Рефераты. История русского народа - от древности до наших дней

едь и в ХХI веке ни величайший взлет науки и техники, ни достижения культуры и цивилизации, ни невиданное развитие индустриального производства не могут уберечь человечество от возникновения чудовищных террористических режимов, которые способны двинуться по пути всемирных завоеваний и всеобщего уничтожения. А фашизм - явление международное и может существовать в разных формах. Развиваться на фоне и в условиях кризиса общества, нужды, нищеты, озлобления масс.

X. Становление новой политической системы в России занимает немало времени, требует больших усилий и происходит болезненно. Этот процесс начался в 1991 году с избрания Президента РСФСР.

Политическая система в России в начале 90-х гг. базировалась на представительной власти - Съезд народных депутатов РФ и двухпалатном Верховном Совете. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием президент Б.Н. Ельцин. Он же был Главнокомандующим Вооруженными Силами. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный Суд РФ. Преобладающую роль в высших структурах власти играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР.

После распада СССР началась ликвидация прежних структур власти и управления. Резиденцией президента страны стал Московский Кремль.

21 апреля 1992г. было изменено официальное название российского государства. РСФСР была переименована в Российскую Федерацию - Россию.

Первым реальным шагом в изменении советской системы стала радикальная либерализация цен в январе 1992 года. Россияне лишились своих сбережений, цены подскочили не в 3-5 раз, как обещали реформаторы, а в 36 раз и это только на протяжении 1992г. Рост заработной платы, социальные компенсации далеко отставали от развившейся гиперинфляции. К весне 1992 г. возросло социальное напряжение.

Между законодательной и исполнительной властью наметился серьёзный конфликт из-за отсутствия чёткого разграничения полномочий между ними. Законодательная власть выдвигала концепцию большей социальной защищённости в процессе реформ. Они объявляли правительство недееспособным. В свою очередь исполнительная власть усмотрела главную причину неудач в "антиреформаторской" позиции центральных представительных органов.

Пика обострения этот конфликт достиг в период разработки конституционного проекта Российского государства. Острая борьба между законодательной и исполнительной властями парализовала деятельность обеих ветвей и государства в целом. Состоявшийся в ноябре 1991г. V Съезд народных депутатов предоставил президенту широкие полномочия для проведения экономических реформ. В конце 1991г. правительство, возглавляемое Гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного хозяйства. Предлагавшиеся программой меры "шоковой терапии" нацелены были на перевод экономики на рыночные методы хозяйствования. Важное место в программе реформирования экономики занимала либерализация цен - освобождение их из-под контроля государства. За государством сохранялось регулирование цен лишь на некоторые товары и продукцию производственно-технического назначения. Либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в стране выросли почти в 26 раз. Снизился уровень жизни населения. Обесценились и были прекращены выплаты гражданам их денежные сбережения, хранившиеся в Госбанке.

Начало реформ ознаменовалось рождением оппозиции внутри самой власти. Законодательная власть становилась в оппозицию исполнительной. Сделав вывод о невозможности дальнейшей работы с "таким съездом", Ельцин предложил гражданам России через референдум определиться, поддерживают ли они курс президента на преобразования или курс Съезда и Верховного Совета на сворачивание реформ.

Было принято решение о проведении референдума 25 апреля 1993 г, на который были вынесены четыре вопроса:

1. Доверяете ли вы Президенту РФ Б.Н. Ельцину?

2. Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом РФ с 1992 года?

3. Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов Президента РФ?

4. Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов РФ?

Референдум принёс успех президенту, отклонил идею досрочных перевыборов и президента, и законодателей.

Российский президент 21 сентября объявил о прекращении полномочий Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Тогда же вступил в силу президентский Указ "О поэтапной конституционной реформе в РФ". Верховный Совет, размещавшийся в белом доме, решительно отказался подчиняться указу президента, признавшего его действия неконституционными. Верховный Совет постановил отстранить Ельцина от должности и избрал Руцкого исполняющим обязанности Президента.

22 сентября Верховный Совет постановил дополнить Уголовный кодекс РФ статьёй, карающей антиконституционную деятельность "вплоть до расстрела". В тот же день служба охраны Белого дома начала раздачу оружия гражданским лицам. В ответ на такой антиконституционный акт были организованы демонстрации. В ряде мест возведены баррикады. Предпринята попытка штурма мэрии и Останкино. В столице было объявлено чрезвычайное происшествие, в город введены войска.

29 сентября Президент предъявил Верховному Совету ультиматум покинуть здание Белого дома до 4 октября. Утром 4 октября правительственные войска начали осаду и танковый обстрел Белого дома. К вечеру того же дня он был взят, а его руководство во главе с Хасбулатовым и Руцким арестовано. В тот же день в Москве был введён комендантский час, продолжавшийся две недели, приостановивший выпуск оппозиционных правительству газет и деятельность организаций, поддерживающих Белый дом. Драматическая развязка конфликта между властями состоялась, в ходе которой с обеих сторон погибло около 150 человек.

12 декабря 1993 г. состоялись референдум по Конституции и выборы в Государственную думу. Всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голосованием президент. Были определены четкие рамки компетенции ветвей власти. Президент наделялся чрезвычайно широкими полномочиями, в том числе правом формировать и отправлять в отставку правительство. Парламентские прерогативы были ограничены принятием законов, бюджета, объявлением амнистии, ратификацией международных договоров.

