Рефераты. Культура XVIII - первой половины XIX в.

альзак поставил перед собой грандиозную задачу - изобразить историю французского общества от первой Французской революции цо середины XIX века. Это произведение получило название "Человеческая комедия". Писатель отдал все свои силы этому титаническому труду, ему удалось завершить 90 романов и новелл. Бальзак не становится в позу романтического отрицания новой эпохи, не проповедует возвращение к патриархальности, он отстаивает ценности прогресса в развитии общества, но в то же время писатель видит торжество грязных страстей, рост всеобщей продажности, разрушительное господство эгоистических сил. Автора привлекают сильные духом, целеустремленные люди, он увлечен грандиозной перспективой развития нового общества.

Джеймс Фенимор Купер (1789-1851) стал самым знаменитым американским писателем своего времени. Его романы, основанные на событиях американской истории, были переведены на 30 языков. Купер получил известность прежде всего благодаря эпопее из пяти романов о Нате Бумпо в которых противопоставлял стяжательство и алчность европейских переселенцев патриархальным нравам индейцев, - "Пионер", "Последний из могикан", "Прерия", "Следопыт" и "Зверобой". Начиная с 1835 г. писатель резко критиковал американские порядки, например, в книге "История военно-морского флота США".

Особая роль в развитии мировой литературы принадлежит писателям России.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) - великий национальный гений, создатель поэтических произведений непревзойденной красоты и совершенства.

Юношеская лирика Пушкина, в которой он прославляет наслаждение жизнью, любовь и вино, дышит остроумием и оптимизмом. На рубеже 10-20-х годов в стихах Пушкина появились новые мотивы: он славил свободу и смеялся над царями. Его блестящая политическая лирика послужила причиной ссылки поэта в Бессарабию. В этот период Пушкин создал свои поэмы "Кавказский пленник", "Братья-разбойники", "Бахчисарайский фонтан", "Цыгане" - произведения, сияющие яркими красками романтизма. . -

Но поэта все больше интересует действительность, при этом Пушкин обращается к историческому опыту. Опираясь на Карамзина и собственное изучение источников, он создает историческую трагедию "Борис Годунов". В конце 20-х годов Пушкин обратился к образу Петра I. В поэме "Полтава" и первых главах неоконченного исторического романа "Арап Петра Великого" поэт с исторической объективностью изображает переломную эпоху в жизни России.

С1823 г. Пушкин работает над величайшим своим творением - романом в стихах "Евгений Онегин". В романе отражена жизнь русско-й> общества того времени, а в лирических отступлениях произведения многообразно отражается личность самого поэта, то задумчивого и грустного, то язвительного и шутливого. В центре внимания автора - раскрытие образа своего современника, молодого человека из дворянской среды.

"Маленькие трагедии" (30-е годы) рассказывают о столкновении дерзкой человеческой личности с законами, традициями и авторитетами. Пушкин высоко ценит красоту свободной индивидуальности, но он осуждает демонический эгоизм, отдавая предпочтение народной правде. Крестьянская проблематика отражена в "Дубровском", "Капитанской дочке".

Неповторимая красота искусства Пушкина с огромной силой проявилась в его лирике. Произведения Пушкина овеяны духом гуманности. По глубине чувств и классической гармонии формы они принадлежат к лучшим созданиям мировой поэзии. Пушкин был центральной фигурой литературы первых десятилетий XIX в. Его значение для России неизмеримо. "Он у нас - начало всех начал", - говорил о Пушкине Горький.

Творчество величайшего преемника Пушкина в области поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841) отмечено пафосом отрицания современной ему действительности, мучительными раздумьями над эпохой и местом человека в ней. Его творчество приходится на период, когда было разгромлено декабристское движение, а новая волна либерально-демократического направления только набирала силу. Это породило в его поэзии мотивы одиночества и горького разочарования.

