Рефераты. История политических и правовых учений

p align="left">Пол-ко-правовая теория Карла Маркса (1818--1883) и Фридриха Энгельса {1820--1895) складывалась в процессе формирования марксистского учения в целом. Большое влияние на эту теорию оказали идеи французских социалистов и коммунистов.

К основным пол-ям марксизма относится учение о базисе и надстройке. Базис -- эк-ая структура об-ва, совокупность не зависящих от воли людей производственных отн-ний, в основе которых лежит та или иная форма соб-ти; эти отн-ния соответствуют определенной ступени развития производительных сил. На базисе возвышается и им определяется юридическая и пол-кая надстройка, которой соответствуют формы общ-ого сознания. Гос-во и право как части надстройки всегда выражают волю и интересы класса, который эк-и господствует при данной системе производства.

Обосновывая необходимость и близость насильственной коммунистической революции, Маркс и Энгельс утверждали, что в 40-е гг. XIX в. капитализм уже стал тормозом общ-ого развития. Силой, способной разрешить противоречие между растущими производительными силами и тормозящими их рост капиталистическими производственными отн-ниями, они считали пролетариат, который, осуществив всемирную коммунистическую революцию, построит новое, прогрессивное об-во без классов и пол-кой власти.

Маркс и Энгельс всегда придавали большое значение раскрытию классовой сущности гос-ва и права. По учению Маркса и Энгельса, право тоже носит классовый характер.

Маркс назвал пол-кую власть рабочего класса диктатурой пролетариата.

Учение марксизма содержит идею отмирания пол-кой власти (гос-ва) в коммунистическом обществе, когда не будет классов с противоположными интересами. Эта идея особенно резко защищалась Энгельсом, называвшим гос-во злом, которое по наследству передается пролетариату.

43. Политико-правовые идеи социализма в Зап. Европе и России 19-нач. 20в.в. (Г. В. Плеханов, К. Каутский, Н. И. Бухарин, И. В. Сталин)

К центристам относился и Георгий Валентинович Плеханов - один из основателей Российской социал-демократической рабочей партии, видный теоретик марксизма. Плеханов, как и многие др-е марксисты, считал социалистическую революцию возможной на той стадии развития капитализма, когда материальное производство достигнет высокого уровня и пролетариат составит большую часть населения.

Вначале П. полагал, что власть пролетариата будет осуществляться посредством прямого народного закон-ва; потом он от этой мысли отказался, он был сторонником социализма, введенного не по принуждению, а по решению и с согласия бол-ва народа.

При всей остроте полемики между оппортунистами и центристами им были свойственны некоторые общие пол-ко-правовые идеи.

1. все они были сторонниками демократии, использования в интересах рабочего класса всеобщего избирательного права, свободной борьбы партий на выборах, свобод слова, печати, собраний, полновластия представительных учреждений, а также развития соц-го закон-ва и активного вмешательства гос-ва в экономику.

2. им было свойственно отрицательное отн-ние к революционному экстремизму.

Взаимные обвинения в отступлениях от марксизма усилились после октября 1917 г. После разгона Учредительного собрания Каутский написал книгу "Диктатура пролетариата", содержащую резкую критику пол-ки большевиков, противоречащей пр-пам демократии. Каутский утверждал, что принудительное насаждение коммунизма порочит эту идею, ибо социализм -- новый, прогрессивный общ-ый строй -- невозможно ввести насильственно, вопреки воле бол-ва.

Большевики и социал-демократы -- интернационалисты делали центристам II Интернационала тот упрек, что оппортунистическая позиция ряда социалистических депутатов побудила их, вопреки решениям II Интернационала, голосовать за военные кредиты в начале мировой войны.

Карл Каутский один из лидеров германской социал-демократии и II Интернационала, отвергал высказывания Б.а против некоторых марксистских идей, писал о неизбежности социалистической революции, возражал против призывов превратить Социал-демократическую партию в партию социальных реформ. При сохранении капитализма, уверял Каутский, реформы временны, частичны, носят поверхностный характер и в конечном счете только содействуют накоплению социальных противоречий, обострению классовых антагонизмов и борьбы, ведущей к преобразованию об-ва в целом. Кроме того, рассуждал Каутский, без признания социализма как цели само сущ-е Социал-демократической партии лишается смысла.

В книге "Терроризм и коммунизм" Каутский утверждал, что принудительное насаждение коммунизма порочит эту идею, ибо социализм -- новый, прогрессивный общ-ый строй -- невозможно ввести насильственно, вопреки воле бол-ва Каутский сетовал, что Россией после 1917 правят не рабочие, а новая бюрократия, которая низвела на уровень тени рабочие советы, затруднив новые выборы и исключив из них всякую оппозицию В результате произвола этой бюрократии, опирающейся на средства насилия, на армию, писал Каутский, "русский коммунизм стал воистину социализмом казармы. Большевизм победил в России, но социализм потерпел там поражение"

44. Политическое учение анархизма (Прудон, Бакунин, Кропоткин)

Наиболее значительные теоретики анархизма XIX в. -- Пьер Жозеф Прудон, Макс Штир-нер, Михаил Александрович Бакунин.

Макс Штирнер обрушивает критику на все ценности, связанные с государством, обществом, религией. Он полагает, что человек единствен, потому что неповторим. У людей есть лишь одна общая черта -- каждый из них своеобразен.

