Рефераты. Исторический анализ влияния патриархального уклада и православной церкви на положение женщины в русском обществе допетровского времени

p align="left">Женщины говорили: «Кто кого любит, тот того лупит, коли муж не бьет, значит, не любит»; пословицы эти и до сих пор существуют в народе, так же, как и следующая: «Не верь коню в поле, а жене на воле», показывающая, что неволя считалась принадлежностью женского существа. Иногда родители жены при отдаче ее замуж заключали письменный договор с зятем, чтобы он не бил жены. Разумеется, это исполнялось неточно. Положение жены всегда было хуже, когда у нее не было детей, но оно делалось в высшей степени ужасно, когда муж, наскучив ею, заводил себе на стороне любезную. Тут не было конца придиркам, потасовкам, побоям; нередко в таком случае муж заколачивал жену до смерти и оставался без наказания, потому что жена умирала медленно и, следовательно, нельзя было сказать, что убил ее он, а бить ее, по десяти раз в день, не считалось дурным делом. Случалось, что муж, таким образом, приневоливал ее вступить в монастырь, как свидетельствует народная песня, где изображается такого рода насилие. Несчастная, чтобы избежать побоев, решалась на добровольное заключение, тем более, что в монастыре у нее было больше свободы, чем у дурного мужа. Если бы жена заупрямилась, муж, чтоб разлучиться с немилою - постылою, нанимал двух-трех негодяев-лжесвидетелей, которые обвиняли ее в прелюбодеянии; находился за деньги и такой, что брал на себя роль прелюбодея: тогда жена насильно запирали в монастырь.

Не всегда, однако, жены безропотно и безответно сносили суровое обращение межей, и не всегда оно оставалось без наказания. Иная жена, бойкая от природы, возражали мужу на его побои бранью, часто неприличного содержания. Были примеры, что жены отравляли своих мужей, и за это их закапывали живых в землю, оставляя снаружи голову, и держали в таком положении до смерти; им не давали, есть и пить, и сторожа стояли при них, не допуская, чтобы кто-нибудь из сострадания покормил такую преступницу. Прохожим позволялось бросать деньги, но эти деньги употреблялись на гроб для осужденной или на свечи для умилостивления Божьего гнева к ее грешной душе. Впрочем, случалось, что им оставляли жизнь, но заменяли смерть вечным жестоким заточением. Двух таких преступниц за отравление мужей держали трое суток по шее в земле, но так как они попросились в монастырь, то их откопали и отдали в монастырь, приказав держать их порознь в уединении и в кандалах. Другие жены мстили за себя доносами. Как не безгласна была жена перед мужем, но точно так же были мужья безгласны перед царем. Голос жены, как и голос всякого, и в том числе холопа, принимали в уважение, когда дело шло о злоумышлении на особу царского дома или о краже царской казны. Гнатюк Ю.В. Сказания о стародавних временах русских. Пер. с англ. - М.: ТЕИС, 1998, стр 53.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав изученные материалы по теме, выбранной для нашего исследования, мы пришли к следующим выводам:

Во-первых, в результате работы над данной темой мы убедились, что на положение женщины в истории Руси постоянно оказывали влияние различные факторы: социально-экономические, антропологические, духовные.

Во-вторых, во время разложения первобытного общества мужчине стала отводиться преобладающая роль в хозяйстве, обществе и семье, т.к. развитие скотоводства, плужного земледелия, металлообработки требовало мужской силы. В условиях первобытнообщинного строя, будучи слабее, женщина вынуждена была подчиниться мужчине. В период перехода от матриархата к патриархату на статус женщины повлияли также антропологические изменения в человеческом сознании, т.е. пришло понимание причастности мужчины к продолжению рода.

В-третьих, в период языческой веры женщина была частично признана равной мужчине, т.к. эта вера, опираясь на мифологическое сознание, идеализировала женщину.

