Рефераты. Культура XVIII - первой половины XIX в.

Культура XVIII - первой половины XIX в.

2

РЕФЕРАТ

на тему

"Культура XVIII - первой половины XIX в."

Развитие науки и техники

1. Достижения техники и ев прикладное значение

Технические усовершенствования фабрично-заводского производства, строительство железных дорог, средств связи, разработка новых источников энергии. Технический прогресс в области материального производства, неразрывно связанный с прогрессом прикладных, точных и естественных наук,' привел к росту производительности труда. Это позволило владельцам фабрик и заводов, применявшим на своих предприятиях технические усовершенствования, снизить себестоимость производства, увеличить прибыль предприятий и, таким образом, укрепить свои позиции в борьбе с конкурентами.

Успехи прикладных наук вытекали из самой сущности технологического процесса крупного фабрично-заводского производства, где каждая его фаза требовала постоянного совершенствования. Развитие промышленного производства благоприятствовало быстрому расширению международных связей и формированию мирового рынка. Местная и национальная замкнутость отдельных отраслей производства ликвидировалась, а это, в свою очередь, ускоряло технический прогресс. При этом все более проявлялась тенденция к концентрации и централизации производства. Хотя технический прогресс и происходил неравномерно в отдельных отраслях и странах, он коренным образом менял характер производства, стимулировал развитие науки и техники.

Исходной точкой научно-технического развития в XIX веке явился промышленный переворот, начавшийся в Англии в 60-е годы XVIII века с изобретения и распространения рабочих машин для текстильного производства (изобретения Харгривса, Аркрайта, Кромптона и др.) и создания универсальной паровой машины Джеймсом Уоттом в 1774-1784 гг.

С 1785 г. по 1800 г. в английской текстильной промышленности были установлены 93 паровые машины системы Уатта, на металлургических заводах - 28, на рудниках и шахтах - 52, в других отраслях - 48. Началось распространение паровых машин в Европе и США.

В эти десятилетия наблюдались также важнейшие сдвиги в области металлургии и металлообработки. Доменный процесс (выплавка чугуна из руды) в Англии, а затем и на континенте все больше переводился на. минеральное топливо. Распространялось пудлингование (переплавка чугуна на железо в пламени отражательной печи), впервые введенное Г. Кортом в 1784 г. Промышленный переворот завершился в Англии в первой половине XIX века, когда крупная промышленность стала производить машины машинами.

Конец XVIII и начало ХГХ столетий ознаменовались дальнейшим совершенствованием рабочих машин в текстильной промышленности. Эти машины были рассчитаны на применение парового двигателя. Так, механический ткацкий станок Эдмонда Картрайта приводился в движение паровой машиной. В первом десятилетии ХЕХ в. вводятся станки с железными станинами, занимающие немного места. Другие текстильные машины также начинают изготавливать из железа.

1. В 1825-1830 гг. английский механик Ричард Роберте изобрел автоматическую прядильную мюль-машину. Изобретенный американцем Эли Уитни в конце XVIII в. "джин" подвергся в США различным усовершенствованиям и превратился в высокопроизводительную машину.

Появились новые типы металлообрабатывающих станков. В 1817 г.Р. Ро-бертс создал один из первых строгальных станков с плоскими поверхностями. В 1818г.Э. Уитни построил фрезерный станок с многорезцовым режущим инструментом (фрезой). В 1835 г. английский инженер Джозеф Вшпворт запатентовал автоматический токарнотвинторезный станок. В эти же годы английский инженер Джеймс Несмит построил долбежный станок (с вертикальным движением резца). Ему же принадлежит конструкция парового молота, получившего широкое применение.

Поршневая машина двойного действия с расширением пара была основным типом двигателя на всем протяжении рассматриваемого периода. Одним из видных изобретателей в области паровой энергетики был Артур Вульф, построивший в 1804 г. двухцилиндровую паровую компаунд-машину. В первое десятилетие XIX века паровые машины с повышенным давлением создавались Оливером Эваисом в Америке, Ричардом Тревитиком в Англии и другими изобретателями.

