Рефераты. История государственного управления в России

p align="left">Законодательное оформление статуса дворян и горожан было прогрессивным шагом.

Что касается реформы управления, то в целом Екатерине II удалось создать на местах сильный, разветвленный аппарат власти, основные элементы которого просуществовали вплоть до реформы Александра II и даже до 1917 г. В целом, время Екатерины II было эпохой внутриполитической стабильности, активного законотворчества, духовного расцвета, обретения национального самосознания.

В 1 половине XIX в. Россия была абсолютной монархией. Верховная государственная власть в стране принадлежала императору. На это время приходится правление двух императоров: Александра I (1801-1825) и его младшего брата Николая I (1825-1855), которые различались по политическим взглядам, стилю управления и пониманию стоящих перед государством задач. Главной задачей внутренней политики являлась модернизация политического строя. Александр I вступил на престол с твердым намерением дать стране конституционное устройство. По инициативе Александра I были разработаны три конституционных проекта.

На практике бала реализована лишь часть проектов преобразований. В 1802 г. был принят Манифест об учреждении министерств, положивший начало новой форме отраслевых управленческих органов. Министерская реформа способствовала дальнейшей централизации управления.

Либеральная идеология времен Александра I сменилась теорией официальной народности, ставшей доктриной созданного Николаем I (1825-1855) полицейского бюрократического режима.

Дальнейшая централизация государственного управления потребовала пересмотра системы отраслевых органов. Постоянные реорганизации и отсутствие персональной ответственности в коллежской системе отрицательно сказывались на деятельности центрального государственного аппарата.

В 1802 г. был принят манифест «Об учреждении министерств». В отличие от коллегий министерства обладали большей оперативностью в делах управления, в них усиливалась персональная ответственность руководителей и исполнителей. В 1802 г. было образовано 8 министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения.

Министры назначались и смещались императором и несли ответственность только перед ним. Министры обязаны были ежегодно представлять в Сенат отчеты о своей деятельности. Министерства действовали на основе подготовленных для них инструкций, обобщали проделанную работу и подготавливали перспективные планы на будущее. Коллегии не были упразднены, а расписаны между министерствами. Этот период сосуществования новых и старых учреждений был необходим для передачи опыта управления, форм делопроизводства.

В 1811 г. издается «Общее учреждение министерств», документ, подготовленный М.М. Сперанским. Власть министров определялась в документе как высшая исполнительная, непосредственно подчиненная верховной императорской власти. Этот правовой акт определил единообразие организации и делопроизводства министерств. В основу организации каждого министерства был положен принцип единоначалия.

С введением «Общего учреждения министерств» началось упразднение коллегий. Система министерств носила более стабильный характер, чем ликвидированная коллежская система.

Одновременно с образованием министерств создается Комитет министров. В него по должности входили министры и главноуправляющие другими центральными органами, а также лица по усмотрению императора. На рассмотрение Комитета министров вносились дела, которые министры не могли решать из-за отсутствия соответствующих законов или из-за того, что они затрагивали интересы других ведомств. Комитет министров не являлся правительственным кабинетом, так как министры не были ответственны перед его председателем.

До 1801 г. в качестве высшего совещательного органа действовал Совет при высочайшем дворе, его сменил Непременный государственный Совет, состоявший из 12 членов, который просуществовал до 1810 г.

1 января 1810 г. в качестве высшего законосовещательного органа, разрабатывающего законопроекты, позже утверждаемые императором, был создан Государственный Совет (по плану М.М. Сперанского). Председателем его являлся император. Кроме обсуждения законопроектов Государственный Совет рассматривал ежегодные отчеты министерств и бюджет государства.

Государственный Совет состоял из общего собрания, четырех департаментов, двух комиссий (составления законов и прошений) и канцелярии. Члены Государственного Совета назначались императором и делились на присутствующих только в общем собрании и присутствующих только в департаментах. Первоначально численность Государственного Совета составляла 35 человек, к концу XIX в. выросла до 60. Членство в нем было фактически пожизненным.

В 20-х гг.Х1Х в. Государственный Совет утрачивает свою монополию на законотворчество. Эта работа с 1826 г. сосредоточивается в Собственной Его Величества канцелярии. Собственная Его Величества канцелярия стала органом, возглавившим всю систему центральных отраслевых органов государственного управления.

На вторую четверть XIX в. приходится расцвет деятельности так называемых высших комитетов. Подобные государственные органы создавались и ранее. Одним из первых был Негласный комитет, образованный в начале царствования Александра I и обсуждавший проекты преобразований в государственном аппарате. При Николае I высшие комитеты становятся важнейшим звеном государственного аппарата. Фактически высшие комитеты представляли собой совещание монарха с представителями высшей бюрократии в целях решения конкретного вопроса. Таким образом, важнейшие правовые акты помимо Государственного Совета и Комитета министров могли приниматься и высшими комитетами. Всего по вопросам внутренней политики было образовано более 40 высших комитетов.

Наличие многочисленных высших комитетов, подменявших высшие и центральные государственные органы, свидетельствовало о чрезмерной централизации государственного управления.

