Рефераты. Государственно-церковные отношения в России в отечественной консервативной мысли XIX – начала XX веков

Государственно-церковные отношения в России в отечественной консервативной мысли XIX – начала XX веков

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Церковь и государство во взглядах русских консерваторов XIX века

1.1 Религия в консервативной общественной мысли

1.2 Взгляд на государственно-церковные отношения славянофилов

1.3 Государственно-церковные отношения в системе взглядов представителей «почвенничества»

Глава II. Государственно-церковные отношения в представлениях русских консерваторов конца XIX - начала XX веков

2.1 Отношения Церкви и государства в концепции «охранительства» К.П. Победоносцева и М.Н. Каткова

2.2 Церковь и государство в представлениях Л.А. Тихомирова

Заключение

Источники и литература

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В 2007 году исполнилось 90 лет Октябрьской революции в России. Наталия Нарочницкая, доктор исторических наук, смогла ей дать, на наш взгляд, очень правильную характеристику: «Революция - это богоборческая идея, явление нигилизма, отрицания веры, Отечества, абсолютной морали и представлений о добре и зле» Кротков Б. Революция: до основания, а зачем? // Российская газета. 2007. 1 ноября.. Однако, не нужно стремиться «выкидывать» такие события из истории страны. Надо учиться проводить параллели и делать выводы. Необходимо помнить, что Российское государство самобытно, оно не похоже на западные государства и не нужно совершать ошибок 1917 года, когда государство было повержено «в хаос из-за насаждений западных конструкций» Там же. .

Актуальность выбранной темы обусловлена, прежде всего, тем, что Церковь в современной России переживает не менее кризисное состояние, чем в XIX - начале XX веков. С одной стороны, стандартизация всего мира, утверждение в человеческом сознании рациональной философии и науки, рост цивилизации, создающей бездуховную «технокультуру». С другой стороны, осознание того, что Церковь - это хранительница исторического наследия и нравственных устоев общества. Цивилизованные отношения между государством и Церковью оказывают благотворное влияние на развитие духовной культуры российского общества. В последние годы возросла доля людей, которые не просто причисляют себя к Православию, как вере своих предков, но и которые соблюдают православные каноны. В настоящее время, когда в Конституции России закреплён принцип свободы совести, очень важно определить место Православной Церкви в государстве. Важно не ошибиться и сделать правильный выбор. Большое внимание государственно-церковным отношениям уделяли русские консерваторы XIX начала XX веков, которые считали, что в России были и есть особые отношения между Церковью и государством, выражающиеся в «симфонии властей» - взаимном согласии этих двух институтов при независимости каждого. Поэтому, обращение к их взглядам существенно облегчит выбор правильного пути дальнейшего развития России.

Объектом исследования является отечественная консервативная общественная мысль XIX - начала XX веков.

Предметом исследования выступают концепции русских мыслителей XIX - начала XX веков в сфере государственно-церковных отношений.

Целью исследования является комплексный анализ взглядов русских консерваторов XIX - начала XX веков на отношения государства и Русской Православной Церкви.

Данная цель достигается в процессе решения следующих задач:

· определить современное содержание понятия «консерватизм» и выявить место Церкви и религии в консервативной традиции;

· рассмотреть взгляды на государственно-церковные отношения славянофилов;

· рассмотреть государственно-церковные отношения в системе взглядов представителей «почвенничества»;

· провести анализ отношений Церкви и государства в концепции «охранительства» К.П. Победоносцева и М.Н. Каткова;

· рассмотреть Церковь и государство в представлениях Л.А. Тихомирова.

Хронологические рамки данного исследования, XIX - начало XX веков, обусловлены тем, что в начале XIX века консерватизм оформляется как направление общественной мысли, а в начале XX века, с приходом большевиков к власти, консерватизм исчезает с политической арены России.

