В атмосфере всего времени правления Сталина, модель государственного и культурного устройства, в восприятии масс, пришла в дореволюционную норму. Ленин воспроизводил образ верховного и мифического божества, Сталин - образ его наместника на земле и самодержавца, имеющего данное свыше право на абсолютную власть, а культ личности Сталина и догматичная идеология - заменяли религию. Таким образом, все расколотые элементы массового сознания, были искусно зацементированы и приведены в норму, если это можно так назвать.
Сложно судить о том, положительной или отрицательной была роль культа личности, и нельзя не признать, что он имел явные корыстные цели, перегибы и злоупотребления. Можно лишь указать на то, что подобные проявления, и та степень, до которой удалось вырастить культ, отчетливо свидетельствовали о недостаточной развитости Советского общества того времени. Следует также подчеркнуть, что культ личности в той или иной форме наблюдался практически в любой стране, прошедшей через революционный процесс и установление режима личной власти одного человека. Примером может служить революция во Франции, и возникший через некоторое время культ личности, пришедшего к власти, Наполеона Бонапарта.
Глава II. Бюрократическая сущность государства
1. Понятие бюрократии и бюрократия в России
Слово "бюрократия" происходит от французского слова bureau и греческого слова кратос, и дословно означает "Власть канцелярии". Под бюрократией понимается система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом. "Бюрократией" часто называют не только систему управления, осуществляемую специальным властным аппаратом, но и сам этот аппарат и всех его представителей.
Впервые понятие "бюрократия" возникло в 1745 году. Термин был образован французским экономистом Винсентом де Гурне. В момент своего образования слово имело негативный смысл - и подразумевалось, что бюрократы-чиновники отнимают реальную власть у монарха (при монархии) или у народа (при демократии).
Первым, кто продемонстрировал достоинства бюрократии, как системы управления, был немецкий социолог Макс Вебер, который предложил понимать под ней рациональную работу учреждений, в которой каждый элемент работает максимально эффективно. После этого в ситуациях плохой работы чиновников (волокита, требующая оформления многих лишних документов и долгого ожидания решения) стали вести речь не о бюрократии, а о бюрократизме, разведя два этих понятия. Если первоначально понятие "бюрократия" употребляли только в связи с правительственными учреждениями, то сейчас его используют при определении любой крупной организации, имеющей большой и разветвленный штат управленцев ("корпоративная бюрократия", "профсоюзная бюрократия" и др.).
Описывая идеальную бюрократическую организацию, Вебер выделил несколько ее типичных особенностей. Важнейшими из них являются:
1. Специализация и разделение труда. Каждый сотрудник имеет определенные обязанности и сферу деятельности, которые не могут дублировать сферу полномочий других членов организации.
2. Вертикальная иерархия. Структуру бюрократической организации можно сравнить с пирамидой: большинство находится в ее основании, а меньшинство - в верхней части. Каждый человек, входящий в эту вертикальную иерархию, руководит нижестоящими людьми и в свою очередь, подчиняется вышестоящим, благодаря чему осуществляется контроль за деятельностью каждого элемента организации.
3. Четкие правила. Деятельность каждого члена организации регламентирована правилами, цель которых - это рационализация всего процесса управления. В идеале эти правила должны сделать предсказуемой деятельность каждого работника и всей организации. Хотя правила и могут видоизменяться, в целом они должны быть устойчивы в течение долгого времени.
4. Обезличенность взаимоотношений. В идеальной бюрократии личные симпатии, чувства и предпочтения не играют роли. Этот принцип является единым для взаимоотношений внутри организации, и в ее отношениях с внешними для организации партнерами. Условием идеальной бюрократии также является то, что набор новых сотрудников проводится на основе соответствия определенным объективным критериям вне зависимости от личных знакомств и привязанностей.
В России, система управления, в которой карьера зависит от личных профессиональных качеств, возникла еще в допетровские времена. Когда в XVI веке в Московском государстве начали возникать функционально-специализированные органы государственного управления, "приказы", то работающие в них незнатные дьяки постепенно стали играть не менее важную роль, чем знатные бояре. "Приказные" чиновники сильно отличались от обрисованного Вебером идеального западного чиновника. Многие из этих особенностей устойчиво сохранялись и в последующие века.
