Огромные трудности испытывало Советское государство с обеспечением хозяйства рабочей силой. Для проведения мобилизации трудоспособного населения был создан Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР (30 июня 1941 г.), а при СНК республик и облисполкомах -- бюро по учету и распределению рабочей силы (в 1942 г.).
В 1942--1943 гг. страна испытывала большие трудности с топливом. Это потребовало принятия решительных мер по обеспечению промышленности, транспорта и населения топливом. В 1942 году при СНК СССР был создан Главснабуголь, а в 1943 году -- Главснабнефть и Главснаблес, а также Главное управление искусственного топлива и газа.
После первых побед Красной Армии и освобождения оккупированных районов Коммунистическая партия и Советское государство сразу же принимали меры к восстановлению разрушенного хозяйства. В январе 1943 года ЦК ВКЩб) и СНК СССР приняли постановление о восстановлении МТС и колхозов, а 21 августа 1943 г.--постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Для руководства этой работой был создан Комитет по восстановлению при СНК СССР. В 1943--1944 гг. в РСФСР, УССР, БССР, Молдавской и Прибалтийских республиках были созданы наркоматы жилищно-гражданского строительства, а при СНК СССР -- Комитет по делам архитектуры.
Среди других органов, созданных в годы Великой Отечественной войны, надо указать на управления и отделы по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих при СНК СССР, СНК союзных и автономных республик и исполкомах местных Советов, которые провели большую работу по оказанию помощи миллионам семей военнослужащих.
Большую работу провела созданная Президиумом Верховного Совета СССР (2 ноября 1942 г.) Чрезвычайная Государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. Были образованы также местные комиссии в республиках, областях (краях) и городах. Информационно-пропагандистскую работу проводило созданное в первые дни войны Совинформбюро.
1.2 Советские Вооруженные Силы
Великая Отечественная война внесла существенные изменения в состав, структуру и управление Вооруженными Силами. Организация Вооруженных Сил в годы войны подверглась наибольшей перестройке. Советскому государству пришлось в трудных условиях первых месяцев войны развертывать под огнем врага многомиллионную армию.
В соответствии с мобилизационным планом уже 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР, руководствуясь Конституцией СССР, объявил мобилизацию военнообязанных 14 возрастов по 14 военным округам страны. В первые дни войны в армию было призвано 5 млн. человек. Позже мобилизация была проведена и в других округах, и призыву подлежали мужчины в возрасте от 18 до 55 лет. К концу войны численность Советских Вооруженных Сил достигла 11 365 тыс. человек. Всего за время войны в Красной Армии служило около 31 млн. человек, родившихся до 1927 г. включительно.
Одной из важнейших задач военного строительства была массовая подготовка защитников Родины для пополнения действующей армии. Советское государство принимало меры, чтобы каждое новое пополнение приходило в армию и флот уже с навыками военного дела. В соответствии с постановлениями ГКО «О подготовке резервов в системе Наркомата обороны и НаркоматаВоенно-Морского Флота» от 16 июля 1941 г. и «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР» от 18 сентября 1941 г. обязательному обучению подлежали все мужчины в возрасте от 16 до 50 лет. Всего за годы войны систему военного предварительного всеобуча прошло около 18 млн. человек.
Военные мобилизации не были единственным источником пополнения Вооруженных Сил. В первые же дни войны патриотический подъем охватил всех советских граждан. В армию вступили сотни тысяч добровольцев. Стали формироваться дивизии народного ополчения, истребительные батальоны, добровольческие женские части и подразделения. В начале июля 1941 г. создание дивизий народного ополчения было санкционировано ГКО. Эти дивизии формировались на началах добровольности в районах, которым непосредственно угрожали фашистские войска, из граждан, не подлежащих обязательной мобилизации. Оказывая помощь кадровой армии, народное ополчение покрыло себя неувядаемой славой11 История отечественного государства и права. Ч.2: Учебник/Под ред. проф. О.И. Чистякова. - М.: БЕК, 1999. - 34с..
На территории, временно захваченной фашистами, росло число партизанских формирований -- яркое свидетельство активности народных масс в освободительной борьбе против оккупантов. Только по официальным данным, в партизанских отрядах и соединениях насчитывалось более 1 млн. бойцов. Народы СССР осознанно шли в бой, на жертвы и лишения ради приближения победы над фашистскими захватчиками.
Многое было сделано для совершенствования системы подготовки офицерских кадров. За годы войны такую подготовку прошло около 2 млн. офицеров.
В январе -- феврале 1943 г. для личного состава Красной Армии и Военно-морского Флота были введены новые знаки различия, восстановлены погоны.
В самый тяжелый начальный период войны в боях родилась советская гвардия. Воинским частям, кораблям, соединениям и объединениям (армиям), проявившим героизм, высокую организованность и умение громить врага, присваивались наименования гвардейских с вручением им гвардейских Красных Знамен. Для личного состава были установлены особые отличия в виде воинских гвардейских званий и нагрудного знака. Для поощрения особо отличившихся в боях солдат и офицеров в годы войны было учреждено 9 новых боевых орденов, в том числе ордена Суворова, Кутузова, Александра Невского, Отечественной войны, Славы и много медалей.
