Рефераты. Государственно-церковные отношения в России в отечественной консервативной мысли XIX – начала XX веков

p align="left">Огромный вклад в оформление историософской концепции русского консерватизма внес Л.А.Тихомиров. Его работы «Единоличная власть как принцип государственного строения», «Монархическая государственность», «Церковный собор, единоличная власть и рабочий вопрос», «Христианство и политика» Тихомиров Л.А. Единоличная власть как принцип государственного строения. - М., 1993; Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. - М., 1998; Тихомиров Л.А. Церковный собор, единоличная власть и рабочий вопрос. - М., 2003; Тихомиров Л.А. Христианство и политика. - М., 2002. целиком посвящены обоснованию самодержавной власти, основу которой составляет истинное Православие, воспринятое от Византии. В своих фундаментальных трудах Л.А. Тихомиров рисует идеальный вариант взаимоотношений Церкви и государства, построенный на союзе этих двух институтов. Этот союз он называет «симфонией власти».

В целом, комплекс источников позволяет провести исследование проблемы, поставленной в рамках настоящей дипломной работы.

Степень изученности темы. В советской историографии представителям русской консервативной мысли XIX - начала XX веков и их взглядам уделялось очень мало внимания. Немного внимания уделялось и консерватизму, как течению общественной мысли. Только во второй половине 1980-х годов наблюдается значительное увеличение количества работ, посвященных изучению консервативной мысли. На сегодняшний день по этой проблеме существует несколько десятков монографий и большое количество статей, которые можно разделить на несколько групп:

Во-первых, это общие работы, посвящённые изучению консерватизма, как течения общественной мысли. Одной из таких работ является коллективная монография В.Я. Гросула, Г.С. Итенберга, В.А. Твардовской, К.Ф. Шацилло, Р.Г. Эймонтовой «Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика» Гросул В.Я., Итенберг Г.С., Твардовская В.А., Шацилло К.Ф., Эймонтова Р.Г. Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. - М., 2000., в которой была предпринята попытка выявить взаимосвязь русского консерватизма и самодержавия. Эта книга заслуживает особого внимания потому, что является первым обобщающим трудом на тему о русском консерватизме.

Консерватизму, как течению общественной мысли уделяется внимание и в статье «Творческий традиционализм» как направление русской общественной мысли 1880-1890-х г.г.» Сергеев С.М. «Творческий традиционализм» как направление русской общественной мысли 1880-1890-х гг. // Российский консерватизм в литературе и общественной мысли XIX века. - М., 2003., вошедшей в сборник статей «Российский консерватизм в литературе и общественной мысли XIX века». В данной статье автор вводит понятие «традиционализма» и в этом контексте рассматривает консервативную мысль XIX - начала XX веков. Также можно выделить исследования, посвящённые рассмотрению консерватизма, Э.Ю. Абелинскас «Консерватизм как мировоззрение и политическая идеология (Опыт обоснования)» Абелинскас Э.Ю. Консерватизм как мировоззрение и политическая идеология (Опыт обоснования). - Екатеринбург, 1999., В.А. Гусева «Русский консерватизм: основные направления и этапы развития» Гусев В.А. Русский консерватизм: основные направления и этапы развития. Монография. - Тверь, 2001., А.С. Карцова «Правовая идеология русского консерватизма» Карцов А.С. Правовая идеология русского консерватизма. - М., 1999., Э.А. Попова «Русский консерватизм: идеология и социально-политическая практика» Попов Э.А. Русский консерватизм: идеология и социально-политическая практика. - Р./на-Дону, 2005., А.В. Репникова «Консервативная концепция российской государственности» Репников А.В. Консервативная концепция российской государственности. Монография. - М., 1999..

В 2001 году вышел сборник научных трудов под редакцией А.Ю. Минакова, посвященный консерватизму - «Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее», в котором можно особо выделить статью А.В. Репникова «Русский консерватизм: вчера, сегодня, завтра» Репников А.В. Русский консерватизм: вчера, сегодня, завтра // Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее: Сборник научных трудов / Под ред. А.Ю. Минакова. - Воронеж, 2001.. В 2004 году вышел в свет сборник статей «Консерватизм в России и мире», в котором консерватизм рассматривается не как абстрактное понятие, суть которого заключается в сохранении существующих социальных отношений, государственного устройства, традиций и ценностей прошлого, сильного государства, национальностей, иерархии и т.д. Консерватизм рассматривается как «переменчивая игра лиц и мифов, которая самым невероятным образом заставляет жить и действовать все эти грозные громады абстракций, не перестаёт ваять из них самые удивительные и невероятные фигуры» Консерватизм в России и мире: в 3 ч. / редкол. А.Ю. Минаков (отв. ред.) и др. - Воронеж, 2004. - С. 29.. Историку должна быть интересна «трудноуловимая специфика» происходящих событий.

