Рефераты. История архивного дела

p align="left">В этой связи архивы предприятий (Анг) в самом начале промышленного переворота почти не содержали технической документации. Однако к началу XIX в. на предприятиях фабричного типа стали создаваться текущие и, как правило, децентрализованные архивные подсистемы: производственно-техническая, бухгалтерская, финансово-коммерческая, административная и кадровая. С конца XIX - начала XX в. к указанным архивам присоединяется архив научно-исследовательских подразделений и патентное бюро.

Состав подавляющего большинства фабричных архивов вплоть до конца XIX в. мало чем отличался от мануфактурных. Это документы, непосредственно связанные с функционированием производства (фабричные технологические планы, регламенты, чертежи и рисунки, патенты, технические и памятные записки, промышленные образцы); различные административные документы (разрешения и указания королевской администрации на производство, выпуск и продажу продукции, доклады и отчеты по общей деятельности фабрики, проверке работы предприятия, выписки из трудового законодательства, инструкции, регулирующие условия приема и увольнения рабочих и т.д.); коммерческие документы, связанные с закупкой сырья, продажей продукции, сведения о поставщиках и покупателях и т.д.; бухгалтерские документы, регулировавшие все финансовые операции, уплаты налогов, выплату зарплат, подсчеты затрат и доходов.

15. Эволюция производств.архивов в США в 17-19 в

В раннеиндустриальный период смешанный характер собирания документов. Отсутствие какой-либо явной специализации и профильности по видам деятельности, отраслевым признакам или функциям. Основой всему по-прежнему являлся семейный архив фермера с соответствующим составом и содержанием хранящихся в нем материалов. К 40-м годам XIX в., когда отдельные фермеры из домашних промыслов создавали мануфактурные производства с использованием сначала труда только членов семьи, а затем и наемных рабочих, в фермерском архиве стали присутствовать и мануфактурные регламенты, и договоры по найму, купчие на сырье и простые орудия труда, заказы на изготовление продукции. Создателями фабрик были бывшие фермеры, коммерсанты, заинтересованные в сохранении документов, отражавших вопросы, связанных с получением различных займов под открытие заводов, продажами акций, взаимоотношениями с поставщиками и покупателями, страхованием жизни рабочих и недвижимостью предприятий. С укрупнением производственных и коммерческих фирм вырастает роль архивов.

1) смешанный тип архивов фермерско-мануфактурно-фабричного производства, отсутствие каких-либо самостоятельных структурно-организационных форм - 50-80 19 в.

2) постеп. Разв. Пром. архивов под влиянием процессов укрупнения фабрично-заводских предприятий, усложнением системы их управления, использования научных исследований - 80е годы-1914.

Возрастает значение отчетно-плановых и расчетно-бухгалтерских документов в общем делопроизводственном комплексе фирмы, становится необходимым их сохранение и использование как исходного материала для анализа ситуации на фирме, вступающей в новый финансовый год. Внедрение основ менеджмента в промышленности стумулировало развитие исследований и собственно технологической науки непосредственно на производстве, что сделало научную документацию неотъемлемой частью архива предприятия.

К началу XX в. определились приемы классификации, систематизации и хранения документов в архивах фирм. Прежде всего следует заметить, что употребляемый нами термин «архив» практически не фигурирует в документах, регламентирующих работу с текущими и устаревшими документами на американских предприятиях периода индустриализации, в качестве названия единой службы, организующей прием и хранение источников с ретроспективной документной информацией. Отсутствие практики выделения из общего документооборота материалов, потерявших оперативное значение, и оценки их исторической ценности порождало специфическую методику их постоянного совместного хранения по структурным подразделениям, децентрализованно. Если на предприятии скапливалось большое количество устаревшей документации, она частично уничтожалась, частично направлялась в научно-технические или экономические библиотеки, организация которых на американских фирмах в конце XIX в. стала массовым явлением

16. Национальная арх.реформа в США в первой пол. 20 века

Национальный Архив и сеть госархивов - создание к 1935, предпосылки - 10 вопрос.