Подчёркивалась самостоятельность органов трёх ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Федеральное Собрание и референдум по новой Конституции. Особое значение имело решение исполнительной власти о переходе с 1 июля 1994 года ко второму этапу приватизации. В отличие от первого этапа, второй предполагал открытую продажу всех акций предприятий по рыночной стоимости. Было декларировано намерение разработать и приступить к реализации во второй половине 1994 года Национальной программы борьбы с бедностью. Первый вице-премьер Гайдар подал в отставку. Правительство покинуло ещё несколько министров. Положение в экономике, особенно в сфере финансов, оставалось сложным. В октябре 1994 г. курс рубля упал.

В политической жизни на первом месте стояли предстоящие выборы в Госдуму, назначенные на 17 декабря 1995 г. Они показали, что реформаторы своей политикой дискредитировали себя, зато коммунисты увеличили свое представительство до 22,3% голосов.

15 февраля 1996 г. Ельцин официально объявил о решении баллотироваться на второй президентский срок.

Исполнительная власть мобилизовала все возможные ресурсы для того, чтобы изменить отношение избирателей к Ельцину, резко повысить его популярность. Были приняты указы и распоряжения о погашении задолженности государства по выплате заработной платы, пенсий, пособий, студенческих стипендий, о мерах по поддержке военно-промышленного комплекса и армии. Президент обещал в кратчайший срок прекратить военные операции в Чечне и провести конструктивные переговоры с руководством мятежной республики. Ельцин начал активные поездки во все уголки страны, демонстрируя лидерские качества, хорошее физическое состояние, раздавая щедрые популистские обещания. На помощь Ельцину стали приходить самые богатые люди страны, которые сделали своё состояние благодаря новому режиму, среди "богачей" было заключено соглашение о финансовой поддержке ельцинской компании. Среди девяти соперников президента (Г. Зюганов, А. Лебедь, Г. Явлинский, В. Жириновский, С. Фёдоров, М. Горбачёв, М. Шукум, Ю. Власов, В. Брынцалов) наиболее опасными и сильными оказались трое - Зюганов, Лебедь, Явлинский.

Президент и его сторонники практически отменили основополагающие принципы демократических выборов, среди них такие, как равенство всех претендентов в доступе к СМИ, "прозрачность" и легальность финансовой поддержки кандидатов. Согласно социологическим опросам, проводившимся после выборов, популярность Ельцина среди россиян практически не изменилась. Они голосовали за непопулярного президента под воздействием изощрённых политтехнологий, из-за крайней узости реальных политических альтернатив. Выборы были признаны состоявшимися. Ожидаемых протестов в связи с возможной фальсификацией результатов и прочими конституционными нарушениями не последовало. Зюганов первым поздравил президента Ельцина с вторичным избранием на пост президента.

Президентские выборы сопровождались показательными изменениями в верхнем эшелоне исполнительной власти. В исполнительную власть сразу после выборов были включены видные представители бизнес-элиты, такие как: банкир Потанин (первый вице-премьер), Березовский (зам. секретаря Совета безопасности), Чубайс (руководитель администрации президента), Лебедь (секретарь Совета безопасности).

Весна 1997 г. ознаменовалась самой массовой всероссийской акцией протеста против экономической и социальной политики правительства. По всей стране прокатилась волна забастовок, демонстраций, митингов, пикетов, раздавались требования выплаты зарплат и пенсий, отставки Черномырдина и Ельцина, смены курса реформ. Кабинет Черномырдина вновь подвергся реорганизации. На должность первого вице-премьера был назначен Чубайс. Экономической программой было проведение жилищно-коммунальной реформы и реформы пенсионного фонда. Одним из первых шагов было предложение Чубайса о резком сокращении федерального бюджета на 1997 г. как нереального. В середине 1997 года федеральное правительство наметило сокращение ряда социальных пособий, сохранившихся еще с советских времен, частично по причине отсутствия источников их финансирования и невозможности проверки законности получения этих пособий отдельными гражданами. Задолженности по выплатам пенсий составили 12,5 трлн. руб., по зарплате госслужащим - 13 трлн. руб., по детским пособиям - 8 трлн. руб. Российский рубль не пользовался доверием россиян, которые предпочитали хранить свои сбережения в долларах США.

К концу 1998 года экономическая ситуация начала вновь ухудшаться. Россию поразил финансовый кризис, вынудивший правительство обратиться к МВФ за срочной помощью для переговоров по замораживанию выплат госдолга в размере 11,2 млрд. долл.,

В первой четверти 1999 года инфляция стабилизировалась, появились первые признаки роста производства. Однако показатели уровня жизни вновь снизились, обменный курс рубля и реальные доходы населения продолжали падать.

31 декабря 1999г. о своём досрочном уходе в отставку объявил первый Президент РФ Б.Н. Ельцин. Временно исполняющим президентские обязанности он назначил В.В. Путина, главу правительства. На выборах 26 марта 2000г.В. В. Путин был избран Президентом РФ. Победа была полной и безоговорочной. К избирательным урнам пришли 68,7% избирателей. Путин, обыгравший всех уже в первом туре, собрал 52,9% голосов. Выборы показали, что россияне утратили веру в политиков-ветеранов. Среди ведущих кандидатов в президенты Путин был единственным, кто не только не исчерпал кредита доверия большинства избирателей, но даже внушал определённые надежды на разрешение драматических социально-экономических и политических проблем. Практически все специалисты признавали, что первый год пребывания Путина на президентском посту для российской экономики оказался весьма удачным.

Смена руководства страны на рубеже 1999-2000гг. завершила определённый этап в жизни постсоветской России, стала своеобразным рубежом в её общественно-политическом и экономическом развитии. Новые государственные лидеры направили свои усилия на консолидацию общества, укрепление его стабильности и подъём экономики, повышение роли России на международной арене.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.