Рефераты. История государственного управления в России

p align="left">Т.О. к концу XVII в. в России начинает складываться абсолютная монархия, которая возникла не сразу после образования централизованного государства к установления самодержавного строя, т. к. самодержавие еще не есть абсолютизм. Для последнего требуется ряд условий и предпосылок.

Для абсолютной монархии характерно максимальное сосредоточение власти (как светской, так и духовной) в руках одной личности; необходим переходный период от феодальной системы к капиталистической; характерно наличие сильного, профессионального бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений.

У российского абсолютизма были свои особенности:

Абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного права), а российский абсолютизм совпал с развитием крепостничества;

Социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с городами (вольными, имперскими), а в России абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство, служилое сословие.

3. Преобразования в государственном аппарате и государственное управление в XVIII в. Государственный аппарат Российской империи в первой половине XIX в. Реформы и контрреформы в России во второй половине XIX в.

В годы правления Петра I (1689 - 1725) произошел переход к новой государственной форме абсолютной монархии. Это соответствовало его пониманию принципов государственности - принципов разумности, рационализма. 22 октября 1721 г. на торжественном заседании Сената Петр принял титул «Отец Отечества», «Петр Великий», «Император Всероссийский». Россия была официально провозглашена империей.

Новыми чертами имперской административной системы по сравнению с приказной системой Московского государства стали унификация, централизация и дифференциация функций аппарата управления.

В 1711 г. вместо Боярской думы появился Сенат как законосовещательный и распорядительный орган, постепенно превратившийся в высшее судебное учреждение. Но законодательная власть принадлежала царю. Приказы в 1718 г. были заменены коллегиями. работавшими на основе специальных регламентов (уставов). В их состав входили президент, вице-президент и восемь - девять асессоров. Если президентами коллегий были русские, то вице-президентами - иностранцы.

Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата.

Реформы высших органов власти и управления, проведенные в первой четверти XVIII в., принято подразделять на три этапа:

* 1699-1710 гг. частичные преобразования в системе высших государственных органов, в структуре местного самоуправления; военная реформа;

1710-1719 гг. -- ликвидация прежних центральных органов власти и управления, создание Сената, Тайной канцелярии (1718), занимавшейся политическим сыском, проведение первой областной реформы;

1719-1725 гг. - образование новых органов отраслевого управления -коллегий, учреждение Синода, как органа государственного отраслевого управления церковными делами, проводится вторая областная реформа, реформа церковного управления, финансово-налоговая реформа, создается правовая основа для всех учреждений и нового порядка прохождения службы.

В 1708 г. вводится новое территориальное деление государства: учреждены 8 губерний, по которым были расписаны все уезды и города. В 1713-1714 гг. число губерний возросло до 11. Во главе губернии был поставлен губернатор или генерал-губернатор (Петербургская и Азовская губернии). Губернаторы наделялись исполнительной, судебной и военной властью.

В ходе первой реформы к 1715 г. сложилась трехзвенная система местного управления: уезд-провинция-губерния. Основной административной единицей на местах стала провинция, делившаяся на дистрикты (уезды). Провинцию возглавлял обер-комендант, которому подчинялись коменданты уездов. Контролировать нижестоящие административные звенья помогали ландратные комиссии, избранные из местного дворянства.

В 1718-1720 гг. прошла реорганизация органов городского самоуправления, созданных в 1699 г. (земских изб). Были образованы новые органы - магистраты, подчиненные губернаторам. Общее руководство осуществлял Главный магистрат. В 1727 г. магистраты были преобразованы в ратуши.

В итоге управление приобрело мобильность, его отличала более совершенная организация труда, четкий иерархический порядок. Однако и проблем было не мало: к примеру, появление коррупции. С ней необходимо было бороться. Поэтому большое внимание уделяется созданию двух контрольных систем фискалитета и прокуратуры. Институт фискальства был создан как карательное учреждение. Фискалам вменялось в обязанность доносить о государственных, должностных и иных тяжких преступлениях и нарушениях законности в учреждениях, а также выступать в суде в качестве обвинителей. Прокуратура - надзирательный орган - дополняла

Огромный размах приобрел политический сыск. Преображенский приказ первый специализированный орган по делам сыска и борьбы с оппозицией. Но главным органом сыска становится учрежденная в 1718г. Тайная канцелярия.

Таким образом, в годы правления Петра I было создано абсолютистское бюрократическое государство, названное «полицейским», не только потому, что в этот период появляется профессиональная полиция, но и потому, что государство стремилось вмешиваться во все мелочи жизни, регламентируя их. Новая административная система оказалась весьма устойчивой и сохранялась вплоть до революционного периода.

