Рефераты. Крестьянская война начала XVII века в России

3 апреля 1605 года внезапно умер царь Борис Годунов. Случилось это так: он встал из-за стола, и тут кровь хлынула у него изо рта, ушей и носа. Смерть наступила через два часа, царь успел еще принять постриг в монахи под именем Боголепа. Москва спокойно дала присягу сыну Бориса - шестнадцатилетнему Федору.

Но крупнейшие военачальники: братья Василий и Иван Голицыны, Михаил Салтыков, представители служилых людей Рязанщины - братья Ляпуновы и, наконец, славный организатор обороны Новгород-Северского воевода Басманов открыто перешли к Лжедмитрию.

"Истинный царь" двинулся на Москву через Орел и Тулу, встречаемый народом, который стекался посмотреть на него. В Москву Лжедмитрий посылал грамоты, призывая бояр, служилых людей, купцов, ремесленников и прочих жителей изъявить ему покорность. Посланцы самозванца Наум Плещеев и Гаврила Пушкин прибыли 1 июня в Москву через Красное село. Чтение грамоты при большом стечении народа привело к тому, что толпа двинулась на Красную площадь. Потребовали на лобное место князя Василия Ивановича Шуйского, и он будто бы подтвердил злодеяния Годунова и сказал, что царевича спасли. Разъяренная толпа ворвалась в Кремль, стащила запершегося в Грановитой палате царя Федора с трона, вместе с матерью и сестрой посадила под арест в прежний дом Годуновых. Начался неудержимый грабеж. Была составлена грамота от всех сословий с приглашением законному Государю занять московский трон. Доставили грамоту в Тулу 3 июня московские послы князья Иван Михайлович Воротынский и Андрей Телятевский.

20 июня последовал торжественный въезд Лжедмитрия в Москву. До этого времени в столице были проведены соответствующие приготовления: смещен патриарх Иов и убиты, за исключением Ксении, члены семьи Годуновых. В Коломенском был раскинут роскошный шатер. Въезжал Лжедмитрий в Москву под несмолкаемый колокольный звон и радостные крики коленопреклоненного народа. В Архангельском соборе Кремля самозванец долго рыдал над гробом Ивана Грозного. Начал свое царствование Дмитрий с пожалования новых должностей, возвращения из ссылки Романовых и Нагих, удвоения служилым военным содержания, подтверждения старых льготных грамот и выдачи новых духовенству.

Победители вели себя в Москве шумно и недостойно, сам Дмитрий, делая ставку на служилое дворянство, высокомерно отнесся к боярской верхушке. Недовольством поместного люда и бояр воспользовались князья Шуйские. Ажедмитрий от приближенного воеводы Басманова получил донос о подрывных действиях Василия Ивановича Шуйского. Князя схватили и осудили к казни Собором из духовенства и членов думы. В день казни, уже у плахи, Шуйский получил помилование. Князь с братьями был отправлен в ссылку. Народ приветствовал великодушие царя. Вскоре Шуйский был возвращен из ссылки, и ему вернули все прежние должности.

Рис. 8. Грамота Ажедмитрия 1 от 1 августа 1604 г.

Вернулась в Москву и бывшая царица, мать убитого царевича, инокиня Марфа. Царица въехала в Москву через село Тайнинское 18 июля. Вскоре, 21 июля Лжедмитрий венчался на царство. Он пытался провести реформы государственного управления, делал упор на служилую, мелкопоместную шляхту. Боярская дума приняла при нем два постановления о кабалах и холопах. Была отменена потомственная кабала за долги, хозяева теряли право на холопов, если не кормили их во время голода. Были у него замыслы короноваться императором, задумывал он и военный поход на Турцию.

Но в Москве поползли порочащие нового царя слухи. Сразу была отмечена его легкомысленность по отношению к православным обрядам и традициям русского благочестия: не мыл руки после еды, не спал после обеда, не ел телятину. Кроме того, около него неотступно находились иезуитские католические священники. Был у него отряд телохранителей из 300 иностранных воинов. Царь вел веселую жизнь, расточительно тратил средства государственной казны и даже монастырей. Так, в Троице-Сергиевой лавре он взял 30 тыс. рублей - огромную по тем временам сумму. Иностранцы, прибывшие с Лжедмитрием, демонстративно попирали русские обычаи, непристойно вели себя в православных храмах и веселились в Москве, как истинные временщики и завоеватели: много пили, гуляли, распутничали.

