Рефераты. История русского народа - от древности до наших дней

этот период в женской одежде стали применяться юбки (спидницы, саяны) и появился сарафан. Первоначально они были у горожан и знати, но постепенно появились и у крестьян. У замужних женщин строго соблюдался обычай покрывать голову. Девушки же ходили с непокрытой головой, свободно распустив волосы, или же заплетали косы. Женский головной убор был сложным и состоял из нескольких частей. В XVI-XVII вв., продолжали носить полотенчатые покрывала и платы. Широко была распространена кика или кичка - символ замужества - представляла собой нарядную шапочку с мягкой тульей. А также сороки и кокошники, которые в сочетании с сарафаном особенно были свойственны костюму знати.

Платье высоко ценилось. Его очень берегли, передавали по наследству, "жаловали" за службу (не обязательно новое). Изношенные вещи чинили, обрезки оставляли для отделки, ветошь хранили для заплаток.

В XVI-XVII вв. на культуру и быт русского народа значительное влияние оказывала церковь. В это время создается такое произведение, как "Домострой" - собрание правил житейской мудрости - под конечной редакцией протопопа Сильвестра. Большое внимание в нём уделяется борьбе с пьянством. Много глав посвящено подробному ведению хозяйства: как платье кроить, посуду в чистоте держать, как товар покупать и годовые запасы делать, как сад и огород вести. А так же нормам поведения граждан, причем женщины ощутимо ограничиваются в правах, в отличие от мужчин. Там говориться о том, что материальные и хозяйственные заботы должны целиком и полностью занимать женщину, начиная с 12 лет, когда она могла по закону выходить замуж. Вне дома разговоры разрешалось вести исключительно о хозяйстве и рукоделии. В целом, "Домострой" проповедует смирение и покорность властям и главе семьи.

Главным в семье был мужчина. Только он имел право голоса на различных собраниях. Он распоряжался имуществом, и мог применять любые наказания. "Домострой" разрешал бить в воспитательных целях жену и детей. За неповиновение родителям церковь грозила отлучением. Чем богаче и знатнее был род, тем строже воспитывались дети, а женщины же и вовсе вели затворнический образ жизни. Крестьянки были не столь ограничены в передвижении, так как наравне с мужчинами несли тяготы трудовой жизни. Трудовой день в семье начинался рано и в полдень прерывался на обед. Далее следовал послеобеденный сон. Это было обязательной процедурой и глубоко поражало иностранцев. После сна работа возобновлялась и продолжалась до ужина. Вместе с окончанием светового дня все отходили ко сну.

У русских народов было распространено большое семейство. Крестьянская семья состояла из нескольких брачных пар, которые вели коллективное хозяйство и владели общим имуществом. У горожан семьи были поменьше и состояли, как правило, из родителей и детей. Семьи феодалов были еще меньше, так как мальчиков забирали на государеву службу, где они могли получить оклад и вотчину, и обзавестись собственной семьей. Ранние браки были широко распространены и совершались, в основном, в кругу своего сословия.

С введением христианства браки стали оформляться в церкви через венчание. Оформить развод ("распуст") было непросто. Он разрешался лишь в особых случаях, например, пострижения в монахи одного из супругов. Православная церковь разрешала вступать в брак не более трех раз. Четвертый брак категорически запрещался. Обряд крещения считался основным и жизненно важным. Некрещеный не имел никаких прав, даже права на погребение.

Официальными праздниками были особо чтимые дни церковного календаря: Рождество, Пасха, Троица и т.д. По праздникам устраивались и уличные представления. Бродячие артисты, скоморохи, известны еще в Древней Руси. Кроме игры на гуслях, дудках, песен представления скоморохов включали акробатические номера, состязания с хищными животными. Праздники сопровождались общественными пирами - братчинами. Имели место игры и забавы, например, взятие снежного города, борьбу и кулачный бой, городки, чехарду. В XVI Россия узнает карты. Любимым развлечением царей и знати была охота.

VI. В России в первую очередь было необходимо отменить крепостное право; создать рынок вольнонаемной рабочей силы; лишить или ограничить дворянство в правах и привилегиях; провести аграрную реформу.

С одной стороны реформы Петра I, имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому петровские реформы с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости.

VII. Царствование Екатерины можно назвать золотым веком России. Она стала преемницей дела Петра I. Петр решительно начал модернизировать Россию, Екатерина довершила начатое им, причем так великолепно, как Петр мог только мечтать.

Екатерининская эпоха стала временем небывалого расцвета военного и экономического могущества России, ее культуры и просвещения. Никогда Россия не одерживала такого количества блестящих побед, никогда не приобретала такое множество сокровищ мировой культуры, никогда к нам не переселялось такое количество знаменитых художников и ученых, никогда прежде успехи нашего государства не вызывали такого изумления и уважения в Европе.

За время правления Екатерины II:

число жителей выросло с 19 миллионов до 36 миллионов;

доходы государства - с 16 миллионов рублей до 69 миллионов рублей;

ввоз/вывоз капитала - с 9 миллионов рублей до 44 миллионов рублей;

число фабрик и мануфактур - с 500 до 2000;

выплавка чугуна - с 3,7 миллиона пудов до 9,8 миллиона пудов;

производство железа - с 2,2 миллиона пудов до 6,2 миллиона пудов.

Екатерина решила перевоспитать государевых холопов в граждан государства и в воспитательных целях с ними обходилась уже как с гражданами. Она повелела в прошениях слово 'раб' заменить словом 'подданный'. 'Хочу повиновения законам, а не рабов', - заявляла она.