Таким образом, реформы Александра I предполагали осуществить в определенных пределах разделение властей (Государственный Совет, императорская Канцелярия, Комитет министров), сохраняя доминирующее положение императорской власти. Министерская реформа способствовала дальнейшей централизации управления. Одновременно (при Николае I) усиливается роль политической полиции и государственного надзора.

В середине XIX в. аграрный вопрос стал острейшей проблемой всей жизни России. Кризис крепостнической системы достиг такой стадии, когда развитие хозяйства на феодальных принципах становилось невозможным. За отмену крепостного права стали выступать не только радикалы и либералы, но и консерваторы.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права. Практические условия освобождения определялись «Положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

Реформа 1861 г., названная Великой, действительно создала условия для развития буржуазных отношений и повлекла за собой преобразования во всех сферах жизни общества. Вместе с тем она носила половинчатый характер, представляя собой сложный компромисс между государством и обществом, между помещиками и крестьянами, между различными общественно- политическими течениями. В итоге результатами реформы оказались недовольны обе стороны - и помещики, и крестьяне. Первые лишились даровой рабочей силы и ощущения своего беспредельного могущества по отношению к крестьянам, вторые - не получили той земли и воли, о которых мечтали и за что боролись зеками. Для России 2 пол. XIX в. характерна череда реформ и контрреформ, целенаправленно проводившихся государством. Причем в период радикальных реформ, модернизации традиционных устоев жизни преобладала западническая ориентация, во время стабильного состояния общества - консервативная, русофильская.

Государственные реформы 1860 -- 70-х гг. отразили буржуазные тенденции в развитии государственного аппарата, но вместе с тем стремились сохранить господствующее положение дворянства в политической и государственной системах.

Реформы получили в истории название Великих, буржуазных, либеральных. В этот период правительство предприняло одну из наиболее последовательных попыток модернизации основных сфер жизни: социально-экономической, политической, культурной.

В целом реформы 1860 - 70-х гг. создали условия для прогресса в жизни российского общества. Соответствуя общественным потребностям, они обеспечивали модернизацию России без потери ею самобытного характера.

В 1870 - 80-е гг. в государственном аппарате происходят изменения.

Император сохранял закрепленный в Основных законах Российской империи статус неограниченного монарха.

Высшим совещательным учреждением оставался Государственный Совет, на который в ходе реформы легли задачи по рассмотрению большого количества законопроектов и по кодификационной работе. При государственном Совете образовывались различные комитеты (Западный. Кавказский, по делам об устройстве сельского населения) и комиссии (по охране государственного порядка, Особое совещание для охраны спокойствия). Один из таких комитетов со временем превратился в важный орган государственного управления, став Комитетом министров.

Сенат продолжал сохранять положение высшего судебного органа государства.

Аппарат министерств в этот период был значительно перестроен, многие из них стали создавать свои местные органы. Развитие капитализма в стране выдвинуло на первый план такие отраслевые ведомства, как Министерство путей сообщения, Министерство государственных имуществ, Главный комитет железных дорог, Министерство финансов. Важную роль в пореформенный период приобрело Министерство внутренних дел.

Александр III (1881 1894) будучи консерватором, придерживался принципа неограниченности самодержавия и разделял идеи русофилов. Окружали его наиболее реакционно настроенные общественные деятели, среди которых можно назвать обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева, министра внутренних дел Д.А. Каткова. «Либеральные бюрократы» были отправлены в отставку, новая власть встала на путь контрреформ. Однако полного свертывания реформ не произошло. Выборные органы местного самоуправления сохранялись, но были поставлены под контроль чиновников или дворян, участие крестьян в выборных органах ограничивалось, вновь вводилась цензура, была отменена автономия университетов.

В 1882 г. принимается специальный закон о полицейском надзоре, значительно усиливающий систему этих мероприятий.

Волна контрреформ охватила различные сферы, в частности сферу судопроизводства и сферу самоуправления.

Т.о. Отмена крепостного права (1861), университетская (1863), земская (1864), судебная (1864), городская (1870), военная (1874) и другие реформы Александра II (1855-1881) обусловили вступление России на капиталистический путь развития, ускорили развитие экономики, изменили социальный строй, вызвали споры в обществе о будущем страны.

Проведение контрреформ Александром Ш (1881-1894) в сфере суда и самоуправления, усиление роли полиции и государственного аппарата тормозили развитие страны, обостряли социальную напряженность.

4. Российская государственность в начале XX в. Система государственного устройства в советский период.

В конце XIX - начале XX в. весь капиталистический мир, включая Россию, вступил в новую эпоху развития - эпоху империализма. Ее отличали участившиеся международные конфликты, нередко войны, рост внутренней социальной и политической напряженности.

Российская империя выделялась на общем фоне особой глубиной и масштабностью социально-экономических конфликтов. За период с 1895 по 1904 г. центр международного революционно-освободительного движения из стран Западной Европы переместился в Россию, поскольку именно здесь сложились объективные и субъективные предпосылки буржуазно-демократической революции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.