Новый толчок развитию бюрократии в России был дан реформами Петра I, который, ориентируясь на опыт стран Западной Европы, пытался заменить потомственных бояр профессиональными чиновниками. Высшими бюрократическими органами стали Сенат, пришедший на смену боярской Думе, и коллегии, которые заменяли прежние приказы. Стремясь законодательно закрепить происходившие с аппаратом управления изменения, Петр I подписал Генеральный регламент коллегий (1720). Этот документ содержал правила функционирования государственного аппарата, как бюрократической организации: выстраивал иерархию, устанавливая подчиненность нижестоящих учреждений вышестоящим, закреплял обезличенность взаимоотношений посредством связей между инстанциями только письменным образом, устанавливал специализацию и обязанности всех служащих. Дополнительная проработка принципа иерархии была проведена посредством Табеля о рангах (1722), который устанавливал иерархию служащих и правила продвижения по служебной лестнице. Наконец, в 1763 году повсеместно было введено регулярное жалование для чиновников.
Управленческий аппарат СССР унаследовал основные особенности бюрократии дореволюционной России. Советская администрация не превратилась в европейскую бюрократию, а сформировала в 1920-1930-е особый тип чиновничества - номенклатуру. Карьера члена номенклатуры зависела не столько от его деловых качеств, сколько от политической лояльности и от личных связей. Резко вырос сам штат управленцев, что, однако, не способствовало росту качества управления.
2. Формирование Советской бюрократии
В Советской России бюрократия развивалась способом, который Макс Вебер определил, как "рутинизация харизмы". Смысл его заключался в том, что группа людей, объединенная вокруг яркой личности, постепенно превращается в бюрократическую структуру, которая своей целью видит внедрение в обществе идей и взглядов своего лидера. Таким образом, вся бюрократическая структура вырастает вокруг видного лидера, которым на начальном этапе и послужил Владимир Ильич Ленин.
Формирование номенклатуры, как господствующего класса советского общества осуществлялось в три этапа. Сначала происходило создание деклассированной организации профессиональных революционеров - зародыша нового класса. Вторым этапом явился приход этой организации к власти. И окончательной стадией формирования новой управленческой прослойки явилась ликвидация ленинской гвардии сталинской номенклатурой.
После Октябрьской Революции произошли серьёзные изменения в государственном аппарате страны. Старое чиновничество было разогнано, так как, согласно коммунистической идеологии, старый аппарат подавления трудящихся должен был исчезнуть, и на его место должно было прийти новое пролетарское государство. Новый бюрократический аппарат первоначально формировался из представителей профессиональных революционеров (так называемой "ленинской гвардии") с привлечением рабочего класса, а также отдельных "буржуазных" специалистов, необходимых для управления отраслями экономики. Они были первыми представителями класса советских бюрократов.
Однако Ленин признавал, что во многом дореволюционный госаппарат, который согласно марксистским положениям (озвученным Лениным в работе "Государство и революция") необходимо "разбить и "уничтожить" сохранился в неприкосновенности. Ленин писал: "Наш госаппарат, за исключением Наркоминдела, в наибольшей степени представляет из себя пережиток старого, в наименьшей степени подвергнутого сколько-нибудь серьезным изменениям. Он только слегка подкрашен сверху, а в остальных отношениях является самым типичным старым из нашего старого госаппарата... Я предвижу одно возражение, исходящее либо прямо, либо косвенно из тех сфер, которые делают наш аппарат старым, т.е. от сторонников сохранения нашего аппарата в том же до невозможности, до неприличия дореволюционном виде, в каком он остался и посейчас.."
Постепенно в государственном аппарате сложился механизм назначений и перемещений. В 1920 году в ЦК и губкомах РКП(б) были образованы учетно-распределительные отделы. Они стали первыми органами, специально занимавшимися выдвижением и перемещением ответственных партийных работников, а также учетом кадров. Особенно активно действовал учетно-распределительный отдел ЦК, подчиненный непосредственно Секретариату ЦК РКП(б), генеральным секретарем которого с 1922 года являлся Иосиф Сталин,. В 1922 году Учраспред ЦК произвел более 10-ти тысяч назначений.
В период НЭПа и на фоне политической борьбы 20-х годов происходил рост, а также последовательное сосредоточение всё большего числа полномочий и властных функций государственного аппарата. Номенклатура проникала во все сферы жизни советского общества, все больше приобретая тоталитарные оттенки. По мере увеличения влияния Сталина, усиливалась и власть бюрократии.
Со временем представители старой гвардии революционеров-большевиков были постепенно вытеснены и заменены новыми людьми, преданными новому руководству. Плавно формировался и совершенствовался новый механизм отбора управленческих кадров. Была введена так называемая номенклатура должностей в государственном и партийном аппарате, кандидаты на которые утверждались партийными комитетами соответствующих уровней. Сталин определял требования к номенклатуре такими словами: "Люди, умеющие осуществлять директивы, могущие понять директивы, могущие принять директивы, как свои родные, и умеющие проводить их в жизнь".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6