Рефераты. Г. Шмоллер, Г. Шенберг, Л. Брентано, К. Брюхер - представители исторической школы

Г. Шмоллер, Г. Шенберг, Л. Брентано, К. Брюхер - представители исторической школы

14

Содержание

  • Введение
    • 1.Ф. Лист: наука о национальном хозяйстве
    • 2. Политическая экономия с позиций исторического метода
    • 3 .Г. Шмоллер, Г. Шенберг, Л. Брентано, К. Брюхер - представители исторической школы
    • Заключение
    • Список литературы
Введение

Авторы трудов по истории экономической мысли порой безжалостно "расправляются" с представителями исторической школы. Основные упреки: представители исторической школы не вправе претендовать на создание стройной, логически взаимосвязанной концепции. Сосредоточивая внимание не на обобщении экономических процессов и зависимостей, они тем самым размывают чисто экономическую сферу отношений, уходят от экономического анализа в смежные области - в историю, социологию, политику. За частоколом критических упреков и уколов оппоненты не замечают каких-либо позитивных моментов в трудах экономистов исторической школы. По мнению некоторых критиков, историческая школа была, но достойных внимания следов в истории экономической науки не оставила.

С подобного рода оценками вряд ли можно согласиться. Замалчивание как форма критики, исключение исторической школы из соответствующих разделов учебников и монографий, на наш взгляд, не могут считаться оправданными. Игнорируя идеи и положения одной школы, мы невольно превозносим идеи и положения других школ и направлений. Подходы и концепции, выдвинутые в свое время "историками", не были забыты, а эволюционировали и трансформировались в концепции и методы их последователей, в том числе институционалистов. Экономическая наука не может двигаться и обогащать себя в одном, заранее определенном, строго очерченном направлении. Меняются и проблемы, и задачи, и способы их. решения. А всякая односторонность ведет к ошибкам и перекосам. Так, увлечение универсальными схемами нередко сопровождается игнорированием национальных особенностей, многообразия условий развития отдельных стран.

Против подобной односторонности как раз и выступали представители немецкой исторической школы.

1. Ф. Лист: наука о национальном хозяйстве

В 1871 г., после военной победы над Францией, завершилось объединение германских земель, которое Ф. Энгельс охарактеризовал как результат завоевания Германии Пруссией. Объединение страны "железом и кровью" усилило позиции реакционной военной касты - прусского юнкерства. Ориентируясь на союз с юнкерским милитаризмом, германская буржуазия надеялась удовлетворить свои имперские аппетиты; ее идеологи, ссылаясь на "бесплодный" опыт революции 1848 г., окончательно расстались с какой бы то ни было оппозиционностью монархизму.

Захват промышленно развитых территорий Эльзаса и Лотарингии, полученная контрибуция создали благоприятные условия для развития германского капитализма. В стране росло рабочее движение. Ширилось влияние социал-демократической партии. В то же время германский капитализм был во многом еще отсталым: сказывалось наличие феодальных пережитков и даже патриархальных отношений, сельское хозяйство развивалось по помещичье-буржуазному (прусскому) пути. В этих противоречивых условиях в 70-е годы XIX в. сформировалась новая историческая школа.

Основоположником немецкой исторической школы считается Фридрих Лист (1789-1846), немецкий экономист, талантливый публицист, энергичный политик. Основной труд Ф. Листа "Национальная система политической экономии" (1841) - своего рода реакция на ортодоксальную, "космополитическую" теорию А. Смита - Д. Рикардо. Ведущая идея этого труда - призыв к экономическому объединению страны, раздробленной в тот период на множество мелких самостоятельных государств.

По мнению Листа, универсальная и схоластическая концепция классиков непригодна для практического использования. Дельная экономическая система должна опираться на достоверные исторические факты. Она призвана разъяснять истинные национальные. интересы, а не забивать головы практиков различными доктринальными соображениями. Проповедь свободы торговли, содержащаяся в работах классиков, отвечает интересам лишь Англии. Английские купцы покупают сырье и продают предметы мануфактурного производства. При отсутствии запретительных пошлин это подрывает еще неокрепшую промышленность Германии. Парадокс заключается в том, что германские княжества в начале XIX в. были отделены таможенными заставами, а по отношению к соседним государствам никаких пошлин не существовало. Между тем сами англичане отгородили свой внутренний рынок от германской сельскохозяйственной продукции с помощью так называемых хлебных законов.

Лист опубликовал свой труд будучи уже немолодым, умудренным опытом, испытавшим немало невзгод и преследований, в то же время широко известным и авторитетным экономистом, к мнению которого прислушивались не только в Германии. Лист был неплохо знаком с положением других стран, прожил многие годы в Америке, путешествовал по Англии, Швейцарии. Листа интересовали в первую очередь организация и система внешнеэкономических связей, но не сами по себе, а как средство поддержки и защиты молодой германской промышленности.

Основные положения, выдвинутые Листом в "Национальной системе политической экономии", можно свести в трем взаимосвязанным положениям: теории производительных сил; концепции стадийного экономического развития; положению об активной экономической роли государства.