В-четвертых, в средние века при полном духовном господстве церкви отношение к женщине строилось аналогично церковным принципам. С принятием христианства статус женщины вновь принизился. На участие ее в церковном служении накладывались ограничения и запреты, для обоснования которых церковь ссылалась на авторитет Священного Писания. Защитница консервативных устоев, русская православная церковь поддерживала патриархальный уклад в целях сохранения своей доминирующей роли в обществе.

Таким образом, отношение в обществе к женщине строилось в зависимости от уровня развития общества. В отсталом первобытном обществе ценилась физическая сила и главным был закон природы - «выживает сильнейший». В средние века при полном духовном господстве церкви отношение к женщине строилось аналогично церковным принципам. Исключением является период языческой веры, в котором женщина частично была признана равной мужчине.

Практическим результатом нашей работы стал словарь терминов по исследуемой теме (см. Приложение 5).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

I. Литературный перечень

1. Айвазова С.Г. Гендерное равенство в контексте прав человека. - М.: Социс., 2001

2. Бер-Сижель Э. Рукоположение женщины в Православной церкви. - М.: Дрофа, 2000

3. Бер-Сижель Э. Служение женщины в церкви. - М.: Дрофа, 2002

4. Вардиман Е.Е. Женщина в древнем мире. - М.: Наука, 1990

5. Гнатюк Ю.В. Сказания о стародавних временах русских. Пер. с англ. - М.: ТЕИС, 1998

6. Дворниченко А.Ю. Древнерусское общество и церковь. - М.: Омега-Пресс, 1996

7. Жуковский В.И. Тайны шедевров. - М.: Астрель: АСТ, 1992

8. Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. - Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1992.

9. Костомаров М.И. Домашняя жизнь и права великорусского народа. -

М.: Просвещение, 1993

10.Кулаизина С. Семья - малая церковь. - М.: Астрель: АСТ, 1997

11.Пушкарева Н.Л. «А се грехи злые, смертные». - М.: Изд-во Проспект, 1999

12.Статистический сборник «Женщины России». - М.: Госкомстат, 1995

13.Яндиан Б. Одна плоть: Божий дар страсти - любовь, секс и роль в браке. - Спб.: Изд-во Лань, 1996

II. Интернет-ресурсы

1. www.ssu.samara.ru/nauka/2. www.library.ru ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1. Анкета социологического опроса

Уважаемые респонденты,

просим Вас ответить на следующие вопросы по теме нашего исследования:

1. Как Вы считаете, чем был обусловлен переход от матриархата к патриархату?

2. Какие известных русских женщин допетровского времени Вы знаете?

3. Как Вы думаете, почему мужчины на протяжении всей истории занимали ведущее положение в обществе?

4. Какое влияние, на Ваш взгляд, оказывала Православная церковь на статус женщины в период средневековья?

Спасибо за Ваши ответы!

Приложение 2. Псалмы Библии

Бытие, 5:2. Мужчину и женщину сотворил их,

И благословил их, и нарек им имя: человек,

В день сотворения их

Бытие, 2:21, 22. И навел Господь Бог на человека крепкий сон;

И, когда он уснул, взял одно из ребер его,

и закрыл то место плотию.

И создал Господь Бог из ребра, взятого

у человека, жену, и привел ее к человеку.

Бытие, 2:23. И сказал человек: вот, это кость от костей моих

и плоть от плоти моей; она будет называться

женою: ибо взята от мужаю

1 Коринфянам, 11:8,9. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа.

Галатам (3:28). …нет мужеского пола, ни женского:

ибо все вы одно во Христе Иисусе.

Деяния, 5:29и …должно повиноваться больше Богу,

нежели человекам.

Приложение 3. Таблица: владения Марфы Борецкой В круглых скобках приводятся данные по новому письму, что позволяет сделать вывод о приросте за полвека (с конца XV в. до 1576 г., когда составлялась ПК Обонежской пятины): деревень - на 10%, дворов - на 27, людей - на 20,8, обж - на 5%.

