Рефераты. Культура развитого социализма

Культура развитого социализма

7

Культура "Развитого социализма" (1964-1985 гг.)

1. В 1970-1980-е гг. благоприятные демографические факторы создали условия для динамичного развития системы школьного образования.

Вновь вводилась одиннадцатилетняя школа и возвращалась подготовка учащихся к возможной будущей профессии. Выполнение плана комплектования профессионально-технических училищ выпускниками 8-х классов объявлялось "главным показателем" эффективности работы общеобразовательных школ. Подготовка квалифицированных рабочих в профессионально-технических учебных заведения в 1965 г. составила 1100 тыс. чел., а к середине 1980-х гг. превысила 2,5 млн чел. Выпуск специалистов в системе средних специальных учебных заведений за 1960-1980-е гг. увеличился с 290 тыс. до 721 тыс. человек.

Изменения коснулись и системы высшего образования. Число университетов за 1960-1980-е гг. увеличилось вдвое, а выпуск специалистов составил в 1960 г. - 20,7 тыс., в 1980 г. - 160 тыс. человек. Впрочем, конкурс на вступительных экзаменах за эти годы сократился: 230 заявлений на 100 мест - в 1960 г.; 188 заявлений - в 1980 г.

В системе образования в условиях нараставшего общественного кризиса остро встали проблемы поиска новой модели школы. Попытки внедрения "педагогики сотрудничества" были предприняты учителями-экспериментаторами: Ш. Амонашвили, И. Волковым, Е. Ильиным, С. Лысенковой, В. Шаталовым.

Развитие науки обеспечивалось, прежде всего, за счет существенного увеличения численности кадров. Однако количество лауреатов Нобелевских премий за выдающиеся научные достижения свидетельствовали, что реальный вклад советских ученых в мировую науку снижался: число ученых СССР по отношению к ученым США, получившим Нобелевскую премию, в 1946-1960 гг. было 10,8 %; в 1961-1975 гг. - 7,3 %; в 1976-1985 гг. - 2,5 %.

Приоритет оборонных и политических целей привел к искажению рациональной структуры науки. От 50 до 75 % государственных ассигнований на науку до 1985 г. шло на военные исследования. Разработки, не связанные с "оборонкой", редко достигали мировых аналогов.

Вместе с тем, в начале 1980-х г. были обозначены новые научно-технические приоритеты, началось исследование комплексных программ: решение проблем экологии и энергетики, создание новых основ взаимоотношений человека с окружающей средой и др. Программа "Экология", например, предусматривала исследования по снижению вредного воздействия энергетических объектов на окружающую среду и разработку экологически чистых технологий. В рамках этой программы велись исследования, связанные с безопасностью ядерной энергетики.

Другая группа программ предусматривала разработку физико-химических основ биологии и биотехнологии, исследовались возможности получения высокоурожайных растений, новых средств, устойчивых к заболеваниям и неблагоприятным погодным условиям. Это направление включало также изучение способов активизации жизнедеятельности человека и повышения его трудоспособности, разработку методов комплексной оценки состояния и запасов важнейших и перспективных видов ресурсов страны, основ охраны генофонда видов растений и животных.

Некоторые программы были определены в качестве приоритетных по признакам возможного научного и технологического прорыва:

разработка научных принципов создания устройств для электроники и оптоэлектроники нового поколения;

разработка новых методов исследования основных законов строения материи на ультрамикроскопическом уровне.

В фундаментальных исследованиях приоритеты были отданы изучению Мирового океана, космоса, строения Земли. Практические результаты были бесспорны: вовлечение в хозяйственный оборот ресурсов океана, облегчение судоходства, повышение точности метеорологических прогнозов. Были развернуты крупномасштабные геологические исследования территории страны, разработаны новые методы глубинного прогнозирования и поиска месторождений полезных ископаемых.

Началась реализация фундаментальной программы космических исследований. Она предусматривала разработки в области тел и полей в Солнечной системе, солнечно-планетных связей, построение глобальной модели ионосферы как основы радиосвязи и радиоэкологии. Наконец, ряд программ был направлен на преодоление серьезного отставания советской науки от мировых достижений:

программа "Новые поколения вычислительной техники и информационные технологии" предусматривала создание ЭВМ высокой производительности, персональных ЭВМ, территориально-распределительных сетей ЭВМ;

осуществлялась разработка математических методов моделирования и управления экономикой на основе новых положений вычислительной техники;

программа "Повышение надежности систем "машина-человек-среда" была нацелена на создание инженерной теории надежности машин на базе ЭВМ, разработку критериев прочности и износостойкости.

Общественные науки были представлены, например, такими темами, как "Научные основы совершенствования управления социальной экономикой" и "Обоснование и прогноз перспектив социально-экономического развития".

В 1975-1985 гг. общие затраты на науку в СССР росли опережающими темпами по сравнению с произведенным национальным доходом. Это позволило развивать исследования по базовым направлениям нового технологического уклада, но отдельные прорывы в фундаментальных исследованиях и некоторых направлениях прикладной науки не привели к структурной перестройке науки и инновационного потенциала. Среди факторов, блокирующих эти процессы, можно отметить: монополизм ведомств, жесткие административные методы управления, планирование научно-исследовательской должности без учета меняющихся потребностей народного хозяйства, затратное финансирование научных организаций независимо от спроса промышленности на проводимые ими исследования.

В сохранении негативных тенденций в науке особую роль играл военно-промышленный комплекс, который отвлекал наиболее качественные ресурсы из гражданского сектора. Секретный характер оборонных исследований в значительной степени затруднил передачу технологий, углубляя разрыв между уровнем производства, уровнем квалификации, и, следовательно, научными результатами.