Вся человеческая история представляется стремлением идеализировать действительность. Это посягательство на основной принцип Я, на его единственность. Поэтому абстракции (Бог, государство, общество, человечество) возводятся в культ. Они подчиняют себе конкретного человека, становятся объектом его поклонения. Освобождение человека мыслится как очищение его сознания от представлений, противоречащих его воле.

Государство ставит перед собой лишь одну цель -- подчинить человека. Государство -- враг человека.

Индивидуалистический анархизм Штирнера опирается на чуждое человеку давление социальной среды. Общество должно быть союзом единственных, автономных индивидов.

Пьер Прудон призывает:

1) ликвидировать все существующие формы эксплуатации человека;

2) заменить фиктивные конституции законами, соответствующими социальному пониманию справедливости Общественный идеал -- общество, где люди равны и объединены в союзы трудящихся. Производство должно основываться на разделении труда. Экономика должна базироваться на товарообмене. К такому обществу можно прийти путем революции, коренного переворота жизни общества. Способ избежать социальной несправедливости -- упразднение государственных и правовых институтов. Для защиты своих интересов власти предержащие создают законы. Государство подавляет трудящиеся слои с помощью прямого насилия и законов. Главный порок капиталистического общества -- несправедливый обмен результатов труда.

Михаил Бакунин видел свободу человека в следовании естественным законам. Задачей общества являются эмансипация и гуманизация. Только на основе коллективной трудовой деятельности и солидарности возможно справедливое общество.

Свобода оказывается возможной для одного человека лишь с его признанием свободы другого. В этом заключается цель истории. Ее результатом должны стать свобода, равенство и братство людей.

Марксистскую идею о диктатуре пролетариата Бакунин отвергает неслучайно. Диктатура пролетариата выльется в бюрократическое общество. В нем меньшая часть пролетариата будет навязывать с помощью диктата свою волю большинству. Сосредоточение собственности в руках государства дает огромное преимущество. Им не преминут воспользоваться. Пролетариат должен не осуществлять диктатуру, а разрушить государство как таковое.

45. Юридический позитивизм (Дж. Остин, К. Бергбом)

Господствующим направлением буржуазной юриспруденции оставался юридический позитивизм, получивший наиболее широкое обоснование в книге немецкого юриста К. Бергбома “Юриспруденция и философия права” (1892 г.). Опираясь на философский позитивизм Огюста Конта, Бергбом выступает против “метаюридических” принципов и идей, вносимых в юриспруденцию теорией естественного права, учением о “народном духе” исторической школы права, всеми теми доктринами, которые пытаются исследовать не реальное (действующее), а предполагаемое или желательное право.

Юр. поз-м получил наиболее широкое обоснование в книге немецкого юр-та Карла Бергбома "Юриспруденция и фил-фия права".

Согласно теории Б.а наука должна изучать, а не оценивать или требовать; она должна иметь дело только с реальными предметами и исследовать их методом опыта. Соответственно теория права должна заниматься только объективно существующим правом, основанным на правотворческих фактах, т.е. законодательной (и вообще правотворческой) деят-ти гос-ва.

Именно действующее, позитивное право обеспечивает порядок, гармонию и безопасность в гос-ве, создает прочный правопорядок, стоящий над гр-нами, над властью, над гос-вом.

Поскольку ест-е право представляет собой не более чем предпол-е, нечто субъективное и фиктивное, оно, если его всерьез принимать за явление правового порядка, влечет за собой разрушение правопорядка и анархию Нельзя решать возникающие на практике юридические дела исходя из ест-правовой доктрины, делящей право на ест-е и пол-ное.

Вслед за главой английской аналитической школы Дж. Остином континентальный поз-м видел источник права в суверенной власти, в гос-венной воле. Отсюда делались выводы о верховенстве закона, о подчинении судей закону. Юр. поз-м довел до совершенства разработку приемов толкования правовых норм, особенно приемов логических, грамматических, систематических.

Догма права, обоснованная юридическим поз-мом, имеет первостепенное значение для правоприменительной деят-ти, особенно в периоды относительно стабильного развития гр-нского об-ва.

И все же юр. поз-м не создал подлинной теории права. Юр. поз-м не мог дать ответа и на самый для него важный вопрос как обеспечить законность (правомерность) правотворческой деят-ти гос-ва, если само оно сила, творящая право?

Вся теория юр. поз-ма базировалась на предпол-и, что гос-во является правовым, однако это предпол-е неоднократно опровергалось практикой ("лучше капля силы, чем мешок права"), а к обоснованию правового гос-ва могло вести лишь изучение "метаюридических" начал.

Наконец, сколь ни велика заслуга юр. поз-ма в обосновании законности и правопорядка, проблема прав чел-ка была им отвергнута вместе с теорией ест-го права, а сам чел-к в праве и правопорядке признавался лишь "физическим лицом", наделенным "субъективными правами", выводимыми из текстов законов, а не из природы самого чел-ка.

Одним из первых представителей юр. поз-ма был ученик Бентама, основатель аналитической школы Джон Остин.

Термин "право", писал О., используется в самых разных смыслах для обозначения не только права, но и религиозных догматов, правил морали, законов природы, это сущ-но мешает точному определению предмета юриспруденции О. различает и разграничивает этику (область оценок, суждений о добре, зле и др), науку о законотворчестве (представления о том, каким должно быть право) и собственно науку о праве, юриспруденцию Последняя "имеет дело с законами, или правом в собственном смысле этого слова, без рассмотрения того, плохи они или хороши" В таком понимании право -- приказ власти, обращенный к управляемому, обязательный для подчиненного под угрозой применения санкции в случае невыполнения приказа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.