Рефераты. Этнокультурные особенности Армении

XVII-XVIII вв. распространяется стенная роспись, появляется новый вид искусства - станковая живопись. Одним из замечательных мастеров стенной живописи и миниатюры был Минас Цахкарар, кисти которого принадлежат великолепные стенные росписи в Эчмиадзинском храме, а также в нескольких дворцах в Исфагане. В XIX в. ведущими жанрами армянского искусства стали портретная, историческая и пейзажная живопись. Блестящими художниками XIX и начала XX в., ставшими классиками армянской живописи, были Акоп Овнатанян, Степанос Нерсисян, Вардкес Суренянц, Геворк Башинджагян, Егише Татевосян, Степан Агаджанян и др. Мировой известностью уже при жизни пользовался великий маринист Иван (Ованес) Айвазовский. В начале XX в. начал создавать свои изумительные пейзажи Мартирос Сарьян, написавший за свою долгую жизнь великое множество полотен и прославивший красоту родной страны на весь мир.

Армянский народ создал огромное количество уникальных произведений архитектуры. Только на территории Республики Армения их насчитывается более 4 тыс. Недаром республику называют музеем под открытым небом. До нас дошли многочисленные храмы, дворцы, караван-сараи, древние мосты. Всемирно известны величественный памятник эллинизма крепость Гарни (III-II вв. до н.э.) с языческим храмом Солнца (1 в.), трехнефные базилики Ереруйка, Текора, Аштарака, Егварда (IV-VI вв.), центрально-купольные храмы Эчмиадзина (IV в.), Рипсиме, Мастары (VII в.), трехъярусный храм Звартноц (VII в.), патриаршие дворцы в Двине (V-VI вв.) и Аруче (VII в.), монастырские ансамбли Севана (IX в.), Татева, Санаина, Ахпата, Гндеваза, Ахтамара (X в.), памятники гражданской и культовой архитектуры города Ани (XI-XIII вв.), средневековая жемчужина Гегард (IV-XIII вв.) и многие, многие другие. Около 2 тыс. историко-архитектурных памятников зафиксировано в Арцахе, среди которых выделяются великолепные монастырские комплексы Амараса (IV-XIX вв.), Дадиванка (V-XIII вв.) и особенно Гандзасара (XIII в.). Чрезвычайно богат историко-архитектурными памятниками Нахичеванский край. В ученой среде есть мнение о влиянии, оказанном армянскими образцами, на более позднюю европейскую архитектуру романского и готического стиля.

Средневековая Армения имела таких крупнейших ученых, как философы Григор Магистрос (X-XI вв), Баграм Рабуни (XIII в.), Иоанн Воротнеци (XIV в.), Григор Татеваци (XIV в.); правовед (и одновременно баснописец) Мхитар Гош (XII-XIII вв.), автор <Судебника> - ценного историко-юридического труда; историки Ованес Драсханакертци (IX-Х вв.), Товма Арцруни (IX в.), Степанос Таронеци (Асохик) (X-XI вв.), Аристакес Ластивертци (XI в.), Маттеос Урхаеци (XII в.). История Киликийского армянского царства, а также период монгольского нашествия подробно рассматриваются в <Истории Армении> видного представителя средневековой армянской науки Киракоса Гандзакеци (XIII в.). Высокообразованным человеком своего времени, владевшим несколькими языками, был историк Степанос Орбелян (XIII в.), оставивший потомкам ценный труд <История области Сисакан>. Из армянских ученых, бывших современниками описываемых событий в стране и за ее пределами, известны Товма Мецопеци (XV в.), Григор Даранагци (XVI-XVII вв.), Аракел Даврижеци (XVII в.), Симеон Лехаци (XVII в.), Закария Канакерци (XVII в.), Еремия Кеомурчян (XVII в.), Есаи Гасан Джалалян (XVIII в.), Микаэл Чамчян (XVIII в.) и Другие.

