Экзаменационные вопросы
по «Истории политических и правовых учений»
Казанский Государственный Университет им. В. И. Ленина
юридический факультет
3 курс
очная форма
1. Предмет истории политических учений. Закономерности возникновения и развития политических и правовых учений.
2. Предмет и методология истории политических учений. Периодизация истории политических учений.
3. Политические и правовые учения в Древней Индии.
4. Политические и правовые учения в Древнем Китае.
5. Политические и правовые учения в древней Греции 9-6 вв. до н.э.
6. Политические и правовые учения в Древней Греции 5-4 вв. до н.э.
a. Политические и правовые учения в Древней Греции 4-2 вв. до н.э.
7. Политические и правовые учения в Древнем Риме 8-1 вв. до н.э.
8. Политические и правовые учения в Древнем Риме 1 вв. до н.э.-3 вв. н.э.
9. Теократические теории 4-5 вв. (Св. Августин, Иоанн Златоуст).
10. Средневековые теократические теории.
11. Политико-правовое учение М. Падуанского.
12. Учения средневековых юристов.
13. Политико-правовые учения в Зап. Европе 16-17 вв. (Н. Макиавелли, Ж. Боден).
14. Политико-правовые идеи Реформации.
15. Политико-правовая идеология утопического социализма в Зап. Европе 16-17 вв.
16. Политические и правовые учения в Голландии (Г. Гроций, Б. Спиноза).
17. Основные направления политико-правовой идеологии в период английской буржуазной революции 17 в.
18. Политическое и правовое учение Дж. Локка.
19. Политические и правовые учения в Германии 17-18 вв.
20. Политические и правовые учения в Италии 17-18 вв.
21. Просветительское направление в истории политико-правовой мысли 18 в.
22. Основные направления политико-правовой идеологии в период Великой французской буржуазной революции.
23. Теория общественного договора в истории политико-правовой мысли.
24. Консервативные политико-правовые доктрины 18-19 вв. (Ж. де Местр, Э. Берк).
25. Политико-правовые учения в США в период борьбы за независимость.
26. Учение И. Канта о государстве и праве.
27. Политико-правовое учение Г.В.Ф. Гегеля.
28. Политические и правовые учения в России пер. пол. 17 вв.
29. Политические и правовые учения в России во втор. пол. 17 вв. и пер. пол. 18 вв.
30. Политические и правовые учения в России во втор. пол. 18 вв.
31. Историческая школа права в Германии в конце 18 в.
32. Политическая теория евразийства.
33. Политико-правовое учение Ш. Л. Монтескье.
34. Либеральные учения в Зап. Европе в 19в.
35. Буржуазно-либеральные учения в России 19 в.
36. Утопический социализм в Зап. Европе в 19 в.
37. Политико-правовые идеи западников и славянофилов.
38. Политическая программа дворянства (Н. М. Карамзин). Проекты государственных преобразований М.М. Сперанского.
39. Политико-правовые учения В.И.Ленина.
40. Политико-правовые учения в России первой пол. 20 в.
41. К. Маркс и Ф.Энгельс о государстве и праве.
42. Политико-правовые идеи социализма в Зап. Европе и России 19-нач. 20в.в. (Г. В. Плеханов, К. Каутский, Н. И. Бухарин, И. В. Сталин).
43. Политическое учение анархизма (Прудон, Бакунин, Кропоткин).
44. Юридический позитивизм (Дж. Остин, К. Бергбом).
45. Социологический позитивизм.
46. Нормативистская теория Г. Кельзена.
47. Теория солидаризма Л. Дюги.
48. Политико-правовое учение М. Вебера.
49. Теория элит (Г. Моска, В. Паретто).
50. Теории политических систем.
51. Теории «возрожденного» естественного права.
52. Национализм и расизм в политико-правовых доктринах 20 в.
53. Психологические теории права.
54. Основные направления западной футурологии.
55. Теория государственного и народного суверенитета в истории политико-правовой мысли.
56. Теория правового государства в истории политико-правовой мысли.
57. Теория разделения властей в истории политико-правовой мысли.
58. Теория естественного права в истории политико-правовой мысли.
59. Теория социального государства.
60. Теория полицейского государства.
61. Теория конституционализма.
1. Предмет истории политических учений. Закономерности возникновения и развития политических и правовых учений
Предметом истории политических учений являются вопросы государства, власти, политики, права и прежде всего политико-философские аспекты (теории с помощью которых люди стремятся объяснить свое политическое поведение; ценности, формирующие отношение к нему; и механизмы (такие как закон), с помощью которых люди пытаются контролировать политическое поведение.
