Рефераты. Государственный политический строй СССР в 1941-1945 гг.

Государственный политический строй СССР в 1941-1945 гг.

1

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Государственный строй
    • 1.1 Конституционные органы Советского государства
    • 1.2 Советские Вооруженные Силы
    • 1.3 Партизанское движение
    • 1.4 Судебно-прокурорские органы в 1941 - 1945 годы
  • Глава 2. Право в 1941-1945
    • 2.1 Гражданское и хозяйственное право
    • 2.2 Семейное право
    • 2.3 Трудовое право
    • 2.4 Колхозное и земельное право
    • 2.5 Процессуальное законодательство
    • 2.6 Уголовное право
  • Заключение
  • Список источников

Введение

Великая Отечественная война требовала глубокой, многосторонней перестройки государства в соответствии с условиями военного состояния. Эта перестройка осуществлялась в русле общественных военно-политических мероприятий СССР, направленных на разгром врага.

Уже 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О военном положении», а 29 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР обратились к партийным и советским органам с директивой, в которой была изложена в общей форме программа мероприятий Коммунистической партии и государства по борьбе с фашистским агрессором. В новой обстановке была проведена серьезная перестройка государственного аппарата. В условиях военного времени еще более усилилась роль центральных органов власти и управления, хотя вместе с тем была проведена и определенная децентрализация, вызванная необходимостью оперативно решать конкретные вопросы управления. Значительно изменилась структура управленческого аппарата, лишние звенья были отсечены, многие подразделения параллельного действия слиты, штаты значительно сокращены.

Великие жертвы понес советский народ в суровые годы войны: свыше 20 млн. человек погибли, 25 млн. лишились крова, 1710 городов и поселков городского типа, более 70 тыс. сел и деревень, 6 млн. зданий были разрушены и сожжены немецко-фашистскими оккупантами. Почти 32 тыс. промышленных предприятий, 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов и 2890 МТС, 65 тыс. км железнодорожного пути, тысячи мостов и станций, десятки тысяч учреждений культуры были сожжены, разрушены и разграблены врагом. Победа над фашизмом и милитаризмом в этой величайшей из войн стала важным рубежом в судьбах человечества.

Советские воины показали чудеса массового героизма, ведя бои порой с превосходящими силами противника в самых невыгодных условиях. На захваченной врагом территории стали организовываться партизанские отряды. Страна превратилась в единый военный лагерь. Все народное хозяйство было подчинено удовлетворению нужд фронта. Эта война показала всему миру силу патриотизма народов СССР. Безмерная любовь к Отчизне, ее свободе и независимости явилась главной движущей силой Победы.

Целью данной курсовой работы есть рассмотрение государственно-политической системы СССР в 1941- 1945 гг. и то, какие изменения в ней произошли в сравнении с мирным временем.

Объектом исследования есть законы и другие нормы, принятые в этот период. В ходе написания работы необходимо использовать исторические методы, статистические и логические исследовательские приемы.

Глава 1. Государственный строй

1.1 Конституционные органы Советского государства

В период войны полностью сохраняли свои конституционные правомочия и действовали высшие органы государственной власти и управления СССР: Верховный Совет СССР и его Президиум, Совет Народных Комиссаров СССР, а также наркоматы и ведомства, республиканские органы власти и управления, местные органы и др11 История государства и права СССР. Ч.2.(Советскмй период): Учебник/Под ред. Г.С.Калинина, Г.В.Швекова.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрид. лит., 1981. - 117с..

Созданные временные чрезвычайные органы власти и управления, включая Государственный Комитет Обороны (ГКО), в своей деятельности опирались на аппарат Советов и других конституционных органов.

Но война внесла свои коррективы в организацию и порядок работы государственного аппарата. Она, в частности, помешала проведению в предусмотренные законом сроки очередных выборов в Советы всех ступеней. Президиум Верховного Совета СССР и президиумы Верховных Советов союзных республик были вынуждены в течение 1941--1945 гг. неоднократно откладывать проведение очередных выборов и продлевать полномочия соответствующих Советов. Продолжали выполнять свои обязанности избранные в предвоенное время депутаты Верховного Совета СССР, Верховных Советов республик и местных Советов. В силу военной обстановки и в связи с призывом многих, а зачастую и большинства депутатов в армию, нарушались и сроки созыва сессий Советов. К 1 января 1945 г. из состава местных Советов выбыло более 59% всех депутатов, избранных до войны. Подавляющее их большинство сражалось на фронте. Ушли в армию и более 38% членов исполкомов Советов. За годы войны трижды--в 1942 году (июнь), 1944 году (январь-февраль) и в 1945 году (апрель)-- созывались сессии Верховного Совета СССР, решавшие вопросы военного государственного бюджета, утверждения договоров со странами антигитлеровской коалиции и др. С учетом конкретных условий созывались сессии Верховных Советов и других союзных республик. В 1944 году Верховный Совет принял Закон о расширении прав союзных республик. Продолжали выполнять свои обязанности депутаты Верховного Совета СССР, Верховных Советов республик и местных Советов, отдавая все свои силы организации обороны страны на фронте и в тылу.

В годы войны полномочными признавались сессии Советов, на которых присутствовали 2/3 наличного состава депутатов (по Конституции полномочными они считались при наличии 2/3 депутатов от числа избранных). Возросла роль депутатов-женщин.

