османские войска вновь вторглись в Закавказье и завоевали большую его часть. Новый иранский правитель шах Аббас 1, не имея возможности сопротивляться туркам, заключил с ними мир (1590 г.), по которому все Закавказье отходило к Турции.

Однако спустя несколько лет, в 1603 г., воспользовавшись беспорядками в Турции, он двинулся на Закавказье, но не смог победить превосходящие силы армии турецкого султана. Отступая, шах Аббас приказал разрушить многие города и села Армении, а свыше 300 тыс. ее жителей, преимущественно ремесленников и молодых женщин, насильственно выселить в Иран. Вместе с другими городами был разорен и уничтожен крупный торговый центр Джуга на берегу Аракса, а его жители переселены в окрестности Исфагана, где они со временем основали город Нор Джуга (Новая Джуга).

В ходе начавшейся русско-турецкой войны (1828-1829) русские войска овладели в числе других городов Карсом, Баязетом и Эрзерумом, однако по результатам Адрианопольского договора 1829 г. Русские войска были выведены из Западной Армении, а эти города возвращены Турции. Присоединенная к России Восточная Армения на значительной части своей территории представляла в то время безрадостную картину. Она была сильно разорена и покинута большинством ее жителей: из 169 тыс. ее населения армяне составляли только чуть больше трети. Поэтому по требованию России в Туркманчайский и Адрианопольский договоры были включены статьи, разрешающие переселение армян из-за границы в пределы Российской империи, главным образом в Восточную Армению, и вообще в Закавказье.

В 1828 г. на территории Восточной Армении была образована Армянская область, включавшая Ереванский, Нахичеванский уезды и Ордубадский округ В 1849 г., после ряда новых административных реформ, в числе других была создана Ереванская губерния, состоявшая из Ереванского, Нахичеванского, Александропольского, Новобаязетского и Ордубадского уездов. Остальные районы Восточной Армении были включены в Тифлис - скую и Елисаветпольскую губернии. В 1868 г. на территории Карабаха, входившего в состав Елисаветпольской губернии, были созданы Шушинский, Джебраильский и Джеванширский уезды; незначительная часть края была отнесена к Зангезурскому уезду. Это административное деление в основном сохранялось до 1917 г.

Первыми переселенцами весной 1828 г. были армяне из Персии (из провинций Хой, Урмия, Салмаст, Марага и Маку). Большую помощь при переселении оказал им тогдашний российский посол в Персии известный русский писатель и дипломат А.С. Грибоедов, по инициативе которого во многом и был произведен этот акт. С конца 1829 и в течение 1830 г. происходило массовое переселение западных армян из Карсского, Эрзерумского и Баязетского пашалыков. Переселению этих армян содействовал эрзерумский архиепископ Карапет Багратуни.

По-иному складывалась судьба Западной Армении, которая оставалась под властью Турции. Турецкие правители осуществляли варварскую политику национального гнета и преследования армян, подвергая их жестоким насилиям и погромам. В 1894-1896 гг. султанское правительство Абдул-Хамида организовало по всей Западной Армении и в Константинополе массовую резню армян; погибло более 300 тыс. человек, было разрушено множество городов и селений, монастырей и церквей. И вновь многие тысячи несчастных людей вынуждены были бежать на чужбину. Еще более тяжелым стало положение западных армян с приходом в 1908 г. к власти буржуазно-националистической партии младотурок <Идтихад вэ терраки> (<Единение и прогресс>). Весной 1909 г. ими была организована новая резня армян в киликийском городе Адане и в соседних районах, во время которой было уничтожено 30 тыс. человек.

Но самые чудовищные формы политика массового истребления армян в Турции получила в период первой мировой войны, когда по секретному приказу, подписанному в апреле 1915 г. министром внутренних дел Талаатпашой с согласия и одобрения военного министра Энвера-паши и морского министра Джемала-паши, объявивших всех армян <русскими агентами> и <врагами империи>, было зверски убито свыше 1 млн. человек и почти столько же депортировано в пустыни Месопотамии, где большинство их погибло. Из почти 2,5 млн. армян в Турции в живых осталось только несколько десятков тысяч. Немногим удалось избежать уничтожения и перебраться в страны Ближнего Востока, Европы, Америки. Свыше 300 тыс. армян нашли убежище в России, в том числе в Восточной Армении. Кровавые злодеяния турецких властей продолжались вплоть до 1922 г.

Это был первый в истории случай столь массового геноцида, потрясшего весь цивилизованный мир. С тех пор ежегодно, 24 апреля, армяне всего мира отмечают скорбную дату - день памяти своих соотечественников, ставших жертвами варварского преступления, в отношении которого не может быть применим срок давности. Поэтому армянской общественностью с большим удовлетворением был воспринят тот факт, что в канун 80-й годовщины этой национальной трагедии, 14 апреля 1995 г., Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации единогласно приняла заявление, осуждающее геноцид армянского народа в 1915-1922 гг., тем самым подтвердив миру свое стремление возродить гуманистические традиции в международной политике.