Пятина

Волости, погосты

Деревни

Дворы

Люди

Обжи

Деревская

Бежецкая

Шелонская

Вотская

Обонежская

Итого на основных территориях Новгородской земли.......................

Обонежская пятина (колонизированные в XV в. земли):

Итого на колонизированных землях......................

Всего во владениях:

царя (XVI в.)

Марфы (XV в.)

в. Березовец

п. Хохловский

п. Кострицкий

в. Липна

в. Усть-река

Глиненск

Видемер

п. Михайловский

п. Дубровенский:

д. Подгривье

д. Струпино

д. Горка

п. Опотьский

п. Струпинский

в. Победище

п. Михайловский

п. Никольский

п. Рождественский

в. Марфиньская

в. Кондуши

в. на Валтеге

п. Никольский на Оште:

волость

волость

волостка

п. Покровский

п. Никольский на Пудоге

п. Спасский на Кижах

в. Ивашковская

в. на Сенной

п. Спасский на Выгоозере

в. Марфьинская

п. Водлоозерский на Вар-Селге

68 (87)

2 (2)

33 (33)

15 (33)

151 (154)

- (10)

33 (44)

- ( - )

- (1)

- (1)

- (1)

- (1)

- ( - )

20 (20)

- (3)

214 (238)

- (126)

- (39)

- (78)

- (236)

- (127)

- (32)

1266

93

49

5

29

100

1

277

1543

1389

222 (416)

4 (3)

57 (68)

49 (66)

- (469)

- (15)

- (82)

- ( - )

- (1)

- (2)

- (2)

- (1)

- ( - )

- (28)

- (6)

247 (300)

- (231)

- (45)

- (120)

- (355)

- (142)

- (46)

2398

154

84

16

55

368

3

680

3078

2247

239 (429)

4 (3)

59 (85)

89 (87)

- (624)

- (19)

- (117)

- ( - )

- (1)

- (3)

- (2)

- (1)

- ( - )

- (52)

- (10)

484 (489)

- (223)

- (22)

- (127)

- (355)

- (86)

- (53)

2790

123

76

18

88

272

4

581

3371

2247

282 (366)

4 (3)

57 (80,6)

27 (50,16)

323 (770)

-

56 (85)

- (18)

- (1)

- (1,5)

- (1,5)

- (1,5)

- (8)

36 (34)

- (7)

278 (185)

- (118)

- (11)

- (20,3)

- (285)

- (30,6)

- (2,6)

2084,76

95

44

4

30,5

176, 86

2

352,36

2437,12

2315,26

Приложение 4. Отрывки из «Домостроя» Сильвестра

Как научать мужу жену свою, как угодить Богу и мужу своему, как хорошо устроить дом, завести в хозяйстве порядок, рукоделие всякое знать и самой делать.

Мужья должны поучать жен своих с любовью и разумно. Жены должны спрашивать мужей своих, как Богу и мужу угодить, дом свой устроить. Они должны им во всем покоряться. Они должны иметь страх Божий и соблюдать чистоту телесную. Став с постели, очистив себя и молитву сотворив, они должны женщинам и девкам «прислуги» задать урочную работу на день.

Хозяйка сама должна знать, как мука сеется, как квашня приготовляется, как в печи валяются хлебы, простые и сдобные, как выпекаются; она должна знать приготовление калачей и пирогов, количество муки, необходимое для этого, сколько чего можно сделать из четверти, осьмины или решета, сколько будет отрубей, сколько выйдет печения; меру должно знать во всем. Сама хозяйка должна уметь изготовлять мясные и рыбные блюда, всякие пироги и блины, всякие каши и кисели, всякие пирожки. Умея сама, пусть она и слуг научит этому.

В то время, когда хлеб пекут, стирают и белье, чтобы не выходило лишних дров. Хозяйка надсматривает, как стирают красные рубашки и лучшие вещи, сколько и на какое количество рубашек выходит мыла и золы, хорошо ли вымыто, выпарено, выполоскано, высушено и выкатано все.