Естественно, усилилось значение исполнительных органов Советов, ряд исключительных полномочий Советов осуществлялся их исполкомами. Так, исполкомы вышестоящих Советов могли без проведения дополнительных выборов, путем кооптации пополнять состав исполкомов нижестоящих Советов представителями партийно-советского актива. Такая практика имела наиболее широкое применение на освобожденной от врага территории при восстановлении здесь органов Советской власти. Большую роль в восстановлении Советов на освобожденной от врага территории сыграли специально создаваемые для этой цели партийно-советские оперативные группы. По существу практика выборов Советов была заменена системой назначений. Централизация государственного управления, повышение роли исполнительно-распорядительных узкоколлегиальных советских органов были в условиях Великой Отечественной войны в известной степени объективно оправданными, так как вытекали из необходимости концентрации руководства всеми силами и ресурсами страны для разгрома врага.

Во время войны значительно усилилась интеграция, слияние партийного и государственного руководства различных уровней. Труднейшие задачи военного времени, которые не всегда можно было решить традиционными методами государственного принуждения, выполнялись зачастую коммунистами в силу партийного долга, партийной обязанности и ответственности за страну.

Естественно, в деятельности Советов депутатов трудящихся на первый план выдвинулась функция организации военной защиты Родины. Органы власти проводили военные мобилизации, помогали в создании резервов, отправке на фронт пополнений, в материальном снабжении войск, занимались оборонительным строительством, местной противовоздушной обороной. Они в трудной военной обстановке поддерживали порядок и организованность, следили за неукоснительным выполнением законов военного времени. Исполкомы Советов осуществляли и хозяйственно-организаторскую функцию, участвуя в военной перестройке народного хозяйства. На них лежала и такая нелегкая обязанность, как обеспечение в трудной обстановке войны необходимых условий жизни и труда для населения областей, городов, сел. Активность и ответственность Советов повсеместно возросли11 История государства и права СССР: Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. - М.: Юрид. лит., 1988. - 214 с..

В центре Президиум Верховного Совета СССР продолжал принимать важнейшие правовые акты. К ним относятся указы о мобилизации в Советскую Армию и о введении военного положения, акты о создании новых, в том числе и чрезвычайных, государственных органов, о структуре Вооруженных Сил, о ратификации международных договоров, связанных с войной и ее завершением, об организации наградного дела и т. п.

Суровые условия Великой Отечественной войны вызвали к жизни создание и специальных чрезвычайных органов, наделенных особыми полномочиями, действовавших только в период войны.

30 июня 1941 г. постановлением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров ввиду чрезвычайного положения и в целях быстрой мобилизации всех сил народов СССР для отпора врагу был создан Государственный Комитет Обороны под председательством И. В. Сталина.

В руках ГКО была сосредоточена «вся полнота власти в государстве». Никогда еще -- ни до, ни после войны -- в стране не имелось органа с такими неограниченными полномочиями, просуществовавшего свыше 4 лет и не предусмотренного Конституцией СССР. Иногда его сравнивают с Советом Рабочей и Крестьянской Обороны времен гражданской войны. Но сфера полномочий последнего, как чрезвычайного органа, была все же более ограничена. Постановления же ГКО имели силу законов военного времени. Партийные, советские, хозяйственные, военные и общественные организации, все граждане СССР обязаны были неукоснительно выполнять постановления и распоряжения ГКО. Своего большого аппарата сам ГКО не имел, а действовал через партийные, государственные органы и общественные организации. Для оперативного решения вопросов на фронтах, в военно-промышленных наркоматах и ведомствах, во многих республиках, краях и областях, на важнейших предприятиях и стройках учреждались должности уполномоченных ГКО. Они контролировали выполнение постановлений ГКО. При ГКО по необходимости образовывались специальные комитеты и комиссии (например, Транспортный комитет ГКО).

В ряде областных центров и городов в 1941--1942 гг., когда возникала угрожающая обстановка, создавались местные комитеты обороны. Они были созданы в Севастополе, Сталинграде, Туле и др.-- всего в 60 с лишним городах. Обороной Москвы и Ленинграда руководил непосредственно ГКО.

Городские комитеты обороны объединяли партийное руководство, гражданскую и военную власть на местах. Председателями комитетов обороны были первые секретари обкомов или горкомов партии, их членами -- руководители местных советских и военных органов. Городские комитеты обороны руководили оборонительным строительством, созданием народного ополчения и других добровольческих формирований, организовывали производство и ремонт техники и вооружения. Компетенция ГКО не отграничивалась от компетенции высших органов власти и управления, он работал вместе с ними, осуществлял руководство обороной через постоянно действующие звенья государственного аппарата и в центре и на местах.

Для ликвидации преимущества врага в авиации, танках, минометном вооружении Президиум Верховного Совета СССР образовал в сентябре 1941 года Наркомат танковой промышленности, в ноябре 1941 года преобразовал Наркомат общего машиностроения в Наркомат минометного вооружения (Наркомат авиационной промышленности был создан перед войной).

Для организации эвакуационных работ был создан Совет по делам эвакуации, который после образования ГКО работал под его руководством. В октябре 1941 года был образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров, предприятий промышленности. Совет и Комитет не имели особого аппарата и проводили работу через наркоматы и местные партийные и советские органы, где имелись бюро и комиссии по эвакуации. К концу декабря 1941 года, после разгрома немцев под Москвой, оба эти органа были упразднены. Для организации эвакуации и устройства населения при СНК СССР было создано Управление, а при СНК республик и облисполкомах -- отделы эвакуации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.