Рефераты. Крестьянская война начала XVII века в России

Я дал душу свою Царю Дмитрию, - отвечал он, - и сдержу клятву, буду в Москве не изменником, а победителем". Тогда в начале декабря из Москвы вышел с войском князь М.В. Скопин-Шуйский и в районе Заборья, недалеко от Данилова монастыря, разгромил войска повстанцев. По сведениям "Записок" И. Массы, царские войска осаждали казаков в Заборье в течение двух дней, на третий день, 2 декабря, Болотников прислал им на выручку Истому Пашкова, который приблизился к тем, кто сидел в осаде. В разгар битвы, в которой казаки и холопы бились с большим ожесточением, Пашков перешел на сторону Шуйского и тем самым обеспечил царским полкам победу. По одним сведениям, Болотников еще три дня держал оборону своего лагеря в селе Коломенском, по другим - спешно отступил, спасая армию от истребления, и его укрепленный стан в этом подмосковном селе со всем, что там было, достался на разграбление врагу.

Воевода князь М.В. Скопин-Шуйский разгромил Болотникова, но не решился его преследовать, имея в тылу сильное казацкое войско. Это обстоятельство позволило сохранить силы отрядам Болотникова. Весьма осведомленный автор "Карамзинского хронографа" фиксирует, что Болотников с атаманами и казаками привел в Калугу "всяких людей огненного бою больше десяти тысяч, а иные всякие воры с разгрому же из-под Москвы прибежали на Тулу, и сели в Туле многие люди с вогнен-вым боем". Повстанцы сохранили оружие, а это значит, что они отступали не в беспорядке.

В Калуге войско Болотникова заперлось, т.е. приняло оборону, так как калужане объявили, что будут кормить рать в течение года. Шуйский, не теряя времени, выслал свои отряды для осады Калуги и захвата других городов, присягнувших Дмитрию. Отступление Болотникова от Москвы и измена двух других крупных вождей восстания означало, что движение уже пошло на убыль. Причины предательства И. Пашкова и П. Ляпунова не следует видеть в неких программных расхождениях руководителей повстанцев. Согласно отчету К. Буссова, Пашков потребовал выдачи руководителей дворцового переворота братьев Шуйских, как только подошел к границам Москвы. После неудачи переговоров с представителями московского посада наступавшие повстанцы убедились, что все бояре и "лучшие люди" поддерживают Шуйских. Это не могло не сказаться на их требованиях. Автор английского донесения о смутных временах, рассказывая о двукратной попытке окружить город, заметил: "Наконец мятежники написали в город письма, требуя по имени разных бояр и лучших горожан, чтобы их выдали". Пашков возглавлял коломенский лагерь до последнего дня, поэтому можно утверждать, что он в равной мере с другими нес ответственность за те требования, которые выдвинули повстанцы в конце осады Москвы. Значит, называть войско Пашкова дворянским, а Болотникова - демократическим и отсюда делать выводы о противоположности их требований нельзя. Репрессии на территориях, охваченных войной, носили одинаковый характер как со стороны ратников Пашкова, так и Болотникова. Они расправлялись с боярами, воеводами и солдатами, верными Шуйскому.

Сила движения Болотникова состояла в том, что оно объединяло различные слои и группировки общества. Выступая на стороне "законной династии", каждая группа преследовала свои собственные цели. Южные помещики, которые поддержали Лжедмитрия, предоставившего щедрые льготы землевладельцам и посадским людям, сражались за царя, бывшего их ставленником и проводившего политику в их интересах. Иной смысл вкладывали в идею "праведного доброго царя" крестьяне. Именем "Дмитрия" они расправлялись с боярами, посягнувшими на жизнь "помазанника Божьего". Монархические идея и иллюзии были характерны для широких общественных слоев XVII века, включая посадских людей, вольных казаков, служилых людей.

Одержав победу под Москвой, Шуйский 5 декабря 1606 года обратился к городам с грамотой, в которой писал: "Дворяне и дети боярские, рязанцы, коширяне, туляне, коломничи, алексинпы, калужане, козличи, мещане, лихвинцы, белевцы, болховичи, боровичи, медынцы и всех городов всякие люди нам добили челом и к нам все приехали, а в городах у себя многих воров побили и живых к нам привели и города очистили". Царь не совсем искренен в своей грамоте, выдавая желаемое за действительное. В начале декабря 1606 года повстанцы еще удерживают Тулу, Калугу, Козельск, Белев, Волхов. Рязань и Мещевск сдались позже, после прибытия в эти города правительственных войск. Несмотря на это, послание Шуйского является важнейшим документом в истории восстания Болотникова.

