Рефераты. История Башкортостана

p align="left">А. создал самобытную по форме и содержанию поэтическую школу, воздействие к-рой испытали М.Гафури, Ш.Бабич, С.Кудаш, Д.Юлтый,Ш.Аминев-Тамьяни и др. Важную роль сыграл А. в развитии и обогащении языка баш. лит-ры. При жизни А. было напечатано лишь одно его стихотворение. Все др. произв., сохранившиеся в устной и рукописной форме, были собраны и опубликованы после его смерти. Именем поэта был назван сатирический ж. "Акмулла". В 60-90 гг. 20 в. в баш. литературоведении получило развитие самостоятельное науч. направление - акмулловедение. На родине А. - в дер. Туксанбаево Миякинского р-на в 1981 создан Музей М.Акмуллы. Решением Миякинского районного Совета нар. депутатов в 1980 учреждена пр. им. Акмуллы за произв. лит-ры и иск-ва. Ее лауреаты: Р.Шакур (1989), А.Вильданов (1990),Р.Султангареева (1993), Р.Сахаутдинова (1994), Г.Шафиков (1995) и др.

20. ПЕРВАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (1905-07)

в Башкортостане началась с митинга в большой Сибирской гостинице (ок. 200 чел.), организ. 12 янв. 1905 уфим. интеллигенцией в ответ на Кровавое воскресенье, 19 янв. в Уфим. ж.-д. мастерских состоялся митинг рабочих (ок. 2 тыс. чел.). В янв.-апр. стачки рабочих прошли в Уфим. ж.-д. мастерских, на з-де Гутмана, Катав-Ивановском, Усть-Катавском, Симском, Миньярском и др. з-дах. 1 мая на 6 пр-тиях Уфим. губ. состоялись забастовки в знак солидарности с междунар. рабочим движением (впервые в Башкирии). В мае-авг. прошла 31 стачка, из к-рых наиб. кр. были июльские выступления рабочих Уфы и др. городов края (начались в ж.-д. мастерских и депо ст. Уфа). 1-2 авг. в стачечное движение включились рабочие 4 золотых приисков. 7-23 окт. в Башкирии произошла всеобщая полит. стачка, к-рая, начавшись в ж.-д. мастерских Уфы, охватила 20 пр-тий и 12 учреждений края. Адм-ция края и хозяева пр-тий вынуждены были идти на частичные уступки.

В период рев-ции в Башкирии действовали орг-ции РСДРП, эсеров, "Иттифак-аль-муслимин". После 17 окт. в крае начали действовать отделения черносотенных орг-ций (cм. Черносотенцы), для борьбы с к-рыми при Уфим. гор. думе был создан Комитет безопасности. По призыву большевиков в Уфе, на Белорецких и др. з-дах были созданы отряды рабочей милиции, взявшие на себя охрану митингов и демонстраций. С кон. окт. Уфим. комитет РСДРП приступил к практич. подготовке вооруж. восстания. Рабочая милиция была реорганизована в боевые дружины (см. Боевые организации народного вооружения). 16 нояб. в ж.-д. мастерских и депо ст. Уфа явочным порядком был введен 8-часовой рабочий день. Рабочие потребовали узаконить этот акт и созданные ими стачком и комиссию труда. 7 дек. бастовали рабочие Уфим. ж.-д. мастерских и депо, з-да Гутмана, железнодорожники Златоуста. В Уфим. ж.-д. мастерских был образован Совет рабочих деп. (35 чел., пред. И.С.Якутов). 9 дек. состоялся общегородской митинг, закончившийся вооруж. столкновением рабочих и полиции. Декабрьское вооруж. выступление рабочих Уфы потерпело поражение. В дек. 1905 политич. стачки и рев. выступления происходили на Усть-Катавском, Катав-Ивановском и др. з-дах, на пр-тиях Челябинска, Оренбурга, Златоуста. В результате в нояб.-дек. на нек-рых предприятиях был установлен 8-часовой рабочий день, повышена заработная плата, уволены неугодные рабочим предст. администрации и т.д. В нач. 1906 социал-демократами была создана "Уральская боевая орг-ция" во главе с братьями Кадомцевыми. Боевики провели неск. экспроприаций ден. ср-в, значит. ч. к-рых была направлена на орг-цию вооружения рабочих Урала, созыв 1-й конференции военно-боевых орг-ций (Таммерфорс, нояб. 1906) и 5-го съезда РСДРП (Лондон, апр.-май 1907). В янв.-февр. 1906 рабочее движение в Башкортостане проходило в осн. под лозунгом бойкота выборов в 1-ю Гос. Думу. В 1906 стачки прошли на 10 пр-тиях, в 1907 - также на 10. Однако если в 1906 только на Златоустовском заводе и Тирлянском в стачках участвовало более 7 тыс. чел., то в 1907 на 8 пр-тиях - ок. 1700 чел. В бол-ве случаев забастовки заканчивались поражением рабочих, их массовыми увольнениями.

