Высшим государственным учреждением Римской республики являлся Сенат, который принимал большинство важнейших экономических и правовых решений, связанных с управлением Римом и римскими территориями. Документы по его деятельности (законопроекты, отчеты, протоколы и др.) хранились в Эрарии -- государственном архиве Римской республики. Несмотря на то, что он находился в храме Сатурна, это был светский архив, где документы хранились вместе с казной, военными трофеями, материальными ценностями.
Эрарии как архив смешанного типа включал документы разного характера: дипломатические, политические, военно-договорные, организационно-распорядительные и административно-хозяйственные. Последние были представлены прежде всего материалами, связанными с принятием и исполнением законов, регулирующих вопросы торговли и имущественные права. Это речи, письма, сенатские и городские ведомости, законопроекты, эдикты, соглашения, поручения, декреты, отчеты о состоянии державы. Например, эдикт Тиберия Юлия Александра (68 г.) имел целью обеспечить интересы государства в тех случаях, когда лица, которым грозила конфискация имущества, могли попытаться спасти его, продав, заложив или передав кому-либо в счет возмещения долгов. Экономическая документация (договоры купли-продажи, ипотечные займы, брачные контракты), которая сохранилась в связи с введением в действие этого эдикта, свидетельствует о том, что Римское государство стремилось иметь данные о характере, количестве и стоимости движимого и недвижимого имущества, переходившего из рук в руки. Несмотря на то, что практически все письменные документы, поступавшие на хранение в архив, выполнялись на деревянных табличках, папирусе и пергаменте, тексты законов вырезались на медных досках и только после этого сдавались в отделение казны Эрария.
Тесно связанные с материалами по хозяйственным законопроектам статистические письменные данные также были широко представлены в Эрарии.
Позже Эрарий был переименован в Табулярий. В Табулярий регулярно поступали отчетные финансовые документы от наместников провинций (сенаторов, консулов, проконсулов), городских управляющих, магистратов, при которых создавались текущие хозяйственные архивы, направляющие по истечении времени наиболее важные сообщения и документы в Табулярий, который выполнял при этом роль центрального исторического архива. При Юлии Цезаре, когда на заседаниях Сената стали вестись вместо коротких записей подробные протоколы, позиции Табулярия существенно укрепились, и он окончательно стал сенатским архивом. Материалы, поступающие в Табулярий в виде деревянных дошечек, хранились в связках, папирусе - в свитках, пергаменте -- в тетрадях и книгах. Документы систематизировались по принадлежности к определенным учреждениям и по видам материалов, например «Книги сенатских постановлений», которые располагались в хронологическом порядке. Служащие архива, которых набирали квесторы, назвались «аппариторами». Они по существу являлись хранителями фондов и делились на две категории: скрибов (писцов-копиистов, занимавшихся регистрацией поступлений, выдачей справок) и табуляриев, производивших классификацию и систематизацию архивных материалов. Систематизированные документы хранились в специальных ящиках и футлярах (агптагшт).
Помимо Табулярия, в Римской империи существовало множество региональных государственных экономических архивов - у наместников провинций, цензоров, консулов, преторов, прокураторов и т. д. Они функционировали как текущие архивы, где в течение определенного срока хранились арендные договоры, долговые обязательства, контракты с откупщиками и подрядчиками, финансовые документы, отчеты по эксплуатации рудников и государственных земель, оперативные налоговые сводки
7. Производств. архивы гос-в Древ.Мира
Отсутствие практически во всех странах Древнего Двуречья частных производственных (ремесленных) архивов объяснялось слабым развитием ремесел. Ирригационное земледелие, грандиозное строительство, горные и металлургические проекты осуществлялись благодаря централизованному управлению. Поэтому технические и производственные материалы в странах ближневосточной цивилизации хранились вместе с общими хозяйственными документами. Во всех древневосточных государствах широко проводились строительные и гидротехнические работы, результаты которых находили свое отражение в таких документах, как технические описания, планы, рисунки, карты. Сохранились научно-технические источники, повествующие о создании в X--XI вв. до н.э. в Месопотамии ирригационных систем и подземных каналов, планы строительства крепостных стен, хозяйственных и общественных построек в Вавилоне. Эта часть экономической документации откладывалась как в государственных архивохранилищах, так и в частных фамильных архивах, принадлежавших отдельным лицам, организовавшим или финансировавшим тот или иной вид работ. Эпиграфические архивы, которые оставили нам писцы-камнерезы, запечатлевшие важную административно-хозяйственную и производственно-техническую информацию на стенах дворцовых и храмовых сооружений, стелах, гробницах, столбах и т.д.
