А. С. Орлов, А. М. Сахаров, С. С. Дмитриев, Н. Г. Устрялов, Б. Куракин, Ф. Ф. Весалог, П. М. Парибок, Д. Струков, П. П. Пекарский, Я. Чистович, Е. С. Кулябко, П. С. Билярский, Ю. М. Лотман, Я. П. Козельский, М. И. Сухомлинов, М. Т. Белявский, Т. С. Георгиева исследуют в своих работах вопросы образования и просвещения.
Г. П. Шпет, П. А. Вяземский, А. С. Орлов, Х. Баггер рассматривают преобразования XVIII века в спектре культурных движений, изучают общие тенденции культурного развития, раскрывают процесс обмирщения культуры.
Е. Анисимов, И. Голиков, П. В. Верховский, А. С. Орлов, Х. Баггер, Т. С. Георгиева освещают в своих трудах положение церкви в XVIII столетии, говорят о процессе превращения православной церкви в правительственное учреждение. П. В. Верховский по поводу церковных преобразований находиться в оппозиционных к ним взглядах, обвиняет в недалекости и утверждает, что вера лишь отходит на второй план, не теряя при этом своего первостепенного значения для граждан петровского времени.
А. С. Орлов, А. Н. Сахаров, Х. Баггер обращаются к преобразованиям в области государственного устройства в России XVIII века.
Ю. М. Лотман, Б. И. Краснобаев, В. Л. Прохоров исследуют процессы развития благотворительности во времена Петра I, получившие широкое распространение и пользующиеся популярностью в это время.
Б. И. Краснобаев, В. В. Виноградов, В. В. Данилевский, П. Н. Берков, Д. Д. Шамрай, А. В. Западов рассматривают проблемы, особенности и перспективы книгоиздательства и периодических издательств в период XVIII столетия.
I.1 Исторические предпосылки развития КПД в России XVIII века
В данном параграфе более подробно рассмотрим исторические предпосылки проводимых преобразований, обращаясь к работам, XVIII век был временем широкого и всестороннего расцвета русской художественной культуры и общественной мысли. Реформы Петра Великого - одно из сложнейших явлений новой истории России. Следует исследовать те явлениях и событиях, которые привели к началу грандиозных преобразований Петра. Ещё в конце XVII века Россия вступает в очередную полосу кризиса, который проявляется как в политической, так и в социальной жизни общества, в частности:
1) нерешенный крестьянский вопрос, вызывавший прения большинства интеллигентных людей того времени, по причине бедственного положения громадной массы крестьянских хозяйств;
2) проблемы государственного аппарата власти;
3) слишком сильное влияние церкви на культурную жизнь общества, религиозно нравственные искания большей части населения;
4) принижение идеи достоинства и богатства человеческой личности;
5) активный процесс складывания русской нации, а, следовательно, и национальной единой культуры;
6) сохранение экономической отсталости России от Европейских государств, что создавало серьезную опасность для её национальной независимости (объем промышленного производства, темпы промышленного строительства, выпуск строительной продукции);
7) культура носит замкнутый характер и оторвана от Западных цивилизаций;
8) ослабленная геополитическая позиция;
9) «фатальная склонность к преимущественно земледельческому хозяйству, в рамках которого отсутствуют необходимые условия для благоприятного и активного развития промышленности и городских структур» [сахаров];
10) политический вакуум именно на той стадии развития, когда ещё ни только не сложилась иерархия господствующего класса, но и не завершилось становление режима крепостного права;
11) реорганизация и распад чиновничьей системы;
12) кризис в сфере общественного сознания - ожесточенная борьба в недрах русской православной церкви между никонианами и старообрядцами, этот раскол отражал общий разброд в сознании людей, традиционное средневековое сознание давало глубокую трещину;
13) меняется отношение к окружающему миру и многим жизненным ценностям, что особенно заметно в литературе: на смену традиционному герою - тихому праведнику, думающему о Боге, отрицающему суету мирскую, приходит новый человек - жизнелюбивый, активный, с вполне прозаичными, материальными ценностями в жизни.
Личностные качества самого царя сыграли одну из ведущих причин такого быстрого темпа проводимых преобразований, Л. Гумилев относит Петра Великого к пассеонариям. Х. Багер, М. М. Щербатов, Н. И. Павленко называют Петра «самым значительным монархом европейского просвещения» [багер], говорят о доминирующем значении личности самого императора в череде проводимых преобразований, его неиссякаемая энергия, темперамент, близость к народу способствовали кардинальной переделке России на Европейских началах. Поскольку «ветер истории» уже дул в направлении реформ [ананьич], к которым Россия была уже готова, народ уже сознавал эсхатологическое сознание, неминуемо ведущее страну к гибели, поэтому общество проявляет невиданную до этого открытость, готовность перенять все из вне, возникает довольно заметная тяга всех слоев населения к просвещению (в первую очередь городского, посадского и наиболее дальновидные церковные деятели).
Процесс реформации застоявшейся и отставшей от всех России начался ещё в XII веке, но только Петр I и продолжавшая его политику Екатерина II, взявшие борозды правления в свои руки, положили начало новому периоду русской истории, преобразования оставили глубокий след, ставший бесценным кладом для дальнейших поколений.