Методологическая основа исследования. В ходе исследования применялись принципы объективности, всесторонности, историзма и конкретности, предполагающие непредвзятый подход к анализу изучаемых проблем, критическое отношение к источникам, вынесение суждений на основе всестороннего осмысления всей совокупности фактов. Из числа конкретно-исторических методов были использованы историко-генетический метод (при изучении общественной консервативной мысли в развитии) и сравнительно-исторический (для установления сходства и различия идей представителей консервативной мысли рассматриваемого периода).

Источниковой базой при написании дипломной работы служили труды идеологов российского консерватизма XIX - начала XX веков: во-первых, представителей славянофильского учения - А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, братьев К.С. и И.С. Аксаковых; во-вторых, представителей «почвенничества» - Н.Я. Данилевского, Ф.М. Достоевского, К.Н. Леонтьева, Ф.И. Тютчева; в-третьих, К.П. Победоносцева и М.Н. Каткова; в-четвёртых, Л.А. Тихомирова.

Славянофилы оставили после себя богатое наследие в философии, литературе, истории, богословии, публицистике. Сохранилось большое и ценное эпистолярное наследие, до сих пор ещё полностью не опубликованное. В своих трудах они попытались создать религиозно-философскую доктрину. Впервые основные положения славянофильского учения были сформулированы А.С. Хомяковым и И.В. Киреевским в статьях «О старом и новом» и «В ответ Хомякову», напечатанных в 1839 году. При освящении вопроса о государственно-церковных отношениях в представлениях славянофилов были использованы статьи «Церковь одна», «По поводу брошюры г-на Лоранси», «Об общественном воспитании в России», «О понятии соборной личности» А.С. Хомякова Хомяков А.С. Церковь одна // Хомяков А.С. Церковь одна. - М., 2005. - С. 3-47; Хомяков А.С. По поводу брошюры г-на Лоранси // Хомяков А.С. Церковь одна. - М., 2005. - С. 48-159; Хомяков А.С. Об общественном воспитании в России // Хомяков А.С. избранные статьи и письма. - М., 2004. - С. 207-229; Хомяков А.С. О понятии соборной личности // http://www/21v/ru/040/08/htm.; «Русская государственность» и «О том же» К.С. Аксакова Аксаков К.С. Русская государственность // http://www/gosudarstvo.voskres.ru/aksakv/htm/; Аксаков К.С. О том же //антология мировой политической мысли. В 5 т.: т. 3. Политическая мысль в России X - первая половина XIX в. - М., 1997. - С. 787-791.; «Записка об отношении русского народа к царской власти» И.В. Киреевского Киреевский И.В. Записка об отношении русского народа к царской власти // Киреевский И.В. Разум на пути к истине: Сборник. - М., 2002. - С. 49-82.; из эпистолярного наследия можно выделить письма И.В. Киреевского к А.И. Кошелеву, вошедшие в сборник «Разум на пути к истине» Киреевский И.В. Разум на пути к истине: Сборник. - М., 2002.. Необходимо также отметить и сборник статей А.С. Хомякова «О старом и новом: Статьи и очерки» Хомяков А.С. О старом и новом: Статьи и очерки. - М., 1988..

Идеи славянофилов нашли своё продолжение во взглядах представителей «почвенничества». Так, Н.Я. Данилевский обобщил идеи славянофилов и обосновал их в своём фундаментальном труде «Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» Данилевский Н.Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. - М., 2003., который, по мнению Н.Н. Страхова, «можно назвать катехизисом или кодексом славянофильства», учение славянофилов в нём изложено очень ясно и точно. Также необходимо выделить ещё одну работу Н.Я. Данилевского, к которой мы обращались в процессе исследования, - «Горе победителям» Данилевский Н.Я. Горе победителям. - М., 1998., в которой он развивает геополитические взгляды, рассматривает происхождение нигилизма в России и обосновывает необходимость сохранения существующей формы правления.