Образованный в 1934 г., национальный архив изначально принимал источники не только по истории национальной экономики, поступавшие в основном из государственных правительственных учреждений, но и по истории фирм частного сектора. Политика национального архива объяснялась самой историей развития США: государство было построено на принципах свободного предпринимательства, пронизывающих всю систему общественных отношений. Именно бизнес-источники отражали процесс складывания деловых связей, механизм постоянного совершенствования рыночной и деловой инфраструктуры Экономическая часть национального архива формировалась посредством комплектования организационно-хозяйственной, производствен но-управленческой, финансовой и статистической документацией соответствующих федеральных органов. Именно в источниках комплектования и его обязательности как такового состояло первое отличие профаммы национального архива от профаммы Гарвардского университета. Первоначальное комплектование проводилось по заранее составленным спискам источников комплектования и перечням дел ведомств. Документы, созданные до 1895 г., в перечни не включались, их передавали в национальный архив. Помимо уже существующих федеральных служб и министерств экономического профиля -- таких, как департамент коммерции, статистическое бюро или министерство экономики -- в число источников комплектования включались также выборные комитеты и комиссии Сената, создаваемые на определенных этапах развития американского общества в тех или иных политико-экономических целях. Как правило, именно их деятельность была связана с частными коммерческими и промышленными компаниями. Комитеты вели с ними переговоры, заключали контракты на выполнение определенных государственных заказов. Через эти комиссии и комитеты, а не впрямую из фирм, в национальным архив и поступали исторические бизнес-материалы. И в этом состояло второе отличие профаммы национального архива по комплектованию экономической документацией от профаммы Гарвардского университета.

17. Историки и бизнес-историки к созданию бизнес-архивов. Пер.пол. 20 в

В 20-х годах 20 века интерес к бизнес-истории (идеология экономич. индивидуализма с идеол.рационализма) - исследовать структуру отдел.фирм, изучить развитие компаний.

1 этап - 20-30 гг. начинания Гарвард.универа в бизнес-архивоведении, Общество истории бизнеса, первые монографии, публикации. Первая программа по бизнес-архивам.

В 30-40 создание при Обществе американских архивистов комитета по бизнес-архивам. В это время все разрабатывавшиеся методические материалы ориентировали частные компании и государственные фирмы на систематизацию собственных материалов для передачи их в национальный архив США и организации там их хранения по общим с хранением документации государственных учреждений правилам. В 1944 стипендии для подготовки специалистов по бизнес-архивам.

Период конца 30-х -- середины 40-х годов можно считать начальным этапом формирования государственной политики в отношении сохранения бизнес-источников. Однако были проблемы с критериями отбора бизнес-архивов. Для сохранения бизнес-источников на общенациональном уровне потребовалось решить ряд срочных вопросов, касающихся прежде всего методики их систематизации, описания, классификации и учета. Необходимо было в кратчайшие сроки разработать практические инструкции, учебно-справочные пособия.

В начале 40-х годов в движение за сохранение бизнес-источников активно включилась Музейная ассоциация США, поддержавшая международную программу создания на частных фирмах постоянно действующих экспозиций по истории развития бизнес-экономики. Экспонатами становились патенты, товарные знаки, готовые изделия, демонстрировавшие эволюцию инженерной мысли. Организуя музеи на предприятиях, устроители выставок при помощи и поддержке бизнес-историков выбирали из архивов коллекции материалов по истории развития предпринимательской деятельности компаний в целях их использования в качестве музейных экспонатов. В большинстве музеев откладывались на хранение значительные собрания исторических документов, что позволило им в начале 40-х годов реализовать многие архивные проекты. Тем самым несколько замедлилось формирование бизнес-архивов как самостоятельных структурных подразделений на частных фирмах

18. Развитие арх. профессии в США в 20 в

Возрастание объема принимаемой на государственное хранение экономической и деловой документации требовало профессиональной подготовки бизнес-архивистов. В связи с этим в 1939 г. представители национального архива обратились в правительственные и общественные организации с просьбой о выделении средств для введения в некоторых университетах соответствующих архивных специализаций. Тем самым были заложены основы для создания системы специального образования в данной области. В 1944 г. Общество американских архивистов выделило первые стипендии для подготовки специалистов для работы в бизнес-архивах.

