Рефераты. Формирование советского государственного аппарата

а Советы и их органы возлагались задачи управления и обслуживания административной, хозяйственной, финансовой, культурно-воспитательной сторон местной жизни. Они наделялись правом издавать постановления, т.е. местные нормативные акты. Советы избирали из своей среды исполнительный орган (исполком, президиум), на который они возлагали проведение в жизнь своих постановлений и всю текущую работу по управлению.

Местные Советы могли производить реквизиции и конфискации, налагать штрафы, закрывать контрреволюционные органы печати, производить аресты, распускать общественные организации, призывавшие к активному противодействию или свержению Советской власти. Военно-революционные комитеты на местах упразднялись. Как временная мера допускалось назначение комиссаров в те губернии и уезды, где власть Советов недостаточно укрепилась. Советы находились на государственном финансировании.

Первой по числу депутатов партией в местных Советов были большевики. Так, по данным съездов губернских Советов в 19 губерниях в первой половине 1918 г., большевиков было около 47,5%, а представителей других партий, в основном левых эсеров - около 25%. 14 июня 1918 г. из состава ВЦИК были исключены представители эсеров (правых и центра) и РСДРП (меньшевиков), и предлагалось всем Советам "удалить представителей этих фракций из своей среды".

Центральные органы Советского государства активно воздейство-вали на местные органы, максимально пробуждая и организуя их ини-циативу и революционные действия. Налаживая руководство местными органами, Совет Народных Комиссаров исходил из указаний В. И. Ленина о том, что местные Советы являются полновластными органами, которые сами должны решать все местные дела.

Конституция РСФСР 1918 г. содержала специальный раздел, нормы кото-рого регулировали организацию аппарата местного управления. Орга-нами этого аппарата в областях, губерниях (округах), уездах (районах) и волостях были соответствующие съезды Советов и их исполнительные комитеты. В городах и селениях -- Советы депутатов, избиравшие исполнительные комитеты.

Исполкомы находились под контролем соответ-ствующих Советов. Существенное значение для правильной организации работы органов государственной власти на местах имело четкое консти-туционное закрепление их статуса. Ст. 56 Конституции РСФСР 1918 г. устанавливала: «В границах своего ведения съезд Советов (областной, губернский, уездный, волостной) есть высшая в пределах данной терри-тории власть; в период же между съездами такой властью является исполнительный комитет».

В соответствии со ст. 61 Конституции областные, губернские, уезд-ные и волостные органы Советской власти, а также Советы депутатов имели предметом своей деятельности: а) проведение в жизнь всех поста-новлений соответствующих высших органов Советской власти; б) приня-тие всех мер к культурному и хозяйственному подъему данной террито-рии; в) разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное (для данной территории) значение; г) объединение всей советской деятельности в пределах данной территории.

4. Всероссийская чрезвычайная комиссия

Вскоре после Октября острота борьбы заставила поднять вопрос о создании органа госбезопасности. 7 декабря 1917 г. СНК создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем (ВЧК). Она была задумана прежде всего как орган борьбы с саботажем в связи с готовящейся всеобщей забастовкой служащих правительственных учреждений. Впоследствии слова “ и саботажем ” в названии комиссии были заменены на “ и преступлениями по должности ”.

Учреждалась ВЧК при СНК, председателем был назначен Ф. Э. Дзержинский. В момент образования ВЧК на нее смотрели как на временный орган. Это отразилось в названии комиссии - чрезвычайная, хотя в момент создания она не наделялась чрезвычайными полномочиями (она начинает их приобретать при возложении на нее борьбы с общеуголовным преступлением - спекуляцией). Первые шаги ВЧК были направлены против нарушений трех видов: саботажа чиновников, “пьяных погромов” (они происходили при разграблении винных складов в Петрограде) и бандитизма “под флагом анархизма”.

ВЧК действовала как коллегиальный орган (при председателе состояла коллегия). Вначале в ней было три отдела: информационный, организационный и борьбы с контрреволюцией и саботажем, 11 декабря 1917 г. был создан четвертый отдел - по борьбе со спекуляцией. Особую опасность представляла спекуляция в связи с заключением Брестского мира.