В 1905 крест. выступления произошли в янв.-апр. в 20 волостях, в мае-авг. -в 15, в нояб.-дек. - в 66. В 1906 было 34 выступления крестьян, в 1907 - 23. Наиб. кол-во выступлений наблюдалось в баш. деревнях. Крестьяне поджигали и громили помещичьи имения, отказывались платить налоги, поставлять рекрутов в армию и т.д.

Произошли волнения и в армии: летом 1905 в 215-м Мокшанском полку, вернувшемся в Башкирию с рус.-япон. войны, в 750-м запасном полку, состоявшем в осн. из башкир; в нояб. 1905 - в Челябинском запасном полку. Массовые выступления рабочих, крестьян и солдат были жестоко подавлены. Гос. переворот 3 июня 1907 положил конец рев-ции.

21. СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМА

бурж. реформа крест. надельного землевладения в России. Началась по указу от 9 нояб. 1906, прекращена по пост. Врем. пр-ва 28 июня (11 июля) 1917. Названа по имени пред. Сов. Мин. П.А. Столыпина, инициатора и руководителя реформы. Разрешение выходить из крест. общины на хутора и отруба (закон от 9 нояб. 1906), укрепление Крест. поземельного банка, принудит. землеустройство (законы от 14 июня 1910 и 29 мая 1911) и усиление переселенч. политики были направлены на ликвидацию малоземелья при сохранении помещичьего землевладения, интенсификацию хоз. деят-сти крест-ва на основе частной собственности на землю, увеличение товарности крест. х-ва, расширение внутр. рынка для сбыта пром. товаров.

Осн. масса крестьян к реформе отнеслась отрицательно. За 1907-15 в европ. ч. России из общины вышло лишь 24% надельных дворов. В Уфим. губ. вышли из общины и закрепили землю в частную собственность 15%, в Оренб. губ. - 30% надельных дворов. За 1907-16 в Уфим. губ. на хутора и отруба выделилось 5,8% надельных дворов, в Оренб. губ. таких вообще не было. Из общины выходили кулаки, стремившиеся путем укрепления наделов занять общинные земли, и крестьяне, решившие продать свои наделы (в 1907-14 в Уфим. губ. продали свои наделы 20,2%, в Оренб. губ. - 11,3% крестьян). Осн. массу таких крестьян составляли бедняки, к-рые уходили на пром. пр-тия или в помещичьи и кулацкие х-ва в качестве наемной рабочей силы. Покупателями земель являлись преим. кулаки. Вследствие особенностей общины башкирской выделениебашкир из общины шло медленнее, чем среди рус. крестьян, мало было отрубщиков и хуторян. В осуществлении С.а.р. важную роль играл Крест. поземельный банк. В 1906-15 Уфим. и Оренб. отделениями Крест. поземельного банка было куплено 464,6 тыс. дес. земли (417,9 тыс. дес. помещичьих и баш. и 46,7 тыс. дес. удельных). Банк помогал помещикам выгодно ликвидировать имения, искусственно взвинчивая цены на частновладельч. земли; баш. земли покупались им в 3-5 раз дешевле. За 1906-15 в Уфим. и Оренб. губ. крестьяне купили 498,5 тыс. дес. частновладельч. земель. При продаже собств. земель, посреднических операциях банк проводил политику насаждения хуторов и отрубов. В 1907-16 гг. 63,9% (80 тыс. дес.) реализованных в Уфим. губ. банковских земель было продано хуторскими и отрубными участками. Осн. покупателями банковской земли были кулаки, к-рым банк выдавал ссуду. С проведением С.а.р. связана 4-я волна переселенческого движения в край. Башкирия являлась не столько р-ном выселения крестьян, сколько объектом колонизации. С.а.р. способствовала усилению соц. расслоения среди крест-ва (в 1912 в Уфим. губ. насчитывалось 32 тыс. безземельных и 42 тыс. бесскотных дворов). В Уфим. губ. за 1905-12 расширились посевные пл. с 1919,5 тыс. до 2821,3 тыс. дес.; в Оренб. губ. за 1905-16 - с 1833,2 тыс. до 2272,1 тыс. дес. Выросло произ-во товарного хлеба, увеличился его вывоз за пределы края. С.а.р. не смогла полностью решить проблему развития капитализма в аграрном секторе.

