Рефераты. Капитуляция Японии и завершение войны на Тихом океане

p align="left">В составе нового кабинета пост военного министра получил маршал Гэн Сугияма, пост министра иностранных дел Мамору Сигэмицу. Хотя на первом заседании нового кабинета министров его глава Койсо заявил, что он полон решимости, сплотив нацию Ямато, разгромить противника и энергично довести войну до успешного завершения, практические шаги нового премьера показывали, что позиции сторонников войны до победного конца после поражений у побережья Марианских островов и на Сайпане пошатнулись. Так, в тот же день, когда прозвучало упомянутое заявление Коисо, приказом нового военного министра Сугиямы предшественник Коисо на посту премьера генерал Тодзио был уволен в запас. Там же. Ук раб. С. 562.

Тем не менее, милитаристский угар по-прежнему определял курс японского имперского правительства. Несмотря на поражения лета 1944 г., в Токио все еще надеялись переломить ход военных действий и приостановить продвижение союзных сил к пределам самой Японии. Важнейшими в этом отношении должны были стать операции на Филиппинах.

Между тем, в ходе операций 6-23 сентября американцы овладели островами Палау. Тем самым они создали трамплин для прыжка на Филиппины. Начало подобной операции теперь было лишь вопросом временем самым они создали трамплин для прыжка на Филиппины. Начало подобной операции теперь было лишь вопросом времени.

Филиппинская операция началась во второй половине октября. Еще 18 октября американская авиация подвергала бомбардировкам японские авиабазы на острове Лейте (Таклобан, Бурауэн, Сан-Пабло). Во второй половине дня в залив Лейте вошла крупная группа американских кораблей. Они провели тральную работу и артподготовку по важным береговым объектам. 19 октября японская авиация обнаружила к востоку от Филиппин более 10 авианосцев и около 100 транспортов противника. Бомбардировки продолжились и 19 октября. В районе Манилы в них участвовало до 200 самолетов. Японская армейская и морская авиация действовали по кораблям противника в заливе Лейте, повредив 3 линкора и 3 транспорта. Однако существенно воспрепятствовать высадке она не смогла.

20 октября американцы после обычной артиллерийской и авиационной подготовки начали высадку на восточное побережье Лейте. Она прошла успешно, если не считать потопленного японцами пехотно-десантного катера. Через пять часов после высадки на побережье в районе Таклобана вышел генерал Дуглас Макартур- один из самых популярных в американской армии военачальников, герой обороны Филиппин в 1941-1942 гг. Вскоре радиоприемники разнесли его обращение к стране , с которой его связывало его столь многое: «Говорит голос Свободы. Филиппинцы! К вам обращается генерал Макартур. Как видите, я сдержал слово и вернулся. Милостью всемогущего Господа мы снова ступили на благословенную филиппинскую землю, политую кровью двух народов- филиппинцев и американцев. Присоединяйтесь же ко мне! И да сопутствуют нам стойкость и мужество, как когда-то на Батаане и Коррехидоре! Да не устрашатся сердца наши, а руки да сожмут крепче оружие! Нас поведет за собой Господь. Он укажет нам путь к победе! Внемлите же его зову! Испейте чашу долгожданной и справедливой победы всю без остатка!». Блон М. Ук раб. С. 505.

Столь эмоциональное обращение вполне соответствовало драматизму событий, которым предстояло вскоре развернуться на этих берегах и в водах близ них. 21 и 22 октября в районе восточнее Филиппин было отмечено новое крупное десантное соединение. Караваны транспортов в большом количестве подходили к Лейте. На восточном побережье американцы создали плацдарм и постепенно расширяли его. В самом заливе Лейте сосредоточилось свыше 150 американских кораблей, в том числе 6 линкоров, 6 тяжелых крейсеров, 5 легких крейсеров, 18 конвойных авианосцев и до 420 транспортов. В то же время японский Объединенный флот начал выдвижение к заливу Лейте. Обе стороны неуклонно приближали момент начала крупнейшего морского сражения в истории второй мировой войны и всей военной истории.