Характерным для абсолютизма является стремление рационально регламентировать правовое положение каждого из существующих сословий.

Правовой статус дворянства был существенно изменен принятием Указа о единонаследии 1714 г. (полное название: «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах»).

Последствия Указа:

юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и поместье, что привело к возникновению единого понятия «недвижимая собственность»;

установление института майората (наследования недвижимости только одним старшим сыном). Его целью было сохранение от раздробления земельной дворянской собственности. а силизаЦЬ'я нового принципа приводила, однако, к появлению значительных групп безземельного дворянства, вынужденного устраиваться на службу по военной или по гражданской линии. Это положение Указа вызвало наибольшее недовольство со стороны дворян и было упразднено в 1731 г., однако оно способствовало быстрому формированию бюрократического аппарата и профессионального офицерского корпуса.

Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах (1722 г.). Ее принятие свидетельствовало о целом ряде новых обстоятельств:

* профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими критериями для продвижения по службе;

любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. С достижением чинов 8 класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, и он мог передавать титул по наследству;

уравнивалась служба военная со службой гражданской: чины и звания присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по службе были аналогичными;

подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и зарубежом. Степень квалификации определялась не только чином, но и образованием. От уровня подготовки зависели многие личные права (право на вступление в брак).

Таким образом, абсолютная монархия в России формируется в условиях крепостной системы и опирается на крепостническое дворянство.

Ликвидируются остатки сословно-представительных структур власти и управления, формируются новые бюрократические органы.

Государственное вмешательство ощутимо во всех сферах общественной и частной жизни.

Служебный характер всех общественных сословий оформляется законодательным путем, особый правовой статус получает дворянское сословие.

Время с 1725 по 1762 г. называется в российской истории «эпохой дворцовых переворотов». Легкость, с которой происходила смена монархов, свидетельствует о тем, что в установившейся и укрепившейся системе абсолютистской монархии личность монарха уже не имела особого значения. Все решал сам механизм власти, в котором каждый член общества и государства представлял собой только деталь, «винтик».

С особой остротой встала проблема престолонаследия после смерти Петра I в 1725 г. Одной из причин этого является появление Указа (1722 г.), отменявшего завещательный и соборный (избирательный) порядок избрания и по которому глава государства мог завещать престол любому члену правящего дома Романовых.

Правление Екатерины II (1762 1796 гг.) - важный этап в развитии российской государственности. Она до некоторой степени вернула монархии ее былое значение, хотя и вынуждена была продолжать ставшую привычной раздачу дворянам привилегий и поместий. Многие историки считаю, что ее политика была продворянской.

При Екатерине II завершился длительный процесс упорядочения социальной структуры общества. Оно было официально разделено на пять сословий: дворянство, духовенство. купечество мещанство крестьянство Первые т^и ^^с^овия обла^атн привилегиями но главным из них - правом владеть землей с живущими на ней крестьянами - наделялось только дворянство. После грандиозной крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева (1773 - 1775 гг.) правительство приняло ряд мер для укрепления государственного аппарата и увеличения дворянских привилегий.

В 1775 г. была проведена знаменитая екатерининская губернская реформа. Империя была разделена на 50 губерний во главе с губернаторами. В городах вместо воевод появились городничие. Более мелкой административной единицей - уездом - управлял капитан-исправник. Было осуществлено разделение административных, финансовых и судебных функций. Финансово-хозяйственными делами в масштабах губернии занималась казенная палата, руководимая вице-губернатором. В каждой губернии было создано новое учреждение - приказ общественного призрения, занимавшийся школами, медицинскими, благотворительными учреждениями.

Рассматриваемая эпоха называлась «золотым веком дворянства».В апреле 1785 г. Екатерина утвердила дворянские сословные привилегии в Жалованной грамоте дворянству. «Грамотой на права, вольности и преимущества благородного дворянства» создавалась местная корпорация -- «дворянское общество». Дворяне могли раз в три года созывать губернское дворянское собрание, а в уезде - уездное дворянское собрание.

Его компетенция была широкой: на нем выбирались предводители дворянства, заседатели судов и судьи, оно ходатайствовало о нуждах дворян, решало финансовые вопросы и т.д. Дворяне освобождались от податей и телесных наказаний, судить их мог только дворянский суд. Ряд историков называют сложившуюся систему «дворянской демократией».

В 1785 г. Екатерина утвердила «Грамоту на права и выгоды городам Российской империи». В городах стали созываться городские собрания. Право выбирать и быть избранными получили те, кто достиг 25 лет и имел достаточно высокий годовой доход. Собрание выбирало городского голову и гласных «общей городской думы». Полномочия городского самоуправления ограничивали губернатор, полиция, другие государственные инстанции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.