Для пересмотра российских законов в 1767 году в Петербурге по приказу императрицы собралась Уложенная комиссия, составленная из 560 депутатов от всех сословий и народностей. Перед началом работы Комиссии Екатерина обратилась к ней с посланием - 'Наказом'. Россияне впервые призывались рассуждать о вольности, о веротерпимости, о вреде пыток, о равенстве граждан.

У Екатерины были проекты постепенного уничтожения крепостной зависимости путем освобождения крестьян в отдельных имениях при их купле-продаже. Однако большинство членов Уложенной комиссии были против отмены крепостного права. Отстаивали крепостное право и просвещенные деятели той эпохи: поэты Державин и Сумароков, президент Академии наук Дашкова и многие другие. Екатерина была очень недовольна этим. Она назначила сумму в 1000 червонцев в награду за лучшее сочинение об отмене крепостного права. Впервые в России с высоты царского трона заговорили об освобождении крестьян, и этот вопрос стал на повестку дня. Но тогда страна не созрела для этого.

Екатерина сняла строгий надзор, установленный над торговлей и промышленностью Петром I. Она стала придерживаться в отношении торговли и промышленности политики невмешательства государства, принципа свободы предпринимательства, уничтожив самые органы контроля - петровские Берг - и Мануфактур-коллегии. Всем дозволено было открывать производства без какого-либо разрешения.

К концу XVIII века Россия стала крупнейшей в мире обладательницей художественных сокровищ. Только за 18 лет - с 1763 по 1781 год - Екатерина купила шесть крупнейших коллекций Европы для Эрмитажа, истратив колоссальные деньги.

В эту замечательную эпоху европейцы переселялись в Россию. За 10 лет - с 1764 по 1774 год - в России поселились 26 000 семейств.

Много известных архитекторов, скульпторов, художников прибыли в Петербург из Франции. Чтобы остановить подобное бегство знаменитостей, во Франции принимались меры. Европейцы стремились в Россию, как в Эльдорадо.

В 1766 году переехал из Пруссии в Петербург в зените научной славы великий математик Эйлер. Прусский король не сумел создать ученому такие хорошие условия, как в России. Научная деятельность Эйлера в Петербурге оказалась поразительно плодотворной. Им было опубликовано более 365 работ по математике, механике, астрономии, физике, статистике, демографии и другим разделам науки.

Была создана система народного образования, и население стало учиться по единым программам и учебникам.

Все эти успехи в экономике, просвещении, культуре тем более поразительны, что царствование Екатерины II нельзя причислить к спокойным и легким временам - из 34 лет царствования на 17 лет мира пришлись 17 лет войны. Ей пришлось завершить задачи внешней политики, которые веками мечтали осуществить московские государи. Широко известны блестящие победы Суворова, Ушакова и других полководцев. Мир был ошеломлен блестящими победами русского оружия на суше и на море. Эта эпоха стала вершиной военной доблести и искусства русской армии. Чувство национального достоинства поднялось в России на небывалую высоту.

Екатерина не вводила ни либеральной конституции, ни новых учреждений, если сознавала, что этому не соответствуют экономические и политические отношения внутри страны. И все же своим методичным, последовательным, постепенным реформированием страны, без чрезмерного напряжения народных сил, она добилась такого величия России, какого не добивался ни один ее правитель.

VIII. На рубеже 30-40-х гг. XIX века в среде дворянской интеллигенции сложились два течения общественной и политической мысли под условными названиями западников и славянофилов.

Их общей чертой являлось неприятие существующих в России порядков. Те и другие понимали гибельность крепостного права, цензурного и полицейского произвола. Но западники считали, что Россия должна идти по тому же пути, что и Западная Европа, стать, в конце концов, парламентской конституционной монархией. В отличие от западников, славянофилы считали европейский путь неприемлемым и гибельным для России. Все, постигшие Россию, беды они связывали именно с тем, что, начиная со времен Петра I, Россия отказалась от свойственного ей самобытного развития и стала перенимать чуждые европейские порядки.

Тема спора "западников" и "славянофилов" актуальна и в наши дни, когда Россия находится на распутье. Каково же будущее России?

С одной стороны, она слишком долго развивалась в русле западной цивилизации. Это прогрессивный путь и, свернув с него, мы сделаем шаг назад.

А с другой, Россию населяют сотни народностей, и все они самобытны. Мы не перестаем быть страной и азиатской, и европейской. Это обстоятельство накладывает отпечаток на жизнь российского общества.

Хочется верить, что Россия найдет свой путь и займет достойное место в мире. А каким он должен быть? Тут я согласна с В.О. Ключевским: "Можно и должно перенимать чужой опыт вязать чулки, но нельзя и стыдно брать чужой образ жизни, строй мыслей, чувств, отношений. Каждый порядочный народ все это должен иметь свое".

IX. "Фашизм - политическое течение, возникшее в капиталистических странах в период общего экономического и политического кризиса и выражающего интересы наиболее реакционных и агрессивных сил империалистической буржуазии" (Большая советская энциклопедия)

В центре фашистской идеологии - идеи военного захвата, расового неравенства, вождизма (принцип фюрерства), всевластия государственной машины.

Важнейшие отличительные черты фашизма - использование крайних форм насилия для подавления трудящихся, шовинизм, расизм, максимальный контроль над всеми проявлениями обществ, и личной жизни граждан, разветвленные связи с достаточно многочисленной частью населения, не относящейся к правящим классам, способность мобилизовать и политически активизировать ее в интересах эксплуататорского строя. Внешняя политика фашизма - политика империалистических захватов.

Да, я считаю фашизм источником военной опасности. Как известно, история может повторяться, пусть и не буквально.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.