Рефераты. Культурная жизнь общества: поздний "сталинизм", "оттепель", "застой"

p align="left">На фоне общего отставания ряд направлений советской науки был относительно конкурентоспособен и в мире. Уже в позднебрежневские времена дальновидные ученые Запада поняли, что правильнее иметь дело не с официозом, а на прямую с учеными. Но такая ситуация в отдельных отраслях науки такая деятельность в последствии вызывала «утечку» мозгов, эмиграцию, например, математиков и других ученых тех отраслей науки, в которых создавались неблагоприятные обстоятельства. Среди социальных болезней советского общества одна из трудноизлечимых его моральная деградация, выражающаяся, в частности, в характере отношений между людьми, учеными, коллективами.

«На примере любого «солидного университета» можно увидеть, как в те годы в результате подобной деятельности постепенно изгонялись таланты, умирали прекрасные научные школы, как в администраторы пролезали проходимцы и ставленники партаппарата и КГБ, как делались липовые научные репутации, как уродовалась молодежь, приучаемая к прислужничеству, двоемыслию, как тысячи, может быть, десятки тысяч абитуриентов наткнулись на хорошо организованные издевательские приемные экзамены, цель которых - не пустить неугодных».22

Можно привести десятки примеров того, как сложившаяся противоестественная система отношений давала посредственностям из администраторов и парткомов большую власть над учеными и ставила последних в унизительное положение. Всемирно известному математику В.А. Рохлину, создавшему в ЛГУ один из лучших в мире семинаров по топологии, не дали оставить в университете за 20 лет работы почти никого из его учеников. Тем самым университет лишил себя блестящей школы, представители которой сейчас входят в элиту мировой науки. Они эмигрировали в 70-80-х гг. и в настоящее время работают в лучших университетах Запада.

Рохлин В.А. говорил об отношении к нему:

«Почти никто из моих лучших учеников не был принят в 70-80-х гг. в аспирантуру, а если иногда это и удавалось с невероятным трудом, то оставить кого-либо из них в университете или устроить в другое подходящее место было невозможно. Не один из них перед эмиграцией спрашивал, есть ли хоть какая-то надежда, что я смогу в обозримом будущем взять его на работу в какую-либо свою лабораторию, кафедру и др., чтобы он мог продолжать научную работу. Я честно говорил, что такой надежды у меня нет. Более того, если я ходатайствовал за хорошего школьника, поступающего на матмех, или за будущего аспиранта, - то он определенно не поступал. На какое-то время меня вообще лишили права брать аспирантов».23

влияние КГБ на научную жизнь было разрушительным не только в кадровых вопросах. В 70-80-х годах техника отклонения талантов, особенно в МГУ, стала весьма изощренной. Зачем это делалось? 70-е годы - это годы расцвета коррупции, блата, поэтому прием в престижные ВУЗы требовал расчистки мест для детей функционеров и коррупционеров.

Автор работы «Наука и тоталитаризм» А.М. Вершик пишет:

«Хотелось бы составить белую книгу всех этих дел. Прошло почти 10 лет гласности - но много ли мы услышали об этом? Функционеры и гонители науки тех лет живут рядом и даже занимают те же посты, а подчас даже посты и повыше. В 1987 г. я попытался опубликовать нечто на тему о приеме в университеты в либеральных «Московских новостях» и встретил категорический отказ. Недавно я вместе с соавтором, москвичом А. Шенем опубликовал статью в популярном журнале «The Mathematical Intelligencer» «О приеме на математические факультеты в 70-80-х гг.», где на примерах, в основном, из МГУ рассказывалось о том, как происходил неприем неугодных абитуриентов. Так были приведены так называемые «гробовые» задачи, которые может решить не каждый профессор, фамилии экзаменаторов и организаторов того, что названо «газовыми камерами для абитуриентов». Среди упомянутых в ней фигур нынешний ректор ПГУ (тогда активный партфункционер в МГУ), и недавний секретарь парткома ЛГУ, и многие другие тогдашние активисты выполнения указаний партии по кадровым вопросам, - всех их, видимо, это сейчас не волнует - они занимают видные посты и занимаются «строительством» новой России; страх разоблачений - прошел, признаваться не в чем и незачем»24

конечно, были и благородные люди, которые, рискуя карьерой, не побоялись поднять голос в своих институтах и университетах против тех мерзостей, о которых выше шла речь.

Существенная примета жизни интеллигенции и, в частности, научной интеллигенции тех лет - эмиграция 70-х гг. Даже запреты на упоминание уехавших в научных работах стали непременным цензурным требованием; неугодными становились даже те, кто не хотел безоговорочно ругать отъезжавших.

Научный потенциал, потерянный страной в 70-80-е гг., огромен. Но и корни послеперестроечной научной эмиграции, имеющей иную мотивацию, также лежат в старой политике.

Можно сказать, что в 70-е гг. было сделано все возможное для разложения общества и его науки. К началу 80-х гг. политика и дела партии уже привели к необратимым изменениям в структуре советской науки, а 90-е годы показали глубину кризиса. Из всех социальных групп научная среда дала больше всего диссидентов.

Было время, когда открытое сопротивление было равносильно самоубийству. Однако, начиная с конца 50-х, когда в чуть-чуть раскрепощенном обществе стало возможным приоткрывать рот и высказывать собственное мнение, - оппозиционные по отношению к власти настроения в научной среде стали фактом. В возникновении сам- и там - издана и, особенно, в его распространение эта среда сыграла существенную роль.

В 70-е гг. политика четко расслаивала научную среду по принципу отношения к власти.