Поскольку он предусматривал обязательство правительства России безоговорочно оплатить все ценные бумаги, предъявленные Германией, началась широкая спекуляция акциями промышленных предприятий (в том числе уже национализированных). Акции продавались немецким подданным, от них поступали в посольство Германии, а оно предъявляло их к оплате. На борьбу с этим были брошены большие силы ВЧК.

В момент создания в ВЧК входили лишь большевики. 8 января 1918 г. СНК назначил членами ВЧК четырех левых эсеров, один из них стал заместителем председателя ВЧК. После заключения Брестского мира левые эсеры ушли почти из всех наркоматов, но в ВЧК остались.

Для осуществления своих полномочий ВЧК имела свои вооруженные силы. Со второй половины декабря 1917 г. стали создаваться местные ЧК, создаваемые местными Советами. В волостях и небольших уездах назначались комиссары ЧК. К концу мая 1918 г. было создано 40 губернских и 365 уездных ЧК (в январе 1919 г. в связи с определенной стабилизацией обстановки уездные ЧК были упразднены).

О масштабах деятельности ВЧК можно судить по числу ее сотрудников - в конце февраля 1918 г. число сотрудников аппарата ВЧК не превышало 120 человек. К 1921 г. число сотрудников ВЧК достигло максимума - 31 тыс. человек. Это было связано с тем, что в ноябре 1920 г. на ВЧК была возложена охрана границ государства (до этого охрана границ в какой-то степени обеспечивалась “завесами” - системой подвижных военных отрядов).

С самого начала своей деятельности ВЧК наделялась правом ареста. 31 января 1918 г. СНК установил, что ВЧК занимается розыском, пресечением и предупреждением преступлений, передавая материалы для следствия в следственную комиссию трибунала, которая и передавала дела в суд. Таким образом, четко разграничивалась компетенция органов ВЧК и трибуналов. Создавались нормальные взаимоотношения между этими органами.

Это положение было нарушено наступлением немецких войск, когда принятое в связи с этим постановление СНК 21 февраля 1918 г. наделило ВЧК правом внесудебного решения дел с применением высшей меры наказания - расстрела. ВЧК становится в полном смысле чрезвычайным органом. С этого времени органы ВЧК вели не только оперативную работу, но и проводили следствие и выносили приговор, заменяя следственные и судебные органы.

Это привело к неизбежным при отсутствии процессуального контроля ошибкам и злоупотреблениям с гибелью невиновных.

5. Завершение формирования советского государственного аппарата

За 30-е годы в основном сложилась та система государственных орг
анов и учреждений, которая просуществовала до 1989 г. - вплоть до системы должностей и ученых степеней.

Конституция СССР 1936 г. отменила все ограничения избирательного права, установила равные нормы представительства от сельского и городского населения. Выборы Верховного Совета СССР состоялись 12 декабря 1937 г. В них участвовали 96,8% избирателей, из них почти 99% отдали голоса «за кандидатов блока коммунистов и беспартийных».

Ясно, что это были выборы плебисцитарного типа - избиратели, по сути, должны были сказать «да» или «нет», одобрить или не одобрить политику государства, а не выбрать из нескольких кандидатов то или иное лицо.

Всего в Верховный Совет СССР было избрано 1143 депутата. Рабочих среди депутатов было 460 (42%), крестьян - 337 (29,5%), из служащих и интеллигенции - 326 (28,5%). Было представлено более 50 народностей Советского Союза. Это был представительный орган типично соборного, а не парламентского типа. В декабре 1939 г. прошли выборы в местные Советы депутатов трудящихся. В выборах участвовало свыше 99% избирателей, всего в местные Советы депутатов трудящихся было избрано 1,3 млн. человек.

С форсированием индустриализации резко возросла роль планирования . План превращался из прогноза в план-директиву. Изменился статус Госплана, в 1931 г. он был наделен правами наркомата.

Во втором пятилетнем плане (1933-1937 гг.) были учтены просчеты и ошибки первой пятилетки, и в 1937 г. СССР стал второй экономической державой мира. Темпы роста за две пятилетки не имели прецедента в мировой практике. Крупная промышленность была выведена из-под контроля республик и перешла под управление союзных органов - формировался единый общесоюзный народнохозяйственный комплекс.