Рис.9. Печать царя / Дмитрия Ивановича.

Иностранные государства потихоньку начали формировать иное отношение к Лжедмитрию, тем более, что он не выполнял принятых на себя обязательств. Дело с женитьбой на Марине Мнишек шло своим чередом. Лжедмитрий обратился с просьбой к Папе Римскому разрешить Марине во время венчания причаститься по православному обычаю. В Кракове с большой пышностью в присутствии короля состоялось обручение Марины Мнишек по католическому обряду. Жениха представлял московский посол Власьев. Через три месяца Марина выехала в Москву со свитой в 2 тыс. человек. До свадьбы Лжедмитрий предложил короновать Марину, что не было в обычае русского самодержавия. Но обряд провели, надели на Марину шапку и бармы Мономаха, помазали ее миром. На другой день начались торжества по случаю свадьбы. Они длились несколько дней, пиры перемежались с переговорами, на которых польские послы требовали выполнения обязательств Сигизмунду на часть Северской и Волынской земель.

Русские бояре во главе с Шуйским готовили заговор. Самозванец не обращал внимания на предупреждения о готовящемся перевороте. Ночью 17 мая 1606 года участники заговора распустили по домам иностранных телохранителей царя, в Москву вошел и занял все городские ворота и выходы из Кремля 18-тысячный военный отряд, перешедший на сторону Шуйского. В четвертом часу утра колокольным звоном подняли всю Москву, которая стала собираться на Красной площади. Руководители переворота (Шуйский, Голицын, Татищев и др.) в составе до двухсот человек объявили народу о том, что "Литва собирается убить царя и бояр, идите бить Литву". Народ бросился избивать врагов во все концы города, бояре поспешили к Лжедмитрию. Немецкая стража от растерянности их пропустила, Басманов и царь пытались защищаться. Басманов был убит ножом в сердце, а Лжедмитрий показался толпе и бросился в каменный дворец, оттуда он выпрыгнул из окна на подмостки. Хотел прыгнуть на другие, но оступился, упал и разбил себе голову, грудь, вывихнул ногу. Его спасли стрельцы, но защищать не стали, поскольку бояре пообещали в стрелецкой слободе "истребить их жен и детей". Послали к царице Марии спросить - действительно ли Лжедмитрий ее сын.

Она показала изображение царевича, не похожее на лицо самозванца. Сообщили стрельцам.

Конец Лжедмитрия был ужасен. Его застрелили, толпа осквернила его труп, а потом вместе с телом Басманова проволокла через Спасские ворота на Красную площадь. После убийства Лжедмитрия бояре пытались успокоить рассвирепевшую толпу, нещадно расправляющуюся с поляками. К 11 часам дня это удалось сделать. Сведения об убитых были противоречивы: поляков - до 500, русских - от 400 до 2 тыс. Тела Лжедмитрия и Басманова три дня оставались на осквернение толпе, затем их похоронили.

Василий Шуйский

После переворота 17 мая 1606 года на Красной площади при большом стечении народа духовенство и бояре предложили избрать нового патриарха. Но толпа кричала, что ей нужен новый царь Василий Иванович Шуйский. С площади новый царь последовал в Успенский собор. Были по Руси разосланы грамоты с сообщениями о том, что Шуйский избран на царство, о гибели самозванца и о том, что царица Мария отрекается от Лжедмитрия. Сообщения произвели сильное впечатление за пределами Москвы, где ничего не знали о бесчинствах иностранных гостей, и Лжедмитрий оставался по-прежнему "нашим солнышком праведным", недавно избранным законным царем. Тем более, что для избрания Шуйского не собирали Земского Собора.