8. Возникнов. муницип. Арх. В Зап.Европе
С ростом городов (центр ремесла и торговли) образовывались различные типы хозяйственных архивов. Однако первое место по своей значимости и объемам занимали архивы городской администрации, которые наиболее полно отражали основные хозяйственно-административные функции средневековых городов. Городские архивы, которые сначала помешались в монастырях, а затем в ратушах, окончательно оформились в связи с образованием органов городского самоуправления. Фискальная и хозяйственная деятельность городских властей порождала многочисленную финансовую, статистическую и экономико-управленческую документацию, которая хранилась при канцелярии городского совета. Пример -архив Женевы. 1 этап управл. - духов-во управляет городом, несистематизированное накопление и хранение экономической документации вместе с дипломатической, юридической и т.д. Экон. документы хранились в самих монастырях или феодальных поместьях вместе с матер.ценностями.
Второй этап формирования архива - с ростом города и укреплением его политических и экономических позиций многие важные документы, подтверждающие права церквей и светских феодалов на владение какой-либо собственностью, находившейся в черте города или вблизи от него, били перенесены в городской собор Св. Петра (счетные книги, записи о поступлениях продовольствия в городские склады и монастыри, первичные статистические данные о населении города, собираемые в целях налогообложения, планы городских общественных зданий и церквей, сведения о доходах города, получаемых от торговых сделок и сбора тех или иных пошлин.)
Третий этап - управление городом в специально построенную для этого ратушу, куда вместе с советом по муниципальному управлению был перенесен и городской архив. Если в аппарате прежнего правления выделялись только две административные структуры -- секретариат и городское казначейство, то теперь хозяйственные функции выполнялись уже несколькими подразделениями Совета, важнейшим из которых стало контрольно-финансовое подразделение, проводившее систематические проверки правильности ведения финансовых документов.
Формирование хозяйственных документальных комплексов по функционально-видовому признаку например, «Налоговые книги», «Книги счетов», «Планы стоительства».
Документы в ратуше хранились до XVI в. в различных бюро центральной администрации, что, естественно, отражалось на их сохранности. С работы над описями, которую, начиная с XVI в., стали проводить исключительно архивисты, принимавшие специальную присягу, начинается упорядочение дел в архиве, вводится учет и более логичная систематизация документов.
Анализируя особенности организации муниципальных архивов, нельзя не отметить их роль в интеллектуальной эволюции средневекового мира, в которой города также занимали центральное место
9. Производственные архивы стран Зап.Европы в средние века (арх мануф, цеховые, ремесленные)
Особенность - в семейности, «семейные архивы», передавались по наследству. ремесленники объединялись в гильдии, документы хранились на руках у владельца гильдии. документы, связанные с покупкой лицензии. цеховых архивах хранились арендные договора и квитанции об уплате фикты, но чаше они работали в собственных домах и держали учеников и подмастерьев. У ремесленных мастеров имелись домашние архивы, в которых хранились письменные заказы на изготовление товаров, счета за покупку сырья, расписки о продаже товаров, договоры с торговцами -- поставщиками сырья и скупщиками готовых изделий.
Мануф-ры -15-16 вв, ручной труд+машины. Если рассеянная - доки у одного чела, если круп.централиз., то доки хранились в арх. мануф.
По мере расширения производственных помещений некоторые производственно-технические и технологические документы (часть семейного архива) стали храниться непосредственно в мастерских в специальных ящиках или шкафах. При этом документы группировались по формату или по виду, а иногда по производственному признаку, в зависимости от наименования изделий. Отдельно хранились статуты и уставы цехов. Размещение архивов непосредственно на производстве распространилось в связи с появлением и развитием мануфактур, а затем фабрик. Однако финансово-бухгалтерские материалы продолжали оставаться в семейных архивах ремесленников.
По мере развития техники и усложнения технологии все большее значение приобретали централизованные мануфактуры с централизованными архивами, чаще всего организационно-техническими. Наличие таких архивов становилось необходимым условием функционирования производства. Часто казначей-бухгалтер для финдел предприятия.
Архивы частных мануфактур носили полусемейный характер и были довольно далеки от современных предпринимательских, отражающих в полном объеме всю сферу управления производством.
