Рефераты. Эволюция фордизма

крыленный успехом, Форд в 1899 г. ушел с электростанции. Решив целиком отдаться автомобильному делу, он вступил в Детройтскую автомобильную компанию. Чтобы добиться известности и продемонстрировать возможности автомобиля, Форд занялся созданием гоночной машины и добился блестящего успеха. Построенный им в 1902 г. автомобиль с четырехцилиндровым двигателем мощностью 80 л. с. не знал себе равных. В начале 1904 г. Форд поставил на нем мировой рекорд, развив скорость в 91 милю в час (прежний мировой рекорд - 77,1 мили в час).

16 июля 1903 г. в Детройте была зарегистрирована "Форд мотор компани", созданная по инициативе местного предпринимателя А. Малкомсона. Ее пайщиками стали 11 человек, убежденных в успехе автомобилей Форда и доверивших их создателю пост вице-президента и технического директора компании. Формальным ее главой был избран родственник Малкомсона Дж. Грей, но Форд оговорил право быть фактическим руководителем. Капитал компании составил всего 28 тыс. долларов.

Первоначально "Форд мотор компани" владела небольшой полукустарной мастерской по сборке и обкатке автомобилей. Через 8 лет после начала работы у компании имелось полтора десятка отделений, разбросанных по всей стране, а также в Англии и Австралии. Автомобили Форда экспортировались во все части света. Их выпуск увеличился с 1780 до 45 тысяч в год.

В то время каждый второй легковой автомобиль в США имел заводскую марку "Форд". В мае 1921 г. с конвейера сошла 5-миллионная по счету машина, а за шесть последующих лет было выпущено еще 10 млн. автомобилей. Цены на них снижались: за 1910-1926 гг. с 950 до 290 долларов.

В 1919 г. семейству Фордов принадлежала крупнейшая в мире автомобильная империя. Генри Форд выкупил акции всех своих компаньонов, которые получили огромные дивиденды. В 1927 г. собственность компании Форда оценивалась в миллиард долларов. Такой весомый результат был достигнут человеком, начавшим свой путь простым механиком и никогда не считавшим своей главной целью наживу [45, c.14].

Форд способствовал настоящей революции в автомобилестроении, сделав автомашину достоянием среднего класса. Это радикально изменило отношение к ней; из предмета роскоши она превратилась в удобное и доступное средство передвижения, конкурировавшее по массовости с общественным транспортом.

Став автомобильным королем, Форд создал себе имидж необычайно динамичного и безошибочно действующего предпринимателя. Он любил повторять, что для делового человека его склада нет ничего невозможного.

На протяжении всей своей жизни Генри Форд ни разу не занимал никаких политических постов. В 1918 г. он пытался баллотироваться в сенат, но проиграл избирательную кампанию. Форд, впрочем, добился своеобразного реванша за это поражение, обвинив своего более удачливого соперника Т. Ньюбери в финансовых злоупотреблениях и доказав свою правоту в суде [28, c.126].

Недолюбливая книжную ученость, Форд решил по своему вкусу и представлениям собрать грандиозную коллекцию исторических реликвий разных эпох. Рядом с антиквариатом и шедеврами искусства в ней разместились ремесленные инструменты, сельскохозяйственные орудия, допотопные паровые машины. В Дирборн было перевезено оборудование лабораторий прославленного изобретателя Т. Эдисона и селекционера Л. Бёрбанка, мастерской первых американских авиаторов братьев Райт. Изучать историю, считал Форд, нужно не по книгам, в которых точки зрения непрерывно меняются, а по материальным свидетельствам прошлого. Свое собрание Форд посвятил единственному человеку, перед которым преклонялся и с которым дружил, - Томасу Алве Эдисону.

Помимо своего музея, Форд до глубокой старости увлекался народными американскими танцами. Его постоянной партнершей была жена - Клара Брайант Форд, с которой он танцевал под музыку лучших оркестров, вспоминая далекую молодость.

Генри Форд прославился и как автор всемирно известных книг, ставших в 20-е гг. своего рода "Библией деловых людей" и издававшихся во многих странах: "Моя жизнь, мои достижения" (1922), "Сегодня и завтра" (1926), "Вперед, в будущее" (1930) [45, с. 20].

Таким образом, я хочу сказать, что Г. Форд это великий и смелый реформатор, который любил экспериментировать во всём. Он любил делать то, что считалось невозможным. Этот человек до сих пор является для многих людей примером подражания. Для каждого американца Г. Форд является эталоном американской мечты. До сегодняшнего дня имя автомобильного короля является и будет являться одним из символов США.

1.3 Г. Форд и развитие массового производства

1.3.1 Идеи, составившие основу фордизма

На рубеже XIX-XX вв. капиталистический способ производства вступил в новый период своего развития. Завершившиеся промышленные революции и связанный с ними технический прогресс видоизменили структуру капиталистического хозяйства и его организационные формы. Открытия в науке и технике коренным образом меняли методы организации и технологии производственных процессов, что способствовало повышению производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве.

Рубеж XIX-XX вв. считается отправной точкой развития массового производства. В исторической науке наиболее часто связывают зарождение массового производства с именем Г. Форда, который считается изобретателем системы “фордизм” (наиболее подробно рассмотрим в следующем пункте). Система фордизм включает такие элементы как строгое разделение труда, стандартизация, использование конвейера, участие рабочих в разделении прибыли. На самом деле не все идеи предложенные Г. Фордом оказались инновационными для того времени. Идеи, такие как разделение труда, участие рабочих в разделении прибыли, получили своё развитие ещё в XVII - XIX веке. Г. Форд всего лишь объединил эти идеи, разработав систему фордизм, а потом воплотил их в жизнь на своём предприятии. Главной заслугой Г. Форда считается изобретение конвейера, который позволил ускорить производство, но не более того. Давайте кратко рассмотрим историю развития основных идей вошедшие в систему фордизм.

