Рефераты. Формирование режима личной власти Сталина. Бюрократическая сущность государства. Роль партийных и репрессивных органов государства

p align="left">Несмотря на весь внешний демократизм официальной государственной системы Советского Союза, на деле реальная высшая власть в стране принадлежала вовсе не Съезду советов, ВЦИКу, СНК или НКВД, а руководству коммунистической партии. И если народные советы в первые годы после революции играли хоть сколько-нибудь значимую роль в управлении государством, то уже к середине 20-х годов партия настолько вросла в государственный аппарат, что абсолютно все внутриполитические и внешнеполитические решения принимались именно в высших партийных органах. А все руководители государственных ведомств являлись членами партии и входили в состав ЦК.

Формально высшим органом в партии большевиков, а фактически высшим органом государства, являлся центральный комитет, который состоял из членов и кандидатов в члены ЦК. Впервые центральный комитет партии был избран на VII конференции в апреле 1917года в количестве девяти членов: Зиновьева Г.Е., Каменева Л.Б., Ленина В.И., Милютина В.П., Ногина В.П., Свердлова Я.М., Смилга И.Т., Сталина И.В., Федорова Г.Ф, и четырех кандидатов: Бубнова А.С., Глебова-Авилова Н.П., Правдина А.Г., Теодоровича И.А. В последующие годы избирался на каждом съезде. Кроме центрального комитета, значительную роль в политической жизни 20-х годов, играла Центральная контрольная комиссия (ЦКК), которая была создана в 1920 году, с целью защиты норм партийной демократии и борьбы с бюрократизмом в рядах партии. На деле, помимо своих основных функций, ЦКК играла значительную роль в борьбе с инакомыслием в партии под флагом недопущения "групповщины и фракционности". Еще один центральный орган партии - Центральная ревизионная комиссия. Ее задачей являлся, прежде всего, контроль за финансовой отчетностью органов партийных комитетов и предприятий (газет, издательств и т.д.), а также проверка быстроты и правильности работы с документами. Реальная же власть в партии, а значит и в стране, на протяжении многих лет была сосредоточена в руках исполнительных органов Центрального комитета: Оргбюро, Секретариата, Политбюро, а также непосредственно Генерального секретаря ЦК.

Организационное бюро (Оргбюро), как исполнительный орган центрального комитета партии, возникло 16 января 1919 года для подготовки VIII съезда партии. В резолюции VIII съезда "По организационному вопросу" было записано, что Оргбюро состоит из 5 членов ЦК, заседает не реже трех раз в неделю, направляет всю организационную работу партии и отчитывается перед пленумами ЦК. Постепенно численность Оргбюро увеличивалась, достигнув своего предела после XV съезда: 13 членов и 7 кандидатов. Согласно Уставу КПСС, принятому на XIX съезде, Оргбюро было ликвидировано, поскольку его функции дублировали Политбюро и Секретариат ЦК.

Секретариат ЦК возник в 1917 году, после VII (апрельской) партконференции, и первоначально обязанности секретаря выполняла Е.Д. Стасова, не являвшаяся членом ЦК и организовывавшая всю техническую работу: переписку с местными парторганизациями, подбор работников и т.п. После VI съезда бал образован Секретариат из пяти членов ЦК. Всей организационной работой партии (Секретариатом) в этот период руководил Я.М. Свердлов. В резолюции VIII съезда "По организационному вопросу" впервые было сформулировано понятие Секретариата ЦК как органа, состоящего из ответственного секретаря, члена Оргбюро, и пяти технических секретарей. Указывалось, что он организует ряд отделов. Это означало планомерное формирование партийного аппарата. В течение года было создано 8 отделов ЦК. Секретариат в новых условиях занимался повседневной организационной работой. В последующие годы роль Секретариата ЦК постоянно возрастала. Росло и число секретарей ЦК. Каждый из них ведал определенной сферой: идеологией, промышленностью, сельским хозяйством, транспортом и т. д. Решения Оргбюро и Секретариата ЦК могли быть отменены только Политическим бюро ЦК (Политбюро)