10. Государств. и ведомственные архивы США в 19 в
Развитие экономических и хозяйственных архивов, отложившихся на уровне государственных структур в США в индустриальный период, осуществлялось в рамках процесса дальнейшего становления и укрепления новой американской национальной экономики, оформления соответствующей системы правительственных органов. После войны за независимость в Северной Америке 1775--1783 гг. в образовавшемся государстве было введено федеральное устройство, при котором на администрацию штатов возлагалось хранение и использование документов правительственных учреждений, региональных и городских управляющих органов в соответствии с местным законодательством. Это определило многообразие подходов в организации архивов, наличие серьезных различий в практике работы с документами, трудностей в координации и централизации в управлении архивами не только на уровне федерального правительства, но и в пределах отдельных штатов. В индустриальный период значительно усилилась роль федерального центра. Объединение Севера и Юга в 60-х годах XIX в. создало необходимые предпосылки для формирования целого ряда федеральных институтов с общефедеральными целями и задачами, ставшими создателями достаточно обширных и разнообразных по содержанию текущих архивов национального значения. Несмотря на преобладание в экономике США частного бизнеса, существенно расширившего свои позиции во второй половине прошлого столетия, можно сказать, что строительство финансово-промышленной инфраструктуры (железнодорожной, энергетической системы, комплекса тяжелой промышленности) осуществлялось либо под контролем правительства или с его непосредственным участием, либо за счет бюджетных ассигнований. Экономические функции государственных учреждений обусловили наличие в их делопроизводственных службах большого количества документов хозяйственного содержания. Прежде всего это касается комитетов и комиссий Конгресса и его департаментов. В деятельности Конгресса США и его исполнительных органов откладывались документы по разработке и принятию экономических законов, регулированию трудовых отношений на производстве, правительственным заказам частным компаниям, переписка с государственными предприятиями, проекты по развитию, реконструкции промышленности, строительству различных объектов. Например, архив Комиссии труда и образования, созданный в 1867 г., составляли материалы по национальной индустриальной политике, профессионально-техническому обучению, трудовому законодательству, зарождению профсоюзного движения рабочих. В архиве департамента Коммерции и индустрии, образованного в 1903 г., отложилось немало программ по управлению бизнесом в США, строительным совместно с частными фирмами проектам, в частности, по сооружению Панамского канала. Вся отчетная документация по контролю за финансовой деятельностью предприятий, а также налоговые материалы поступали на хранение в делопроизводственную службу Департамента казначейства. Статистические материалы, которые еще с 1810 г. стали включать в официальную американскую статистику вопросы, касающиеся регистрации мануфактур, фабрик с указанием сведений о выпускаемых ими изделиях, контролировались в Бюро по переписи и статистике, которое до 1902 г. существовало при департаменте Коммерции. В начале XIX в. в США впервые в мире стала использоваться деловая статистика, которая применялась для оценки разных предприятий по таким характеристикам, как производительность, эффективность и т.д. Немаловажную роль в экономическом развитии США сыграли правительственные программы в области создания национальной системы водного и наземного транспорта, обеспечивших успешное и эффективное осуществление индустриализации в общегосударственном масштабе. Материалы, отражающие выполнение государственных заказов компаниям на строительство кораблей, проектов транспортных и гидротехнических сооружений, составляли текущие делопроизводственные комплексы Транспортного отдела, который был создан в 1862 г. при Департаменте внутренних дел33. В связи с отсутствием в стране централизованной системы государственного комплектования и Национального архива, правительственные документы частично оставались в текущих архивах или делопроизводственных службах по месту их создания (департаментах, комитетах, комиссиях), либо (это касается обобщенных итоговых материалов) поступали на хранение в библиотеки, например, в Библиотеку Конгресса США. Такое раздробление в хранении официальных правительственных документальных источников не могло не беспокоить американских историков, которые, начиная со второй половины XIX в., начинают выступать за создание общегосударственного хранилища исторических материалов центральных учреждений. Много сделала для сбора и сохранения архивных документов Американская историческая ассоциация, основанная в 1884 г. Образованная при ней Историческая комиссия манускриптов подготовила первые справочники по архивным источникам. В 1899 г. при ассоциации была образована Архивная комиссия, проводившая серьезную работу по обследованию архивов штатов с публикацией подробных отчетов. С другой стороны, в высших и центральных учреждениях и местных органах, созданных сразу после принятия конституции США 1789 г., за прошедшее с тех пор столетие скопились значительные объемы документации. Комиссии Конгресса, назначавшиеся в 90-е годы XIX в. для обследования состояния архивов правительственных органов, пришли к выводу о необходимости архивной реформы. В 1909 г. по инициативе Архивной комиссии состоялась первая конференция архивистов, в которой приняли участие представители многих штатов. В 1913г. Конгресс США принял решение о подготовке проекта для создания Национального архива, которому суждено было реализоваться только в 1935 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4