Идея разделения труда получила своё развитие ещё в конце XVII в. Основоположником этой идеи считается Адам Смит, который в своем капитальном труде "Богатство наций" (1776) приводит ряд усовершенствований, направленных на повышение производительности, которое обеспечивается благодаря разделению труда. Вот что он пишет: “Рассмотрим, к примеру производство булавок; рабочий не обученный этому делу может в лучшем случае, изготовить за день всего одну, но никак не двадцать булавок. Однако в своем нынешнем виде это производство представляет собой не только особую профессию, но и распадается на ряд работ, большая часть которых также может быть названа особыми специальностями. Один работник тянет проволоку, другой выпрямляет, третий режет, четвертый затачивает, пятый шлифует ее; изготовление головки булавки распадается на три операции; отдельными операциями являются также надевание головки, полировка булавки, прикрепление булавки к полоске картона и так далее. Таким образом, изготовление булавки распадается на восемнадцать отдельных операций. Разделение труда... ежели оно возможно в данном производстве, влечет за собой пропорциональный рост производительности труда “ [39, c.18].

Всячески превознося чрезвычайный рост производительности, обеспечиваемый разделением труда, Смит осознавал и то, что при подобной системе организации труда рабочие утомляются куда сильнее, чем прежде. Тем не менее он полагал, что социальные преимущества этой системы специализации, выражающиеся в общем росте совокупного богатства, перевешивают тот ущерб, который наносится этой системой индивидуальным работникам. Специализация, растущая механизация труда и расширение товарного рынка позволили фабричной системе оставить позади предшествовавшую ей традиционную систему кустарного производства [39, c. 20].

В начале XIX столетия некоторые искусные работники, доведенные до крайней нужды новой технологией и организацией фабричного производства, пытались сопротивляться этим переменам, организуя кампании запугивания и ломая станки. Один из возможных ответов на возникшие производственные неурядицы и требования новой фабричной системы был предложен Робертом Оуэном, самостоятельно вставшим на ноги текстильным промышленником и социальным мыслителем.

В зрелые и в поздние годы жизни Оуэна стали занимать программы радикального социального переустройства; он отвергал индустриализацию, урбанизацию и рынок, противопоставляя им программы рационально организованных коммун и кооперативов. Благодаря своему недюжинному обаянию и терпению Оуэн смог начать свои эксперименты в области просвещенного патерналистского управления. Его вдохновляла вера в то, что сознание человека определяется его бытием и потому может изменяться в лучшую сторону. Среди тех благ, которыми обеспечивались его рабочие, были жилье, бесплатное образование для детей и сельский магазин, где продукты отпускались по их себестоимости. Также он запретил труд детей, не достигших десяти лет, и сократил продолжительность рабочего дня с четырнадцати до двенадцати часов. Это наглядно демонстрировало рабочим преимущества работы в Нью-Ленарке (Великобритания). Подход Оуэна включал и ряд дисциплинарных элементов, таких как "молчаливый контролер"; закрепленное на каждом рабочем месте устройство, показывающее уровень производительности рабочего. Поселок стал чистым, пьянство было практически искоренено, поскольку оно каралось специальными штрафами, зимой в ночное время в поселке объявлялся комендантский час. Все это говорило о том, что при надлежащем "просвещенном" управлении условия жизни и труда рабочих могут быть существенно улучшены. Оуэн также показал, что избранный им подход позитивно влияет и на производство, ибо качество производимых на его фабриках в Нью-Ленарке нитей постоянно улучшалось, а доходы самого Оуэна и его партнеров росли год от года [38, c.34].

Идея доброжелательного сотрудничества между предпринимателем и рабочими (во времена Г. Форда это была главная проблема, которая приводила к стачкам) ещё была предложена в 30-х гг. XIX в. Чарльзом Бэббиджем. Основным вкладом Бэббиджа в развитие теории управления стала его книга "On the Economy of Machinery and Manufactures" ("Об экономии оборудования и комплектующих") (1832), разошедшаяся тиражом свыше 10 000 экземпляров и названная "первым бестселлером в серии литературы по менеджменту". Отношение Бэббиджа к взаимной вражде нанимателей и наемных рабочих (особенно в производственном секторе экономики) было весьма близко к отстаиваемой Ф.У. Тейлором концепции "ментальной революции", выработанной только через семьдесят лет. Бэббидж считал, что взаимные интересы владельцев и рабочих при должном к ним отношении позволяют преодолеть все существующие разногласия между этими сторонами. Он писал: “Наиболее ошибочное и вредоносное мнение, присущее многим рабочим, состоит в том, что их интересы и интересы их нанимателей в корне не совпадают”. Средство, предложенное Бэббиджем для снятия антагонизма между владельцами фабрики и рабочими, было развитие схем участия в прибыли, уже существовавших на оловянных рудниках в Корнише, свинцовых рудниках во Флинтшире и Йоркшире и некоторых медных рудниках Камберленда. Он утверждал, что введение принципа участия рабочих в разделении прибыли предприятия позволяет создать условия, при которых "каждый участник предприятия будет заинтересован в его процветании, поскольку успехи и неудачи будут тут же отражаться на его недельном жаловании" [38, c.39].

Идею автоматизации и массовости производства (замена ручного труда машинным) развивали Адам Смит, Эндрю Юр (профессор химии и физики в Anderson's College, Англия), они видели преимущество машинного труда над ручным. Оба считали, что только машинное производство способно удовлетворить потребности многих людей, и что только при машинном производстве можно задействовать большое количество рабочих, которые должны работать по 14-16 часов в день, получать мизирную зарплату, помимо этого они были сторонниками детского труда [38, c.41].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.