Всему этому она должна знать счет, отдавать стирку по счету и принимать по счету.

Старые вещи должны быть бережно починены, ибо они пригодятся для сироток.

Сама хозяйка никогда, разве в случае болезни, не должна быть без дела; слуги, глядя на нее, должны вести себя также. Придет ли муж или гостья обычная, она должна всегда сидеть за работою.

Как устроить дом хорошо и чисто.

За всем этим жена должна смотреть, всему этому она должна учить слуг и детей, добром и лихом: коли не действуют слова - побоями. Но если муж увидит, что у жены и слуг нет порядка и делается не так, как здесь написано, то должен он жену научить. Когда она делает все как следует, то заслуживает любви и жалования; если же она не живет по наставлению, сама не исполняет своих обязанностей и слуг не учит исполнять, то пусть муж накажет и постращает ее наедине, а, наказав, пожалует и скажет доброе слово. Должно наказываться с любовью; не следует мужу сердиться на жену, а жене на мужа, но жить им в любви и откровенности. … Должно бить плетью и разумно, и больно, и страшно… Когда вина велика, когда ослушание значительное, снять рубашку и плеткою вежливенько побить, за руки держа… Да чтобы люди этого не видели и не слышали.

Приложение 5. Словарь терминов

Аскетизм - религиозный принцип, состоящий в ограничении и подавлении чувственных влечений и желаний, отказе от жизненных благ с целью достижения нравственного совершенства; религиозное подвижничество.

Дискурс - речь, беседа как объект лингвистического изучения.

Дислокальность - обычай раздельного проживания супругов, каждого в своей родственной группе, в эпоху перехода от матриархата к патриархату.

Инокиня - православная монахиня.

Матриархат (от лат. mater - мать и греческого arche - начало, власть; буквально власть матери) - одна из форм общественного устройства, в основном в ранний период первобытного общества. У некоторых народов матриархат предшествовал патриархату. Матриархат характеризуется матрилинейностью, матрилокальностью или дислокальностью брачных поселений.

Матрилинейность - счет происхождения и наследования по материнской линии.

Матрилокальность - обычай проживания супругов в общине жены.

Моногамия - историческая форма брака и семьи, единобрачие.

Неолитическая революция - переход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство), относящийся к периоду нового каменного века (8000 - 3000 лет до н.э.).

Номоканон - сборник церковных канонов и гражданских законов, касающихся быта и семейного права Византийской империи.

Патриархат (от греч. pater - отец и arche - начало, власть), преобладающая роль мужчин в хозяйстве, обществе и семье. Возник на основе подъема хозяйственной деятельности: развитие скотоводства, плужного земледелия, металлообработки. Эпоха патриархата - время разложения первобытного общества.

Патриархальная семья (большая семья) - форма семьи, во главе которой стоит мужчина. Возникает при патриархате, состоит из нескольких поколений ближайших родственников, ведущих совместное хозяйство.

Патрилинейность - счет происхождения, родства и наследования по отцовской линии в отцовском роде, исторически следует за матрилинейностью и сохраняется до наших дней.

Патрилокальный брак - обычай проживания супругов в общине мужа. Появляется при патриархате и сохраняется при моногамии.

Раввинский - относящийся к раввину, раввинам (раввин в иудаизме - служитель культа, духовный наставник, руководитель религиозной общины).

Синод (Святейший Всероссийский Правительствующий Синод) - в Русской Православной Церкви в 1721-1917 высшее церковное учреждение. Был учрежден в ходе преобразований Петра I вместо упраздненного им патриаршества как Духовная Коллегия (указом от 25 января 1721).

Схимница - в православии: инокиня, принявшая монашеский обет вести аскетический образ жизни (схиму).

Феминизм - 1) стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества; 2) женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в XVIII в., особенно активизировалось с кон. 60-х гг. XX в.

Экзегеза - толкование непонятных, неясных слов в древних, главным образом религиозных текстах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.