Рефераты. История Башкортостана

p align="left">15. КРЕПОСТНОЕ ПРАВО

высшая степень неполной собственности феодала на работника произ-ва. К.п. привнесено в Башкирию с распространением рос. феодализма на окраины (см. Присоединение Башкирии к Русскому государству). Крепостное нас. состояло гл. обр. из беглых людей рус. уездов и кабальных, оказавшихся на дворянских землях. Крепостными становились пленные бунтовщики и их семьи (см.Башкирские восстания 17-18 вв.), крещеные каракалпаки и казахи, проданные помещикам и чиновникам дети башкир и татар. В дальнейшем осн. источником формирования крепостных являлись рус. помещичьи крестьяне, переведенные в Башкирию из центр. р-нов России. По 10-й переписи (1858-59) крепостные составляли 15,8% всего нас. края (275263 души обоего пола; в т.ч. 137419 помещичьих крестьян и 137844 горнозаводских). Накануне Крестьянской реформы 1861 на барщине состояло 74% помещичьих крестьян, на оброке - 14,1% и на смешанной повинности - 11,9% (см. Налоги и повинности). Оброчная повинность наиб. распространение получила в Троицком и Бирском, барщина - в Мензелинском, Стерлитамакском, Уфим., Белебеевском и Оренб. уездах. Барщина преобладала в имениях мелкопоместных (91% крестьян) и среднепоместных (89,1%). В крупнопоместных имениях на барщине состояло 70,2% крестьян. Помещики нарушали или обходили рекомендации указа о 3-дневной барщине, применяя ее завуалиров. формы (перевод крестьян на "издельные работы", "месячину" и т.п.). Крестьянин имел право работать на себя лишь после того, как выполнил барский "урок". Крестьяне работали на помещика 4-5 дней в неделю. Крепостные, переведенные на "месячину", ставились на положение дворовых. Они трудились на помещика круглый год, получая за работу жилье, пищу и одежду. Сверх этого владельцы облагали крепостных разл. натуральными поборами. Тяж. положение крепостного нас. края не раз освещалось в газ. "Колокол". Усиление крепостнич. экспл. в 1-й пол. 19 в. приводило к падению произ-сти труда. Не приспособившись к новым капиталистич. отношениям, мн. помещики разорялись и закладывали свои имения правительств. учреждениям и дворянской опеке. Так, в 1859 в Оренб. губ. было заложено до 300 дворянских имений с более чем 53 тыс. душ муж. пола (ок. 50% крепостного нас. губ.). К.п. было отменено Крест. реформой 1861.

КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1861, гл. из бурж. реформ 60-80-х гг. 19 в., отменившая крепостное право в России. Проводилась на основе "Положений" от 19 февр. 1861. В Уфе "Манифест" о реформе был объявлен 15 марта 1861. К.р. коснулась всех разрядов крестьян Оренб. губернии. Помещичьи крестьяне получали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Помещики сохраняли право собственности на принадлежавшие им земли, но были обязаны предоставить крестьянам наделы, к-рые затем выкупались. До выкупа крестьяне назывались временнообязанными и несли повинности в пользу помещика. Условия освобождения крестьян определялись уставными грамотами, составлявшимися на каждое помещичье владение. В итоге введения этих док-тов помещичьи крестьяне Оренб. губ. (137419 душ) получили 212 тыс. из 247 тыс. дес. надельных земель; 35 тыс. дес. (14,4%) остались в руках дворян (см. Дворянство). За пользование получ. наделами крестьяне обрабатывали барские земли или платили ден. оброк. Со временем крестьяне выкупали свои наделы и прекращали обязат. отношения со своим владельцем. Многоземелье Оренб. губ. и дефицит рабочих рук обусловили более легкие условия освобождения помещичьих крепостных по сравнению с центр. Россией. Освобождение от крепостного права, личную свободу и имуществ. права получило крепостное нас. частных горных заводов (137844 чел.), к-рое было разделено на мастеровых и сел. работников. Мастеровые, в отличие от сел. работников, имели право отказа от зем. надела. Освобождалось и нас. казенных з-дов Оренб. губ. (22139 чел.). "Положением о крестьянах, водворенных на землях имений государевых, дворцовых и удельных" от 26 июня 1863 К.р. распространялась на удельных крестьян Оренб. губ. (57049 чел). Они получали личные и имуществ. права. В ходе наделения землей удельные крестьяне Оренб. губ. сохранили за собой 101,9 тыс. дес. из 120,5 тыс. дес. надельных угодий, потеряв 18,6 тыс. (15,4%) в виде отрезков в пользу удельного ведомства. В отличие от помещичьих крестьян жители удельных селений сразу переводились на выкуп своих наделов и платили более низкие выкупные платежи. К.р. среди гос. крестьян началась с указа от 24 нояб. 1866, по к-рому жители казенных селений Оренб. губ. (434755 чел.) получили гражд. права. Закон о выкупе надельных земель был объявлен в 1886. В результате К.р. гос. крестьяне получили надельные земли, к-рыми они пользовались раньше. Крестьяне, пользовавшиеся баш. землями, наделялись как баш. припущенники. Это касалось 444 припущеннических деревень из общего числа 817 селений гос. крестьян Уфим. губернии. Бесплатно получали наделы крестьяне-собственники, к-рым удавалось доказать право собственности на купленные у башкир земли. Они составляли около 30 тыс. душ муж. пола из 208 тыс. по 10-й ревизии 1858-59 гг. К.р. коснулась башкир и их припущенников. В "Положении о башкирах" от 14 мая 1863 говорилось, что "инородцы, известные под названием башкир, мещеряков, тептярей и бобылей, имеющие общее наименование Башкирского войска, получают гражданское устройство как свободные сельские обыватели...". Перевод в гражд. состояние коснулся башкир и их припущенников, проживающих в Оренб., Пермской, Самарской и Вятской губ. (981069 чел. по 10-й ревизии). Башкирам и припущенникам предоставлялись личные и имуществ. права. Землеустройство проводилось на основе правил от 10 февр. 1869 "О размежевании башкирских дач для наделения землею башкир-вотчинников и их припущенников и о порядке продажи и отдачи в оброчное содержание общественных башкирских земель", согласно к-рым они наделялись землей бесплатно. При этом башкиры-вотчинники получали от 40 до 60 дес. на душу муж. пола, мишари, тептяри и бобыли, несшие военную службу, по 30 дес. на душу. Половина получаемой ими земли (15 дес.) отбиралась в запас и поступала в распоряжение казны. Запасные земли предназначались для наделения малозем. припущенников. Однако в дальнейшем они, как и наделы башкир-вотчинников, подвергались расхищению под видом "покупок" "излишних" угодий. К.р. сблизила феодально раздробленные категории нас. и способствовала развитию хоз. инициативы крестьян, капиталистич. отношений в деревне.

16. КАНТОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ в Башкирии (1798-1865)

введена по указу от 10 апр. 1798 с целью укрепления юго-вост. границ России и усмирения баш. края. Были осуществлены перевод башкир и мишарей в служилое сословие и формирование Башкиро-мещерякского войска. Терр. расселения башкир, мишарей, оренб. и уральских казаков была разделена на кантоны. Баш. и мишарское нас. лишалось свободы передвижения в пределах Башкирии, выезд в др. уезды и губ. осуществлялся по паспортам. Должностные лица К.с.у. комплектовались из предст. баш. и мишарской феод. верхушки. Кантонные нач. подчинялись непосредственно ген.-губернатору, а с 1834 - командующему Башкиро-мещерякским войском. На них был возложен контроль за выполнением воен., гос. и земской повинностей, продажей и сдачей в аренду баш. земель, хоз. деят-стью населения. Они пользовались опред. правами в обл. судопроизводства. Чиновники освобождались от несения натуральных повинностей (см. Налоги и повинности). Введение К.с.у. не встретило открытого сопротивления башкир. В 30-х гг. 19 в. с целью усиления надзора 17 кантонов были разделены на 6 попечительств, возглавляемые рус. офицерами.

С утратой Башкирией окраинного положения после присоединения Казахстана к России в 40-50-х гг. 19 в. начался перевод башкир и мишарей из служилого в податное состояние. В 1848 Башкиро-мещерякское войско было разделено на две ч.: 200 тыс. душ вместо воен. службы облагалось ден. сбором, 101 тыс. душ осталась в "воен. устройстве". В 1855 в Башкиро-мещерякское войско были включены тептяри и бобыли. Баш. войско распределилось на 28 кантонов, 394 юрты и 9 попечительств. 13 баш. и 4 мещерякских кантонов обязывались выставлять в мирное время один полк. С кон. 40-х гг. 19 в. линейную службу несли 14% башкир и мишарей. Нас. неслужащих кантонов направлялось на стр-во торг. тракта Верхнеуральск-Стерлитамак, пограничной линии на участке Орск-Троицк, занималось благоустройством городов, заготовкой дров и лесоматериалов, выполняло земскую, подводную, дорожную, почтовую и др. повинности. По "Положению о башкирах" от 14 мая 1863 башкиры, мишари, тептяри и бобыли получили права свободных сел. жителей. 2 июля 1865 был принят Закон "О передаче управления башкирами из военного в гражданское ведомство", согласно к-рому К.с.у. упразднялась. Башкиры и припущенники перешли в подчинение общих губ. и уездных по крест. делам присутствий и мировых посредников. Натуральные повинности служащих Оренб. и Верхнеуральского кантонов были заменены денежными. С разделением Оренб. губ. (см. Губернии) на Уфим. и Оренб. прекратило свою деят-сть общее управление башкирами. Отмена К.с.у. явилась составной частью Крестьянской реформы 1861 года.