Первые попытки использования электрической энергии в качестве движущей силы относятся к еще более раннему периоду. Наиболее распространенными источниками электричества служили гальванические элементы различных систем. Открытие М. Фарадеем явления электромагнитной индукции указало изобретателям новый способ получения электрического тока - посредством магнитоэлектрических генераторов.

Одновременно развивались и электродвигатели, т.е. машины, превращавшие электрическую энергию в механическую. В1834 г. практически применяемый электромагнитный двигатель построил выдающийся русский ученый.

Быстрый рост машиностроения и металлообработки в первой половине XIX века требовал резкого увеличения добычи руды и каменного угля, выплавки чугуна, железа и стали. Важную роль в развитии металлургии сыграло железнодорожное строительство ввиду резкого повышения спроса на металл. Совершенствовалась конструкция доменных печей, увеличивались их размеры, вводились специальные подъемники для подачи шихты, применялись системы водяного охлаждения печной кладки.

Огромное значение имело введение горячего дутья, т.е. подогрева воздуха, подаваемого в домны. Изменялась технология производства железа и стали. Новый способ переплавки чугуна в железо и сталь ввел английский изобретатель Генри Бессемер. Переплавка способом Бессемера осуществлялся в особом подвижном сосуде - конверторе.

Не отставало и развитие химической промышленности. В конце XVIII века француз Николя Леблан положил начало заводскому производству соды из глауберовой соли. Сернокислое производство получило развитие с начала XIX в. в результате работ Жака Шааталя и Некоторых других химиков. В 1842 году выдающийся русский химик Н.Н. Зинин получил синтетическим путем красящее вещество анилин из нитробензола, который добывался из каменноугольного дегтя.

Возросло значение средств связи. Клод Шапп еще во времена якобинского Конвента изобрел оптический, или семафорный телеграф, который получил широкое распространение в Европе. Заслуга создателя электромагнитного телеграфа, передающего знаки посредством условного положения стрелок в аппарате станции, принадлежит русскому конструктору П.Л. Шиллингу. Достижением последующих десятилетий явилось изобретение Б.С. Якоби буквопечатающего телеграфного аппарата (1850).

2. Железнодорожный транспорт и паровое судоходство.

Промышленный переворот и рост внутреннего и внешнего рынков обусловили необходимость радикальной перестройки транспортных

средств. Применение силы пара на сухопутном транспорте началось в конце XVIII века. После начала промышленного переворота лежневые заводские дороги стали заменяться дорогами на чугунных рельсах. Ученик Уатта У. Мердок и горный инженер Ричард Тревитик, применив сконструированные им паровые двигатели, построили в 80-90-е годы первые удачные паровые повозки. В 1803-1804 гг. Тревитик создал первый в мире паровоз на заводской конной рельсовой дороге в Южном Уэльсе, весивший пять тонн.

Решающих успехов в создании практически применяемых паровозов с гладкими ведущими колесами добился английский изобретатель Джордж Сшефенсон. В 1814 году он построил свой первый паровоз. В 1825 году открылась сооруженная Дж. Стефенсоном Стоктон-Дардингтонская рельсовая линия протяженностью 56 км - первая дорога общего пользования со смешанным товарно-пассажирским движением. На ней были уложены железные рельсы

Локомотивная тяга применялась наряду с конной и канатной. Точного графика движения не было. Первой железной дорогой общественного назначения, полностью работавшей на паровой тяге, была Манчестер-Ливерпульская дорога длинной около 50 км, построенная Дж. Стефенсоном в 1829 г. и снабженная паровозами его изобретения. Затем, в 1830 г. к механизации рельсовых дорог приступили США, а в 1832 г. - Франция. В России первая железная дорога общего пользования, построенная между Петербургом и Царским Селом, открылась в 1837 году, хотя еще в 1833-1834 гг. механики-"самородки" Ефим и Мирон Черепановы построили первые паровозы на Нижнетагильских заводах. В 1840 г. мировая сеть железных дорог составляла около 9 тыс. км, в 1850 г. -40 тыс. км.