В ночь с 22 на 23 октября две американские подводные лодки «Дартер» и «Дейс» обнаружили выдвигающийся японский флот. На рассвете 23 октября они атаковали неприятельскую эскадру. Их торпеды поразили три японских тяжелых крейсера «Атаго», «Майа» и «Такано», причем первые два затонули. На «Атаго» находился командующий эскадрой адмирал Курита, которого вместе с несколькими другими моряками подобрал эсминец. Однако остальные члены флагманского крейсера, в том числе специалисты из радиотехнической службы главного штаба эскадры, погибли. В результате японские корабли остались без мощной системы радиоперехвата и дешифровальной аппаратуры, что впоследствии сказалось на ходе всей битвы.

В основной японской эскадре, атакованной утром 23 октября американскими подводниками, насчитывалось 5 линкоров, 8 тяжелых, 2 легких крейсера и 13 эсминцев. Двумя из пяти линкоров были знаменитые «Ямато» и «Мусаси», водоизмещением 65 тыс. тонн каждый (водоизмещение самого большого американского линкора не превышало 34 тыс. тонн). Таким образом, эти гигантские японские линкоры были самыми большими линейными кораблями, когда-либо выходившими на морские просторы. На их вооружении находились по девять 450-мм дальнобойных орудий, которые могли вести огонь по противнику с огромного, невиданного доселе расстояния, а самим оставаться вне досягаемости его орудий. Там же. Ук раб. С. 507.

В японской эскадре, двигавшейся к Лейте с юга, было 2 линкора, 12 тяжелых крейсеров и 4 миноносца. Командовал ею адмирал Мишимура.

24 октября по эскадре Куриты, едва пришедшей в себя после атаки подлодок накануне, нанесла удар американская авиация. В течение дня 24 октября на эскадру было совершено шесть массированных налетов, сила каждого из которых превосходила предыдущий. Японский флот был полностью лишен авиационного прикрытия. Несмотря на шквальный заградительный огонь зенитной артиллерии и пулеметов, уже после четвертого налета вышел из строя суперлинкор «Мусаси» и два тяжелых крейсера. После пятого налета японская эскадра была вынуждена повернуть на запад, назад. К этому времени горел «Мусаси» и еще один линкор, на котором находился сам командующий адмирал Курита. Шестой налет, последовавший в 16 часов 24 октября, привел к тому, что «Мусаси» затонул, тяжелые повреждения получили еще два линкора, были выведены из строя 4 крейсера- один из них вскоре опрокинулся и затонул. Эскадра Куриты более не представляла для американцев угрозы.

На следующий день разыгрались главные события Филиппинского морского сражения. Американская авиация, взлетая с авианосцев, продолжала опустошать ряды японских кораблей. Тем не менее, оторвавшаяся от преследования противника потрепанная эскадра Куриты, пройдя залив Сан-Бернардино, наткнулась близ острова Самар на американское авианосное соединение адмирала Спрэга, состоявшее из легких, или эскортных авианосцев. Нанеся по нему артиллерийский удар и легко отбросив его на восток, Курита, однако, отказался затем от преследования, посчитав, что перед ним тяжелые американские авианосцы и опасаясь, что к ним подойдет подкрепление. Между тем, в случае продолжения атаки американское соединение Спрэга могло быть полностью уничтожено, а японцам открылась бы дорога в залив Лейте и они смогли бы уничтожить почти весь американский десантный флот.См. Иванов Ю. Ук. раб. с. 175.

В тот же день американцы атаковали второе соединение адмирала Сима (2 тяжелых, 1 легкий крейсера, 4 эсминца). В ходе торпедных атак на дно было отправлено три японских эсминца. В этом же районе ударам подвергся отряд адмирала Мишимуры, шедший на соединение с северной группой. В этот злосчастный для японского флота день он подвергся, пожалуй, наиболее тотальному разгрому. Из двух линкоров, крейсера и эсминца уцелели только поврежденный крейсер «Могами», который успел соединиться с кораблями Симы, но утром 25 октября был все-таки потоплен американской авиацией. Хаттори Т. Ук раб. С. 683.