В годы Великой Отечественной войны армянский народ внес достойный вклад в победу над фашизмом. За проявленные в боях мужество и отвагу более 70 тыс. воинов-армян были награждены боевыми орденами и медалями, свыше 100 человек удостоены звания Героя Советского Союза, а летчик-штурмовик Нельсон Степанян - дважды Герой Советского Союза. Среди полководцев Советской Армии было 60 генералов и адмиралов армян, в том числе маршал, дважды Герой Советского Союза И.Х. Баграмян, адмирал флота Советского Союза И.С. Исаков, главный маршал бронетанковых войск А.Х. Бабаджанян, маршал авиации С.А. Худяков (А. Ханферянц). Неувядаемой славой покрыли себя воины трижды орденоносной 89-й армянской Таманской стрелковой дивизии, прошедшей боевой путь от Кавказа до Берлина.

22 августа 1990 г. Верховный Совет Армянской ССР принял <Декларацию о независимости Армении>, согласно которой Армянская ССР стала называться Республика Армения, сокращенно - Армения. Пост председателя Верховного Совета занял лидер Армянского общенационального движения Л. Тер-Петросян. Через год, 21 сентября 1991 г., после общенационального референдума Республика Армения была объявлена независимым суверенным государством, президентом которого по решению Верховного Совета (парламента) стал Л. Тер-Петросян.22 сентября 1996 г. Состоялись свободные всенародные выборы президента Республики Армения, на пост которого был избран Левон Тер-Петросян.

Завершая краткий исторический очерк, считаю необходимым отметить, что в пределах исторической территории Армении исследователи условно выделили несколько основных историко-этнографических областей, население каждой из которых из-за неодинаковых исторических и природно-климатических условий отличалось определенным своеобразием бытовой культуры. В Восточной Армении это Айрарат (Армавирский, Арташатский, Эчмиадзинский, Абовянский, Араратский районы Республики Армения), Арагацотн (Апаранский, Аштаракский, Арагацкий, Наирийский, Талинский районы), Гехаркуник (Разданский, Севанский, район имени Камо, Мартунинский, Варденисский районы), Ширак (Амасийский, Анийский, Ахурянский,-Артикекий, Ашотский, Спитакский районы), Лори (Степанаванский, Таширский, Гугаркский, Туманянский районы), Тавуш (Таушский, Шамшадинский, Ноемберянский районы), Вайоц-дзор (Ехегнадзорский, Вайкский районы), Сюник-Зангезур (Горисский, Кафанский, Сисианский, Мегринский районы), Гохтн (по дореволюционному административному делению Нахичеванский и Ордубадский районы Ереванской губернии), Арцах (территория, в основном совпадающая с Нагорным Карабахом, по дореволюционному административному делению входила в Елисаветпольскую губернию). В Западной Армении (ныне территория Турции) - Покр Айк (Малая Армения), Цопк-Ахцник (вдоль нижнего течения р. Арацани - отр. Евфрат почти до бассейна озера Ван, район Сасуна), Бардзр Айк (Высокая Армения, включавшая районы Эрзерума, или Карина, Ардагана, Карса), Туруберан-Тарон (северо-западное побережье озера Ван, районы Муша, Багреванда, Коговита), Васпуракан (восточная часть бассейна озера Ван, район г. Ван).

1.2 Художественная и научно-образовательная культура

Богатство культурного наследия армянского народа поистине огромно, и это признано во всем мире. Чрезвычайно богат и разнообразен армянский фольклор. Это древние мифы о происхождении богов, о героях - родоначальниках народа, это - эпические сказания о царях и о борьбе с завоевателями. Во многих вариантах известен насчитывающий более тысячи лет средневековый героический эпос <Давид Сасунский>, повествующий об истории нескольких поколений, боровшихся против арабского ига. Многочисленны басни, в том числе и песенные, предания и сказки, пословицы и загадки.

Из далеких времен дошли до нас народные песнопения и танцы - обрядовые, трудовые, военные. Народ создал множество песен - любовных, свадебных, колыбельных, песен-плачей и причитаний. Гусаны - народные певцы всегда пользовались в Армении большой популярностью. Особенно знаменит Саят-Нова (XVIII в.), который исполнял свои песни на четырех языках - армянском, грузинском, персидском и тюркском. С XII в. в музыке стали применять хазы - древнеармянские ноты. Для армянской народной музыки характерны свирели - дудук, струнные инструменты - чонгур, саз, тар, каманча, зурна, барабан - дНол, волынка - тик и др. Подпение и музыку, а иногда просто под ритмичные и мягкие удары ладоней исполнялись народные пляски - коллективные (чаще круговые - гйонд) и сольные. У армян были очень популярны всевозможные народные театрализованные действа с музыкой, пением, танцами, представлениями канатных плясунов и др. Такие народные праздники приурочивались к знаменательным историческим событиям, семейным торжествам, к началу или завершению сельскохозяйственных работ. Были популярны народные театры кукол и театры теней, а также представления с дрессированными животными.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.