Ненависть к "светской черни", к "голубым жандармским мундирам" николаевской России проходит через всю поэзию Лермонтова. В его лирике звучат мотивы мятежа, смелого вызова, ожидания бури. Образы мятежников, ищущих свободу и восстающих против общественной несправедливости, часто выступают в его поэмах ("Мцыри", "Песня про купца Калашникова").

В центре самых значительных произведений Лермонтова стоит образ гордой личности, ищущей сильных ощущений в борьбе. Таковы: Арбенин (драма "Маскарад"), Демон ("Демон"), Печорин ("Герой нашего времени"). В последний период творчества выдающийся писатель создал образы простых, но духовно богатых людей, что стало определяющей чертой русской литературы XIX века.

Непревзойденный мастер слова Николай Васильевич Гоголь (1809^-1852) - автор повестей и романов "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Миргород", "Тарас Бульба", "Вий" и других - одна из самых значительных личностей мировой литературы первой половины XIX века. Всемирную славу ему принесли комедия "Ревизор" и поэма "Мертвые души".

В "Ревизоре" (1836) Гоголь выступает как продолжатель традиций Фонвизина и Грибоедова. Писатель беспощадно разоблачает чиновную камарилью, ее беззакония и произвол. Сатира Гоголя точна и неподражаема. Его комедия написана на многие времена, и живущие в конце XX века без особого напряжения узнают себя и окружающих людей в героях бессмертного произведения Гоголя.

Величайшее создание писателя - "Мертвые души" (1842-1852). Само название книги имеет не только прямой, но и символический смысл. Гоголь изображает целую галерею представителей помещичьей России, воплощающих различные формы паразитизма. Его произведение названо поэмой, и это название только отчасти звучит иронически. Оно дышит своеобразным поэтическим пафосом, который вырастает из сознания огромных сил народа, из предчувствия его великого исторического будущего. Все это находит свое выражение в лирических отступлениях, являющихся существенным элементом повествовательной манеры Гоголя.

5. Основные направления развития живописи и архитектуры.

Живописи, скульптуре, графике и архитектуре выпала исключительно важная и яркая роль в развитии мировой художественной культуры конца XVIII - начала ХГХ в. Французский художник Эжен Делакруа (1798-1863) в поисках наиболее драматических ситуаций, позволяющих раскрыть максимальные возможности человеческой воли, благородства и героизма, обратился не только к литературным образам Данте, Шекспира, Байрона, Вальтера Скотта, но и к животрепещущей злободневной современности в ее наиболее мятежных и свободолюбивых проявлениях. Его творчество пронизано мечтой о человеческой свободе и страстным протестом против угнетения и насилия. В картине "Резня на Хиосе", впервые выставленной в 1824 году, он изобразил один из трагических эпизодов борьбы греческого народа против турецкого ига. Написанная под впечатлением революции 1830 г., его картина "Свобода, ведущая народ" раскрыла пафос борьбы за свободу. Делакруа по праву считается создателем исторической живописи нового времени. Его интересовала сама сущность исторического процесса, столкновения больших Масс людей, неповторимый в своей конкретной реальности дух времени. Лучшая из его исторических картин - "Вступление крестоносцев в Константинополь".

К середине XIX века романтизм во Франции привлекал внимание художников к проблемам национального своеобразия, прививал им глубокий интерес не только к жизни народа, но и к родной природе. Постепенно освобождаясь от первоначального тяготения к необычным эффектам природы, пейзажисты так называемой "Барбизонской школы" (по имени деревни, где многие из них часто работали) стали раскрывать прекрасное в самых простых и обыденных, связанных с повседневной жизнью и трудом народа, уголках страны. Пейзажи лидеров "барбизонцев" Теодора Руссо, Шарля Добиньи по существу впервые утвердили во французском искусстве восхищение реальной природой, подготовив еще более высокий расцвет искусства пейзажа. В работе над пейзажем середины века наряду с "барбизонцами" очень большую роль сыграл Камиль Коро. Стремление к классической ясности композиции у него сочеталось с живым чувством поэтической гар - монии мира, тонких созвучий природы и движений человеческой Расцвет английской живописи начался с середины XVIII века во времена Хогартан Гейнсборо.