Василий Иванович Шуйский поспешил венчаться на царство: церемония состоялась 1 июня 1606 года. Он выслал из Москвы всех приспешников и сторонников Лжедмитрия. Попытался оформить культ "невинно убиенного" царевича Дмитрия: Углича его мощи торжественно были перевезены в Москву в Архангельский собор. Служилые люди и казаки отказывались верить в происшедшие перемены, по городам Руси и в Москве пошел слух, что Дмитрий спасся. У Шуйского не складывались отношения с духовенством: назначенный патриархом Филарет Романов был опять отправлен в Ростовскую митрополию, на его место вернули Гермогена. Московское посадское население вело себя неспокойно, по любому поводу собиралось на Красную площадь. Новый царь вынужден был привести Кремль в военное положение: расставить по стенам пушки и разобрать мост.

Рис. 10. Помилование князя Василия Шуйского перед казнью.

Высланные по разным городам приближенные Лжедмитрия говорили о том, что царь жив. Князь Григорий Шаховский украл из дворца государственную печать и тем самым дал знать горожанам Путивля, куда он был отправлен шуйским воеводой, что Дмитрий жив. Путивль отрекся от Шуйского. То же самое сделали остальные северские города во главе с Черниговом, где воеводой был князь Телятевский, который год назад под Кромами не хотел признавать Дмитрия. Восстали одновременно и казаки. Черниговско-Северский край начал движение, по своему характеру близкое к гражданской войне и которое ранее называли восстанием Ивана Болотникова.

Движение Болотникова

Иван Исаевич Болотников появляется на исторической арене, по мнению большинства историков XIX - XX веков, следующим образом. После московского переворота 17 мая 1606 года, когда Лжедмитрий I был убит и на престол возведен Василий Иванович Шуйский, двое из приближенных дворян, Михаил Молчанов и князь Григорий Шаховский остались верными убитому самодержцу. Молчанов достигает отправной точки движения Лжедмитрия - польского города Самбора, где встречается с матерью царицы Марины - Ядвигой Мнишек. По пути своего следования он распускает слухи, что во время переворота был убит другой человек, а Дмитрий спасся.

Князь Г. Шаховский был сослан царем Василием Шуйским воеводою в Путивль. Он сообщил горожанам, что Дмитрий жив, лишь временно скрывается от врагов. Человеком, который осуществил первую миссию связи Молчанова и Шаховского, городов Самбора и Путивля, был Иван Болотников. М. Молчанов выдал себя Болотникову за царевича Дмитрия и предложил ему возглавить повстанцев на Руси. Самбор стал одним из главных центров движения за спасение "законного царя", и Молчанов систематически посылал грамоты от его имени в Московское государство.

Иван Исаевич Болотников, видимо, принадлежал к числу "боярских детей", тех мелких помещиков, которые в результате земельных реформ Ивана Грозного потеряли свои земли. Он поступил на военную службу к князю Телятевскому и поэтому во всех правительственных грамотах XVII века он называется холопом князя Телятевского. Подробные сведения о Болотникове сообщают два иностранных автора, современника этой личности начала XVII века - И. Масса и К. Буссов. К. Буссов лично знал вождя восстания, поскольку служил при нем в Калуге в 1606-1607 годах, И. Масса находился в осажденной Болотниковым Москве.

В своих "Записках" И. Масса сообщает, что Болотников "служил в Венгрии и Турции и пришел с казаками числом за 10 тыс. на помощь к этим мятежникам". Поэтому возникает версия о том, что Болотников пришел в Самбор не один, а во главе казацкого отряда. В "Хронике" К. Буссова биография Ивана Исаевича более детализирована: он "служил в Венгрии и Турции", попал в плен к татарам, которые продали его в рабство туркам. Служение туркам выглядит как рабство на галерах, где Болотников был гребцом-невольником и участвовал в морских сражениях. В одном из таких сражений турки потерпели поражение. Болотникова освободили из плена итальянцы и, таким образом, он попал в Венецию. Домой, на Русь дорога лежала через Германию и Польшу (Речь Посполитую). Слухи о спасении Дмитрия, законного царевича, привлекли его в Самбор. После встречи с М. Молчановым, который выдал себя за царя и "дал" Болотникову определенные полномочия, жизнь этого человека приобрела воинственный характер.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.