Была проведена реорганизация управления войсками. В июне -- августе 1941 г. была перестроена система органов стратегического и оперативного руководства Вооруженными Силами. 23 июня по решению Политбюро ЦК партии была образована Ставка Главного Командования (10 июля переименованная в Ставку Верховного Главнокомандования) -- высший орган стратегического руководства вооруженной борьбой. В нее вошли члены Политбюро ЦК партии и руководители Наркомата обороны: С. К. Тимошенко (председатель), С. М. Буденный, К. Е. Ворошилов, Г. К. Жуков, Н. Г. Кузнецов, В. М. Молотов, И. В. Сталин. 10 июля председателем Ставки был назначен И. В. Сталин, а 8 августа он стал и Верховным Главнокомандующим.
Рабочим аппаратом Ставки служили Генеральный штаб, Управления Наркомата обороны и Наркомата Военно-Морского Флота. Принимаемые Ставкой решения доводились до командования фронтов и флотов в виде директив Верховного Главнокомандования. В своей деятельности Ставка опиралась на военные советы фронтов. Связь с фронтами осуществлялась и через представителей Ставки, в задачу которых входили: координация действий фронтов, контроль за исполнением директив Верховного Главнокомандования, помощь фронтам в планировании, подготовке и осуществлении операций. Чаще всего Ставку представляли Г. К. Жуков, назначенный в августе 1942 г. первым заместителем Верховного Главнокомандующего, и начальник Генерального штаба А. М. Василевский.
Высшими объединениями войск с июля 1941 г. являлись три важнейших стратегических направления (Северо-Западное, Западное и Юго-Западное) во главе с Главным командованием направлений, а после реформирования направлений с июня 1942 г. высшими объединениями войск стали фронты, возглавляемые командующими и военными советами. Они и руководили военными операциями.
Военные советы фронтов и армий были постоянно связаны с ГКО и Верховным Главнокомандованием, несли перед ними полную ответственность за боевые действия, военную подготовку, политико-моральное состояние и материально-техническое обеспечение войск.
К соединениям в годы войны относились корпуса, дивизии, бригады. Командующим фронтами и армиями, командирам соединений, которые непосредственно руководили боевыми операциями, были предоставлены права по присвоению воинских званий, назначению на должности командного и начальствующего состава, награждению от имени Президиума Верховного Совета СССР орденами и медалями отличившихся в боях. Частями в Красной Армии являлись полки и некоторые отдельные подразделения.
С июля 1941 г. в частях и соединениях был введен институт военных комиссаров. Комиссары, руководя партийно-политической работой, наравне с командирами несли полную ответственность за боевую подготовку и боеспособность войск. Но в отличие от времен гражданской войны функциями контроля над командным составом комиссары не обладали. В подразделениях вводились должности политруков. После успешного развертывания многомиллионной армии, подъема ее морально-политического духа и боеспособности, накопления командирами опыта политической работы стало возможным укрепление единоначалия в управлении войсками. В октябре 1942 г. институт военных комиссаров в армии и на флоте был упразднен. Были введены должности заместителей командиров по политчасти. В партизанских отрядах военные комиссары были сохранены. При Главном политуправлении и при политуправлениях фронтов существовали партизанские отделы11 Чистякова О. И., Мартысевич И. Д. История государства и права СССР. - М. 1987. - 164с..
Для руководства партизанской борьбой в мае 1942 г. ГКО создал при Ставке Центральный штаб партизанского движения, а также штабы при военных советах фронтов, в сентябре 1942 г. было создано Главное командование партизанского движения.
Боевой опыт всех родов войск в годы войны регулярно обобщался и нашел свое четкое отражение в новых уставах и наставлениях, в том числе в Боевом уставе пехоты 1942 г., Наставлении по полевой службе штабов 1942 г., Наставлении по войсковой разведке и др.
1.3 Партизанское движение
Особо следует сказать о Советской власти на оккупированной фашистами территории. Захватчикам не удалось полностью ликвидировать на оккупированной территории советские государственные органы. Уже в директиве ЦК партии от 29 июня 1941 г. содержалось указание на необходимость организации борьбы в тылу врага, а 18 июля Политбюро ЦК ВКП(б) приняло специальное постановление о партизанском движении на оккупированной территории. В тылу врага развернулось в годы войны подлинно всенародное партизанское движение. К концу 1941 года начали создаваться партизанские штабы в республиках, отделы в Главном политуправлении и при политуправлениях фронтов. В мае 1942 года ГКО создал при Ставке Центральный штаб партизанского движения, а также штабы при военных советах фронтов; в сентябре 1942 года было создано Главное командование партизанского движения.
Летом 1943 г. свыше 200 тыс. кв. км советской земли в тылу врага находилось под полным контролем партизан. В тылу фашистских войск в разное время действовали 35 обкомов партии, 2 областных партийных центра, 2 межуездных комитета, 40 горкомов, 19 райкомов в крупных городах, 479 сельских райкомов и много других партийных органов различных уровней. В Ленинградской и Орловской областях, на Украине и в Белоруссии созывались подпольные сессии сельсоветов и райсоветов, проходили встречи партизан и подпольщиков -- депутатов Советов со своими избирателями. Важной особенностью функционирования Советской власти в тылу врага было то, что наряду с ее некоторыми традиционными довоенными органами их роль исполняло также командование партизанских формирований. Советские органы на оккупированной территории порой возникали и в виде чрезвычайных районных «троек», уполномоченных Советской власти и других государственных учреждений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6