24
Государственный аппарат - это система органов, практически осуществляющих государственную власть и функции государства.
Под государственным аппаратом часто понимается совокупность исполнительных (административных) органов власти, выполняющих повседневную работу управления государством. В деятельности государственного аппарата, его структуре, функциях и методах наиболее конкретно проявляется классовая сущность данного государства, его историческая роль.
Актуальность темы работы заключается в том, что советский государственный аппарат возник в результате революционного слома аппарата буржуазного государства и являлся принципиально новым историческим типом государственного аппарата.
Главное место в его деятельности занимали задачи созидательные, организационно-творческие: строительство новой, социалистической экономики, достижение наивысшей производительности общественного труда, всестороннее развитие науки и культуры, коммунистическое воспитание трудящихся, создание условий для наиболее полного удовлетворения их материальных и культурных потребностей.
В широком понятии советский государственный аппарат состоял из Советов с их разветвлениями в центре и на местах в виде хозяйственных, культурных, административных, оборонных и других органов и многочисленных общественных организаций трудящихся с их многомиллионным активом.
В узком понятии он охватывал высшие и местные органы государственной власти -- Советы депутатов трудящихся, которые создавали органы государственного управления: в центре -- вначале Совет Народных Комиссаров, а затем Совет Министров СССР и Советы Министров союзных и автономных республик, а также министерства и ведомства; на местах -- исполнительные комитеты Советов и их отделы, которые занимаются вопросами работы промышленных предприятий, колхозов, совхозов, МТС, направляют развитие коммунального хозяйства, торговли, общественного питания, проявляют заботу о культурно-бытовом обслуживании населения.
Целью курсовой работы является исследование истории формирования первого советского правительства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть деятельность высших органов власти после свержения Временного правительства.
2. Описать историю создания советского государственного аппарата и местных органов власти и управления.
3. Раскрыть историю создания первого органа госбезопасности (ВЧК).
4. Охарактеризовать завершение формирования советского государственного аппарата.
Историография. Ещё накануне вооружённого восстания, В. И. Ленин набросал заметки, что необходимо на первых порах для организации аппарата управления. Появившись в 1933 году на страницах «Ленинского сборника», документ обрел заголовок -- «Заметки об организации аппарата управления».
Сохранилось немало рассказов о том, как проходило формирование Советского правительства в Смольном, в комнате номер 36. Предстояло от захвата власти перейти к ее осуществлению. Началось обсуждение кандидатур -- состав будущего кабинета, и вот что испытывал при этом А. В. Луначарский:
«Это совершалось в какой-то комнатушке Смольного, где стулья были забросаны пальто и шапками и где, все теснились вокруг плохо освещенного стола. Мы выбирали руководителей обновленной России. Мне казалось, что выбор часто слишком случаен, я все боялся слишком большого несоответствия между гигантскими задачами и выбираемыми людьми, которых я хорошо знал и которые казались мне неподготовленными еще для той или другой специальности. Ленин досадливо отмахивался от меня и в то же время с улыбкой говорил: Пока -- там посмотрим -- нужны ответственные люди на все посты; если окажутся негодными -- сумеем переменить».
Это был, по существу, единственный налаженный аппарат (вместе с Советами), через который новая власть осуществляла всю государственную деятельность. По своей компетенции это был всеобъемлющий чрезвычайный орган Советского государства.
В дальнейшем, по мере упрочения центральных органов отраслевого управления, Петроградский ВРК постепенно передавал им часть своих полномочий, все более сосредоточивая свои усилия на борьбе с контрреволюцией. В этой роли он просуществовал до начала декабря 1917 г., т. е. до образования Всероссийской Чрезвычайной Комиссии.
Военно-революционные комитеты явились теми органами пролетарской революции, которые обеспечивали создание соответствующих условий для перехода власти в руки Советов, чем содействовали упрочению нового государственного аппарата. Сорокин, В. Д. Создание советского государственного аппарата, октябрь 1917 - июль 1918 гг. /В. Д. Сорокин. //Правоведение. -1967. - № 3. - С. 7 - 17.
Захват пролетариатом власти и использование ее в качестве ры-чага для построения новой системы хозяйства опре-делили принципиально иную роль государства в преобразовании экономики общества. Советское государство осуществляет всеохватывающее руковод-ство народным хозяйством, делая это посредством гибкого и развет-вленного аппарата хозяйственного управления. В этой области Совет-ское государство действовало в двух главных направлениях. С одной стороны, оно осуществляло строительство новых органов хозяйствен-ного управления, с другой -- применяло необходимые меры с целью сосредоточения в своих руках командных высот путем экспроприации частнокапиталистического хозяйства.
В хозяйственной области вопрос о сломе старого аппарата управ-ления решался несколько иначе, чем в политической. Социалистическая революция не ставила целью полностью отвергнуть все без исключения элементы старой надстройки. Революция предполагает преемственность некоторых учреждений старой надстройки, могущих быть использованными в интересах трудящихся. Сюда относится, например, учетно-контрольный аппарат буржуазного государства. В. И. Ленин подчеркивал важность дифференцированного подхода к вопросу о судьбе различных частей буржуазного государственного аппарата.
Решительно выступая за слом военно-бюрократического, судейского, чиновничьего аппарата, В. И. Ленин вместе с тем предупреждал о нецелесообразности слома, например, хозяйственного аппарата буржуазии. Он указывал, что этот аппарат надо приспособить к нуждам пролетариата, т. е. вырвать из подчинения капиталистам, отсечь от него капиталистов с их нитями влияния, подчинить пролетарским Советам, сделать более широким, более всеобъемлющим, более всенародным. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 34, стр. 306--308.
К февралю 1918 г. процесс первоначального укрепления Советов был в основном закончен, что позволило в законодательном порядке оформить переход к ликвидации старых буржуазных органов управле-ния на местах. Отдел местного управления НКВД разослал на места директиву о роспуске земских и городских самоуправлений, созданных до революции.
Страницы: 1, 2, 3