«Дневник писателя» Ф.М. Достоевского Достоевский Ф.М. Дневник писателя. - М., 2007. является очень ценным материалом при изучении его идей. По богатству мыслей и глубине проведённых анализов «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского представляет просто верх совершенства социально-политической мысли. Однако, главной формой его творчества было литературное творчество. Начиная с романа «Преступление и наказание», Ф.М. Достоевский пишет один за другим романы «Идиот», «Подросток», «Бесы» и, наконец, «Братья Карамазовы» Достоевский Ф.М. Бесы. - Тула, 1991; Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. - М., 1987; Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. - М., 1983. . В них он рассматривает религию как исконное мировоззрение русского народа, призывает его к смирению и покорности, осуждает нигилистическую этику, обвиняя её в том, что она оправдывает совершение преступлений ради неправильно понятого общего блага. Ф.М. Достоевский выступал против атеистов, а социальные пороки народа объяснял утратой веры в Бога.

При написании дипломной работы использовались опубликованные труды К.Н. Леонтьева, которые вошли в книгу «Восток, Россия и Славянство» Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. - М., 2007.. Для анализа взглядов К.Н. Леонтьева на государственно-церковные отношения наиболее ценными являются такие статьи, как «Византизм в России», «Византизм древний», «Отец Климент Зедергольм, иеромонах Оптиной пустыни», «Религия - краеугольный камень охранения», «Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения», «Храм и Церковь», «Чем и как либерализм наш вреден?», «Что такое славизм?». В своих произведениях он доказывал, что в России сильны только византийское православие, самодержавие и сельский поземельный мир. Религиозная сущность России, по мнению К.Н. Леонтьева, заключалась в неразрывной связи самодержавия с православием.

Ф.И. Тютчев известен широкому кругу читателей не только как поэт, но и как политический мыслитель. Его политическое мировоззрение складывалось в 30-е годы XIX века, в полемике с зарубежными публицистами. В 40-е годы XIX века Ф.И. Тютчев пишет ряд публицистических статей «Россия Германия», «Россия и революция», «Папство и Римский вопрос». Эти и другие статьи вошли в его труд «Россия и Запад: книга пророчеств» Тютчев Ф.И. Россия и Запад: книга пророчеств. - М., 1999., в котором он развивает геополитические идеи, доказывает, что благодаря сохранившемуся у нас истинному Православию, Царь должен преследовать цель объединения славян под предводительством России. Эту тему он рассматривает и в стихотворениях «Русская география», «Пророчество», «Два единства» и др., также вошедших в названный сборник.

Работы К.П. Победоносцева направлены на защиту национального Православия и существующей монархической формы правления. Он был сторонником твёрдой власти и русской самобытности. Предчувствуя революционные потрясения, К.П. Победоносцев призывал предотвратить их именно возвратом к консервативным ценностям, сформулированным ещё С.С. Уваровым - «Православию», «Самодержавию» и «Народности». Идейные взгляды К.П. Победоносцева наиболее сильно проявились в его публицистике: ряд статей - «Власть и начальство» Победоносцев К.П. Власть и начальство // http://www/pobeda.ru/content/view/2663, «Народное просвещение» Победоносцев К.П. Народное просвещение // http://www/pobeda.ru/content/view/2654, «Церковь и государство» Победоносцев К.П. Церковь и государство // Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. - М., 2004. - С. 386-419., были напечатаны под общим названием «Московский сборник». В ходе исследования были использованы письма К.П. Победоносцева Победоносцев К.П. Письма к Александру III // http://www/hrono.ru/libris/lib_p/pobed1883.html. к Александру III и сборник работ К.П. Победоносцева «Великая ложь нашего времени» Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. - М., 2004., в который вошли многие его статьи, среди которых необходимо отметить «Великая ложь нашего времени», «Вера», «Единство веры», «Болезни нашего времени», и «Московский сборник», и часть писем к Александру III.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.