Прямым следствием практической деятельности власти стало вытеснение талантов, многие молодые люди не могли по анкетным или другим причинам занять подобающие места и загонялись в конторы или второстепенные «ящики», туда, где анкетная селекция была не столь жесткой. Так, например, лишь немногие математики 60-80-х гг., составившие славу своей науки, принадлежали к официально поддерживаемому истеблишменту, вполне лояльному к власти. Достаточно сравнить список тех, кого официально выдвигал и поддерживал Национальный комитет советских математиков, со списком тех, чей авторитет был действительно высок.

К концу 60-х и 70-х гг. появилось много не подцензурных периодических изданий, журналов. В своем первом самиздатском сочинении - «Трактате», написанном в 1968 г., - А.Д. Сахаров писал: «Социализм и капитализм сыграли вничью. Истинное положение было куда хуже. Вообще же, в научном самиздате, если не говорить об исторических исследованиях, независимые экономические разработки были недостаточно представлены. Следствием этого явилась неготовность общества и нового поколения его руководителей к тем переменам в экономике и остальной жизни, которые обрушились на всех позже».25

В те, казалось бы, безнадежные по своей тусклости и тупиковости времена (70-е, начало 80-х гг.) думалось, что, если случится невероятное чудо и все советские институты - партия, цензура, органы - исчезнут а Россия станет страной, открытой для мира, то страна, перенесшая столько несчастий в ХХ в., вздохнет с облегчением. Вся окружающая жизнь, а ученого мира в особенности, подводила к такому выводу.

Однако сейчас ясно: привычка жить по-советски укоренилась так глубоко, что порой кажется, что дух либерализма, который царил в те годы в некоторых кругах интеллигенции, так и не стал достоянием более широких слоев. Вряд ли это можно объяснить только эмиграцией части этих кругов. Это и голос тех, кто в долгие годы немоты формировал зарождавшееся независимое мнение.

Постепенно к периоду «застоя» сформировалось новое поколение людей, с энтузиазмом воспринявшее пафос созидания. Оно училось в советских школах, воспитывалось в коллективе и стремилось объединить усилия во имя высокой цели.

Социалистическая система ценностей создавалась на основе новых идеалов и образцов. Сознание человека ориентировалось на великое будущее, во имя которого оправдывались любые жертвы, лишения и даже террор. Систему новых идеологических приоритетов следовало внедрить в сознание людей при помощи культуры.

Наиболее массированной обработке подверглось историческое сознание людей. За «нулевую» точку отечественной истории был принят «Великий Октябрь», а предшествующие века считались лишь подготовкой к нему. История стала средством классового воспитания. В ВУЗах параллельно с профессиональной подготовкой преподавался марксизм-ленинизм. Классовый подход стал своеобразным орудием формирования унифицированного сознания общества.

Человек стремился максимально проявить себя как значимую часть коллектива.

§3. Литература и сценографическое искусство, культурный андеграунд «застойной эпохи», диссидентство.

Процесс демократизации жизни советского общества, широко развернувшийся с середины 50-х годов, создавал благоприятные условия для развития культуры. Конечно, важным шагом на этом пути был ХХ съезд партии. Значительную роль в этом процессе сыграло постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий» (30 июня 1956 г.).

Более демократичной стала система руководства культурной. Некоторые функции государственных органов передавались общественным организациям. Республиканским органам поручалось проведение в жизнь реформ.

Общественные и духовные процессы, которые начались после смерти Сталина, получили название «оттепели с легкой руки писателя Ильм Эренбурга (так называлась появившаяся в средине 50-х годов его повесть «Оттепель»). Доклад Н.С. Хрущева на закрытом заседании ХХ съезда КПСС 25 февраля 1956 г. «О культе личности Сталина» сначала вызвал шоковую реакцию. Это был удар по общественному сознанию, потрясший страну, может быть, чуть меньше, чем известие о начале Великой Отечественной войны. Это, по существу, и было началом новой войны - войны со сталинизмом внутри самих себя, против устоявшихся мифов об окружающей жизни. Ведь в литературе, да и других сферах культуры уже внедрился новый способ отражения действительности - социалистический реализм. Но в 50-е годы казалось, что открываются новые страницы жизни советской культуры.

К.М. Симонов, прошедший испытание Великой Отечественной войны, когда узнал, что все репрессии осуществлялись по прямому указанию Сталина, что при этом потерались не только законы, но и элементарные человеческие нормы, долго не мог прийти в себя. Страшная правда, хотя и не высказанная во всей полноте, стала отправной точкой освобождения сознания многих людей от слепой веры.

Внутри страны раздвигались привычные границы миропонимания. А через некоторое время стало известно, что застрелился А.А. Фадеев, автор «Молодой гвардии».

Начало «оттепели» обычно связывают со смертью Сталина и ХХ съездом КПСС, а ее конец - со смещением Н.С. Хрущева в 1964 г., судебным процессом над писателями Абрамом Терцем (А.Д. Синявским) и Николаем Аржаком (Ю.М. Даниэлем) и вводом войск в Чехословакию в 1968 г.

Литература «оттепели» фиксировала ощущение подступивших перемен. В журнале «Новый мир» за 1953 г. были опубликованы стихи Николая Заболоцкого. И в этих стихах между строк все читали о своих надеждах на перемены.

«Оттепель после метели.

Только утихла пурга,

Разом сугробы осели

И потемнели снега.

Скоро проснутся деревья.

Скоро, построившись в ряд,

Птиц перелетных кочевья

В трубы весны затрубят».26

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.