Предметом истории политических и правовых учений являются теоретически оформленные в доктрину (учение) взгляды на государство, право, политику. Политико-правовая доктрина включает три компонента: 1)логико-теоретическую, философскую или иную (например, религиозную) основу; 2)выраженные в виде понятийно-категориального аппарата содержательные решения вопросов о происхождении государства и права, закономерностях их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношении с государством, личностью, обществом и др.; 3)программные положения -- оценки существующего государства и права, политические цели и задачи.
В предмет истории политических и правовых учений включаются только учения, содержащие решения общих проблем теории государства и права.
История политических и правовых учений рассматривает, прежде всего, динамику, движение теоретической мысли. Она ищет закономерности возникновения, развития и ухода в прошлое политических и правовых идей, учений и идеалов. Ведь каждая политико-правовая доктрина так или иначе опирается на представление о наилучшем или о лучшем из возможных устройстве жизни общества и государства.
За время многовековой истории государства и права возникло очень много политико-правовых доктрин, созданных различными мыслителями концепции и формы их изложения столь же разнообразны, сколь разнообразны вообще результаты индивидуального творчества. Закономерностью развития политико-правовой идеологии на ее теоретическом уровне является то, что любое учение о государстве, праве, политике строится с учетом современной ему политико-правовой действительности, которая обязательно отражается в самом, казалось бы, абстрактном теоретическом построении. Каждая большая эпоха сословного и классового общества имела свои, свойственные ей политико-правовые учреждения, понятия и способы их теоретического объяснения. Поэтому в центре внимания теоретиков государства и права разных исторических эпох были различные политико-правовые проблемы, связанные с особенностями государственных учреждений и принципов права соответствующего исторического типа и вида. Так, в рабовладельческих государствах Древней Греции главное внимание уделялось устройству государства, проблеме круга лиц, допущенных к участию в политической деятельности, государственно-правовым способам укрепления господства свободных над рабами. Этим и были обусловлены повышенное внимание к теоретическому определению и классификации форм государства, поиск причин перехода одной формы правления в другую, стремление определить наилучшую, идеальную форму правления.
В средние века основным предметом теоретико-политических дискуссий стал вопрос о соотношении государства и церкви. В центре внимания идеологов буржуазии XVII-XVIII вв. стояла уже проблема не столько формы правления, сколько формы политического режима, проблема законности, гарантий равенства перед законом, свободы и прав личности. XIX-XX вв. выдвинули на первый план вопрос о социальных гарантиях прав и свобод человека, а с конца XIX в. проблема форм правления и политического режима государства была существенно дополнена исследованием связей с политическими партиями и другими политическими организациями.
2. Предмет и методология истории политических учений. Периодизация истории политических учений
В обобщенном виде применительно дисциплине можно выделить следующие основные функции метода:
1) метод как способ построения определенной политико-правовой теории (здесь речь идет, прежде всего, о принципах и внутренней логике формирования конкретно-определенной системы теоретического знания, структуре и компонентах данной системы, взаимосвязях этих компонентов и т.д.);
2) метод как способ интерпретации и оценки, предшествующих политико-правовых учений (данный аспект отражает содержание и характер отношений и взаимосвязей между различными теориями в исторически развивающейся политико-правовой мысли) и
3) метод как способ и форма выражения определенного типа и принципа соотношения между данной политико-правовой теорией и освещаемой действительностью (здесь проявляется общемировоззренческое содержание метода в фундаментальных проблемах соотношения материального и духовного в политико-правовом познании, теории и практики и т.д.)
Первым способом изучения политических явлений стал
1)эмпирический метод, который заключается в сборе и описании фактов и событий. Эмпирический метод опирается на данные наблюдений и эксперименты. Выявленные новые факты, в свою очередь, подготавливают основу для научного обобщения.
2)Причинно-следственный метод, или каузальный (от латинского causa -- причина), метод. Суть этого метода заключается в выявлении причинно- следственных связей между отдельными явлениями. Важную роль в его использовании играет создание четкого понятийного или, как еще говорят, категориального аппарата науки. Причинно-следственный метод, анализируя сущность явлений с качественной точки зрения, помогает создать логическую иерарархическую модель политичеких категорий, по принципу: из явления А вытекает следствие Б, оно порождает событие В и т.д. Это создает предпосылки для объяснения и предвидения политических событий в том случае, когда они связаны между собой не прямо, а через длинную цепь последствий. Развитие причинно- следственного метода во многом опиралось на достижения философии и таких общих методов научного познания, как индукция и дедукция, анализ и синтез, аналогия, сравнение и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29