В последнее время по данной проблеме регулярно на страницах журналов печатаются статьи, посвящённые консерватизму, а так же проводятся «круглые столы», на которых учёные-мыслители пытаются определить сущность консерватизма, выделить исторические этапы, предлагают установить его типологию В.Н. Гарбузов. Консерватизм: Понятие и типология (историографический обзор) // Полис. - 1995. - № 4; Маннгейм. Консервативная мысль // Социс. - 1993. - № 1, № 4; Консерватизм в России («круглый стол») // Социс. - 1993. - № 1; Консерватизм как течение общественной мысли и фактор общественного развития (Материалы «круглого стола») // Полис. - 1995. - № 4; Репников А.В. Метаморфозы русского консерватизма: от С.С. Уварова до Никиты Михалкова (Русский консерватизм: проблемы, подходы, мнения. «Круглый стол») // Отечественная история. - 2001. - № 3; Репников А.В. Тернистые пути консерватизма в России // Общественные науки и современность. - 2002. - № 4; Русский консерватизм: проблемы, подходы, мнения. «Кругый стол» // Отечественная история. - 2001. - № 3; Минаков А.Ю. Русский консерватизм в современном российской историографии: новые подходы и тенденции изучения // Отечественная история. - 2005. - № 6.. Консерватизм, как течение общественной мысли, обсуждается и на научных конференциях Исследования по консерватизму. Вып. 1. Консерватизм в современном мире: материалы международной научной конференции. - Пермь, 1994; Лукьянов М.Н. «Самые чёрные дни у нас ещё впереди»: консерваторы о будущем России накануне Первой мировой войны // Исследования по консерватизму. Консерватизм и цивилизационные вызовы современности. Материалы международной научно-практической конференции. - Пермь, 2000.. В последнее десятилетие был защищен ряд диссертаций, в которых на рассмотрение выносились различные аспекты консервативной мысли Лебедев С.В. Система ценностей философии русского консерватизма второй половины XIX века: Дис… докт. филос. наук. - СПб, 2004; Самойлова Е.Г. Консервативные круги российской интеллигенции в период подъёма революции 1905-1907 гг. (На материалах Санкт-Петербурга): Автореф. дис… канд. ист. наук. - СПб, 2004; Архипов С.Н. Социально-философский анализ консерватизма: Автореф. дис… канд. филос. наук. - Саранск, 2004; Котов А.Э. Проблема государственного строительства в русской консервативной печати 70-90-х гг. XIX в.: Дис… канд. ист. наук. - СПб, 2006..

Во-вторых, необходимо выделить работы учёных-исследователей, посвящённые анализу религиозно-философских взглядов славянофилов. Общественно-политические взгляды славянофилов достаточно хорошо освящены в работах Н.И. Цимбаева «Славянофильство (из истории русской общественно-политической мысли XIX века» Цимбаев Н.И. Славянофильство: из истории русской общественно-политической мысли XIX в. - М., 1986. и «И.С. Аксаков в общественной жизни пореформенной России» Цимбаев Н.И. И.С. Аксаков в общественной жизни пореформенной России. - М., 1978., Т.И. Благовой «Родоначальники славянофильства: Алексей Хомяков и Иван Киреевский» Благова Т.И. Родоначальники славянофильства: Алексей Хомяков и Иван Киреевский. - М., 1995., Е.А. Дудзинской «Славянофилы в пореформенной России» Дудзинская Е.А. Славянофилы в пореформенной России. - М., 1994.. Также необходимо отметить ряд статей, в которых рассматриваются взгляды представителей славянофильского течения -«Раннее славянофильство и утопический социализм» С.С. Дмитриева Дмитриев С.С. Раннее славянофильство и утопический социализм // Вопросы истории. - 1993. - № 5., «Внешнеполитические взгляды славянофилов конца XIX в.» В.М. Хевролиной Хевролина В.М. Внешнеполитические взгляды славянофилов конца XIX в. // Новая и новейшая история. - 1998. - № 2., «Слывянофилы и Константин Леонтьев» А.Л. Янова Янов А.Л. Славянофилы и Константин Леонтьев // Вопросы философии. - 1969. - № 8.. Л. Савельев в работе «Записки по русской философии» в главе III рассматривает воззрения славянофилов Савельев Л. Записки по русской философии // III. Русское национальное возрождение // Славянофилы. - Москва. - 1993. - № 4.. В своей статье Л. Савельев дает как общую характеристику взглядов славянофилов, так рассматривает и каждого представителя «раннего славянофильства» в отдельности. Стоит также отметить и диссертацию Н.И. Цимбаева, посвященную изучению взглядов славянофилов - «Общественно-политические взгляды славянофилов» Цимбаев Н.И. Общественно-политические взгляды славянофилов: Дис. док. ист. наук. - М., 1986..