В 40-х гг. в США не хватало профессиональных кадров для формирования предпринимательских архивов в негосударственной сфере бизнеса - в 1946 г. в Нью-Йоркском и Колумбийском университетах были открыты специализации по бизнес-истории и бизнес-архивам с проведением практики в соответствующих хранилищах.

Несмотря на попытки привлекать к архивной работе на частных предприятиях управляющих документацией, музееведов и историков, в послевоенный период на фирмы пришли архивисты. В ряде американских университетов открылись специализации по бизнес-архивам. Так, в начале 60-х годов при Гарвардской школе предпринимательства были открыты курсы для подготовки специалистов в области управления бизнес-документацией

19. Теория и методика арх. работы в США в 40-80-е гг 20 в

В начале 50-х - конце 60-х годов на развитие экономических архивов значительное влияние оказывали теоретико-методологические и практические успехи американских архивистов в общем и специальном архивоведении. Так, начали использоваться новые технические средства и архивные технологии; совершенствовалась система отбора документов с постоянными сроками хранения, уточнялись списки источников комплектования, а также схема системы отбора; делались попытки расширить проблему доступа к архивной информации. В конце 40-х годов сотрудники национального архива США изучали с применением «вертикального файла» и «уменьшенного фотографирования» (микрофильмирования) сложившиеся в конце XIX в. в сфере частного бизнеса принципы систематизации текущей деловой документации и ее последующей каталогизации. Это делалось с целью использовать указанные принципы при создании научно-справочного аппарата к архивным документам. С середины 40-х до конца 60-х годов США первыми в мире разработали вычислительно-перфорационные машины «», которые стали применять для подготовки каталогов и путеводителей в публичных архивах. В эти же годы интенсивно проводилось микрокопирование исторических материалов для пополнения архивов и более оперативного обслуживания исследователей. К 1970 г. национальный архив США уже мог предложить исследователям 150 тыс. микрофильмов21. Правительственные и неправительственные учреждения, а также частные компании достаточно быстро стали использовать новые архивные методы, технологии и средства для своих текущих и ретроспективных документных собраний. Компьютерный метод обработки информации широко применялся в национальном бюро стандартов, на судостроительных фирмах, в банках.

Как уже отмечалось, американские архивисты вносили принципиальные поправки, дополнения и изменения в довольно распространенную в западноевропейском архивоведении до середины 50-х годов теорию экспертных оценок по отношению к документации, потерявшей свое практическое значение. Так, известный теоретик архивного дела США Т. Шелленберг в целом признавал важную роль административно-делопроизводственных служб в отборе на постоянное хранение или в выработке рекомендаций к уничтожению того или иного документа, исходя из его значения для обеспечения текущих функций учреждения. И тем не менее он определял этот этап как начальный этап экспертизы, когда применяются критерии так называемой первоначальной, очевидной, доказательной ценности конкретного источника. Вторым этапом Шелленберг называл оценку документа с точки зрения его преходящей, информационной ценности, которая не прослеживается на активном или даже полуактивном жизненном цикле документа, но может иметь огромное значение при его использовании как исторического источника. Американские архивисты (и не только американские) применяли положение Шелленберга самым действенным образом при проведении экспертизы ценности НТД, в том числе и экономико-управленческой, финансовой документации соответствующих правительственных институтов -- главных источников комплектования национального архива. В эти годы архивисты США, используя новые методические разработки, продолжали заниматься составлением типовых перечней для различных ведомств. Например, в перечень министерства финансов к делам с постоянными сроками хранения были включены финансовые сметы и материалы по формированию государственного бюджета. Из документации административно-хозяйственных ведомств постоянному хранению подлежали лишь отдельные комплексы с учетом того, что аналогичная документация откладывалась в результате деятельности министерства финансов, центрального финансового управления, комиссии по делам гражданской службы.

20. Университет.архивы США в 20 в.