Свою роль в стагнации науки внесли разбалансированность и дефицитность внутреннего рынка. Это снижало требования к научной продукции со стороны потребителя, а отсутствие ценовой конкуренции тормозило использование новых технологий.

Несмотря на то, что в этот период государство выделило значительные ресурсы на развитие науки (около 5 % произведенного национального дохода) снижение эффективности научных исследований и отставание от мировых тенденций научно-технического прогресса стало бесспорным фактом.

В целом удельный вес СССР в мировом фонде изобретений снизился в 1,9 раза, в т. ч. его доля в электротехнике и связи сократилась в 2,5 раза, в приборостроении и вычислительной технике - в 2,2 раза. Общее число созданных образцов новой техники сократилось на 6,3 %, приборов, средств автоматизации и вычислительной техники - на 10 %.

По мере нарастания кризисных явлений в научно-техническом потенциале и экономике становился все более очевидным переход к новой модели науки. Это задача требовала отказа от традиционных методов организации научной деятельности.

2. "Оттепель", наступившая после смерти И.В. Сталина, смягчила цензурные запреты, появилась возможность для обсуждения на страницах газет и журналов острых общественных проблем. Возникли новые журналы. Однако с середины 1960-х гг., особенно после ввода советских войск в Чехословакию усилился контроль за печатью. Полемика по политическим и идеологическим вопросам практически прекратилась.

Одним из главных каналов информации населения оставалось радиовещание. Происходило значительное расширение его технических возможностей. В 1962 г. была создана радиостанция "Юность", передачи которой располагались на трех всесоюзных каналах. С 1964 г. на втором канале начала работать радиостанция "Маяк". К 1975 г. радиовещание велось на пяти каналах: 1-ая программа - с акцентом на информацию и общественно-политическое вещание; 2-ая - "Маяк" - круглосуточная информационно-музыкальная программа, где каждые полчаса передавались сигналы точного времени, за которыми следовал информационный выпуск; 3-я программа называлась "Общеобразовательной"; по 4-ой транслировалась в основном классическая музыка (с 1974 г. - в режиме стереозвучания); 5-я программа была рассчитана на заграничного слушателя.

В 1980 г.130 млн советских граждан, имевших радиоприемники, получили возможность получать определенную информацию.

Телевидение в СССР активно начало развиваться лишь после войны. Вновь возобновил трансляции передач Московский телецентр на Шаболовке. Он первым в Европе 15 декабря 1945 г. приступил к регулярному телевещанию. Для советских граждан начали выпускать телевизоры "Москвич Т-1", "Ленинград Т-2", "КВН-49". В 1950-е гг. выходили специальные издания с информацией о теле - и радиовещании: газеты - еженедельник "Говорит Москва" (позже "Говорит и показывает Москва"; затем "7 дней") и ежемесячный журнал "Советское радио и телевидение". За 1950-60-ые гг. в стране было создано 5 телецентров. Программа Центрального телевидения начала трансляцию в 1967 г.

Технические возможности ТВ постоянно расширялись. Так, в 1964 г. впервые с помощью спутниковой связи была организована трансляция Олимпийских игр из Токио, в 1965 г. - обмен телепрограммами между Москвой и Владивостоком, в 1966 г. - передача цветного изображения из Парижа в Москву. С 1967 г. передачи цветного телевидения стали расширяться. Возможности телевещания потребовали строительства нового, более мощного телецентра "Останкино".

Появились новые формы работы: научно-популярные передачи "В мире животных" и "Клуб путешественников", информационная программа "Время", "Кинопанорама", игровые программы "КВН" и "Что? Где? Когда?".

К 1980 г. 77 млн телезрителей получали информацию по четырем каналам. Первая программа ТВ с помощью спутниковой связи распространялась на всю территорию СССР. Ее объем вещания составлял в среднем 13 часов в сутки. Вторая программа (преимущественно публицистического и художественного направления) использовалась областными и республиканскими телестудиями. Третья программа специализировалась на учебных и научно-популярных передачах. По четвертому каналу в основном демонстрировались художественные программы и кинофильмы.

Для руководства системой массовых коммуникаций в 1957 году был создан Госкомитет по телевидению и радиовещанию, деятельность которого полностью контролировалась и направлялась партийными и государственными органами.

3. Идеологический диктат в отношении творческой интеллигенции усилился с приходом к власти в октябре 1964 г.Л. Брежнева. Осуждение волюнтаризма и субъективизма Н. Хрущева окончательно наложило запрет на позитивные процессы в культуре, инициированные ХХ съездом партии. Новое руководство все ошибки и просчеты 1954-1964 годов связывало с допущенной в то время свободой. Уже с середины 60-х годов появилось множество "табу", правда делилась на "большую" и "малую", политическая жизнь в стране приобретала все более закрытый характер. Многие партийные документы выходили под грифом "не для печати". Усиливались цензурные ограничения для средств массовой информации, окончательно оформленные постановлением ЦК КПСС "О повышении ответственности руководителей органов печати, радио, телевидения, кинематографии, учреждений культуры и искусства за идейно-политический уровень публикуемых материалов и репертуара" (1969 г.). Этот документ практически восстанавливал традицию партийных решений в области литературы и искусства 1940-х годов. Любые отклонения от официально принятых установок в публикациях или устных выступлениях обсуждались и осуждались в партийных организациях творческих союзов, контролировались со стороны органов госбезопасности.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.