I.2 Сущность и содержание Петровских реформ и реформ его последователей
В следующем параграфе автор рассмотрит подробно преобразования в культурной, политической, просветительской сферах жизнедеятельности Российского государства XVIII века. Государственные преобразования отчетливо делятся на два этапа. Первый начинается с конца XVII века и продолжается до 1711 года. Затем до 1717 идут лишь некоторые корректировки в созданных в ходе первого этапа институтах, без какого-либо кардинального изменения их. С конца 1717- начала 1718 годов наступает второй этап реформ, и активность реформаторской деятельности резко возрастает. Период от первых петровских преобразований до новой крупной модернизации страны при Екатерине II В. О. Ключевский называет «эпохой дворцовых переворотов», в течение которой трон занимали шесть монархов, но их деятельность имеет довольно односторонний характер, направленный на удержание власти в своих руках, на расширение прав и привилегии дворянства, дальнейшее закрепощение крестьянства и попытки приспособить аппарат чиновничье - бюрократической машины к изменяющимся условиям жизни, а не на преобразования своей страны. Подобная политика отразилась в практически полном отсутствии крупных реформ в течение второй четверти - середины XIII века. Опираясь на выше перечисленные причины, автор затронет особенности реформаторской деятельности в области КПД середины века лишь на уровне сравнения с петровскими, чья политика стала несомненно ведущей в XIII веке и с точки зрения предпосылок екатерининских преобразований, положивших начало новым путям развития.
Преобразования, начатые в сфере государственного аппарата, перебрасываются на другие области жизни русского общества, прежде всего на социальную. Не смотря на отсутствие какой-либо схемы в проведении преобразований, реформы коснулись всех сфер жизнедеятельности, в том числе, политической, культурной, социальной, духовной, возведя Россию на качественно новый этап развития и процветания.
С императрицей Екатериной II связана политика просвещенного абсолютизма в России, век пронизывала идея всесословной ценности человека, носителями которой были выдающиеся деятели русского Просвещения. Враждебное отношение к Французской революции, преследование передовых людей внутри страны свидетельствовали о конце этой политики.
Для рассмотрения данной темы автор обратился к трудам многих авторов, потому что данный вопрос рассмотрен довольно полно в различной литературе. Мне понадобились работы А. С. Орлова, который особое внимание уделяет политической сфере петровских реформ, обращается к временам правления последующих императоров XIII века; Б. И. Краснобаева, акцентирующего свое внимание на системе образования XIII столетия, останавливающегося на вопросах периодической печати этого времени; Н. И. Павленко, Е. Анисимова, А. С. Орлова, Х. Багера, заостряющих свое внимание на церковных преобразованиях; К. Валишевского, обращающегося к правлению последователей Петра I; Г. Б. Полякову, делающему выводы о влиянии преобразований различных политических деятелей на ход истории.
Образование
В данном пункте подробно рассматривается процесс становления светского образования в России XIII века, для разработки данного вопроса автор обращается к работам Б. И. Краснобаева, А. С. Орлова. В истории народного образования России XVIII век занимает особое место; именно тогда была создана первая светская школа, сделана попытка организовать государственную систему народного образования; впервые были разработаны и применены на практике основы светского воспитания и обучения детей.
Потребность в светском образовании возникла из-за стремительного развития социально-экономической жизни в XVII веке. Ремесленное производство, мануфактуры, торговля, зодчество, военное дело, врачевание остро нуждались в специалистах. «Пытливая человеческая мысль стремилась выйти за тесные пределы средневекового религиозного мировоззрения» [красноб].
Государство, находясь на стадии оформления абсолютизма, испытывало острую нужду в грамотных людях; церковные деятели одной из причин падения церковного авторитета видели в невежестве низшего и среднего духовенства. Вопрос об образовании вызывал немало споров в обществе. Многим деятелям того времени была не чужда мысль об образовании народа, в том числе и крепостных крестьян. И. Т. Посошков считал, что «не малая пакость крестьянам чиниться и оттого, что грамотных людей у них нет», поэтому их всячески обманывают. Помещики напротив считали обучение крестьян в «законе Божьем» залогом их добросовестной работы. Само дело народного образования имело специфические трудности - ни опыта в организации народного просвещения, ни разработанных педагогических теорий, применительных к отечественным условиям не существовали.
В развитии школ и просвещения ученые - историки условно выделяют четыре периода.
Первый охватывает конец XVII и первую четверть XVIII веков. Время создания первых светских школ, дававших начальные практические знания, необходимые в связи с внешнеполитической обстановкой.
Второй период с 1730 по 1755 года. Возникновение закрытых сословных дворянских заведений, складывание системы дворянского образования. Создание Московского университета.
Третий этап с 1755 по 1782 года. Развитие просветительских педагогических идей, реформы учебных заведений.
Четвертый период датируется 1782(86) по 1804 годами. Характеризуется попыткой создания государственной системы народного образования.
Во время первого периода в Москве по инициативе Симеона Полоцкого открывается Славяно-греко-латинская академия, где лекции по философии слушали 45 человек, так же она готовила переводчиков, справщиков( редакторов), преподавателей, но необходимы были и специалисты владеющие военно-инженерным и медицинским делом. В 1701 году в Москве была заведена артиллерийская школа, в 1707 - медицинское училище, в 1712 - инженерная школа.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7