Велико рукописное наследие армянского народа, который сумел сохранить до наших дней бесценный клад - 25 тыс. рукописей по истории, философии, праву, математике, естествознанию, астрономии, грамматике армянского языка, музыке, медицине. Из этого числа около 15 тыс. рукописей находятся в фондах одного из крупнейших мировых центров хранения рукописной культуры. Этот центр - Матенадаран им. Месропа Маштоца в Ереване г. Остальные манускрипты, подобно самому армянскому народу, рассеяны по всему свету и хранятся в библиотеках и книгохранилищах Парижа, Лондона, Вены, Венеции, Вашингтона, Нор Джуги, Алеппо, Бейрута, Калькутты, Иерусалима, Москвы, Петербурга, Тбилиси и других городов. Многие утерянные в течение веков труды древних греческих, ассирийских и других ученых стали достоянием мировой культуры благодаря сохранившимся армянским переводам. Это, например, <Хроника> греческого историка IV в. Евсевия Кесарийского, книга <О природе> греческого философа Зенона Стоика, труды Филона Александрийского, математический труд Авиценны <Китаб-е Неджаб> и др.

Начиная с XVI в. армянская культура развивалась главным образом за пределами Армении. Так, первая печатная книга на армянском языке вышла в свет в Венеции в 1512 г. Это была <Пятничная книга>, которая содержала материалы по средневековой медицине. В следующем, 1513 г. здесь были изданы еще пять книг, в том числе <Песенник>, <Календарь>, <Псалтырь>. Первым армянским печатником был Акоп Мегапарт. После Венеции армянские типографии появились в Константинополе (1567), Риме (1584), Львове (1616), Милане (1624), Париже (1633), Hop Джуге (1640), Ливорно (1643). В 1660 г. Маттеос Цареци на деньги армянских купцов основал армянскую типографию в Амстердаме. После его смерти издательское дело в этом городе возглавил Воскан Ереванци, по инициативе которого вышли в свет многие книги, в том числе <История> Аракела Даврижеци, <География> Анания Ширакаци. В 1694 г. именно здесь армянские картографы впервые напечатали карту мира на армянском языке. В конце XVII - XVIII в. типографии были основаны и в других городах - Смирне (1676), Лейпциге (1680), Лондоне (1736), Мадрасе (1774), где в 1794 г. вышел в свет первый армянский журнал <Аздарар> (<Вестник>). Были армянские типографии и в России, где существовали армянские общины.

Значительные изменения произошли и в других областях армянского искусства - театре и музыке. Хотя история армянского профессионального театра насчитывает более двух тысячелетий, подлинное возрождение армянского театрального искусства относится ко второй половине XIX в., когда сформировалось целое поколение талантливых артистов; это были Петрос Адамян, Ованес Абелян, Цолак Америкян, Сирануйш (Меробэ Кантарджян) и другие. Поскольку в Армении в тот период еще не было постоянного театра, театральные труппы, имевшие в своем репертуаре пьесы как армянских, так и русских и европейских авторов, выступали в разных городах, в частности в Тбилиси, Константинополе, Александрополе. В 1891 г. на средства руководителя театральной группы Мкртича Хандамирянца в Шушет было построено здание театра со зрительным залом на 350 мест, что, несомненно, благоприятствовало оживлению музыкально-театральной жизни города. В этом театре, помимо самодеятельного коллектива, выступали корифеи армянской сцены, например Баграм Папазян в спектаклях <Отелло> и <Гамлет>. Современная армянская архитектура вызывает восхищение своим неповторимым национальным своеобразием. Древние и средневековые шедевры армянского зодчества вдохновляли видных архитекторов страны - Александра Таманяна, Марка Григоряна, Рафаэла Исраэляна и многих других. По их проектам созданы такие великолепные здания, как Театр оперы и балета им. А. Спендиарова, Дом правительства. Президиум Национальной Академии наук в Ереване, Матенадаран им. Месропа Маштоца, многие другие. Выразительные скульптурные произведения создали талантливые мастера Ара Саркисян, Ерванд Кочар, Сурен Степанян. Из современных архитектурных памятников сильное впечатление оставляют мемориальный комплекс памяти жертв геноцида 1915 г. на холме Цицернакаберд в Ереване и воздвигнутый в честь победы над турецкими войсками в 1918 г. Сардарапатский комплекс. Особую прелесть придают армянской столице скульптуры армянских женщин в национальных одеждах, созданные Рипсиме Симонян специально для улиц Еревана.

Больших успехов достигло армянское театральное искусство. Широко известно исполнительское мастерство маститых артистов Ваграма Папазяна, Грачия Нерсисяна, Вагарша Вагаршяна, Гургена Джанибекяна, Ольги Гулазян. Позднее в театр пришли такие замечательные актеры, как Хорен Абрамян, Метаксия Симонян, Вардуи Вардересян, Мгер Мкртчян и другие. Мировую славу завоевали прекрасные певицы Айкануш Даниелян, Гоар Гаспарян, Зара Долуханова.