Политбюро было образовано на заседании ЦК 10 октября 1917 года как временный орган для политического руководства вооруженным восстанием. 29 ноября 1917 года было избрано бюро ЦК с правом "решать все экстренные дела". Резолюции VIII съезда "По организационному вопросу" было предусмотрено создание Политбюро из пяти членов ЦК для принятия решений "по вопросам, не терпящим отлагательства". Политбюро должно было каждые две недели отчитываться перед Пленумом ЦК. 25 марта 1919 года Пленум ЦК впервые избрал его постоянный состав. В Уставе партии, принятом VIII Всероссийской партконференцией, говорилось, что Политбюро создается ЦК "для политической работы". Резолюция XII съезда "По организационному вопросу" предусматривала в его составе "не более семи членов и четверых кандидатов". На заседаниях Политбюро в тот период могли присутствовать члены ЦК и три постоянных представителя президиума ЦКК. Но уже в Уставе партии, принятом на XIV съезде, эти положения специально не оговаривались. На деле уже к началу 20-х годов Политбюро превратилось в высший орган руководства всей жизнью советского государства. На его заседаниях принимались решения не только по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики, но и вполне конкретные постановления о назначении советских, хозяйственных, судебных работников, предрешались приговоры судов и обсуждались просьбы о помиловании, направлявшиеся в адрес Президиума ЦИК и т.п. Решения Политбюро были обязательны для всех партийных, советских, хозяйственных и общественных организаций.

На протяжении всей истории Советского Союза, в политическое бюро ЦК входили все руководители центрального партийного аппарата, важнейших государственных ведомств и представители крупнейших партийных организаций. С 1922 года на заседаниях Политбюро ЦК председательствует Генеральный секретарь ЦК (генсек), формально высший руководитель аппарата коммунистической партии, избиравшийся на Пленуме ЦК и ответственный перед ним, а фактически, на протяжении многих десятилетий, руководитель советского государства с почти неограниченными полномочиями. Первым Генеральным секретарем ЦК партии, с самого момента создания этой должности, был Иосиф Виссарионович Сталин.

Немаловажным для руководства большевиков в условиях гражданской войны представлялось удержание власти, а значит, требовалось создание специального органа государственной безопасности, в том числе и для подавления одной из главных угроз для коммунистической партии - контрреволюции. Первоначально функции органа борьбы с контрреволюцией, наряду с другими многочисленными обязанностями, выполняли военно-революционные комитеты. Толчком к ускорению решения вопроса о создании специализированного аппарата, способного выявлять и своевременно пресекать выступления против режима, стало ухудшение политической и оперативной обстановки. После обсуждения Совнаркомом информации о готовящейся всероссийской забастовке чиновников, Ф.Э. Дзержинскому было поручено составить особую комиссию для выработки эффективных мер противодействия.

7(20) декабря 1917г Совет народных комиссаров образует Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете Народных Комиссаров (ВЧК при СНК РФСФР). ВЧК должна была вести предварительное следствие, пресекать акции контрреволюционеров и саботажников, вырабатывать специфические меры борьбы с противником. Расследованные дела передавались в ревтрибуналы. Создание ВЧК явилось закономерным актом государственного строительства и Комиссия стала первым советским специализированным органом государственной безопасности.

Решающий толчок к повсеместной организации чекистских аппаратов дала I Всероссийская конференция чрезвычайных комиссий, работавшая в Москве 11-14 июня 1918 года. Её делегаты приняли постановление об организации во всех губерниях, на узловых железнодорожных станциях, в портах и пограничной полосе "стройной сети" чрезвычайных комиссий по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией. Со дня образования ЧК все иные губернские и уездные органы, ведшие дела подобного рода, упразднялись, а все дела о совершённых государственных преступлениях передавались исключительно в введение чрезвычайных комиссий. Местные ЧК подчинялись ВЧК и были подотчётны местному Совету и его исполкому. На конференции определялись права и задачи местных и уездных ЧК, примерная структура и функции основных отделов. Начиналось формирование достаточно крупных чекистских вооружённых отрядов для участия в операциях и охраны объектов, они положили начало войскам госбезопасности.