Система упрощалась: сокращалось число трестов и их функции, укреплялись прямые связи наркоматов с предприятиями. Разукрупнялись наркоматы, росло их число. ВСНХ СССР был преобразован в общесоюзный Наркомат тяжелой промышленности (из ВСНХ были выделены Наркоматы легкой и лесной промышленности).

Наркомат труда СССР был слит с ВЦСПС, что повысило роль профсоюзов. Им передавались все средства и кадры органов труда и социального страхования, санатории, дома отдыха, научные институты и другие учреждения Наркомата труда. ВЦСПС осуществлял общее руководство социальным страхованием, представлял на утверждение СНК СССР сводный бюджет социального страхования и тарифы страховых взносов.

При ЦК профсоюзов и их местных органах создавались отраслевые инспекции труда с правом наложения штрафов за нарушение законодательства о труде. ВЦСПС давал СНК СССР заключения на вносимые Госпланом планы по труду (численность работников, фонды заработной платы, производительность труда).

В 1930-1931 гг. была проведена кредитная реформа, которая повысила роль Госбанка как кредитного, расчетного, кассового и эмиссионного центра страны. Главный смысл был в концентрации собираемых с огромным трудом финансовых средств, в предотвращении их распыления и «проедания».

Сильно изменились контрольные органы, сократилась их автономия и ослаблен партийный характер. В 1940 г. был создан Наркомат госконтроля СССР, отменялось привлечение трудящихся к контролю, его осуществляли штатные контролеры-ревизоры. Произошло «огосударствление» контроля.

Заключение

Советский государственный аппарат, законодательно оформленный Конституцией РСФСР 1918 г., был организован и действовал на принци-пах, выработанных В. И. Лениным, который учил, что сила и крепость государс
твенного аппарата состоит в его теснейших связях с массами, широком вовлечении трудящихся в практическую советскую работу. В. И. Ленин в своих трудах неоднократно подчеркивал, что в подлинной народности заключается коренное преимущество советского государ-ственного аппарата перед любым эксплуататорским государственным аппаратом. Вовлечение рабочих и крестьян в государственное управле-ние В. И. Ленин считал чудесным средством укрепления Советского со-циалистического государства.

«Сущность Советской власти, -- писал он, -- состоит в том, что постоянной и единственной основой всей госу-дарственной власти, всего государственного аппарата является массовая организация именно тех классов, которые были угнетены капитализ-мом. . .». В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 37, стр. 313, 314.

Использование планирования как одного из основных принципов советского государственного управления стало возможным сразу же после обобществления средств производства. Зачатки планово-регулирующего воздействия имели место уже в деятельности ВСНХ и других государственных органов. В этот период планирование осуществлялось главным образом по отдельным отраслям, представлявшим наиболь-шую важность. Так, например, Наркомпрод на основе строгой центра-лизации планировал распределение продуктов, Наркомтруд в плановом порядке осуществлял централизованное распределение рабочей силы.

Перед советским государственным аппаратом стояла также задача обеспечения обороны, внешней и внутренней безопасности государства.

Библиографический список литературы

1.
Алексенцев. А. И. Ф. З. Дзержинский во главе войск ВЧК (1918-1919г). //История СССР. -1988. - №6.

2. Ирошников М. П. Создание советского центрального государственного аппарата: Совет нар. комиссаров и нар. комиссариаты. Окт. 1917- янв. 1918. 2-е изд., испр. и доп. - Л., 1967.

3. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. - М., 1991.

4. К истории переезда Советского правительства в Москву в 1918 г. : Полевая книжка В. А. Аванесова // Сов. архивы. - 1988.- №6.

5. Коржихина Т. Советское правительство в первые месяцы после Октября. // Политическое образование. - 1987. - №12.

6. Краткие биографические справки. Первое Советское правительство. // Ленинградский рабочий. - 1988. - №45.

7. Сорокин, В. Д. Создание советского государственного аппарата, октябрь 1917 - июль 1918 гг. //Правоведение. -1967. - № 3. - С. 7 - 17.

8. Смиртюков М.С. Советский государственный аппарат управления: Вопросы организации и деятельности центральных органов. - М., 1984.

9. Шелестов Л. Премьер-министр Страны Советов: штрихи к биографии Алексея Рыкова. // Собеседник. -1988. - № 33.

10. Яковлев Е. Первое правительство. Сб. «История без белых пятен». -М.: СКФ «Человек», 1990.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.