Армянская культура бережно относится к своим богатым традициям, сохраняет своеобразную глубинную связь с ними, одновременно органично впитывая и осваивая лучшие достижения мировой культуры. Неоценим вклад в культуру армянского народа, который вносится теми, кто волею судеб живет далеко от родины, но остается преданным сыном Армении.

1.3 Армянская диаспора в России

Этот раздел написан на основе данных специальной исторической и историко-этнографической литературы, этнографических экспедиций, текущей статистики, периодических изданий и посвящен истории формирования наиболее крупных армянских общин в различных районах России. Особое внимание я уделяю современным этнокультурным характеристикам отдельных групп армянского этноса, проживающих как дисперсно (преимущественно в городах), так и компактно (преимущественно в селах), исследуя степень прочности и сохранности тех или иных элементов национальной специфики и их взаимодействие с общероссийскими, что позволяет судить о глубине адаптации армян к иноэтнической среде.

Первые сведения. На территории России в разные исторические периоды было создано несколько армянских поселений', большинство из которых постоянно пополнялось соотечественниками из Армении. Напомню, что в 1801-1828 гг. Восточная Армения вошла в состав Российской империи.

До первой мировой войны подавляющая часть армян (около 4 млн. человек) жила компактно на территории исторической Армении: около 1,5 млн. человек в России, остальные - в Турции. После жесточайшего геноцида, учиненного в 1915-1916 гг. и длившегося вплоть до 1922 г. османскими властями, когда свыше 1 млн. западных армян было истреблено и почти столько же насильственно выселено, главным образом в бесплодные районы Месопотамии, где большинство их погибло, свыше 300 тыс. из уцелевших армян нашли убежище в России, в том числе в Восточной Армении.

Первые сведения об армянах, обосновавшихся в Древней Руси, относятся к X-XI вв., когда начали устанавливаться торговые и культурные связи между Русью и Закавказьем. Немалую роль в этом сыграли армянские общины, самая древняя из которых была в Киеве. Об этом имеются сведения как в армянских источниках, так и в древнерусских летописях. Более прочными связи армян с Киевом становятся после принятия Русью христианства в 988 г. Расцвету армянской общины здесь способствовала и женитьба великого князя Владимира Святославича на Анне - сестре византийского императора Василия II, армянина по происхождению. По данным переписи 1989 г., численность армян в Москве составляла 44 тыс., а в Московской области - 9,2 тыс. человек, но, судя по оценочным данным последних лет, фактически она стала значительно выше. Исследования московских этносоциологов, проведенные в 1987-1989 гг. в рамках общесоюзной программы <Оптимизация социальных условий развития наций> под руководством Ю.В.Арутюняна, показали, что из общего числа вошедших в представительную выборку взрослых армян, постоянно проживающих в Москве, около четверти были местными уроженцами, а остальные - мигранты, приехавшие в столицу преимущественно в молодом возрасте из городов Армении (44%), Грузии и Азербайджана (31%), России и других мест (25%). Для успешной адаптации к иноэтнической и новой социально продвинутой столичной среде, чтобы выдержать определенную социальную конкуренцию, мигранты должны были соответствовать жестким социально-этническим характеристикам. Прежде всего это касалось знания русского языка. Армянские мигранты в подавляющем большинстве - выпускники русских школ у себя на родине и поэтому свободно владели русским языком. Что касается армян-москвичей, то, согласно переписи 1989 г., более половины из них (56,7%) считают русский язык родным.

Для социального продвижения мигрантов важен соответствующий уровень образования. Обследование показало, что среди армян, прибывших в столицу за последние 9 лет, к моменту опроса высшее образование имели 50%, среди старожилов - 69%, а среди уроженцев Москвы - 72%. В целом в Москве среди взрослых армян 65% были с высшим образованием (среди основного населения Москвы - русских высшее образование имели 46%). При этом наибольший удельный вес армян с высшим образованием был отмечен среди лиц 60 лет и старше (76%), уже полностью реализовавших свой потенциал в иноэтнической среде, а наименьший - среди молодежи 18-29 лет (57%), которой еще только предстояло это сделать. У русских, в большинстве своем местных уроженцев, как и в целом у всего населения бывшего Советского Союза, наблюдалась иная закономерность: чем моложе были люди, тем они были образованнее (в данном случае соответственно 26 и 53%).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.