18. УМЕТБАЕВ Мухаметсалим Ишмухаметович (21.8.1841, д.Ибрагимово Уфим. у. Оренб. губ., ныне Кармаскалинского р-на РБ, - 28.6.1907, там же),

баш. поэт- просветитель, первый исследователь-краевед из башкир. Нач. образование получил вмедресе, в 1852 поступил в Оренб. кадетский корпус, где овладел рус., перс. и тюрк. языками, изучал математику, географию, историю, архитектуру, иск-во, каллиграфию и воен. дело. В 1860 поступил в Баш. войсковое управление Юмран-Табынского кантона переводчиком. В 1864 был назначен писарем мир. посредника Кармаскалинской вол., в 1869 избран старшиной этой вол., где работал до 1878. В 1879-80 преподавал рус. яз. и математику в медресе г.Стерлитамака. В 1880 поступил на службу в Оренб. магометанское Духовное собрание в Уфе, где работал переводчиком до отставки в 1899. Одновр. был преподавателем в Уфим. дет. приюте. В 1887-89 занимался делами вакуфа (имущества) в Крыму. Вел обществ. работу в Уфим. земстве как гласный, в 1883 избран чл. Оренб. отдела Рус. геогр. об-ва, был чл. комиссии по празднованию 300-летия Уфы, столетия со дня рождения А.С.Пушкина. С 1884 коллежский регистратор, с 1889 коллежский секр., с 1892 титулярный советник. Творч. деят-сть У. приходится на 80-90-е гг. 19 в. Им опубликованы книги, посв. изучению мусульм. законоведения, грамматики татарского языка, истории Оренб. Духовного собрания. Мн. тр. ученого не были опубликованы. В кн. "Описание научного и творческого наследия Мухаметсалима Уметбаева" (сост. М.Х.Надергулов, 1993) содержатся сведения о дошедших до нас рукописях У. Гл. кн. - "Ядкар" ("Йэдкэр", 1897); в нее включены стихи, рассказы, публицистика, ист. очерки, труды по лингвистике, фольклору, этнографии. Поэзия У. разнообразна по жанрам: лирич. стихи, басни, элегии, послания, миниатюры. Бол-во поэтич. произв. посвящено родному краю, изображению жизни и быта баш. народа. В науч. трудах, публицистич. статьях поднимал актуальные проблемы своего времени: соц., зем. вопросы, правовое положение баш. народа, вопросы образования и культуры, печати и книгоиздания. У. отстаивал право обучения башкир на родном языке. Им собран богатый материал о быте, обычаях, традициях, педагогике и народной медицине башкир. В ист. очерках освещалась история края, связи и взаимовлияние культур баш. и рус. народов. В своей просветит. и творч. деят-сти У. ориентировался на рус. культуру и науку, освоил лучшие традиции культуры и лит-ры Востока; писал статьи о лит-ре Востока, истории баш. лит-ры, опубликовал образцы баш. устного т-ва. У. перевел на яз. тюрки неск. стих. и поэму А.С.Пушкина "Бахчисарайский фонтан", образцы вост. поэзии и прозы. Нек-рые свои стихи перевел на рус. язык.

АКМУЛЛА [(псевд., наст. ф.и.о. Камалетдинов Мифтахетдин Камалетдинович), 14.12.1831, д.Туксанбаево Кульиль-Минской вол. 12-го Баш. кантона Белебеевского у. Оренбургской губ., ныне Миякинского р-на РБ - 8.10.1895, вблизи жд. ст. Сыростан под Златоустом, похоронен на мусульманском кладбище г.Миасса], классик баш. поэзии, поэт-просветитель. Оказал значительное влияние на развитие каз. и тат. литератур. Имя и т-во А. были широко известны среди туркмен, каракалпаков и др. тюркояз. народов. Род. в семье муллы. По архивным данным установлено, что родной отец А. Камалетдин Искужа улы, мать - Бибиуммугульсум Салимьян кызы, оба башкиры-вотчинники. Легенда о том, что наст. отцом А. является казах по имени Мухамедьяр, не находит док. подтверждения. Нач. образование будущий поэт получил в родной дер., учился в медресе соседних дд. Менеузтамак и Анясово, был шакирдом медресе в д.Стерлибашево, где получал уроки у знаменитого поэта-суфия Шамсетдина Заки. Скитаясь среди башкир и казахов, учил детей, занимался разл. ремеслами, принимал участие в айтышах сэсэнов и акынов. Прославился как талантливый поэт-импровизатор. Проповедовал просветительские идеи: утверждал извечное стремление человека к знаниям, прогрессу, прославлял разум, справедливость, гуманизм. Будучи мастером поэтической сатиры, остро высмеивал невежество, разоблачал произвол и беззаконие властей. В 1867-71 сидел в тюрьме г.Троицка по доносу каз. бая Исянгильде, его обвиняли в уклонении от службы в царской армии. Находясь в заточении, создал одно из наиб. глубоких в соц. плане стих. "Место мое - в зиндане" ("Мэkанем минен - зиндан"). В конце 80-х гг. завершил изв. "Элегию в память о Шигабутдине Марджани", в к-рой выразил идеи в обл. реформы воспитания и образования. А., впервые после Салавата Юлаева, обратился к своему народу со словами "Мои башкиры!", призывая его овладевать знаниями и ремеслами. Значительным достижением нац. поэзии и в целом баш. общ.-философской мысли 2-й пол. 19 в. стало его программное стих. "Назидания" ("Нэсихэттэр").

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.