Всенародно царь вынужден признать факт массового участия в восстании дворян и детей боярских южных городов и уездов. Челобитные грамоты дворян - участников событий подтверждают, что официальные заявления соответствовали действительности. И.Е. Бартенев, участвовавший вместе с отцом в походе войск Шуйского на Мещевск, писал в челобитной на имя царя: "В прошлом во 1606 году при царе Василие, как побили под Москвою Ивашка Болотникова, и с Москвы, де, посланы были князь Андрей Хованский да отец его Елизарий Бартенев, в го-роды: в Сержеск, в Мосалеск, в Мещевск приводить дворян и детей боярских и всяких людей к крестному целованию". Факт присяги местных дворян и детей боярских подтверждает выводы о том, что ранее они всем "городом" участвовали в восстании против Шуйского. Служилые люди и население Мещевска принесли присягу "всем городом", что приравнено было к победе. По этому случаю автор челобитной ездил "с сеунчем" к царю.

В воззвании Шуйского упоминалось 13 мятежных городов. Лишь четыре из них были охвачены наступлением Пашкова. Через остальные проходил Болотников, а отсюда следует, что дворяне и дети боярские из этих уездов пополняли его войско. Дворяне уступали по численности низшим слоям населения, но были военными людьми по профессии, объединены корпоративно ("служилый город") и имели лучшее вооружение.

В процессе развития движения Болотникова усилились массовые народные выступления, и это меняло социальную направленность движения. К моменту осады Москвы после неудачных переговоров и тяжелых боев появилась тенденция к активизации низов, стали делать ставку на восстание "холопов и шпыней" (городская беднота). В "прелестных письмах" вождей восстания москвичам была отражена эта тенденция. Пересказывающая, видимо, достаточно тенденциозно эти послания, Патриаршая грамота от конца ноября 1606 года сообщает следующее: "Из Коломенского те воры пишут к Москве проклятые свои листы и велят боярским холопам побивати своих бояр и жены их и вотчины и поместия им сулят и шпыням и безъимянникам ворам велят гостей и всех торговых людей побивати и животы их грабити".

Отступивший после Москвы на Калугу Болотников занял крепкую оборонительную позицию. Повстанцы отбили приступы царских войск во главе с князем И.И. Шуйским, князем Мстиславским, Скопиным-Шуйским и Татевым, которые приступали к городу по нескольку раз. В Калуге наступил страшный голод. На помощь калужанам и Болотникову шел князь Рубец-Моссальский, но был разбит отрядом боярина Ивана Никитича Романова и князя Мезецкого. Сам Моссальский был убит, а его ратники, не желая сдаваться, сели на бочки с порохом и взорвали себя. Восставшие уже знали, что царь Василий Шуйский к ним не проявит никакого милосердия: всех взятых в плен по его приказу "сажали в воду", т.е. топили.

Сторонники Шуйского в Тверских, Смоленских землях помогали царю, они побили сторонников Ажедмитрия и пошли на Москву помогать государю. По дороге дружины, выбравшие воеводой Григория Поятеева, присоединили к себе служилых людей Дорогобужа, Вязьмы, Серпейска и закрепили за официальной властью эти города. В Можайске они соединились с воеводой Колычевым, который успел освободить Волоколамск. На Волге царским войскам также сопутствовала удача - они взяли Арзамас, освободили Нижний Новгород. Жители Свияжска, когда казанский митрополит отлучил их от церкви, тоже перешли на сторону Шуйского. Для усмирения восставших в Астрахани был послан отряд Ф.И. Шереметева. Царь Василий Шуйский принимал меры к нравственному подавлению смуты.

Были составлены и разосланы по городам произведения, в художественной форме, подробно рассказывающие, как неправдами и "волхованием" самозванец Гришка Отрепьев овладел царским престолом. Например, "Повесть 1606 года", "Цвет старца Варлаама", исповедь монаха, который встретил "инока Григория" на польско-литовской границе, и т.д.

Тела Бориса Годунова, его семьи были торжественно перенесены из Варсонофиевского монастыря в Троице-Сергиеву лавру. За гробом родителей и брата шла инокиня Ольга - несчастная, опозоренная самозванцем Ксения Годунова. С большими почестями был возвращен в Москву патриарх Иов. От его имени и патриарха Гермогена была по всему государству разослана грамота, освобождающая население от присяги, данной Ажедмитрию.