Уильям Тернер (1715-1851) прославился у современников как "исторический" живописец, так как его большие, наполненные контрастами света и цвета пейзажи обычно дополнялись какой-либо мифологической или исторической сценой. Тернер черпал вдохновение в литературных произведениях, придумывал фантастические сюжеты ("Дочь Апулея в поисках своего отца", "Прибытие в порт Рейс-даль"). На всем творчестве Тернера лежит печать мрачного и безнадежного фатализма: человек оказывается жалкой игрушкой враждебных ему неодолимых и грозных стихий ("Пятая казнь египетская", "Гибель армии Ганнибала в Альпах" и многие другие). Поздние его работы окрашены отвлеченной символикой и мистикой ("Наполеон на берегу моря крови" и другие).

Имя великого английского художника Джона Констебля (1776-1837) связано с реалистическим искусством. Его правдивая и демократичная живопись опиралась на глубокое знание жизни, понимание красоты природы. Он первым стал писать реальную природу такой, какая она есть: утреннюю росу и полуденный зной, влажную зелень травы, передавая тончайшую гармонию оттенков осени или сияющую свежесть лета. В своих картинах Констебль неизменно прославлял человека и его созидательный труд. Одна из лучших его картин "Телега для сена, переезжающая брод" (1821), выставленная в 1824 г. в Париже, явилась как бы вызовом классицизму. Этюды Констебля и его большие картины ("Прыгающая лошадь", "Хлебное поле") были высоким достижением английской живописи, которая после смерти Констебля стала быстро приходить в упадок.

В противоположность высокому подъему литературного и музыкального творчества изобразительное искусство и архитектура Германии оставались в этот период на втором плане, не выдвинули мастеров мирового значения. В живописи господствовали сухие и безжизненные академические принципы, окрасившие безнадежной скукой творения Карстенса, Овербека, Корнелиуса. Исключением были немногие портреты Ф.О. Рунге и некоторые пейзажи К.Д. Фридриха. В 30-40-е годы появился сентиментальный романтизм художников стиля "Бидермейер", воспевавших уже не средневековых рыцарей, а мирный уют провинциального существования.

Развитие живописи и графики на рубеже веков в России определялось реалистическими исканиями, стремлением художников к непосредственным жизненным наблюдениям, что отражало общий процесс приближения искусства к действительности.

Глубокое внимание к народу, пробужденное передовым общественным движением, характерно для творчества В.А. Тропинина (1776-1857) и особенно А.Г. Венецианова (1780-1847), в чьих жанровых картинах и портретах раскрывались нравственные качества крестьян, рисовался задушевный образ русской природы.

Заметное место в искусстве 30-х годов занимает историческая живопись. К.П. Брюллов (1799-1852) в картине "Последний день Помпеи" изобразил гибель людей, на которых обрушилась слепая всеразрушающая стихия. Большой убедительностью и жизненной силой характеристик отличались многие портреты Брюллова. Выразительность и смелость цветового решения делают эти портреты выдающимися созданиями искусства.

Глубоко отразил в своем творчестве волнующие идеи современности А.А. Иванов (1806-1858). Остро ощущая социальную несправедливость, полный предчувствия грядущих перемен, он стремился найти тему, которая позволила бы показать, по его понятиям, ключевой момент в жизни человечества. Он остановился на Евангельском рассказе о пришествии мессии, казавшемся ему исполненным высокого исторического смысла. Более 20 лет художник трудился над своим монументальным полотном "Явление Христа народу", основной темой которого является духовное перерождение погрязших в страданиях и пороках людей. По мере работы над картиной особенно большое значение приобретал в ней образ раба, в, котором, по словам самого художника, "сквозь привычное страдание впервые появилась отрада, сознание себя человеком". Огромное значение в развитии реалистического искусства имели многочисленные этюды Иванова к картине, в особенности его пейзажи.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.