Возникновение парового судоходства приходится на последние десятилетия XVIII века, когда изобретатели во многих странах Запада разрабатывали проекты первых паровых судов, использовавших в качестве рабочего устройства, обеспечивающего ход судна, весла, а позднее гребные (лопастные) колеса.

Первым пароходом, получившим практическое применение, было речное судно "Клермонт", построенное в 1807 г. американским изобретателем Робертом Фултоном. В Англии паровые суда начали применять с 1812 г., в России - с 1815 г. Конструкции паровых судов в течение долгого времени повторяли установившиеся формы парусных судов, причем пароходы сохраняли дополнительную парусную оснастку. С 40-х годов железо стало служить материалом а затем и для постройки судовых корпусов.

Между Англией и Северной Америкой, а также между Англией и ее индийскими владениями, Египтом и т.д. было установлено регулярное океанское пароходное сообщение. В1838 г. был построен пароход "Грейт Уэстерн" для рейсов из Бристоля в Нью-Йорк. Доля паровых судов постепенно возрастала в общем тоннаже морского флота.

3. Развитие естественных наук.

Развитие производства, торговли, международных отношений, исследование и освоение новых географических районов ввели в научный оборот множество новых фактических сведений. Они позволили восполнить ранее существовавшие пробелы в картине природы, включить те "недостающие звенья", которые подтверждали наличие всесторонних связей природных явлений во времени и пространстве. Стремительно возрастала роль математики как фундаментальной науки, ее достижения применялись в решении практических задач, выдвигавшихся естествознанием и техникой.

Важным достижением математической науки стало открытие и введение в употребление геометрической интерпретации комплексных чисел. Основные заслуги в этой области принадлежат норвежцу, работавшему в Дании, - Касперу Весселю, который был также одним из основоположников векторного исчисления, французскому математику Ж. Арганду и другим ученым.

Возникшая еще в середине XVIII века теория вероятности получает в конце XVIII - начале XIX в. дальнейшее развитие в трудах французских ученых П.С. Ланласа, А.М. Лежандра, С. Пуассона и немецкого ученого К.Ф. Гаусса.

Последующий период развития теории вероятности и ее приложения к решению практических задач связан с именами российских математиков - М.В. Остроградского, В.Я. Буняковского, ПЛ. Чебышева.

Великий русский математик Н.И. Лобачевский произвел подлинную революцию в математической науке, выдвинув и развив систему неэвклидовой геометрии, в основу которой положена аксиома, утверждающая, что на плоскости через точку, лежащую вне данной прямой, можно провести несколько прямых, не пересекающих эту прямую.

Развитие науки и техники помогло создать телескопы огромной мощности, которые позволили изучать движение небесных тел с применением наиболее совершенных математических методов. Замечательных успехов в астрономических наблюдениях добились отец и сын У. Гершель иД. Гершель, работавшие в Англии. Широкую известность получили труды и практические работы Парсонса (Англия), У. Леверье (Франция), В.Я. Струве (Россия) и других ученых.

К последним десятилетиям XVIII в. - первой четверти XIX в. относится возникновение прикладной или, как тогда говорили, "практической" механики, изучающей работу машин, механизмов и инженерных сооружений и разрабатывающей методы их рассчета. Еще в конце XVIII века во Франции зародилась самостоятельная теория механизмов. В 1781 г. вышла в свет работа Ш.О. Кулона "Теория простых машин". Большую роль в развитии механики сыграла открытая в Париже Политехническая школа. Много сделали для становления теоретической и прикладной механики А. Навье, Т. Юнг, ГЛаме и другие ученые.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.