Так как частные универы создавались на деньги предпринимателей, они откладывали и их частные архивы, а также тех, кто выступал. Хранение доков - в библиотеке. Из-за этого - изоляция этих арх от общеархивных процессов. Научно-технические источники в библиотеках никогда не выделялись из организационно-административных комплексов документов, что не позволяло определить их видовой состав и историческое значение. подавляющем большинстве научные исследования в универах США всегда имели прикладное значение, которое определялось финансово-коммерческими результатами. Ни в одном университете США не существовало соответствующей специализации или курсов переподготовки архивистов для работы с НТД.

21. Современ. система экономических архивов в США

С середины 80-ых начинается соврем. этап разв. Экон.архивов. Прежде всего он характеризуется завершением в целом оформления системы архивного распределения экономических и бизнес-источников. Достаточно четко просматриваются ее основные уровни: 1) национальный; 2) местный; 3) региональный; 4) локальный специализированный; 5) предпринимательский

1 уровень - национальный архив, федеральный центр документации, библиотека Конгресса

2 уровень - архивы штатов

3 уровень - это библиотеки и архивы различных американских университетов

4 уровень - библиотеки, архивы университетов, музеи (как научные центры) - самый большой

5 уровень - университетские архивы

Период середины 20-х - конца 30-х годов можно считать первым этапом в развитии современных экономических архивов в США. Их организационное оформление и начало выработки методических подходов к отбору, организации хранения, описанию, учету адекватных по содержанию профильных источников почти полностью связаны с инициативой американских ученых Гарвардской школы, нарушивших научную целостность экономической истории предметно-структурным и дисциплинарным выделением в ней бизнес-истории ее кого контекста. Бизнес-история, ставшая основой бизнес-архивоведения, - это главное завоевание американской ис-торико-архивной науки в первой половине XX в.

В 50-60-е гг складывается система научно-исследовательской документации.

В сфере бизнеса создание архивов начинает ассоциироваться с восприятием их в качестве главного залога признания фирмами исторической значимости, адекватности и смысла собственной деятельности, манифестации своих заслуг перед обществом. Предприятия как бы демонстрируют многомерность человечества, идентифицируя себя с важным звеном «малой памяти», без которого невозможно сохранять и поддерживать структурно-содержательную целостность этой системы. Организаторы бизнес-архивов в первую очередь собирают материалы, отражающие особенности деятельности предприятий и организаций, специфику их противоречий и стратегии, субъективно-объективные тенденции безостановочного развития. Для функционирования бизнес-архиве в на предприятии необходимы типовые компоненты: помещение, оборудование, кадровое обеспечение, методика организации хранения и использования документов. Применение той или иной архивной технологии зависит от финансовых возможностей предприятия, квалификации сотрудников, места и роли самого архивного подразделения в структуре фирмы. Как правило, решение создать архив возникает через 25--30 лет после образования фирмы. С середины 80-х годов многие американские фирмы, приступая к формированию и развитию архивных подразделений, изначально ориентируются на централизованную схему комплектования документами, потерявшими практическое значение, с приданием им статуса исторических. Архивы фирм -- это обычно комплекс помещений, включающих хранилище, читальный зал, комнату для сотрудников, бюро для архивных операций и обработки материалов.

Отобранные документы с пометой «архивный документ» или «исторический документ» должны передаваться в централизованный архив. Как правило, они поступают из разных структурных подразделений. Передача осуществляется в соответствии со сроками, установленными для каждой категории дел и указанными в номенклатуре дел или описи. Делопроизводственную опись или лист плановой регистрации документов составляет управляющий документацией. Опись включает: сведения о структурном подразделении, в котором был разработан документ (с указанием конкретного автора документа, статуса подразделения, в котором он работает), целях и задачах данного документа, его виде и форме представления информации; данные о включении документа в картотеку или информационную базу, регистрационный текущий номер, возможности его долговременного хранения, отношении документа к другому комплексу материалов. Перечень или список передачи дел может составлять как управляющий документацией при участии архивиста, так и непосредственно архивист. Общую инвентарную опись обычно готовит архивист, который, принимая материалы, систематизирует их, учитывает, описывает, создает серии. Одним из главных принципов систематизации и формирования дел является принцип происхождения, Это означает, что разные документы, созданные в результате деятельности одного структурного подразделения, должны храниться в одном месте.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.