В первый же год существования чрезвычайных комиссий вопросы их деятельности находились в сфере внимания комитетов РКП(б) и исполкомов Советов. Однако тогда же проявляется тенденция, которая стремительно превращается в норму деятельности органов государственной безопасности. Если на I Всероссийской конференции чрезвычайных комиссий в 1918 году отмечено, что ЧК "должны быть в тесном контакте со всеми партийными и советскими органами", то в сентябрьском "Положении о губернских и уездных чрезвычайных комиссиях" зафиксировано: "В своей работе чрезвычайная комиссия … должна опираться на местные комитеты партии коммунистов". О Советах и исполкомах в этом документе уже не упоминается, хотя временная разница между двумя этими документами всего три месяца. и это совсем не случайно. По мере укрепления руководящей роли коммунистической партии в системе диктатуры пролетариата, устранения представителей других партии из Советов и исполкомов, изгнания их из чекистских органов, тенденция к подчинению служб ВЧК не государственной власти, а правящей партии, превратились в чётко выраженную политическую линию этой партии.

После окончания гражданской войны, и перехода от "военного коммунизма" к новой экономической политике, а также в связи с общей стабилизацией ситуации, потребовалось сужение полномочий ВЧК и ее реорганизация. 6 февраля 1922 года ВЦИК издал постановление "Об упразднении Всероссийской чрезвычайной комиссии и о правиле производства обысков, выемок и арестов". ВЧК и её подразделения на местах упразднялись. Их задачи передавались Государственному политическому управлению (ГПУ) при наркомате внутренних дел РСФСР. ГПУ поручалась борьба со шпионажем, бандитизмом, подавление вооружённых выступлений, охрана транспортных коммуникаций и границ республики, расследование всех противогосударственных выступлений. Подчинение органов госбезопасности Наркомату внутренних дел, а губернских отделов ГПУ губисполкомам Советов органически включило секретную службу в государственную систему управления страной.

После образования Союза Советских Социалистических Республик (СССР), создается объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР, объединявшее и координировавшее республиканские ГПУ в борьбе с контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом. С середины 1920-х годов создались реальные предпосылки для сосредоточения усилий органов госбезопасности на борьбе с иностранными спецслужбами. Однако сохранить наметившийся курс, отвечавший исторической реальности, не удалось. Введение чрезвычайных мер по хлебозаготовкам 1928 года обозначило возврат партийно-государственной верхушки к практике времен "военного коммунизма" и "чрезвычайщины". Органы госбезопасности были втянуты в силовое решение острых экономических проблем, и именно на ГПУ была возложена ведущая роль в осуществлении коллективизации сельского хозяйства: его представители входили в "тройки" по ликвидации кулачества, его воинские части обеспечивали депортацию раскулаченных, а затем и обеспечение ГУЛАГом "великих строек коммунизма". Тоталитарный режим стремительно выдвинул административные органы на ведущее место в системе управления страной. В 1934 году функции государственной и общественной безопасности сосредотачиваются в мощнейшем объединении - Наркомате внутренних дел СССР (НКВД). Это был закономерный результат.

Рассмотрев краткую историю формирования государственных, партийных и репрессивных органов, я прихожу к выводу, что последовавшее за гражданской войной формирование жесткого тоталитарного режима, не было случайностью, а являлось результатом закономерного развития всей, сложившейся еще в годы гражданской войны, политической системы, характеризовавшейся повсеместным врастанием партии большевиков в государственный аппарат, репрессивной политикой подавления всех возможных и потенциальных политических противников партии, и установления методов административно-командного хозяйствования и управления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.