Его теорию производительных сил пронизывает идея, согласно которой создание общественного богатства достигается не только через разрозненную индивидуальную деятельность людей, связанных лишь разделением труда и обменом. Это одно, но далеко не достаточное условие. "Чтобы достичь совершенных результатов, необходимо, чтобы различные индивидуумы были объединены умственно и материально и находились во взаимодействии"11 Бартенев С. А. Экономические теории и школы. - М, 1996. С. 33.. Увеличение производительных сил "начинается с отдельной фабрики и затем распространяется до национальной ассоциации". Нация, объединяющая людей, представляет единое целое. Она результат предшествующего развития, открытий, усовершенствований, традиций, опыта, знаний. Каждая отдельная нация является производительной настолько, насколько она сумела усвоить это наследие от прежних поколений и увеличить его собственными приобретениями, насколько естественные источники, пространство и географическое положение ее территории, численность населения и ее политическое могущество дают ей возможность развивать в высокой степени и гармонично все отрасли труда и распространять свое нравственное, умственное, промышленное, торговое и политическое влияние на другие отставшие нации и вообще на весь мир.

Полемизируя с "меновой системой" Смита, Лист утверждает, что истинное богатство и благосостояние нации обусловливается не количеством меновых ценностей, а степенью развития производительных сил. Важную роль при этом играет политическое могущество. Задача политики - объединить, цивилизовать нации, обеспечить их существование и устойчивость. Экономическое воспитание нации (термин Листа) важнее непосредственного производства материальных ценностей. Мануфактура и индустрия - не только результат труда и сбережения. Не надо ждать, пока ветер насадит семена, а пустынные равнины превратятся в густые леса. Нужны усилия, чтобы за несколько десятков лет достичь цели с помощью питомников. Нужно поддерживать мануфактуру, пока она не окрепнет и не перестанет бояться иностранной конкуренции. На сельское хозяйство, по мнению Листа, протекционизм распространять не надо; германское земледелие нуждается не в покровительстве, а в рынках.

С теорией производительных сил связано положение Листа о стадиях экономического развития. Стадии, предложенные им, достаточно условны. Вначале нации проходят состояние дикости, затем преобладает пастушеский быт. Далее в своем поступательном движении проходят земледельческое, земледельческо-мануфактурное состояние. Наконец, последнее состояние, на котором пропорционально развиты сельское хозяйство, промышленность и торговля ("земледельческо-мануфактурное и коммерческое состояние"). Экономическая политика должна учитывать специфику каждой отрасли.

Чтобы достигнуть развитой в экономическом отношении ступени, необходима система поощрения и покровительства; она призвана предохранить молодую обрабатывающую промышленность. Для Германии и ряда других государств необходим протекционизм. В перспективе свободная торговля станет общим правилом, и может возникнуть общемировой союз промышленно развитых наций.

Особое внимание в работе Листа уделено роли государства. Он писал, что мы не можем понять народного хозяйства как органического целого, если исключим из него самое большое хозяйство, которое так непрерывно и так неотразимо влияет на все остальные хозяйства. Лист выделяет государственную экономию, понимая под этим государственные средства правительства, потребление этих средств и управление ими. Народная экономия становится национальной экономией в том случае, когда государство или федерация охватывает целую нацию, обладающую самостоятельностью, способностью приобрести устойчивость и политическое значение.

Интересны соображения Листа относительно значения национального единства и прочного политического устройства для экономического преуспеяния России. История России начиная с XVII в. до 40-х гг. XVIII в. представляет поразительное доказательство того, какое могущественное влияние оказывают национальное единство и политическое устройство стран на экономическое преуспеяние народа. И далее автор "Национальной системы политической экономии" заключает: следует поучиться на примере России, которая достигла высокой степени благосостояния, гигантски продвигается по пути национального богатства и могущества.

Говоря о заслугах Листа, отмечая, в частности, оригинальность его работ, французские историки, на наш взгляд, справедливо ставят на первое место его исторический метод: "Лист первым систематически пользовался историей и историческими сравнениями как орудием доказательства в политической экономии"11 Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. - М, 1995. С. 225.. И в этом смысле, заключают французские комментаторы, он по меньшей мере может быть поставлен в один ряд с экономистами исторической школы.

Значение Листа состоит также в том, что он обосновал и конкретизировал ряд новых, принципиально важных положений. Общие принципы классической школы Лист перевел на язык национальной политической экономии. Он показал влияние политического единства и государственного управления на экономическое развитие, на прогресс национального производства и умножение национального богатства. Внешнеторговая политика должна отвечать общей экономической политике. Государственная власть согласует и направляет усилия отдельных звеньев национального хозяйства во имя долгосрочных, коренных интересов нации.

Вероятно, многие из этих положений звучат сегодня достаточно элементарно. В свое время они отвечали устремлениям людей, оказывали немалое влияние на политику. Пожалуй, самое главное состоит в том, что под влиянием работ Листа стало очевидным, что перевести теорию политической экономии на рельсы хозяйственной практики можно лишь при условии "воссоздания в качестве опосредствующих звеньев целого ряда соображений о месте, времени и среде", от которых чистая теория не может уклониться, разве только при формировании исходных категорий как инструментов анализа.

2. Политическая экономия с позиций исторического метода

Продолжая рассказ об исторической школе, напомним, что она сформировалась в Германии - стране, менее развитой по сравнению с Англией в экономическом отношении, с прочными традициями исторических исследований и без хороших традиций системного теоретического анализа. Представителей исторической школы объединяет, во-первых, негативное отношение к доктринальным положениям классической школы; во-вторых, при всех различиях во взглядах и тематике работ "историков", они отдают предпочтение изучению национального хозяйства с учетом исторического развития, на основе сопоставления отдельных форм и деталей.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.