Тем временем, третья японская эскадра адмирала Одзава, находясь к северу от Филиппин, подверглась ударам крупных сил авиации и флота США. Это было единственное из трех японских соединений, основу которого составляли авианосцы и именно по нему американская сторона сочла необходимым нанести особенно мощные удары. В результате нескольких налетов американской авиации в эскадре Одзавы были потеряны вся авиация, а также авианосцы «Читосэ», «Дзуйкауку», «Дзуйхо», поврежден авианосец «Чиёда», потоплен один эсминец. Остатки эскадры, которая столь высокой ценой выполнила свою задачу- отвлекла американские авианосцы от соединения Куриты, отошли на север. Сам же Курита, опрометчиво отказавшись о преследования американского соединения Спрэга, отходил чрез пролив Сан-Бернардино.

Таким образом, самое крупное в истории войны на Тихом океане и всей второй мировой войны морское сражение в заливе Лейте завершилось сокрушительным поражением японского военно-морского флота. С этого момента он окончательно утратил роль серьезного фактора в ходе военных действий в регионе и это предопределяло скорый и неизбежный крах Японии.

В ходе Филиппинского морского сражения Япония впервые применила специально подготовленные отряды летчиков -смертников - так называемые подразделения специальных атак, более известные под своим японским названием «камикадзе». По замыслу инициатора создания отрядов, вице-адмирала Ониси, пилоты-смертники должны были врезаться на своих начиненных взрывчаткой самолетах врезаться в американские корабли, прежде всего в авианосцы. На базе Лусон на Филиппинах были сформированы 4 специальные бригады камикадзе. Крейг У. Падение Японии. М., 2000. С. 19.

25 октября девять самолетов, пять из которых пилотировались летчиками с белыми повязками на головах- отличительным знаком камикадзе, сели в самолеты и взлетели с аэродрома Мабалакат, взяв курс на восток. В 10.45 утра они атаковали американские авианосцы, прикрывавшие высадку десанта в заливе Лейте. Это были те самые легкие авианосцы, которые чудом спаслись от преследования эскадры Куриты. Все пять самолетов с пилотами - камикадзе поразили цель. Был потоплен авианосец «Сент-Ло», еще 6 получили повреждения. Японцы потеряли 17 самолетов и 18 летчиков. Однако это было, пожалуй, самое успешное применение камикадзе за всю последовавшую почти годовую историю использования этого леденящего душу вида «оружия» императорскими вооруженными силами. Большинство летчиков- самоубийц погибали в пораженных зенитным огнем и огнем истребителей самолетах еще на подходе к намеченной цели. Поэтому использование камикадзе имело, несомненно, более психологический, чем чисто военный эффект. Тем не менее, с середины ноября почти вся авиация на Филиппинах была представлена эскадрильями камикадзе. Хаттори Т. Ук раб. С. 688.

В ходе Филиппинского морского сражения главные силы японского Объединенного флота были разгромлены. Японцы потеряли 4 авианосца, 3 линкора, 6 тяжелых и 3 легких крейсера, 8 эсминцев, 3 крейсерам были причинены тяжелые повреждения. Американский флот потерял 3 авианосца, 3 эсминца, торпедный катер; 7 эскортных авианосцев, легкий крейсер 4 корабля других классов получили тяжелые повреждения. В воздушных боях и в результате гибели авианосцев американцы потеряли 140 самолетов.

Тяжелые потери понесла и японская базовая авиация. В боях за Филиппины с октября 1944 г. по 9 января 1945 г. она потеряла 2570 самолетов. Был уничтожены почти все самолеты из 2300, направленных в этот период из Японии и Китая на Филиппины для усиления обороны архипелага.

После 9 января японское командование прекратило отправку сюда самолетов, так как все аэродромы были выведены из строя американской авиацией.

Американцы с октября 1944 по декабрь 1945 г включительно потеряли в боях за Филиппины 967 самолетов (736 авианосных и 231 самолет из состава американских ВВС дальнего Востока).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.