22. ГАФУРИ Мажит [(псевдоним, наст. ф.и.о. Гафуров Габдельмажит Нурганиевич),

20.7.1880, д. Зилим-Караново Стерлитамакского уезда Уфимской губернии, ныне Гафурийского р-на РБ, - 28.10.1934, Уфа, похоронен в Центральном парке культуры и отдыха им. А.Матросова], классик башкирской и татарской литератур. Народный поэт БАССР (1923). Учился в медресе Зайнуллы-ишана в г.Троицке (1898), "Мухаммадия" в Казани (1904), медресе "Галия" в Уфе (1906). Работал в редакциях газет "Кызыл Башкортостан" (см."Башкортостан"), "Коммуна" (см. "Кызыл тан") и др. Первое стихотворение "Шакирдам ишана" ("Ишан шэкерттэренэ") написал в 1902. В 1904 в Казани был опубликован рассказ "Жизнь в бедности" ("Фэkирлектэ уткэн тереклек"), в Оренбурге выходит 1-я книга стихов "Сибирская железная дорога, или Положение нации" ("Себер тимер юлы йэки эхуэле миллэт"). В стихотворении "Наши дни" ("Беззен кэндэр", 1907), "Две птицы" ("Ике kош", 1906), "Богач" ("Бай", 1907), "Я и мой народ" ("Узем hэм халkым", 1912), "Я там, где стонут бедняки" ("Мин kайза", 1912) поэт отстаивает идеи свободы, призывает народ к борьбе за переустройство жизни. В послеоктябрьской поэзии Гафури главным героем становится человек труда (поэма "Рабочий" - "Эшсе", 1921, стих. "Дай мне руку, товарищ" - "Бир kулынды", 1920 и др.). Гафури известен как прозаик и драматург (повести "Черноликие" - "Кара йэззэр", 1926, "На золотых приисках поэта" - "Шагирзын алтын приискыhында", 1930, драма "Красная звезда" - "Кызыл йондоз", 1925). Творческая и общественная деятельность Гафури сыграла большую роль в развитии башкирской литературы 20-30-х гг. Имя М.Гафури присвоено одному из районов республики, Башкирскому академическому театру драмы. В г.Уфе открыт Дом-музей М.Гафури (1948).

БАБИЧ Шайхзада Мухаметзакирович (2.1.1895, с.Асяново Бирского уезда Уфимской губернии, ныне Дюртюлинского р-на РБ - 28.3.1919, с.Зилаир Зилаирского кантона БАССР, ныне одноименного р-на РБ), башкирский поэт, классик национальной поэзии. Родился в семье муллы. Начальное образование получил в медресе. В 1910 учительствовал в Казахстане. В 1911-16 - шакирд медресе "Галия", в 1917 - учитель в г.Троицке, затем сотрудник сатирического журнала "Kармаk" ("Удочка") в Оренбурге. С осени 1917 участник башкирского национально-освободительного движения, секретарь Башкирского областного (центрального) шуро (совета), редактор газеты "Башkорт", инициатор создания и руководитель молодежной организации башкир "Тулkын" ("Волна"). В 1918-19 военный корреспондент в башкирских войсках. 25 февр. 1919 назначается на работу в отдел печати Башревкома. 28 марта 1919 в с.Зилаир по произволу командиров Кр. Армии был зверски убит. Писать стихи начал с ранних юношеских лет. Сохранился рукописный сборник (1912), который открывается стихами "О, книга!" ("Эй, китап!") и "Несчастен я" ("Бэхетhезмен"). Первые публикации появились в ж. "Шура" (1913). Пришел в литературу вдохновленный идеями просветительства. Стихотворение "Ради народа" ("Халkым эсэн", 1914) - программное произведение поэта. Духовные и творческие искания Бабича были тесно связаны с ростом самосознания башкирского народа. В стихотворении "Жду" ("Кэтэм", 1916), написанном на башкирском языке, выражены любовь к своему народу и вера в его будущее. Бабич-поэт обладал большим даром импровизации, он завоевал огромную популярность и как блестящий сатирик и юморист. Своеобразной сатирической энциклопедией башкирской и татарской жизни начала века стали некоторые его стихи, баллада "Клоп" ("Kандала"), поэма "Газазил" ("Fазазил"); цикл эпиграмм "Китабеннас" стал заметным явлением в литературе того времени. В 1918 в Оренбурге увидело свет единственное прижизненное издание Бабича- небольшая книга стихов "Синие песни. Молодой Башкортостан" ("Зэнгэр йырзар. Йэш Башkортостан"), в которой нашли отражение революционные события в крае. В своих поэтических обращениях к народу поэт развивал традиции сэсэнов, оттачивал форму кубаира. Его знаменитое "Послание башкирскому народу" ("Башkорт халkына кэйлэ хитап", 1919) было напечатано в виде листовки и сыграло огромную роль для понимания особенностей баш. нац. движения. Самобытное творчествово Бабича оказало большое влияние на дальнейшее развитие башкирской литературы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.