Василий Шуйский сделал попытку избавиться от Болотникова путем отравления. Послал к нему лазутчика немца Фидлера, который дал царю письменное обязательство "изгубить ядом Ивана Болотникова". Но приехав в Калугу, Фидлер все сразу рассказал Болотникову.

В Калуге восставшие держались всю зиму, до весны 1607 года. Весной к ним подошли подкрепления "всей крови заводчика", как говорили современники, князя Г.П. Шаховского, с северскими отрядами и казаки Сейма и Днепра. Пришел под стены Калуги "царевич Петр" с казаками Терека, Волги, Дона и Донца. Князь Телятевский выступил из Тулы на помощь Болотникову и у села Пчелка наголову разбил войска Шуйского, которые должны были снять осаду с Калуги.

Но объединенные рати восставших перешли из Калуги в Тулу, где образовали единое ополчение. Участвовал в нем и "царевич Петр", предводитель казаков Терека и Дона, который объявил себя сыном царя Федора Иоанновича и царицы Ирины.

Будто бы их ребенок, девочка Феодора была подменена, а на самом деле родился младенец Петр.

Под Тулой развернулись сражения объединившихся отрядов с царскими войсками.5 июня был упорный бой на реке Восме близ Каширы "Царской рати", выступившей, как оповещал патриарх, "на свое государево и великое земское дело", с отрядами князя Телятевского. Последние были разбиты и бежали в Тулу. Под самим городом произошло еще одно сражение, неудачное для восставших, и все ратники Болотникова, Шаховского, "царевича Петра" должны были организовывать оборону самой Тулы - "сесть в осаду". Оборонявшие посылали просьбу о помощи в Самбор к Молчанову, но ответа не получили. В октябре 1607 года царским войскам удалось взять Тулу благодаря "хитрости боярского сына Кравкова". По его предложению была построена запруда на реке Уге, ниже Тулы, и вода затопила город. Она отрезала его от всех окрестностей, в крепости наступил сильный голод. Болотников и "царь Петр" пошли на переговоры с царем Шуйским. Тот обещал помилование, и они сдались ему.

10 октября Болотников приехал в Царский стан и покаялся. Но Шуйский не сдержал обещание: Болотников был сослан в Каргополь и там утоплен. Лжепетр получил "в награду" виселицу. Князь Шаховской отделался ссылкой на Кубенское озеро, а Телятевский был подвергнут только опале. Со взятыми в плен ратниками поступили по-разному: особо опасных "посадили в воду" - утопили, а те, у кого отыскались прежние хозяева, были возвращены последним по старым крепостным записям. Кроме того, было разрешено брать военнопленных "на поруки", другими словами, брать их себе в кабалу. Тех "тульских сидельцев", которые сами добровольно целовали крест Василию Шуйскому и предали своих военачальников, оставили на свободе и отпустили "во свояси". Они вернулись на прежние украйные (окраинные) земли.

После разгрома и сдачи Тулы, казни Болотникова и Лжепетра Шуйский праздновал победу, считая, что времена смуты закончены, и не стал посылать войска в города Северской Украины - Путивль, Бренеск, Стародуб, "пожалев ратных людей, чтоб ратные поопочинули в домах своих побыли". Шведскому королю Карлу IX, когда тот предложил свою помощь, ответили: "В наших великих Государствах смуты нет никакой".

Шуйский, начиная с весны, издал несколько указов, прекращающих беспрерывный уход крестьян с помещичьих земель, постановления регламентировали отношения холопов и их хозяев: холопы попадали в полную крепостную зависимость. Соборное уложение 9 марта 1607 года "устанавливает твердо начало крестьянской крепости: крестьянин крепок тому, за кем записан в писцовой книге; крестьянский "выход" впредь вовсе запрещается, и тот, кто принял чужого крестьянина, платит не только убытки владельцу вышедшего, но и высокий штраф, именно: 10 рублей на "Царя государя" за то, что принял против уложения..." В этом сказалось осознание Василием Шуйским причин той крестьянской войны, которая будто бы прекратилась после снятия осады Тулы. Крепостной порядок остался в прежней силе и еще более упорядочился и закрепился законодательно.

7 января 1608 года благополучное завершение тульского похода и подавления смуты Василий Шуйский отпраздновал свадьбой с княжной Марией Петровной Буйносовой-Ростовской.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.