Большое внимание представителям славянофильского течения и их взглядам в своих работах уделяли их современники - К.Н. Леонтьев, К.П. Победоносцев, Ф.М. Достоевский, Н.А. Бердяев Леонтьев К.Н. Славянофильство теории и славянофильство жизни // Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. - М., 2007; Достоевский Ф.М. Признание славянофила // Достоевский Ф.М. Дневник писателя. - М., 2007; Победоносцев К.П. Аксаковы // Константин Победоносцев. Великая ложь нашего времени. - М., 2004; Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков. - М., 1912., В.С. Соловьёв и др..

В-третьих, необходимо выделить работы, посвящённые исследованию религиозно-философских взглядов представителей, так называемого «почвенничества» - Н.Я. Данилевского, Ф.М. Достоевского, Ф.И. Тютчева, К.Н. Леонтьева. Оценку их взглядам давали Н.А. Бердяев, Д.С. Мережковский, В.В. Розанов, В.С. Соловьёв Бердяев Н.А. К. Леонтьев - философ реакционной романтики; Мережковский Д.С. Страшное дитя; Розанов В.В. О Константине Леонтьеве; Соловьёв В.С. Памяти К.Н. Леонтьева // Леонтьев К. Восток, Россия и Славянство. - М., 2007; и др.. В настоящее время взглядам неославянофилов учёными-исследователями уделяется очень большое внимание. В последние годы появилась серия научных работ, посвящённых анализу воззрений представителей почвенничества. Среди таких работ можно выделить «Споры о судьбах России: Н.Я. Данилевский и его книга “Россия и Европа”» Б.П. Балуева, «Пророчества Константина Леонтьева» А.А. Королькова Балуев Б.П. Споры о судьбах России: Н.Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа». - Тверь, 2001; Корольков А.А. Пророчества Константина Леонтьева. - СПб, 1991.. Общественно-политические взгляды представителей почвенничества являются объектами многих исследований и диссертационных работ, среди которых можно отметить сборник статей «К.Леонтьев, наш современник» К.Леонтьев, наш современник: Сборник / Сост. Б. Адрианов, Н. Мальчевский. - СПб, 1993., диссертации И.Н. Береговской, С.В. Хатунцева, М.Ю. Чернавского, А.Л. Янова Береговская И.Н. Философия К.Н. Леонтьева в социо-культурном контексте: Дис… канд. филос. наук. - М., 2004; Хатунцев С.В. Общественно-политические взгляды К.Н. Леонтьева в 50-е-начале 70-х гг. XIX века: Автореф. дис… канд. ист. наук. - Воронеж, 2004; Чернавский М.Ю. Религиозно-философские основы консерватизма К.Н. Леонтьева: Дис… канд. филос. наук. - М., 2000; Янов А.Л. Славянофилы и Константин Леонтьев (Буржуазный миф о «пророчестве Константина Леонтьева» и русская консервативная мысль XIX столетия): Автореф. дис.. канд. филос. наук. - М., 1970.. Также воззрениям неославянофилов посвящён ряд статей на страницах журналов «Вопросы истории», «Вопросы философии», «Москва», «Родина». Среди опубликованных статей можно выделить статьи С.В. Хатунцева, А.Л. Янова, А. Антонова, Д. Володина, Е.В. Дмитриева, С.Н. Пушкина Хатунцев С.В. Отечественная история в системе общественно-политических взглядов К.Н. Леонтьева // Вопросы истории. - 2004. - № 1; Хатунцев С.В. Проблема «Россия - Запад» во взглядах К.Н. Леонтьева (60-е гг. XIX века) // Вопросы истории. - 2006. - № 3; Антонов А. Леонтьев и Ницше // Москва. - 1995. - № 4; Володин Д. Летопись распада: угадал ли в XIX веке Константин Леонтьев будущее России конца XX века? // Родина. - 2000. - № 7; Пушкин С.Н. Идейные истоки историософских взглядов К.Н. Леонтьева // Вопросы истории. - 2007. - № 2; Емельянов-Лукьянчиков М.А. Константин Леонтьев о социализме в России // Вопросы истории. - 2007. - № 10; Янов А.Л. Славянофилы и Константин Леонтьев // Вопросы философии. - 1969. - № 8; Дмитриев Е.В. Фёдор Иванович Тютчев: Штрихи к творческому портрету // Вестник московского университета. Серия 12. Политические науки. - 2003. - № 5. .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.